Формирование
функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного
образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель
качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Виды функциональной
грамотности.
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность
к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста,
интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических
задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык
функциональной грамотности.
Математическая
грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и
его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая
грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает
навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни.
Креативное мышление
— это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных
решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции
— это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с
разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на
восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в
открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного
культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому
достоинству.