Изобразительная деятельность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Изобразительная деятельность»
(Вариант 8.4)
4 класс

с. Армизонское 2024
2024 г.

1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
8.4) МАОУ Армизонская СОШ.
5. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Цели и задачи программы
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование
умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными
материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие
художественнотворческих способностей.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка",
"Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо
вызывать у обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и
стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается
уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках,
творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности
полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь обучающегося интереснее и ярче,
способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо
применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Изобразительная
деятельность
Час/нед
Час/год

4
2
68
2

В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки
изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении
изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
учебного предмета рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям
обучающихся.
Личностные результаты
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета заносятся в СИПР и
с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей
обучающихся:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация,
рисование; использование различных изобразительных технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования,
лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе
изобразительной деятельности;
стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать
результаты работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
3

деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками,
взрослыми;
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для
участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
5. Содержание учебного курса
Содержание учебного предмета "Изобразительная деятельность" представлено
следующими разделами "Лепка", "Рисование", "Аппликация".
Раздел "Лепка".
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами:
стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины).
Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска.
Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках),
получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону
стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик.
Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали.
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание
колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия
прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение декоративного
материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие
рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка
нескольких предметов, объединенных сюжетом.
Раздел "Аппликация".
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга,
салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для
изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по
диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по
контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей
между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной
аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования
объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание
сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Раздел "Рисование".
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования:
краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды.
4

Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение
последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой,
снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о
край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение приемов
рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор
цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий.
Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная
штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по
трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование
растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента
растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и
геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка
отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.
Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из
предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных
техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками, граттаж, "под
батик".
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов
деятельности обучающихся по классам представлено в приложении.
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
"Изобразительная
деятельность" предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной
деятельностью, включающие кисти, ножницы специализированные, для фигурного
вырезания, для левой руки), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные
доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии,
пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин;
изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в
соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом
для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации,
аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер,
проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения
бумаги и работ обучающихся; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для
изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман),
карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски
(акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные
материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина).

5

Приложение

Тема
Аппликация
Аппликация «Осень»

Дата

Кол-во
часов
1

Календарно- тематическое планирование
4 класс (68 ч.)

Формируемые
представления
Виды бумаги.

Материалы и оборудование

Цветная бумага, картон,

6

Содержание, виды деятельности

Знакомство с разными видами бумаги: картон,

фольга, салфетка и др.

фольга, салфетка, цветочная и т.д.
Отличительные свойства разных видов бумаги
(плотность, блеск, фактура). Нахождение
заданного вида бумаги из ряда предложенных
материалов (например, из ряда «картон-мехткань-клеенка-салфетка» ребенок выбирает
салфетку и картон).
Знакомство с инструментами (ножницы, шило и
др.) и приспособлениями (войлок, трафареты и
др.), необходимыми для изготовления
аппликации, их назначением.
Знакомство с действием сминания бумаги.
Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).

Аппликация «В
саду»

1

Инструменты.

Ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол и др.

Сминание бумаги

1

Бумага.

Бумага.

Отрывание бумаги
заданной формы
(размера)
Намазывание всей
(части) поверхности
клеем
Прокол бумаги

1

Бумага.

Бумага различных размеров.

2

Клей, бумага, салфетки,
подкладочная салфетка.

Клей, бумага, салфетки,
подкладочная салфетка.

Намазывание всей (части) поверхности клеем.

1

Выкалывание по
контуру

1

Шило, бумага,
подкладочная салфетка.
Шило, бумага,
подкладочная салфетка.

Шило, бумага, подкладочная
салфетка.
шило, бумага, подкладочная
салфетка

Работа с ножницами

2

Ножницы, бумага.

Ножницы, бумага.

Вырезание по
контуру
Сборка иллюстрации
из нескольких
деталей

1

Ножницы, бумага.

Ножницы, бумага.

Выкалывание шилом: прокол бумаги,
выкалывание по прямой линии.
Знакомство с правилами техники безопасности,
которые ребенок учится соблюдать в процессе
работы с шилом. Выкалывание по контуру.
Знакомство с правилами техники безопасности,
которые ребенок учится соблюдать в процессе
работы с ножницами. Разрезание бумаги
ножницами: выполнение надреза, разрезание
листа бумаги.
Вырезание по контуру.

1

Ножницы, бумага.

Детали разнообразных
вырезанных предметов для
сборки единого целого
предмета.
7

Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.

Аппликация
«Город», «Деревня»

2

Технологическая карта
последовательности.

Работа с
декоративными
материалами

2

Технологическая карта
последовательности.

3

3

Лепка (51 час)
Пластичные
материалы

Инструменты для
работы с
пластилином

Технологическая карта
последовательности при
сборке предметов. Детали
разнообразных вырезанных
предметов для сборки единого
целого предмета.
Технологическая карта
последовательности при
сборке предметов. Детали
разнообразных вырезанных
предметов для сборки единого
целого предмета.

Заготовка деталей, сборка изображения объекта,
намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.

Пластилин, тесто, глина.

Пластилин, тесто, глина.

Инструменты.

Стека, нож, скалка, валик,
форма, подложка, штамп.

Сначала ребёнок учится выбирать
определённый вид пластичного материала из 2х предложенных (например, лист цветной
бумаги и кусочек пластилина). Обращается
внимание на отличительные свойства
пластичных материалов (мягкий, гибкий, не
текучий). Ребенок учится выбирать заданный
вид пластичного материала из ряда
предложенных материалов (например, из ряда
«солёное тесто- глина- пластилин» ребенок
выбирает глину).
Ребенок знакомится с инструментами и
приспособлениями, необходимыми для работы с
пластичными материалами, их назначением.
Стека (стека-петелька, стека с зубчиками на
рабочей части) предназначена для проработки
мелких деталей, уборки лишнего материала,
нанесения декоративных элементов и др.; нож с
деревянным или металлическим лезвием
предназначен для разрезания материала; скалка,
валик предназначены для раскатывания
материала; с помощью штампов наносят
отпечатки, рельефные узоры; формы

8

Заготовка деталей, сборка орнамента способом
чередования объектов, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.

Разминание
пластилина
Раскатывание теста
(глины) скалкой
Отрывание кусочка
материала от целого
куска
Размазывание
пластилина по
шаблону
Катание колбаски на
доске (в руках)
II полугодие (53 час)
Катание шарика на
доске (в руках)

3
3

Пластилин (тесто,
глина).
Тесто (глина), скалка.

Тесто, пластилин.

предназначены для придания материалу
определенной формы. Кроме инструментов, при
работе с пластичными материалами используют
дощечку (прорезиненную подложку).
Работа с пластилином.

Скалка, доска разделочная,
тесто.
Тесто, пластилин, глина,
доска, салфетка, стека.

Раскатывание скалкой тесто на разделочной
доске.
Отрывание кусочка материала от целого куска.

2

Стека, тесто, пластилин,
глина, доска.

3

Шаблон.

Тесто, пластилин, глина,
доска, салфетка, стека.

Размазывание пластилина по шаблону (внутри
контура).

3

Шаблон.

Тесто, пластилин, глина,
доска, салфетка, стека.

Катание колбаски на доске (в руках).

2

Доска, салфетка, стека.

Тесто, пластилин, глина,
доска, салфетка, стека.

Катание шарика на доске (в руках).

Выдавливание
формы
Работа со стекой

1

Формочки.

1

Ножи, шило.

Декоративный
материал в изделиях
Мелкие детали в
изделиях. Украшение
предмета
Сюжетная лепка

1

Получение формы путем выдавливания
формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом и др.).
Нанесение декоративного материала на изделие.

1

Декоративный
материал.
Мелкие детали.

Формочки, тесто, пластилин,
салфетка.
Ножи, шило, пластилин,
тесто.
Природный материал,
монетки, крупа и т.д.
Пластилин, глина, стека,
доска, салфетки.

4

Сюжет.

Материал для лепки.

Лепка нескольких предметов, объединённых
сюжетом.

Приемы рисования
карандашом
Алгоритм работы с

2

Приёмы рисования
карандашом.
Технологическая карта

Альбомы, карандаши.

Освоение приемов рисования карандашом.

Баночки с водой, краски,

Опускание кисти в баночку с водой, снятие

2

9

Дополнение изделия мелкими деталями.

красками

последовательности.

кисточки, альбомы.

Работа кисточкой

1

Примакивание.

Баночки с водой, краски,
кисточки, альбомы.

Я выбираю цвет!

1

Примакивание.

Смешивание красок

1

Геометрические
фигуры. Рисование,
заданной формы
Закрашивание
внутри контура
Рисование контура
предмета по
контурным линиям
Дорисуй!

1

Смешивание красок
других цветов.
Геометрические
фигуры.

Баночки с водой, краски,
кисточки, альбомы.
Баночки с водой, краски,
кисточки, альбомы.
Карандаши, листы бумаги.

Рисование
растительных
(геометрических)
элементов орнамента
Я рисую. Выбор
цвета и сюжета.
Расположение
объектов на
поверхности листа
при рисовании
сюжетного рисунка
Выбери и дополни.
Сюжетный рисунок.

лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти
в краску, снятие лишней краски о край баночки,
рисование на листе бумаги, опускание кисти в
воду и т.д.
Освоение приемов рисования кистью: прием
касания, прием примакивания, прием
наращивания массы.
Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем смешивания
красок других цветов.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник).

1

Контур.

1

Контур, опорная точка.

2

Карандаши, листы бумаги.

1

Симметричная
половина.
Орнамент.

Баночки с водой, краски,
кисточки, альбомы.

Закрашивание внутри контура (заполнение всей
поверхности внутри контура).
Рисование контура предмета по контурным
линиям (по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону, по представлению).
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Рисование растительных (геометрических)
элементов орнамента.

2

Сюжет.

2

Сюжетный рисунок.

Баночки с водой, краски,
кисточки, альбомы.
Баночки с водой, краски,
кисточки, альбомы.

Подбор цвета в соответствии с сюжетом
рисунка.
Расположение объектов на поверхности листа
при рисовании сюжетного рисунка.

4

Сюжетный рисунок.

Баночки с водой, краски,
кисточки, альбомы.

Дополнение сюжетного рисунка отдельными
предметами (объектами), связанными между
собой по смыслу.

Баночки с водой, краски,
кисточки, альбомы.
Альбомы, карандаши.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».