Окружающий природный мир вариант 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

Директор
________________________

Каканова Л.С.
Селянкина Е.Л. ________________________
Приказ
№
52-ос
Протокол № 1
Обухова О.Ф.
от «30» 08 2024 г.
от «26» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Окружающий и природный мир»
(Вариант2)
1,4,5,7,8 классы

с. Армизонское 2024
2

1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ ОШ
№ 2 города Тюмени.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МБОУ ОШ № 2
города Тюмени.
Цели и задачи программы
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об
объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире.
2. Общая характеристика учебного предмета
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем
природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий
природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный
мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает
знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных
изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится
устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с
разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь
живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся
условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу
за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия:
посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое
внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к
ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к
общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его
строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных
объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый,
подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные или
3

несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни
человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование
представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание
гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение
съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Окружающий
природный мир
Час/нед
Час/год

1

4

5

7

8

2
66

2
68

2
68

2
68

2
68

4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
учебного предмета рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям
обучающихся.
Личностные результаты
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета заносятся в СИПР и
с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей
обучающихся:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям:
4

интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг,
река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые);
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды,
понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).
3) Элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней
недели, месяцев в году.
5. Содержание учебного курса
Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено
следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные
представления", "Объекты неживой природы".
Раздел "Растительный мир":
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей
растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива,
каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение)
плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и
хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание
(различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина,
боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников
в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон,
апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни
человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук,
картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в
жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод
(смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика,
брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод.
Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание
(различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, опенок,
поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка).
Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни
человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых
цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия,
пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка,
5

фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов
(корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со
временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни
человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и
дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик,
подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение)
лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус,
фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными
растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение)
зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по
внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание
(различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание
особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений
природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание
особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Раздел "Животный мир".
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы,
хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков
животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание
(различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).
Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних
животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение)
детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок,
котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж,
кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких
животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения
диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных
(волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса
(белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения
животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов
передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот,
крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания
животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление
связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание
(различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей
внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу
"домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок,
индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел,
синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка,
дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу
"перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание
значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание
значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост,
6

плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб.
Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в
жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела
насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей,
кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание
значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских
обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка).
Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя
с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских
обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в
квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).
Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание
Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение)
небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения
Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание
значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение
месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и
небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага,
равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте.
Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и
жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в
лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни
человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк,
песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды.
Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки.
Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на
реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня
(полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение
правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о
сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с
видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание
(различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами
деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание
(различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение
года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен
года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о
последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное
время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание
(различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
7

6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся по классам представлено в приложении.
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни,
почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе
собранного вместе с обучающимися в ходе экскурсий); наглядный изобразительный
материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей,
фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями,
животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие
тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и
другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
обучающихся доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок,
аквариум, скотный дворик, огород, теплица.
По возможности, в организации создаются "живые уголки" для непосредственного
контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками,
морскими свинками). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть
создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит
учебный огород и (или) поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия
эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой
деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями
способствуют нормализации эмоционального состояния обучающихся в процессе их
непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности
выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать
учебные поездки обучающихся в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства.

8

Приложение
Календарно- тематическое планирование

9

Тема

Дата
план

Дата
факт

Колво
часов

1 класс
Формируемые представления

Материалы и
оборудование

Временные представления-18 часов
Элементарные представления об
Карточки с
объектах и явлениях неживой природы изображением
признаков осени,
игра «времена года»,
сухие листья.

Осень, в гости
просим

2

Человек и природа

2

Элементарные представления об
объектах и явлениях неживой природы.
Проявляет интерес к окружающим
предметам.

Карточки, игра
«Времена года»,
листья, вода.

Одежда и обувь
человека осенью

2

Представления об одежде и обуви
человека осенью.

Одежда, обувь,
карточки по теме.

Что нам осень

2

Формируем представления об осеннем

Овощи, карточки по

10

Содержание, виды
деятельности
Понимает простую
инструкцию. Замечает с
помощью учителя
изменения в природе,
может с помощью
учителя найти признаки.
Учится работать с
иллюстрациями. Работает
по образцу, по
подражанию, по
инструкции учителя.
Понимает простую
инструкцию. Знает
изменения,
происходящие в жизни
людей, природы,
животных осенью.
Экскурсия по осеннему
парку, наблюдение.
Понимает и выполняет
простую инструкцию.
Находит по названию
учителя обувь и одежду,
показывает, выполняет
простые действия с
одеждой.
Слушает, понимает и

принесла.
Овощи

урожае, учится находить овощи (с
помощью учителя).

Что нам осень
принесла.
Фрукты

2

Формируем представления об осеннем
урожае, учится находить фрукты (с
помощью учителя).

Что нам осень
принесла.
Грибы

2

Формируем представления об грибах,
умеет находить и отличать на
картинках, знает где растут.

Какие бывают
растения.
Части дерева

2

Расширяем и формируем
представления учащегося о дереве, его
частях (листья)

Явления природы:
дождь, листопад

2

Учится наблюдать за явлениями
природы, расширяем представления о
природных явлениях.

Обобщающий урок
«В гости к осени»

2

Элементарные представления об
объектах и явлениях неживой природы
11

теме

выполняет простую
инструкцию. Находит
нужный овощ, соотносит
с картинкой, выполняет
простые действия с ним.
Фрукты, карточки по Слушает, понимает и
теме
выполняет простую
инструкцию. Находит
нужный фрукт, соотносит
с картинкой, выполняет
простые действия с ним.
Гриб (муляж),
Слушает, понимает и
карточки с грибами. выполняет простую
Сюжетные картинки инструкцию. Может по
с грибами, корзинка. инструкции учителя
найти и показать гриб.
Клей, цветная
Слушает и выполняет
бумага, картон.
простую инструкцию
педагога, работает по
образцу, по подражанию.
Аппликация.
Клей, листья, картон Учится фиксировать
самостоятельно взгляд на
предмете по просьбе
педагога. Выполняет
простую инструкцию
педагога, работает по
образцу, по подражанию.
Составление гербария.
Картинки, сюжетные Учится слушать и
картинки по теме,
выполнять инструкцию
магнитная игра
педагога. Экскурсия по

«Времена года».
Животный и растительный мир-6 часов
Узнает и выделяет животных (медведь, Карточки, фигурка
заяц, лиса, волк, еж, белка).
медведя, лисы,
зайца, волка, ежа,
белки.

В мире животных

2

Домашние
животные осенью

2

Корова, свинья, собака, кошка,

Фотографии
животных, фигурки.

Растения осенью

2

Формируем представления ребенка об
изменениях в природе осенью.

Фотографии,
картинки, листья,
экскурсия.

Здравствуй,
зимушка-зима!

2

Временные представления-13 часов
Формируем представления о времени
года зима, о ее признаках. Учимся
отличать холодный-горячий.

Картинки с
временем года,
картинки со снегом.

Одежда и обувь

2

Представления об одежде и обуви

Одежда, обувь,

12

осеннему парку,
собираем листья.
Узнавание диких и
домашних животных.
Формирование
Представления о времени
года-осень. Повторение
признаков осени.

Узнавание домашних
животных. Повторение
признаков осени.
Учимся показывать
признаки растений
осенью, может показать
лист на дереве.
Повторение признаков
осени.
Формирование
представлений о времени
года зима. Учится
работать по инструкции,
по подражанию, по
образцу. Фокусирует
взгляд на заданном
предмете, использует
указательный жест.
Понимает и выполняет

человека зимой.

человека зимой.

карточки по теме.

Зимние забавы

2

Представления о зимних играх,
развлечениях. Свойства снега.

Снег, экскурсия в
зимний двор.

Зимние явления
природы (снег,
метель, лед

2

Учится находит заданный предмет по
инструкции или описанию учителя,
выполняет простые действия.

Экскурсия в зимний
двор

Повторение
признаков зимы

2

Закрепление пройденной темы,
формирование представлений о
признаках зимы.

Карточки по теме,
наблюдение.

Изготовление
украшения на елку
(игрушка)

3

Учится сотрудничать со сверстниками
Картон, клей,
и взрослыми, учится
цветная бумага.
самостоятельности, работает по
подражанию и образцу.
Объекты неживой природы-10 часов
13

простую инструкцию.
Находит по названию
учителя обувь и одежду,
показывает, выполняет
простые действия с
одеждой.
Понимает и выполняет
простую инструкцию
педагога. Учится
взаимодействовать со
сверстниками, выполняет
простые игровые
действия.
Понимает и выполняет
простую инструкцию,
учится
взаимодействовать со
сверстниками.
Формирование
представлений о времени
года зима. Учится
работать по инструкции,
по подражанию, по
образцу. Фокусирует
взгляд на заданном
предмете, использует
указательный жест.
Понимает и выполняет
простую инструкцию,
учится работать по
образцу, по подражанию.

Воздух и вода,
значение для
человека

3

Свойства воды и воздуха. Учимся
различать воду и воздух, учимся
переливать воду.

Стаканчики, вода,
бутылка.

Дерево, ткань,
резина.

4

Формируем познавательный интерес,
учимся различать на ощупь. Изучаем
предметы из материалов темы.

Предметы из дерева,
ткани, резины.

Явления природы:
солнце, ветер.

3

Узнавать с помощью учителя
изученные природные объекты

Видео, рисунки ,
Пиктограммы с
изображением
природных
изменений в
природе.

Оживает все кругом!
Весна

4

Одежда и обувь
весной

3

Временные представления-11 часов
Формируем представления о времени
года зима, о ее признаках. Выкладывает
в правильной последовательности
времена года.

Представления об одежде и обуви
человека весной. Может выбрать
нужную одежду и обувь. Снимает и
надевает по инструкции учителя.
14

Картинки с
временем года,
магнитная игра
«Времена года».
Карточки времена
года.

Одежда, обувь,
карточки по теме.

Понимает и выполняет
простую инструкцию,
учится работать по
образцу, по подражанию.
Понимает и выполняет
простую инструкцию,
учится работать по
образцу, по подражанию.
Учится с помощью
учителя различать на
ощупь предметы из
данных материалов.
Наблюдение, прогулка.
Находит на картинке
солнце,

Формирование
представлений о времени
года весна. Учится
работать по инструкции,
по подражанию, по
образцу. Фокусирует
взгляд на заданном
предмете, использует
указательный жест.
Понимает и выполняет
простую инструкцию.
Находит по названию
учителя обувь и одежду,

Повторение
признаков весны

2

В саду и в огороде

2

Муха-Цокотуха

2

Закрепление по теме
«Птицы»

2

Закрепление по теме
«Животные»

2

Скоро лето!

2

Закрепление пройденной темы,
формирование представлений о
признаках весны.

Карточки по теме,
наблюдение.

Животный и растительный мир-10 часов
Проявляет интерес к природе.
Семена, горшки
Наблюдает за явлениями растительного
мира.
Проявляет интерес к живой природе,
Карточки по теме,
рассматривает насекомых на карточках. видео/мультфильм
о насекомых
Проявляет интерес к живой природе,
Карточки с
может выделить птиц на картинке.
птицами,
наблюдение на
прогулке.
Проявляет интерес к живой природе,
Карточки, фигурки
находит и узнает животных на
животных,
карточках.
мультфильмы о
животных
Формируем представления о времени
Карточки с
года лето, о ее признаках. Выкладывает временами года,
в правильной последовательности
наблюдение.
времена года.
15

показывает, выполняет
простые действия с
одеждой.
Формирование
представлений о времени
года весна. Учится
работать по инструкции,
по подражанию, по
образцу. Фокусирует
взгляд на заданном
предмете, использует
указательный жест.
Садим семена, лук.
Наблюдение.
Наблюдение, фиксирует
взгляд на картинке.
Наблюдает, фиксирует
взгляд на карточке,
использует указательный
жест.
Наблюдает, фиксирует
взгляд на карточке,
использует указательный
жест
Формирование
представлений о времени
года лето. Учится
работать по инструкции,
по подражанию, по

образцу. Фокусирует
взгляд на заданном
предмете, использует
указательный жест.

Тема

Дата

Кол-во
часов

Временные представления
Сутки
2

Календарно- тематическое планирование
4 класс
Материалы
и Содержание, виды деятельности
Формируемые
оборудование
представления
утро, день, вечер, Сюжетные
ночь, светло, темно
предметные
раскраски

16

иллюстрации, Ребенок получает первые представления о
картинки, единицах
измерения
времени
(сутки).
Знакомится с признаками дня и ночи, утра и
вечера (например, день – на небе светит
солнце, облака, светло; ночь – на небе
появляются луна, звезды, темно), знакомится
со сменой частей суток, ориентируясь на
положение солнца в разное время суток
(утром солнце поднимается над землей, днем
– стоит высоко, вечером – опускается к земле,
ночью – солнца нет, появляются луна /месяц,
звезды), знакомится с видами деятельности
людей в разные части суток.

Мой день. Режим
дня
Дни недели
Неделя
Рабочие дни и
выходные

1

Год

4

Явления природы
в разные времена
года

2

Месяц

1

Какая
погода?

1
1
1

Рабочие
дни, Сюжетные
выходные
дни, предметные
понедельник, вторник, календарь
среда,
четверг,
пятница,
суббота,
воскресенье

иллюстрации, Ребенок знакомится с единицей измерения
картинки, времени – неделей, состоящей из дней;
получает представления о днях недели, их
названии, последовательности, связывает их с
определёнными
видами
деятельности
(например, в понедельник хожу в бассейн);
учится различать рабочие и выходные дни.

осень, листопад, зима, Сюжетные иллюстрации,
снег, мороз, лето, предметные
картинки,
жарко, весна, почки, календарь, раскраски
ледоход, время года,
последовательность
месяцев сезон

сегодня

1

Животный мир
Представление о
животном

погода,
пасмурно,
осадки

ясно, Сюжетные
облачно, предметные
раскраски

3

животное,
туловище,

голова, Сюжетные
шерсть, предметные
17

Ребенок
получает
представление
о
характерных признаках времени года, учится
их называть, наблюдает за изменениями в
природе, погоде (например, осенью листья
становятся желтыми, красными, оранжевыми,
опадают; изменяется долгота дня, изменяется
температура, часто идет дождь); знакомится с
сезонными изменениями, происходящими в
жизни животных (например, зимой медведь
спит) и человека (например, весной сажают
растения).
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга,
туман, гром, ветер); соотнесение явлений
природы с временем года
Представление
о
годе
как
о
последовательности сезонов
иллюстрации, Рассказ о погоде текущего дня
картинки,

иллюстрации, Знание
картинки, знание

основных
строения

признаков животного;
животного
(голова,

лапы, хвост,
копыта, рога.

Домашние
животные

1

Значение
домашних
животных в жизни
человека
Уход
за
домашними
животными

2

Дикие животные

1

Значение
диких
животных в жизни
человека

1

Птицы

2

1

ноги, набор резиновых игрушек,
раскраски

домашние животные,
корова,
теленок,
свинья,
поросенок,
лошадь,
жеребенок,
коза, козленок, овца,
ягненок, баран, кот,
котенок,
собака,
щенок,
голова,
туловище, лапы, ноги,
рога, хвост, копыта,
грива, шерсть, вымя,
пятачок, уши.
дикие
животные, волк,
волчонок,
лиса,
лисенок,
медведь,
медвежонок,
заяц,
зайчонок,
белка,
бельчонок,
ёж,
иголки,
голова,
туловище, лапы, ноги,
рога, хвост, копыта,
шерсть, уши.
птица, голова, клюв,
туловище,
хвост,
ноги, крылья, перья

туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта,
грива, шерсть, вымя, пятачок, уши);
установление связи строения тела животного
с его образом жизни. Ребенок получает
представление о животном, его строении на
примере собаки и лошади, их отличии от
других представителей животного мира.
Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) домашних животных
предметные
картинки, (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран),
набор резиновых игрушек, кот, собака); знание питания домашних
раскраски
животных
Знание значения домашних животных в
жизни человека
Уход за домашними животными (котом,
собакой и др.)
Сюжетные иллюстрации,
предметные
картинки,
набор резиновых игрушек,
раскраски

Сюжетные
предметные
раскраски
18

Знакомство
с
дикими
животными,
особенностями их внешнего вида, их
питанием, способом передвижения. Ребенок
учится называть их, объединять в группу по
месту обитания (живут в лесу, сами
добывают себе корм); знакомится с
детенышами диких животных.
Знание значения диких животных в жизни
человека

иллюстрации, Представление о строении птицы на примере
картинки, голубя,
его
отличии
от
других
представителей животного мира. Их тело

Домашние птицы

2

домашняя
птица, Сюжетные
курица,
цыпленок, предметные
утка, утенок, гусь, раскраски
гусенок,
индюк,
индюшонок,
петух,
яйцо, корм

иллюстрации,
картинки,

Зимующие птицы

2

перелётные
зимующие
голубь,
воробей,
синица

иллюстрации,
картинки,

птицы, Сюжетные
птицы, предметные
ворона, раскраски
снегирь,

19

приспособлено к полету, хотя некоторые
виды птиц, например киви и пингвины,
потеряли способность летать. Перья имеют
важное значение в жизни птицы: сохраняют
тепло тела и защищают птицу от намокания;
благодаря перьям крыльев птицы могут
летать, оперение придает телу птицы
обтекаемую форму, которая также облегчает
передвижение в воздухе. Птицы издают
разнообразные звуки. Одни используют для
этого
клюв,
другие
—
оперение.
Большинство птиц голосовыми сигналами и
песнями общаются друг с другом.
Знакомство
с
домашними
птицами,
особенностями их внешнего вида, звуками,
которые издают домашние птицы, чем
питаются, как передвигаются. Ребенок учится
называть их, объединять в группу по месту
обитания (живут рядом с человеком, и он
ухаживает за ними), знакомится со значением
птиц в жизни человека; знакомится с
детенышами домашних птиц.
Ребенок
знакомится
с
птицами,
особенностями их внешнего вида, их
питанием, способом передвижения. Ребенок
учится называть их, объединять в группу по
месту обитания (живут в лесу, в городе).
Значение птиц в жизни человека и в природе.
Ребенок получает представление о зимующих
и перелетных птицах, учится объединять их в
группы. Внимание обращается на то, что
зимующие птицы нуждаются в заботе
человека (корм, кормушки).

Перелетные птицы

2

Водоплавающие
птицы

2

Значение птиц в
жизни человека

1

Рыбы

2

Речные рыбы

2

перелётные
птицы, Сюжетные
журавль,
аист, предметные
зимующие птицы
раскраски

иллюстрации, Знакомство с птицами, особенностями их
картинки, внешнего вида, их питанием, способом
передвижения. Ребенок учится называть их,
объединять в группу по месту обитания
(живут в лесу, в городе). Значение птиц в
жизни человека и в природе. Ребенок
получает представление о зимующих и
перелетных птицах, учится объединять их в
группы. Внимание обращается на то, что
зимующие птицы нуждаются в заботе
человека (корм, кормушки).
водоплавающая птица Сюжетные иллюстрации, Знакомство с водоплавающими птицами,
, лебедь, утка, гусь
предметные
картинки, местом
обитания,
особенностями
их
раскраски
внешнего вида, их питанием, способом
передвижения,
учится
называть
их,
определять значение птиц в жизни человека,
в природе.
II полугодие (36 часов)
перелётные
птицы, Сюжетные иллюстрации, Знание значения птиц в жизни человека
журавль,
аист, предметные
картинки,
зимующие
птицы, раскраски
голубь,
ворона,
воробей,
снегирь,
синица, дикая утка,
дикий гусь
рыба, голова,
Сюжетные иллюстрации, Знание строения рыбы (голова, туловище,
туловище,
хвост, предметные
картинки, хвост, плавники, жабры); установление связи
плавники,
чешуя, раскраски
строения тела рыбы с ее образом жизни
жабры
рыба, окунь, щука, Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) речных рыб (окунь,
голова,
туловище, предметные
картинки, щука)
хвост,
плавники, раскраски
20

Значение рыб в
жизни человека
Насекомые

1

чешуя, жабры

1

Строение
насекомых

насекомое, голова,
грудь, брюшко, усики,
крылья

2

Значение
насекомых
в
жизни человека
Объекты природы
Земля и небо

1

Глобус

1

Воздух

1

Суша и водоем

1

Лес

1

Правила
поведения в лесу
Водоёмы

1

Правила
поведения

1

на

1

1

Сюжетные
предметные
раскраски

Знание значения речных рыб в жизни
человека, в природе
иллюстрации, Узнавание (различение) речных насекомых
картинки, (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик,
муха, комар, пчела)
Знание строения насекомого; установление
связи строения тела насекомого с его образом
жизни знание питания насекомых; знание
способов передвижения насекомых
Знание значения насекомых в жизни человека

Земля, дерево, дом, Сюжетные
человек, небо, звезда, предметные
луна, облако
раскраски

иллюстрации, Узнавание Солнца; знание значения солнца в
картинки, жизни человека и в природе; узнавание Луны;
Знание значения луны в жизни человека и в
природе
Земля, глобус, модель Глобус, изображение Земли Узнавание изображения Земли из космоса;
Земли,
суша,
узнавание глобуса – модели Земли
изображение
воздух, прозрачность
Сюжетные иллюстрации,
Знание свойств воздуха; знание значение
воздуха в природе и жизни человека
Суша, вода
Сюжетные
иллюстрации, Различение
земли,
неба;
определение
раскраски
месторасположения земли и неба
лес, деревья, грибы, Сюжетные иллюстрации, Узнавание леса; знание значения леса в
лесные ягоды, дикие предметные
картинки, природе и жизни человека
животные
раскраски
Соблюдение правил поведения в лесу
река, берег,
глубина

озеро, Сюжетные
предметные
раскраски
21

иллюстрации, Узнавание (различение) суши (водоема);
картинки, узнавание реки
Соблюдение правил поведения на реке;
соблюдение правил поведения на озере

водоёмах
Значение
водоёмов в жизни
человека,
в
природе
Растительный мир
Дерево,
куст,
трава

(пруду)
Знание значения водоемов в природе и жизни
человека

1

1

Части растений

1

Берёза, ель, сосна

2

Фрукты

2

Овощи

2

Ягоды

2

дерево, куст, трава, Сюжетные
корень, ветка, цветок, предметные
ствол, стебель, лист
раскраски

дерево, берёза, ель,
сосна,
лиственные,
хвойные,
корень,
ствол, ветка, лист,
иголка, кора
фрукт,
фруктовый
сад, яблоко, банан,
лимон,
апельсин,
груша,
мандарин,
персик, абрикос, киви,
косточка,
кожура,
долька,
кислый,
сладкий
овощ, огород, грядка,
лук,
картофель,
морковь,
свекла,
тыква, кожура, ботва
ягода, лесные ягоды,
садовые
ягоды,
клубника,
малина,

Сюжетные
предметные
раскраски

иллюстрации, Узнавание (различение) растений (дерево,
картинки, куст, трава); знание значения растений в
природе и жизни человека
Узнавание (различение) частей растений
(корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок);
знание значения частей растения
иллюстрации, Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель,
картинки, сосна); знание строения дерева (ствол,
корень,
ветки,
листья);
узнавание
(различение) лиственных и хвойных деревьев

Сюжетные иллюстрации,
предметные
картинки,
раскраски, набор резиновых
игрушек

Узнавание (различение) фруктов (яблоко,
банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду
(вкусу, запаху); знание значения фруктов в
жизни человека

Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) овощей (лук,
предметные
картинки, картофель, морковь, свекла, тыква) по
раскраски, набор игрушек
внешнему виду (вкусу, запаху); знание
значения овощей в жизни человека
Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) ягод (клубника,
предметные
картинки, малина, черника, брусника, клюква) по
раскраски
внешнему виду (вкусу, запаху); знание
22

Грибы

2

Садовые
цветочнодекоративные
растения
(астра,
роза)
Дикорастущие
цветочнодекоративные
растения
(ромашка,
колокольчик)

2

черника,
брусника,
клюква,
кислый,
сладкий
гриб, белый гриб,
мухомор,
поганка,
съедобные
грибы,
несъедобные грибы,
шляпка, ножка
астра, роза

1

ромашка, колокольчик

Тема

Сутки

Дни недели

Дата
план

Дата
факт

значения ягод в жизни человека
Сюжетные
предметные
раскраски

иллюстрации, Узнавание (различение) грибов (белый гриб,
картинки, мухомор, поганка) по внешнему виду; знание
строения гриба (ножка, шляпка); знание
значения грибов в природе и жизни человека

Сюжетные
предметные
раскраски

иллюстрации, Узнавание (различение) садовых цветочнокартинки, декоративных растений (астра, роза); знание
строения цветов (корень, стебель, листья,
цветок)

Сюжетные
предметные
раскраски

иллюстрации, Узнавание
(различение)
дикорастущих
картинки, цветочно-декоративных растений (ромашка,
колокольчик); знание строения цветов
(корень, стебель, листья, цветок)

Календарно- тематическое планирование
5 класс
Виды деятельности
Кол- Формируем Материалы и оборудование
во
ые
часов представлен
ия
Сутки, утро, Сюжетные картинки,
2
Узнавание (различение) частей суток.
день, вечер, карточки с частями суток,
Представление о сутках как о последовательности.
ночь
презентация
Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Определение частей суток по расположению
солнца.
2
Понедельник Сюжетные картинки,
Узнавание дней недели.
23

, вторник,
среда,
четверг,
пятница,
суббота,
воскресенье.
Время года,
зима, весна,
лето, осень

карточки с частями суток,
презентация

Представление о неделе, как о последовательности
7 дней.
Различение выходных и рабочих дней.

Сюжетные и предметные
картинки, разрезные
картинки

Распечатки с заданиями

Узнавание (различение) времен года по
характерным признакам.
Представление о годе, как о последовательности
сезонов.
Узнавание явлений природы характерных для
каждого времени года.
Соотнесение явлений природы с временем года.
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.
Узнавание (различение) частей суток.
Представление о сутках как о последовательности.
Узнавание дней недели.
Представление о неделе, как о последовательности
7 дней.
Узнавание (различение) времен года по
характерным признакам.
Представление о годе, как о последовательности
сезонов.

Времена года

2

Повторение
пройденного
материала

1

Сутки, дни
недели,
время года

Овощи

1

Овощи,
Муляжи овощей,
свекла,
презентация
кабачок,
морковь,
корень, плод,
листья

Узнавание (различение) овощей по внешнему виду
(свекла, кабачок, морковь).
Различение съедобных и несъедобных частей
овоща.
Знание значения овощей в жизни человека.
Знание способов переработки овощей.

Фрукты

1

Фрукты,

Узнавание (различение) фруктов по внешнему

Муляжи фруктов,
24

груша,
персик,
киви, плод

презентация

Фрукты и овощи

1

Фрукты,
овощи

Муляжи фруктов, овощей,
разрезные картинки

Грибы

3

Карточки с изображением
грибов

Растения

2

Гриб,
мухомор,
лисичка,
ножка,
шляпка
Растение,
трава,
кустарник,
дерево,
корень,
стебель,
листья, семя

Деревья

2

Обучающее видео, карточки
с изображением деревьев,
схема строения дерева

Кустарники

2

Дерево,
береза, дуб,
ель, ствол,
корень,
ветки,
листья,
почки, кора
Кустарник,

Презентация, карточки с
изображением растений

Карточки с изображением
25

виду (груша, персик, киви).
Различение съедобных и несъедобных частей
фрукта.
Знание значения фрукта в жизни человека.
Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) по внешнему виду.
Различение съедобных и несъедобных частей.
Знание значения овощей и фруктов в жизни
человека.
Знание способов переработки.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб,
мухомор, лисичка).
Знание строения гриба.
Знание значения грибов в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) растений (трава,
кустарник, дерево).
Узнавание частей растений.
Знание значения частей растения.
Знание изменений происходящих в жизни
растений в разное время года.
Знание значения растений в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, ель).
Знание строения дерева.
Узнавание (различение) лиственных и хвойных
деревьев.
Знание значения деревьев в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) кустарников (шиповник,

шиповник,
смородина,
сирень,
ветви,
корень,
листья
Травянистые
растения,
укроп,
подорожник,
крапива
Домашние
животные,
корова,
свинья,
собака

кустарников, схема строения
кустарника и дерева

смородина, сирень).
Знание особенностей внешнего строения
кустарника.

Презентация

Узнавание травянистых растений (укроп,
подорожник, крапива).
Знание значения трав в жизни человека.

Фигурки животных,
иллюстрации с животными,
сюжетные картинки

Узнавание (различение) домашних животных
(корова, свинья, собака).
Знание строения животного.
Знание питания домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние
животные».
Знание значения домашних животных в жизни
человека.
Уход за домашними животными.
Узнавание детенышей домашних животных.
Узнавание (различение) диких животных (еж, лось,
заяц).
Знание строения животного.
Знание питания диких животных.
Объединение животных в группу «дикие
животные».
Знание значения диких животных в жизни
человека.
Узнавание детенышей диких животных.
Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах холодного пояса (белый медведь,
пингвин, олень).

Травянистые
растения

3

Домашние
животные

3

Дикие животные

3

Дикие
животные,
еж, лось,
заяц

Иллюстрации с животными,
распечатки с заданиями,
обучающее видео

Животные
обитающие в
природных

3

Белый
медведь,
пингвин,

Иллюстрации с животными,
обучающее видео
26

зонах жаркого и
холодного пояса

олень,
жираф, слон,
бегемот

Практические
задания по
итогам
полугодия
Птицы

1

Домашние
птицы

3

Рыбы

2

Морские
обитатели

2

Космос

2

2

Распечатки с заданиями

Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах жаркого пояса (жираф, слон,
бегемот).
Установление связи строения животного с его
местом обитания.
Знание питания животных.
Повторение пройденного материала

Птицы,
голубь,
ворона,
воробей,
крылья,
лапы, перья,
клюв
Домашние
птицы, утка,
гусь, индюк

Презентация

Узнавание птиц (голубь, ворона, воробей).
Знание строения птицы.
Знание питания птиц.
Установление связи строения тела птицы с ее
образом жизни.

Картинки с изображением
домашних птиц и их
детенышей

Рыбы, щука,
сом, голова,
хвост,
плавники,
чешуя
Кит,
осьминог,
морская
звезда
Планета,

Картинки с изображением
рыб

Узнавание домашних птиц (утка, гусь, индюк).
Узнавание детенышей домашних птиц.
Объединение домашних птиц в группу «домашние
птицы».
Знание значения птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) рыб (щука, сом).
Знание строения рыбы.
Знание питания рыб.
Знание значения рыб в жизни человека, в природе

Обучающее видео,
презентация

Узнавание (различение) морских обитателей (кит,
осьминог, морская звезда).

Обучающее видео, картинки

Узнавание небесных тел (планета, звезда).

27

звезда,
космос

с изображением небесных
тел
Демонстрационный
материал: глина, песок,
презентация
Презентация, обучающее
видео

Полезные
ископаемые

2

Лес

2

Полезные
ископаемые,
глина, песок
Лес

Луг

2

Луг

Презентация, обучающее
видео

Лекарственные
растения

2

Картинки с изображением
лекарственных трав

Цветы

3

Комнатные
растения

3

Лекарственн
ые растения,
ромашка,
календула
Цветы,
тюльпан,
лилия, роза,
ландыш,
колокольчик,
подснежник
Комнатные
растения,
кактус,
фиалка

Зерновые
культуры

2

Зерно,
кукуруза,

Презентация

Карточки с изображением
цветов, схема строения
цветка

Демонстрационный
материал: цветок в горшке,
инвентарь для ухода за
растениями

28

Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли.
Знание значения солнца в жизни человека.
Узнавание некоторых полезных ископаемых
(глина, песок).
Значение в жизни человека.
Узнавание леса.
Знание значения леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса.
Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов.
Знание значения луга в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) лекарственных растений
(ромашка, календула).
Знание значения лекарственных растений в жизни
человека.
Узнавание (различение) садовых цветочнодекоративных растений (тюльпан, лилия, роза).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочнодекоративных растений (ландыш, колокольчик,
подснежник).
Знание строения цветов.
Узнавание (различение) комнатных растений
(кактус, фиалка, герань).
Знание строения растения.
Знание особенностей ухода за комнатными
растениями.
Знание значения комнатных растений в жизни
человека.
Узнавание (различение) зерновых культур
(кукуруза, пшеница).

пшеница
Ягоды

2

Насекомые

1

Река
Водоем
Практические
задания по
итогам года

№

Тема

Ягоды,
смородина,
клубника,
малина
Насекомые,
муравей,
кузнечик,
пчела

Картинки с изображением
ягод

2

Река

Обучающее видео

2

Водоем,
озеро, пруд

Обучающее видео
Распечатки с заданиями

2

Дата
план

Картинки с изображением
насекомых

Дата
факт

Знание значения зерновых культур в жизни
человека.
Узнавание (различение) ягод (смородина,
клубника, малина) по внешнему виду.
Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) насекомых (муравей,
кузнечик, пчела).
Знание строения насекомого.
Знание питания насекомых.
Знание способов передвижения насекомых.
Узнавание реки.
Знание значения реки в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на реке.
Знание значения водоёма в природе и жизни
человека.
Соблюдение правил поведения в озере(пруду).
Повторение пройденного материала

Календарно- тематическое планирование
7 класс
Кол Формируемые
Материалы и
-во
представления
оборудование
часо
в

29

Виды деятельности

1

2-3

4

Сутки

1

Сутки, утро,
день, вечер, ночь

Сюжетные
картинки,
карточки с
частями суток,
презентация

Дни недели

2

Обучающее
видео, сюжетные
картинки

Времена года

1

Понедельник,
вторник, среда,
четверг,
пятница,
суббота,
воскресенье
Время года,
зима, весна,
лето, осень

30

Сюжетные и
предметные
картинки,
разрезные
картинки

Узнавание (различение) частей суток.
Представление о сутках как о
последовательности.
Соотнесение частей суток с видами
деятельности.
Определение частей суток по
расположению солнца.
Узнавание дней недели.
Представление о неделе, как о
последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней.
Узнавание (различение) времен года по
характерным признакам.
Представление о годе, как о
последовательности сезонов.
Узнавание явлений природы характерных
для каждого времени года.
Соотнесение явлений природы с временем
года.
Знание изменений, происходящих в жизни

5-6

Месяца

2

7-8

Календарь

2

9

Овощи

10

человека в разное время года.
Узнавание (различение) месяцев.
Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев с временами года.
Узнавание (различение) календарей
(настенный, настольный).
Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев.
Представление о неделе, как о
последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней.

Время года,
зима, весна,
лето, осень,
месяц
Время года,
месяц, день
недели, число,
календарь

Презентация

1

Овощи, редис,
баклажан,
корень, плод,
листья

Муляжи овощей,
презентация

Узнавание (различение) овощей по
внешнему виду.
Различение съедобных и несъедобных
частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека.
Знание способов переработки овощей.

Фрукты

1

Фрукты, гранат,
хурма, киви,
плод

Муляжи фруктов,
презентация

1112

Грибы

2

Гриб, мухомор,
лисичка, ножка,
шляпка

Карточки с
изображением
грибов

13-

Растения

2

Растение, трава,

Презентация,

Узнавание (различение) фруктов по
внешнему виду.
Различение съедобных и несъедобных
частей фрукта.
Знание значения фрукта в жизни человека.
Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) грибов (белый
гриб, мухомор, лисичка).
Знание строения гриба.
Знание значения грибов в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) растений (трава,

31

Настенный
календарь,
настольный
календарь

14

кустарник,
дерево, корень,
стебель, листья,
семя

карточки с
изображением
растений

1516

Деревья

2

Дерево, клен,
дуб, сосна,
ствол, корень,
ветки, листья,
почки, кора

Обучающее
видео, карточки с
изображением
деревьев, схема
строения дерева

1718

Кустарники

2

Кустарник,
шиповник,
крыжовник,
ветви, корень,
листья

19

Дикорастущие
травянистые
растения

1

Травянистые
растения,
подорожник,
крапива

Карточки с
изображением
кустарников,
схема строения
кустарника и
дерева
Презентация

20

Культурные
травянистые
растения

1

Травянистые
растения,
петрушка, мята

21

Комнатные
растения

1

Комнатные
Презентация,
растения, герань, растения в
фиалка, фикус
горшке,
инструменты для
32

Презентация,
петрушка, мята.

кустарник, дерево).
Узнавание частей растений.
Знание значения частей растения.
Знание изменений происходящих в жизни
растений в разное время года.
Знание значения растений в природе и
жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев.
Знание строения дерева.
Узнавание (различение) лиственных и
хвойных деревьев.
Знание значения деревьев в природе и
жизни человека.
Узнавание (различение) кустарников.
Знание особенностей внешнего строения
кустарника.
Знание значения кустарников в природе и
жизни человека.
Узнавание травянистых растений.
Знание значения трав в жизни человека.
Знание значения лекарственных растений
в жизни человека.
Узнавание травянистых растений.
Знание значения трав в жизни человека.
Узнавание (различение) комнатных
растений.
Знание строения растения.
Знание особенностей ухода за комнатными

ухода
2223

Комнатные
растения

2

Домашние
животные,
баран, овца, осел

Фигурки
животных,
иллюстрации с
животными,
сюжетные
картинки

2425

Дикие животные

2

Дикие
животные, лось,
кабан

Иллюстрации с
животными,
распечатки с
заданиями,
обучающее видео

2627

Животные
обитающие в
природных зонах
холодного пояса

2

Пингвин, олень

Иллюстрации с
животными,
обучающее видео

2829

Животные
обитающие в
природных зонах
жаркого пояса

2

Верблюд,
бегемот

Иллюстрации с
животными,
обучающее видео
33

растениями.
Знание значения комнатных растений в
жизни человека.
Узнавание (различение) домашних
животных.
Знание строения животного.
Знание питания домашних животных.
Объединение животных в группу
«домашние животные».
Знание значения домашних животных в
жизни человека.
Уход за домашними животными.
Узнавание детенышей домашних
животных.
Узнавание (различение) диких животных.
Знание строения животного.
Знание питания диких животных.
Объединение животных в группу «дикие
животные».
Знание значения диких животных в жизни
человека.
Узнавание детенышей диких животных.
Узнавание (различение) животных,
обитающих в природных зонах холодного
пояса.
Установление связи строения животного с
его местом обитания.
Знание питания животных.
Узнавание (различение) животных,
обитающих в природных зонах жаркого
пояса.
Установление связи строения животного с
его местом обитания.

Знание питания животных.
Узнавание птиц.
Знание строения птицы.
Знание питания птиц.
Установление связи строения тела птицы с
ее образом жизни.
Узнавание (различение) перелетных птиц.
Объединение перелетных птиц в группу
«перелетные птицы»

30

Перелетные птицы

1

Птицы, аист,
ласточка,
крылья, лапы,
перья, клюв

Презентация

31

Зимующие птицы

1

Птицы, синица,
крылья, лапы,
перья, клюв

Презентация

Узнавание птиц.
Знание строения птицы.
Знание питания птиц.
Установление связи строения тела птицы с
ее образом жизни.
Узнавание (различение) зимующих птиц.
Объединение зимующих птиц в группу
«зимующие птицы»

3233

Домашние птицы

2

Домашние
птицы, утка,
гусь, индюк

Картинки с
изображением
домашних птиц и
их детенышей

3435

Рыбы

2

Рыбы, щука,
сом, голова,
хвост, плавники,
чешуя

Картинки с
изображением
рыб

3637

Морские обитатели

2

Кит, осьминог

Обучающее
видео,
презентация

Узнавание домашних птиц.
Узнавание детенышей домашних птиц.
Объединение домашних птиц в группу
«домашние птицы».
Знание значения птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) рыб (щука, сом).
Знание строения рыбы.
Знание питания рыб.
Знание значения рыб в жизни человека, в
природе
Узнавание (различение) морских
обитателей (кит, осьминог).

34

3839

Космос

2

Планета, звезда,
космос

4041

Глина, песок,
камни

2

42

Уголь

1

4344

Формы земной
поверхности

2

Полезные
ископаемые,
глина, песок,
камни
Полезные
ископаемые,
уголь
Гора, равнина

4546

Лес

2

Лес

Презентация,
обучающее видео

4748

Луг

2

Луг

Презентация,
обучающее видео

49

Лекарственные
растения

1

50

Садовые цветочнодекоративные
растения

1

Лекарственные
растения,
ромашка,
календула
Цветы, корень,
стебель, лист,
бутон, лилия,
тюльпан

Картинки с
изображением
лекарственных
трав
Карточки с
изображением
цветов, схема
строения цветка

35

Обучающее
видео, картинки с
изображением
небесных тел
Демонстрационны
й материал: глина,
песок,
презентация
Презентация
Обучающее
видео, картинки

Узнавание небесных тел (планета, звезда).
Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли.
Знание значения солнца в жизни человека.
Узнавание некоторых полезных
ископаемых.
Значение в жизни человека.
Узнавание некоторых полезных
ископаемых.
Значение в жизни человека.
Узнавание (различение) форм земной
поверхности.
Знание значения горы (равнины) в природе
и жизни человека.
Узнавание леса.
Знание значения леса в природе и жизни
человека.
Различение растений (животных) леса.
Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов.
Знание значения луга в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) лекарственных
растений.
Знание значения лекарственных растений
в жизни человека.
Узнавание (различение) садовых цветочнодекоративных растений.
Знание значения цветочно-декоративных
растений в природе и жизни человека.

51

Дикорастущие
цветочнодекоративные
растения

1

Цветы, корень,
стебель, лист,
бутон, ландыш,
василек

Карточки с
изображением
цветов, схема
строения цветка

5253

Зерновые культуры

2

Зерно, кукуруза,
пшеница

Презентация

5455

Садовые ягоды

2

Ягоды,
крыжовник,
клубника

Картинки с
изображением
ягод

5657

Лесные ягоды

2

Ягоды, клюква,
ежевика

Картинки с
изображением
ягод

5860

Насекомые

3

Насекомые,
муравей, жук,
шмель

Картинки с
изображением
насекомых

6162

Водоем

2

Водоем, озеро,
пруд

Обучающее видео

6364

Река

2

Река

Обучающее видео

36

Знание строения цветов.
Узнавание (различение) дикорастущих
цветочно- декоративных растений.
Знание значения цветочно-декоративных
растений в природе и жизни человека.
Знание строения цветов.
Узнавание (различение) зерновых культур.
Знание значения зерновых культур в
жизни человека.
Узнавание (различение) ягод по внешнему
виду.
Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) ягод по внешнему
виду.
Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) насекомых.
Знание строения насекомого.
Знание питания насекомых.
Знание способов передвижения
насекомых.
Знание значения насекомых в жизни
человека, в природе.
Знание значения водоёма в природе и
жизни человека.
Соблюдение правил поведения в
озере(пруду).
Узнавание реки.
Знание значения реки в природе и жизни
человека.
Соблюдение правил поведения на реке.

6566

Явления природы

2

6768

Практические
задания по итогам
года

2

№

1

2-3

4

Тема

Сутки

Дата
план

Дата
факт

Явления
природы, радуга,
гроза, гром

Видео

Распечатки с
заданиями

Календарно- тематическое планирование
8 класс
Кол Формируемые
Материалы и
-во
представления
оборудование
часо
в
1
Сутки, утро,
Сюжетные
день, вечер,
картинки,
ночь, солнце,
карточки с
луна
частями суток,
обучающее видео

Дни недели

2

Времена года

1

Понедельник,
вторник, среда,
четверг,
пятница,
суббота,
воскресенье,
будние дни,
выходные дни.
Время года,
зима, весна,
лето, осень
37

Обучающее
видео, сюжетные
картинки

Сюжетные и
предметные
картинки,

Узнавание (различение) явлений природы.
Соотнесение явлений природы с временем
года.
Рассказ о погоде текущего дня.
Повторение пройденного материала

Виды деятельности

Узнавание (различение) частей суток.
Представление о сутках как о
последовательности.
Соотнесение частей суток с видами
деятельности.
Определение частей суток по
расположению солнца.
Узнавание дней недели.
Представление о неделе, как о
последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней.

Узнавание (различение) времен года по
характерным признакам.
Представление о годе, как о

разрезные
картинки, лото
«времена года»

5-6

Месяца

2

7-8

Календарь

2

9

Овощи

10

Фрукты

последовательности сезонов.
Узнавание явлений природы характерных
для каждого времени года.
Соотнесение явлений природы с временем
года.
Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года.
Узнавание (различение) месяцев.
Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев с временами года.
Узнавание (различение) календарей
(настенный, настольный).
Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев.
Представление о неделе, как о
последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней.

Время года,
зима, весна,
лето, осень,
месяц
Время года, год,
месяц, день
недели, число,
календарь

Презентация

1

Овощи, редис,
баклажан, перец,
брокколи,
корень, плод,
листья

Муляжи овощей,
презентация

Узнавание (различение) овощей по
внешнему виду.
Различение съедобных и несъедобных
частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека.
Знание способов переработки овощей.

1

Фрукты, гранат,
хурма,
мандарин, плод

Муляжи фруктов,
презентация

Узнавание (различение) фруктов по
внешнему виду.
Различение съедобных и несъедобных
частей фрукта.
Знание значения фрукта в жизни человека.
Знание способов переработки фруктов.

38

Настенный
календарь,
настольный
календарь,
отрывной
календарь

1112

Грибы

2

Гриб, мухомор,
лисичка, белый
гриб, поганка,
ножка, шляпка

Карточки с
изображением
грибов

1314

Растения

2

Растение, трава,
кустарник,
дерево, корень,
стебель, листья,
семя, почки

Презентация,
карточки с
изображением
растений

1516

Деревья

2

Обучающее
видео, карточки с
изображением
деревьев, схема
строения дерева

1718

Кустарники

2

19

Дикорастущие
травянистые
растения

1

Дерево, клен,
дуб, рябина,
сосна, ель, ствол,
корень, ствол,
ветки, листья,
почки, кора
Кустарник,
шиповник,
крыжовник,
сирень, ветви,
корень, листья,
плодовые
кустарники
Травянистые
растения,
подорожник,
крапива, лопух

Презентация

Узнавание травянистых растений.
Знание значения трав в жизни человека.
Знание значения лекарственных растений
в жизни человека.

20

Культурные

1

Травянистые

Презентация,

Узнавание травянистых растений.

39

Карточки с
изображением
кустарников,
схема строения
кустарника и
дерева

Узнавание (различение) грибов (белый
гриб, поганка, мухомор, лисичка).
Знание строения гриба.
Знание значения грибов в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) растений (трава,
кустарник, дерево).
Узнавание частей растений.
Знание значения частей растения.
Знание изменений происходящих в жизни
растений в разное время года.
Знание значения растений в природе и
жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев.
Знание строения дерева.
Узнавание (различение) лиственных и
хвойных деревьев.
Знание значения деревьев в природе и
жизни человека.
Узнавание (различение) кустарников.
Знание особенностей внешнего строения
кустарника.
Знание значения кустарников в природе и
жизни человека.

травянистые
растения

растения,
петрушка, мята,
укроп
Комнатные
растения, герань,
фиалка, фикус

петрушка, мята.

Знание значения трав в жизни человека.

Презентация,
растения в
горшке,
инструменты для
ухода

Узнавание (различение) комнатных
растений.
Знание строения растения.
Знание особенностей ухода за комнатными
растениями.
Знание значения комнатных растений в
жизни человека.
Узнавание (различение) домашних
животных.
Знание строения животного.
Знание питания домашних животных.
Объединение животных в группу
«домашние животные».
Знание значения домашних животных в
жизни человека.
Уход за домашними животными.
Узнавание детенышей домашних
животных.
Узнавание (различение) диких животных.
Знание строения животного.
Знание питания диких животных.
Объединение животных в группу «дикие
животные».
Знание значения диких животных в жизни
человека.
Узнавание детенышей диких животных.
Узнавание (различение) животных,
обитающих в природных зонах холодного
пояса.
Установление связи строения животного с

21

Комнатные
растения

1

2223

Комнатные
растения

2

Домашние
животные,
баран, овца,
осел, коза

Фигурки
животных,
иллюстрации с
животными,
сюжетные
картинки

2425

Дикие животные

2

Дикие
животные, лось,
кабан

Иллюстрации с
животными,
распечатки с
заданиями,
обучающее видео

2627

Животные
обитающие в
природных зонах
холодного пояса

2

Пингвин, олень,
белый медведь

Иллюстрации с
животными,
обучающее видео

40

его местом обитания.
Знание питания животных.
Узнавание (различение) животных,
обитающих в природных зонах жаркого
пояса.
Установление связи строения животного с
его местом обитания.
Знание питания животных.
Узнавание птиц.
Знание строения птицы.
Знание питания птиц.
Установление связи строения тела птицы с
ее образом жизни.
Узнавание (различение) перелетных птиц.
Объединение перелетных птиц в группу
«перелетные птицы»

2829

Животные
обитающие в
природных зонах
жаркого пояса

2

Верблюд,
бегемот, зебра

Иллюстрации с
животными,
обучающее видео

30

Перелетные птицы

1

Птицы, аист,
ласточка,
крылья, лапы,
перья, клюв

Презентация

31

Зимующие птицы

1

Птицы, синица,
снегирь,
крылья, лапы,
перья, клюв

Презентация

Узнавание птиц.
Знание строения птицы.
Знание питания птиц.
Установление связи строения тела птицы с
ее образом жизни.
Узнавание (различение) зимующих птиц.
Объединение зимующих птиц в группу
«зимующие птицы»

3233

Домашние птицы

2

Домашние
птицы, утка,
гусь, индюк

Картинки с
изображением
домашних птиц и
их детенышей

34-

Рыбы

2

Рыбы, щука,

Картинки с

Узнавание домашних птиц.
Узнавание детенышей домашних птиц.
Объединение домашних птиц в группу
«домашние птицы».
Знание значения птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) рыб (щука, сом).

41

35

сом, голова,
хвост, плавники,
чешуя

изображением
рыб
Обучающее
видео,
презентация
Обучающее
видео, картинки с
изображением
небесных тел
Демонстрационны
й материал: глина,
песок, камни,
презентация
Презентация,
демонстрационны
й материал
Презентация

3637

Морские обитатели

2

Кит, осьминог,
морская звезда

3839

Космос

2

Планета, звезда,
космос

40

Глина, песок,
камни

1

41

Уголь

1

42

Нефть

1

4344

Формы земной
поверхности

2

Полезные
ископаемые,
глина, песок,
камни
Полезные
ископаемые,
уголь
Полезные
ископаемые,
нефть
Гора, равнина

4546

Лес

2

Лес, растения
леса, животные
леса

Презентация,
обучающее видео

4748

Луг

2

Луг, насекомые,
бабочка, пчела

Презентация,
обучающее видео

42

Обучающее
видео, картинки

Знание строения рыбы.
Знание питания рыб.
Знание значения рыб в жизни человека, в
природе
Узнавание (различение) морских
обитателей (кит, осьминог, морская
звезда).
Узнавание небесных тел (планета, звезда).
Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли.
Знание значения солнца в жизни человека.
Узнавание некоторых полезных
ископаемых.
Значение в жизни человека.
Узнавание некоторых полезных
ископаемых.
Значение в жизни человека.
Узнавание некоторых полезных
ископаемых.
Значение в жизни человека.
Узнавание (различение) форм земной
поверхности.
Знание значения горы (равнины) в природе
и жизни человека.
Узнавание леса.
Знание значения леса в природе и жизни
человека.
Различение растений (животных) леса.
Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов и насекомых

49

Лекарственные
растения

1

50

Садовые цветочнодекоративные
растения

1

51

Дикорастущие
цветочнодекоративные
растения

1

5253

Зерновые культуры

2

5455

Садовые ягоды

2

5657

Лесные ягоды

2

5860

Насекомые

3

Лекарственные
растения,
ромашка,
календула, иван
чай
Цветы, корень,
стебель, лист,
бутон, лилия,
тюльпан,
бархатцы
Цветы, корень,
стебель, лист,
бутон, ландыш,
василек,
колокольчик
Зерно, кукуруза,
пшеница

Картинки с
изображением
лекарственных
трав

Ягоды,
крыжовник,
клубника,
смородина
Ягоды, клюква,
ежевика,
черника

Картинки с
изображением
ягод

Насекомые,
муравей, жук,
шмель

Картинки с
изображением
насекомых

43

Карточки с
изображением
цветов, схема
строения цветка
Карточки с
изображением
цветов, схема
строения цветка
Презентация

Картинки с
изображением
ягод

живущих на лугу.
Знание значения луга в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) лекарственных
растений.
Знание значения лекарственных растений
в жизни человека.
Узнавание (различение) садовых цветочнодекоративных растений.
Знание значения цветочно-декоративных
растений в природе и жизни человека.
Знание строения цветов.
Узнавание (различение) дикорастущих
цветочно- декоративных растений.
Знание значения цветочно-декоративных
растений в природе и жизни человека.
Знание строения цветов.
Узнавание (различение) зерновых культур.
Знание значения зерновых культур в
жизни человека.
Узнавание (различение) ягод по внешнему
виду.
Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) ягод по внешнему
виду.
Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) насекомых.
Знание строения насекомого.
Знание питания насекомых.

6162

Водоем

2

Водоем, озеро,
болото

Обучающее видео

6364

Река

2

Река, течение,
речные
обитатели

Обучающее видео

6566

Явления природы

2

Видео

6768

Практические
задания по итогам
года

Явления
природы, радуга,
гроза, гром,
туман

2

44

Распечатки с
заданиями

Знание способов передвижения
насекомых.
Знание значения насекомых в жизни
человека, в природе.
Знание значения водоёма в природе и
жизни человека.
Соблюдение правил поведения на водоеме.
Узнавание реки.
Знание значения реки в природе и жизни
человека.
Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание (различение) явлений природы.
Соотнесение явлений природы с временем
года.
Рассказ о погоде текущего дня.
Повторение пройденного материала


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».