МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Приказ
№
52-ос
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математика»
(вариант 1)
2 класс
с. Армизонское 2024
1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ
Армизонская СОШ.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для
решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных
задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту
задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять
контроль и самоконтроль.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, с жизнью, учит использованию математических знаний в
различных ситуациях.
Программа обучения во 2 классе направлена на изучение нумерации и двух
арифметических действий (сложение и вычитание) в пределах 20. Обучающиеся знакомятся с названием чисел 11—20 (перед ними раскрывается позиционный принцип
записи чисел второго десятка; единицы записываются в числе на первом месте справа,
десятки — на втором). Обучающиеся знакомятся с единицами измерения длины —
сантиметром, дециметром, мерой емкости — литром, единицами измерения времени —
неделей, сутками, часом, определением времени по часам, учатся измерять и чертить
отрезки в сантиметрах и дециметрах, работать с монетами.
3. Описание места предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для второго класса общая нагрузка
составляет 170 часов в год, в неделю 5 часов, 34 учебные недели.
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета.
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) по учебному предмету
«Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования по учебному
предмету «Математика» включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) овладение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) проявление предпосылок к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) проявление предпосылок к принятию и освоению социальной роли
обучающегося, проявлению социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) овладение начальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) проявление предпосылок к формированию установки на безопасный, здоровый
образ жизни, проявление мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление предпосылок готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП УО (вариант 1) по учебному предмету
«Математика» относятся:
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1 - 20 в прямом порядке; откладывание любых чисел в
пределах 20, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания.
знание и применение переместительного свойства сложения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 20;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного
при измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических
задач;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины
ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых
линий;
вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге (с помощью педагогического работника).
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1 - 20 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами
в пределах 20;
откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;
знание и применение переместительного свойства сложения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 20;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных
при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года, умение
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, знание количества
суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин.;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических
задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических
задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины
ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух
прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге.
5. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Математика» представлено 6 разделами:
пропедевтика, нумерация, единицы измерения и их соотношение, арифметические
действия, арифметические задачи, геометрический материал.
Пропедевтика.
Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет,
форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные
(оставшиеся), другие.
Сравнение предметов.
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой,
маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой
же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий
(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче
(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине
(ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины,
высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине,
высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче,
тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче,
равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного,
одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу):
тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих:
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало,
больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один,
ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое,
равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова:
больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после
изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося,
по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу,
выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед,
за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре),
верхний, нижний, правый, левый край листа, то же для сторон: верхняя, нижняя, правая,
левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на
следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация.
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 20. Сравнение и упорядочение
чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения.
Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр),
времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр).
Арифметические действия.
Сложение, вычитание неотрицательных целых чисел. Названия компонентов
арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия
с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Числовое выражение. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения).
Арифметические задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические
задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на
увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на
нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения "больше на ...",
"меньше на ...". Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара).
Геометрический материал.
Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и
на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, треугольник, прямоугольник,
квадрат, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Математика»
2 класс
№
Дата
план
Тема урока
Количество
часов
факт
1
02.09.2024
Счёт предметов
Названия, обозначение чисел от
1до 10.
2
03.09.2024
Количественные, порядковые
числительные.
Единицы времени.
1
3
04.09.2024
Количественные, порядковые
числительные.
Единицы времени.
1
4
05.09.2024
Состав числа 2 и 3.
1
1
Основное содержание урока и виды
работ по теме
Знание числового ряда в пределах 10
Счет в пределах 10
Определение следующего числа,
предыдущего числа по отношению к
данному числу с опорой на числовой ряд и
без опоры на числовой ряд
Повторение состава чисел в пределах 10
Соотношение количества, числительного и
цифры
Повторение состава чисел в пределах 10
Повторение временных представлений:
сутки, времена года
Соотношение количества, числительного и
цифры
Повторение состава чисел в пределах 10
Повторение временных представлений:
сутки, времена года
Повторение состава чисел 2 и 3
Сложение и вычитание чисел в пределах 10
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
схематическое изображение состава чисел в
пределах 10
Домашнее задание
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
5
06.09.2024
6
09.09.2024
7
10.09.2024
8
11.09.2024
Состав числа 4.
1
Состав числа 5 из двух
слагаемых.
Построение треугольников,
квадратов, прямоугольников по
точкам (вершинам).
1
Составление и решение задач
Сложение и вычитание в
пределах 10.
1
Состав числа 6 из двух
слагаемых.
Линии.
Отрезок.
1
Повторение состава числа 4
Сложение и вычитание чисел в пределах 10
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
схематическое изображение состава
чисел в пределах 10
Повторение состава числа 5 из двух
слагаемых Сложение и вычитание чисел в
пределах 10
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
схематическое изображение состава
чисел в пределах 10
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение суммы, остатка в пределах
10; ответ задачи в форме устного
высказывания
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций
Повторение состава числа 6
Решение примеров на сложение и вычитание
в пределах 6
Различение линий (прямая, кривая, отрезок)
Построение прямой линии через одну, две
точки
Измерение длины отрезков Построение
отрезка заданной длины
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
9
12.09.2024
10
13.09.2024
11
16.09.20
24
12
17.09.20
24
13
18.09.20
24
Состав числа 7 из двух
слагаемых.
Составление и решение
задач.
1
Состав числа 8 из двух
слагаемых.
Счет равными группами по 2.
1
Состав числа 9 из двух
слагаемых.
Счет равными группами по 3.
1
Состав числа 10 из двух
слагаемых.
Сложение и вычитание в
пределах 10.
1
Число и цифра 0.
Сложение и вычитание в
пределах 10.
1
Закрепление знания состава числа 7
Не предусмотрено
Решение примеров на сложение и вычитание
в пределах 7
Решение текстовых арифметических
задач на нахождение суммы, остатка в
пределах 10
Закрепление знания состава числа 8 Счёт по Не предусмотрено
2 (парами)
Решение примеров на сложение и вычитание
в пределах 8
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций
Закрепление знания состава числа 9 Счёт по Не предусмотрено
3
Решение примеров на сложение и вычитание
в пределах 9
Решение текстовых арифметических
задач на нахождение суммы, остатка в
пределах 10
Закрепление знания состава числа 10. Счёт Не предусмотрено
по 2, по 5
Сложение и вычитание чисел в пределах 10
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
схематическое изображение состава
чисел в пределах 10
Закрепление знания числа и цифры 0
Не предусмотрено
Сравнение нуля с числами в пределах 10
Решение примеров с числом 0
14
19.09.20
24
15
20.09.20
24
16
23.09.20
24
Сравнение чисел.
Понятия: поровну, столько
же, одинаково, больше,
меньше, равно.
1
Сравнение чисел.
Понятия: поровну, столько
же, одинаково, больше,
меньше, равно.
1
Входная контрольная работа по
теме «Первый десяток
Повторение»
1
Сравнение чисел в пределах 10 с
Не предусмотрено
использованием знаков равенства
Установление отношения «равно» («столько
же») с помощью знака равенства (3 = 3)
Установление отношений «больше»,
«меньше» с помощью знака сравнения (3 >
2; 1 < 5).
Сравнение чисел на основе знания их
места в числовом ряду
Сравнение чисел в пределах 10 с
Не предусмотрено
использованием знаков равенства
Установление отношения «равно» («столько
же») с помощью знака равенства (3 = 3)
Установление отношений «больше»,
«меньше» с помощью знака сравнения (3 >
2; 1 < 5).
Сравнение чисел на основе знания их
места в числовом ряду
Формирование
умения
Не предусмотрено
самостоятельно выполнять действия
в пределах 10
17
24.09.20
24
18
25.09.20
24
Работа над ошибками.
Отрезок.
Построение отрезка.
Действия с числами первого
десятка.
1
Числа 11-13.
Десятичный состав чисел
11,12,13.
Сравнение чисел.
1
Формирование умения исправлять ошибки Не предусмотрено
Сравнение отрезков по длине (такой же
длины, одинаковые по длине, длиннее,
короче)
Сравнение чисел, полученных при
измерении длины отрезков: установление
отношения «равно» (8 см = 8 см);
установление отношений «больше» (5 см > 2
см), «меньше» (7 см < 9 см)
Построение отрезка, равного по длине
данному отрезку (такой же длины)
Сравнение длины отрезков на глаз,
проверка выполненного сравнения с
помощью измерений
Изучение чисел 11–13: образование из
Не предусмотрено
десятка и единиц
Название, запись, десятичный состав, место
в числовом ряду
Откладывание чисел 11–13 с
использованием счетного материала, их
иллюстрирование на основе десятичного
состава
Получение следующего числа путем
присчитывания 1 к числу; получение
предыдущего числа путем отсчитывания 1
от числа
19
26.09.20
24
20
27.09.20
24
Числа 11-13.
Десятичный состав чисел
11,12,13.
Сравнение чисел.
1
Числовой ряд 1-13.
Длина отрезка.
Сравнение длин отрезка.
1
Изучение чисел 11–13: образование из
Не предусмотрено
десятка и единиц
Название, запись, десятичный состав, место
в числовом ряду
Откладывание чисел 11–13 с
использованием счетного материала, их
иллюстрирование на основе десятичного
состава
Получение следующего числа путем
присчитывания 1 к числу; получение
предыдущего числа путем отсчитывания
1 от числа
Счет предметов и отвлеченный счет в
Не предусмотрено
пределах 13 (счет по 1)
Сравнение чисел в пределах 13
Сложение в пределах 13 на основе
десятичного состава чисел (10 + 3);
сложение и вычитание на основе
присчитывания и отсчитывания единицы (12
+ 1; 13 – 1)
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение суммы, остатка в пределах 13
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению
21
30.09.20
24
22
01.10.20
24
Числа 14- 16.
Десятичный состав чисел
14,15,16.
1
Числовой ряд чисел 1-16.
Сравнение чисел.
1
Изучение чисел 14–16: образование из
Не предусмотрено
десятка и единиц
Название, запись, десятичный состав, место
в числовом ряду
Откладывание чисел 14–16 с
использованием счетного материала, их
иллюстрирование на основе десятичного
состава
Получение следующего, предыдущего чисел
Счет предметов и отвлеченный счет в
пределах 16 (счет по 1, равными числовыми
группами по 2)
Счет в заданных пределах
Сравнение чисел в пределах 16
Не предусмотрено
Сложение в пределах 16 на основе
десятичного состава чисел (10 + 6);
сложение на основе присчитывания единицы
с практическим применением при
вычислениях переместительного свойства
сложения (15 + 1; 1 + 15); вычитание на
основе отсчитывания единицы (15 – 1)
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение суммы, остатка в пределах 16
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению
Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.,
10 р. заданной суммы (в пределах 16 р.)
23
02.10.20
24
24
03.10.20
24
Числовой ряд чисел 1-16.
Сравнение чисел.
1
Сравнение чисел и отрезков.
1
Сравнение чисел в пределах 16
Не предусмотрено
Сложение в пределах 16 на основе
десятичного состава чисел (10 + 6);
сложение на основе присчитывания единицы
с практическим применением при
вычислениях переместительного свойства
сложения (15 + 1; 1 + 15); вычитание на
основе отсчитывания единицы (15 – 1)
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение суммы, остатка в пределах 16
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению
Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.,
10 р. заданной суммы (в пределах 16 р.)
Сравнение чисел в пределах 16
Не предусмотрено
Измерение длины отрезков; сравнение чисел,
полученных при измерении длины отрезков;
построение отрезков, равных по длине
данному отрезку в пределах 16 см
25
04.10.20
24
26
07.10.20
24
Числа 17 – 19.
Десятичный состав чисел 17, 18,
19.
1
Числовой ряд 1-19.
Сравнение чисел.
1
Изучение чисел 17–19: образование из
Не предусмотрено
десятка и единиц, название, запись,
десятичный состав, место в числовом ряду
Откладывание чисел 17–19 с
использованием счетного материала, их
иллюстрирование на основе десятичного
состава
Работа с числовым рядом в пределах 19 в
прямой и обратной последовательности
Получение следующего, предыдущего чисел
Счет предметов и отвлеченный счет в
пределах 19 (счет по 1, равными числовыми
группами по 2, 3)
Счет в заданных пределах
Сравнение чисел в пределах 19
Не предусмотрено
Сложение в пределах 19 на основе
десятичного состава чисел с практическим
применением при вычислениях
переместительного свойства сложения (10 +
8; 8 + 10); сложение и вычитание на основе
присчитывания, отсчитывания единицы (18
+ 1; 1 + 18; 19 – 1)
Нахождение значения числового выражения
в два арифметических действия на
последовательное присчитывание
(отсчитывание) по 1 в пределах 19
27
08.10.20
24
28
09.10.20
24
29
10.10.20
24
Сравнение чисел от 1 до 19.
Задачи на нахождение суммы.
1
Число 20.
1
Числовой ряд 1-20
Однозначные и двузначные
числа.
1
Решение текстовых арифметических задач Не предусмотрено
на нахождение суммы, остатка в пределах
19, в том числе с числами, полученными при
измерении стоимости
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению
Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.,
10 р. заданной суммы (в пределах 19 р.)
Число 20: образование из двух десятков,
Не предусмотрено
название, запись, десятичный состав, место в
числовом ряду
Откладывание числа 20 с использованием
счетного материала, его иллюстрирование на
основе десятичного состава
Получение следующего, предыдущего чисел
Счет предметов и отвлеченный счет в
пределах 20 (счет по 1, равными числовыми
группами по 2)
Сравнение чисел в пределах 20
Не предусмотрено
Сложение и вычитание в пределах 20 на
основе десятичного состава чисел (10 + 9; 9
+ 10; 19 – 9; 19 – 10); сложение и
вычитаниена основе присчитывания,
отсчитывания единицы (19 + 1; 1 + 19; 20 –
1)
Нахождение значения числового выражения
в два арифметических действия на
последовательное присчитывание
(отсчитывание) по 1 в пределах 20
30
11.10.20
24
Решение примеров на сложение
(18+1), на вычитание (18-1).
1
31
14.10.20
24
Решение примеров на
вычитание (11-1, 12-2).
1
32
15.10.20
24
Задачи на нахождение остатка.
1
33
16.10.20
24
Задачи на нахождение остатка.
1
Работа с числовым рядом в пределах 20 в
прямой и обратной последовательности
Получение следующего, предыдущего чисел
Сложение и вычитание в пределах 20 на
основе присчитывания, отсчитывания
единицы (19 + 1; 1 + 19; 20 – 1)
Решение примеров на вычитание (12-2)
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение суммы, остатка в пределах 20
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций
Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.,
10 р. заданной суммы (в пределах 20 р.)
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение остатка в пределах 20
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций
Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.,
10 р. заданной суммы (в пределах 20 р.)
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение остатка в пределах 20
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций
Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.,
10 р. заданной суммы (в пределах 20 р.)
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Числовой ряд 1-20
Присчитывание и отсчитывание
по 2,3.
1
18.10.20
24
Решение задач и примеров
изученных видов.
1
36
21.10.20
24
Решение задач и примеров
изученных видов.
1
37
22.10.20
24
Контрольная работа по теме
«Числа от 10 до 20».
1
38
23.10.20
Мера длины – дециметр
Действия с числами в пределах
20.
1
34
17.10.20
24
35
24
Счет предметов и отвлеченный счет в
пределах 20 (счет по 1, равными числовыми
группами по 2, 3)
Счет в заданных пределах
Получение следующего, предыдущего чисел
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение суммы, остатка в пределах 20
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций
Решение текстовых арифметических задач
на нахождение суммы, остатка в пределах 20
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций
Самостоятельное выполнение действий в
пределах 20
Не предусмотрено
Знакомство с мерой длины – дециметром
Запись: 1 дм
Изучение соотношения: 1 дм = 10 см
Сравнение чисел, полученных при
измерении длины в сантиметрах, с 1 дм
Сравнение длины отрезка с 1 дм
Измерение длины отрезка в дециметрах и
сантиметрах, с записью результатов
измерений в виде числа с двумя мерами (1
дм 2 см)
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
39
24.10.20
24
40
25.10.20
24
Увеличение числа на несколько
единиц.
1
Простые арифметические задачи
на увеличение числа на
несколько единиц.
1
Знакомство с понятием «увеличить»
Не предусмотрено
Увеличение на несколько единиц
предметной совокупности, сравниваемой с
данной, в процессе выполнения предметнопрактической деятельности («столько же, и
еще …», «больше на …»), с отражением
выполненных действий в математической
записи (составлении числового выражения)
Увеличение на несколько единиц данной
предметной совокупности в процессе
выполнения предметно- практической
деятельности («увеличить на …»)
Составление и решение примеров на
увеличение числа на несколько единиц
Знакомство с простой арифметической
Не предусмотрено
задачей на увеличение числа на несколько
единиц (с отношением «больше на …») и
способом ее решения: краткая запись задачи
(с использованием иллюстраций);
выполнение решения задачи в практическом
плане на основе моделирования предметной
ситуации; запись решения, ответ задачи в
форме устного высказывания
41
05.11.20
24
42
06.11.20
24
Уменьшение числа на
несколько единиц.
1
Простые арифметические
задания на уменьшение числа
на несколько единиц.
1
Знакомство с понятием «уменьшить»
Не предусмотрено
Уменьшение на несколько единиц
предметной совокупности, сравниваемой с
данной, в процессе выполнения предметнопрактической деятельности («столько же, без
…», «меньше на …»), с отражением
выполненных действий в математической
записи (составлении числового выражения)
Уменьшение на несколько единиц данной
предметной совокупности в процессе
выполнения предметно-практической
деятельности («уменьшить на …»).
Составление и решение примеров на
уменьшение числа на несколько единиц
Знакомство с простой арифметической
Не предусмотрено
задачей на уменьшение числа на несколько
единиц (с отношением «меньше на …») и
способом ее решения: краткая запись задачи
(с использованием иллюстраций);
выполнение решения задачи в практическом
плане на основе моделирования предметной
ситуации; запись решения, ответ задачи в
форме устного высказывания
43
07.11.20
24
Решение задач на увеличение
/уменьшение на несколько
единиц. Луч. Прямая. Отрезок.
1
Сопоставление деятельности по увеличению, Не предусмотрено
уменьшению на несколько единиц
предметной совокупности, числа
Сопоставление простых арифметических
задач на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц
Получение следующего числа в пределах 20
путем увеличения предыдущего числа на 1;
получение
предыдущего числа путем уменьшения
числа на 1
Знакомство с лучом: распознавание,
называние
Дифференциация луча с другими линиями
(прямой линией, отрезком)
Построение луча с помощью линейки
Построение лучей из одной точки
44
08.11.20
24
Решение задач на увеличение
/уменьшение на несколько
единиц. Луч. Прямая. Отрезок.
1
Сопоставление деятельности по увеличению, Не предусмотрено
уменьшению на несколько единиц
предметной совокупности, числа
Сопоставление простых арифметических
задач на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц
Получение следующего числа в пределах 20
путем увеличения предыдущего числа на 1;
получение
предыдущего числа путем уменьшения
числа на 1
Знакомство с лучом: распознавание,
называние
Дифференциация луча с другими линиями
(прямой линией, отрезком)
Построение луча с помощью линейки
Построение лучей из одной точки
45
11.11.20
24
Решение задач на увеличение
/уменьшение на несколько
единиц. Луч. Прямая. Отрезок.
1
Сопоставление деятельности по увеличению, Не предусмотрено
уменьшению на несколько единиц
предметной совокупности, числа
Сопоставление простых арифметических
задач на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц
Получение следующего числа в пределах 20
путем увеличения предыдущего числа на 1;
получение
предыдущего числа путем уменьшения
числа на 1
Знакомство с лучом: распознавание,
называние
Дифференциация луча с другими линиями
(прямой линией, отрезком)
Построение луча с помощью линейки
Построение лучей из одной точки
Решение задач на увеличение
/уменьшение на несколько
единиц. Луч. Прямая. Отрезок.
1
13.11.20
24
Название компонентов и
результата сложения.
1
48
14.11.20
24
Название компонентов и
результата сложения.
1
49
15.11.20
24
Решение примеров на сложение
(12+6).
1
46
12.11.20
24
47
Сопоставление деятельности по увеличению, Не предусмотрено
уменьшению на несколько единиц
предметной совокупности, числа
Сопоставление простых арифметических
задач на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц
Получение следующего числа в пределах 20
путем увеличения предыдущего числа на 1;
получение
предыдущего числа путем уменьшения
числа на 1
Знакомство с лучом: распознавание,
называние
Дифференциация луча с другими линиями
(прямой линией, отрезком)
Построение луча с помощью линейки
Построение лучей из одной точки
Сложение двузначного числа с однозначным Не предусмотрено
(13 + 2)
Изучение названия компонентов и
результата сложения
Сложение двузначного числа с однозначным Не предусмотрено
(13 + 2)
Изучение названия компонентов и
результата сложения
Сложение двузначного числа с однозначным Не предусмотрено
(12 + 6)
50
18.11.20
24
Задачи на увеличение числа на
несколько единиц.
1
51
19.11.20
24
Задачи на увеличение числа на
несколько единиц.
1
52
20.11.20
24
Переместительное свойство
сложения.
1
53
21.11.20
24
Сравнение чисел, полученных
при измерении.
Составление и решение задач.
1
54
22.11.20
24
Вычитание однозначного числа
из двухзначного числа.
Компоненты действия
вычитания.
1
Составление и решение задач на увеличение Не предусмотрено
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием
иллюстраций
Составление и решение задач на увеличение Не предусмотрено
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием
иллюстраций
Сложение двузначного числа с однозначным Не предусмотрено
(14 + 3)
Изучение названия компонентов и
результата сложения
Переместительное свойство сложения, его
использование при выполнении вычислений
(3 + 14)
Практические упражнения, связанные с
Не предусмотрено
нахождением суммы (15 р. + 3 р.), остатка
(19 р. – 4 р.) в пределах 20 р., с записью
выполненных действий в виде числового
выражения
Сравнение чисел, полученных при
измерении стоимости, длины
Решение примеров на вычитание
Не предусмотрено
однозначного числа из двузначного (15-2)
Изучение названия компонентов и
результата вычитания
Составление и решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием
иллюстраций
55
25.11.20
24
56
26.11.20
24
57
27.11.20
24
58
28.11.20
24
59
29.11.20
24
60
02.12.20
24
61
03.12.20
24
Вычитание однозначного числа
из двухзначного числа.
Компоненты действия
вычитания.
1
Решение задач и примеров.
1
Решение задач и примеров.
1
Закрепление умения решать задачи на
нахождение суммы и остатка
Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц.
1
Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц.
1
Проверочная работа по теме:
«Сложение двузначного числа с
однозначным числом и
вычитание однозначного числа
из двузначного числа без
перехода через десяток».
Получение суммы 20.
1
Решение задач на увеличение, уменьшение Не предусмотрено
числа на несколько единиц
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение задач на увеличение, уменьшение Не предусмотрено
числа на несколько единиц
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение задач и примеров изученных видов Не предусмотрено
самостоятельно
1
Решение примеров на вычитание
Не предусмотрено
однозначного числа из двузначного (15-2)
Изучение названия компонентов и
результата вычитания
Составление и решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием
иллюстраций
Закрепление умения решать задачи на
Не предусмотрено
нахождение суммы и остатка
Не предусмотрено
Сложение двузначного числа с однозначным Не предусмотрено
(получение 20)
Называние компонентов и результата
сложения
62
04.12.20
24
Решение задач и примеров
изученных видов.
1
63
05.12.20
24
Решение задач и примеров
изученных видов.
1
64
06.12.20
24
Вычитание из 20.
1
65
09.12.20
24
Вычитание из 20.
1
66
10.12.20
24
Сравнение чисел, полученных
при измерении.
1
Закрепление умения решать задачи и
Не предусмотрено
примеры на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц
Закрепление умения решать задачи и
Не предусмотрено
примеры на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц
Вычитание однозначного числа из
Не предусмотрено
двузначного (вычитание из 20)
Называние компонентов и результата
вычитания
Составление и решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи
Вычитание однозначного числа из
Не предусмотрено
двузначного (вычитание из 20)
Называние компонентов и результата
вычитания
Составление и решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи
Практические упражнения, связанные с
Не предусмотрено
нахождением суммы (15 р. + 5 р.), остатка
(20 р. – 4 р.) в пределах 20 р., с записью
выполненных действий в виде числового
выражения
Сравнение чисел, полученных при
измерении стоимости, длины
67
11.12.20
24
68
12.12.20
24
69
13.12.20
24
70
16.12.20
24
Решение примеров на
вычитание двузначного числа из
двузначного без перехода через
разряд.
1
Решение примеров на
вычитание двузначного числа из
двузначного без перехода через
разряд.
1
Решение примеров на
вычитание двузначного числа из
двузначного без перехода через
разряд.
1
Решение задач и примеров
изученных видов.
1
Вычитание двузначного числа из
Не предусмотрено
двузначного без перехода через разряд (1712)
Называние компонентов и результата
вычитания
Составление и решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи
Вычитание двузначного числа из
Не предусмотрено
двузначного без перехода через разряд (1712)
Называние компонентов и результата
вычитания
Составление и решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи
Вычитание двузначного числа из
Не предусмотрено
двузначного без перехода через разряд (1712)
Называние компонентов и результата
вычитания
Составление и решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 Не предусмотрено
без перехода через десяток
Решение задач на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
71
17.12.20
24
72
18.12.20
24
73
19.12.20
24
Контрольная работа по теме
«Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода через
десяток»
Работа над ошибками.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода через
десяток.
Угол.
Элементы угла: вершина,
стороны.
1
Самостоятельное выполнение действий с
числами пределах 20 без перехода через
десяток
Не предусмотрено
1
Число 0, как компонент
сложения, как результат
вычитания.
Сравнение с нулем.
Построение угла.
1
Формирование умения исправлять ошибки Не предусмотрено
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
без перехода через десяток
Решение задач на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
Знакомство с углом: распознавание,
называние
Знакомство с элементами угла: вершина,
стороны
Нахождение углов в предметах окружающей
среды
Получение угла путем перегибания листа
бумаги
Дифференциация угла с другими
геометрическими фигурами (треугольником,
прямоугольником, квадратом)
Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + Не предусмотрено
3 = 3)
Нуль как результат вычитания двузначных
чисел в пределах 20 (15 – 15 = 0)
Сравнение двузначных чисел с 0 (в пределах
20)
Построение угла с помощью двух лучей
74
20.12.20
24
75
23.12.20
24
76
24.12.20
24
Число 0, как компонент
сложения, как результат
вычитания.
Сравнение с нулем.
Построение угла.
1
Меры стоимости.
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении.
1
Меры стоимости.
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении.
1
Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + Не предусмотрено
3 = 3)
Нуль как результат вычитания двузначных
чисел в пределах 20 (15 – 15 = 0)
Сравнение двузначных чисел с 0 (в пределах
20)
Построение угла с помощью двух лучей
Сложение и вычитание без перехода через Не предусмотрено
десяток чисел, полученных при измерении
стоимости (в пределах 20)
Составление и решение арифметических
задач на увеличение, уменьшение числа на
несколько единиц, полученного при
измерении стоимости, с использованием
понятий «дороже», «дешевле»
Решение задач на расчет сдачи при покупке
товара
Сложение и вычитание без перехода через Не предусмотрено
десяток чисел, полученных при измерении
стоимости (в пределах 20)
Составление и решение арифметических
задач на увеличение, уменьшение числа на
несколько единиц, полученного при
измерении стоимости, с использованием
понятий «дороже», «дешевле»
Решение задач на расчет сдачи при покупке
товара
77
25.12.20
24
78
26.12.20
24
79
27.12.20
24
80
13.01.20
25
Меры длины.
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении.
1
Отрезок.
1
Меры массы.
1
Меры ёмкости.
1
Соотношение единиц измерения длины 1 дм, Не предусмотрено
1 см
Сравнение чисел, полученных при
измерении
Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при измерении
длины (в пределах 20)
Составление и решение арифметических
задач на увеличение, уменьшение на
несколько единиц числа, полученного при
измерении длины, с использованием
понятий «длиннее», «короче»
Построение отрезков заданной длины,
Не предусмотрено
отрезков разной длины.
Сравнение длины отрезков (больше, меньше)
Сравнение чисел, полученных при
Не предусмотрено
измерении
Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при измерении
массы (в пределах 20)
Составление и решение арифметических
задач на увеличение, уменьшение на
несколько единиц числа, полученного при
измерении массы, с использованием понятий
«тяжелее», «легче»
Сложение и вычитание без перехода через Стр.119 №43
десяток чисел, полученных при измерении
емкости (в пределах 20 л)
Сравнение чисел, полученных при
измерении емкости
Решение задач с числами, полученными при
измерении
81
14.01.20
25
82
15.01.20
25
83
16.01.20
25
84
17.01.20
25
Меры времени: сутки, неделя.
1
Мера времени: час.
Прибор для измерения времени:
часы.
1
Мера времени: час.
Прибор для измерения времени:
часы.
1
Контрольная работа «Сложение
и вычитание чисел,
полученных при измерении
величин в пределах 20».
1
Сравнение чисел, полученных при
измерении времени
Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении времени
Сравнение чисел, полученных при
измерении времени
Знакомство с мерой времени –часом
Запись: 1 ч.
Знакомство с прибором для измерения
времени – часами
Изучение частей часов: циферблат часов,
минутная и часовая стрелки.
Измерение времени по часам с точностью до
1ч
Сравнение чисел, полученных при
измерении времени
Знакомство с мерой времени –часом
Запись: 1 ч.
Знакомство с прибором для измерения
времени – часами
Изучение частей часов: циферблат часов,
минутная и часовая стрелки.
Измерение времени по часам с точностью до
1ч
Сравнение чисел, полученных при
измерении времени
Самостоятельное выполнение действия с
числами, полученными при измерении
величин
Стр.122 №5 выучить
Стр.125 №19,№20
Стр. 123 №22
Не предусмотрено
85
20.01.20
25
86
21.01.20
25
87
22.01.20
25
88
23.01.20
25
89
24.01.20
25
90
27.01.20
25
Работа над ошибками.
Прямой угол.
1
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода через
десяток.
Связь сложения и вычитания.
Острый, тупой угол.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода через
десяток.
Связь сложения и вычитания.
Острый, тупой угол.
Задачи на нахождение суммы.
1
Задачи на нахождение суммы.
1
Задачи на нахождение остатка.
1
Формирование умения исправлять ошибки Не предусмотрено
Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при счете и при
измерении величин (все случаи)
Получение прямого угла путем перегибания
листа бумаги
Знакомство с чертежным угольником
Построение прямого угла с помощью
чертежного угольника
Сложение и вычитание без перехода через Стр. 3 №2
десяток чисел, полученных при счете и при
измерении величин (все случаи)
Построение острого, тупого угла
1
Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при счете и при
измерении величин (все случаи)
Построение острого, тупого угла
Стр. 5 №5
1
Краткая запись арифметических задач на
нахождение суммы
Запись решения задачи
Запись ответа задачи
Краткая запись арифметических задач на
нахождение суммы
Запись решения задачи
Запись ответа задачи
Краткая запись арифметических задач на
нахождение остатка
Запись решения задачи
Запись ответа задачи
Стр.4 №6
Стр.5 №10
Стр.6 №13
91
28.01.20
25
92
29.01.20
25
93
30.01.20
25
94
31.01.20
25
95
03.02.20
25
Задачи на нахождение остатка.
1
Задачи на увеличение
(уменьшение) числа на
несколько единиц.
1
Задачи на увеличение
(уменьшение) числа на
несколько единиц.
1
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода через
десяток.
Сложение однозначных чисел с
переходом через десяток
Прибавление чисел 2,3,4.
1
Сложение однозначных чисел с
переходом через десяток
Прибавление чисел 2,3,4.
1
1
28.02.20
25
96
04.02.20
25
Краткая запись арифметических задач на
нахождение остатка
Запись решения задачи
Запись ответа задачи
Краткая запись арифметических задач на
увеличение на несколько единиц (с
отношением «больше на …»), уменьшение
на несколько единиц (с отношением
«меньше на …»)
Запись решения задачи
Запись ответа задачи
Краткая запись арифметических задач на
увеличение на несколько единиц (с
отношением «больше на …»), уменьшение
на несколько единиц (с отношением
«меньше на …»)
Запись решения задачи
Запись ответа задачи
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
без перехода через десяток
Стр.7 №17
Стр.9 №27
Стр.10 №31
Стр.11 №33
Стр.25 №2
Прибавление чисел 2, 3, 4
Сложение однозначных чисел с числами 2, 3,
4 с переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Стр.26 №5
Прибавление чисел 2, 3, 4
Сложение однозначных чисел с числами 2, 3,
4 с переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
97
05.02.20
25
98
06.02.20
25
99
07.02.20
25
Прибавление числа 5.
Решение задач на нахождение
суммы.
Четырехугольники: квадрат.
Свойства углов, сторон
квадрата.
1
Прибавление числа 5.
Решение задач на нахождение
суммы.
Четырехугольники: квадрат.
Свойства углов, сторон
квадрата.
1
Прибавление числа 5.
Решение задач на нахождение
суммы.
Четырехугольники: квадрат.
Свойства углов, сторон
квадрата.
1
Стр.29 №3
Прибавление числа 5
Сложение однозначных чисел с числом 5 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Знакомство с элементами квадрата: углы,
вершины, стороны
Изучение свойств углов и сторон квадрата
Построение квадрата по точкам (вершинам)
на бумаге в клетку
Стр.30 №5
Прибавление числа 5
Сложение однозначных чисел с числом 5 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Знакомство с элементами квадрата: углы,
вершины, стороны
Изучение свойств углов и сторон квадрата
Построение квадрата по точкам (вершинам)
на бумаге в клетку
Стр. 33 №11
Прибавление числа 5
Сложение однозначных чисел с числом 5 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Знакомство с элементами квадрата: углы,
вершины, стороны
Изучение свойств углов и сторон квадрата
Построение квадрата по точкам (вершинам)
на бумаге в клетку
100
10.02.20
25
27.02.20
25
101
11.02.20
25
102
12.02.20
25
103
13.02.20
25
Прибавление числа 6.
1
Прибавление числа 6.
1
Прибавление числа 6.
1
Прибавление числа 7.
Четырехугольники:
прямоугольник. Свойства углов,
сторон.
1
Прибавление числа 6
Сложение однозначных чисел с числом 6 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Решение задач на нахождение остатка
Прибавление числа 6
Сложение однозначных чисел с числом 6 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Решение задач на нахождение остатка
Прибавление числа 6
Сложение однозначных чисел с числом 6 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Решение задач на нахождение остатка
Прибавление числа 7
Сложение однозначных чисел с числом 7 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Решение задач на увеличение числа на
несколько единиц
Знакомство с элементами прямоугольника:
углы, вершины, стороны
Изучение свойств углов и сторон
прямоугольника
Построение прямоугольника по точкам
(вершинам) на бумаге в клетку
Стр.35 №2
Стр.36 №5
Стр.37 №7
Стр.39 №2
104
14.02.20
25
105
17.02.20
25
106
18.02.20
25
Прибавление числа 7.
Четырехугольники:
прямоугольник. Свойства углов,
сторон.
1
Прибавление числа 7.
Четырехугольники:
прямоугольник. Свойства углов,
сторон.
1
Прибавление числа 8.
1
Прибавление числа 7
Стр.40 №5
Сложение однозначных чисел с числом 7 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Решение задач на увеличение числа на
несколько единиц
Знакомство с элементами прямоугольника:
углы, вершины, стороны
Изучение свойств углов и сторон
прямоугольника
Построение прямоугольника по точкам
(вершинам) на бумаге в клетку
Прибавление числа 7
Стр.42 №11
Сложение однозначных чисел с числом 7 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Решение задач на увеличение числа на
несколько единиц
Знакомство с элементами прямоугольника:
углы, вершины, стороны
Изучение свойств углов и сторон
прямоугольника
Построение прямоугольника по точкам
(вершинам) на бумаге в клетку
Прибавление числа 8
Стр.43 №2
Сложение однозначных чисел с числом 8 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
107
19.02.20
25
108
20.02.20
25
109
21.02.20
25
110
24.02.20
25
111
25.02.20
25
112
26.02.20
25
Прибавление числа 8.
1
Прибавление числа 8.
1
Прибавление числа 9.
1
Прибавление числа 9.
1
Прибавление числа 9.
1
Таблица сложения однозначных
чисел с переходом через
десяток.
1
Прибавление числа 8
Сложение однозначных чисел с числом 8 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Прибавление числа 8
Сложение однозначных чисел с числом 8 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Прибавление числа 9.
Сложение однозначных чисел с числом 9 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Прибавление числа 9.
Сложение однозначных чисел с числом 9 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Прибавление числа 9.
Сложение однозначных чисел с числом 9 с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа
Повторение состава двузначных чисел (1118) из двух однозначных чисел
Составление таблицы сложения на основе
состава двузначных чисел (11-18) из двух
однозначных чисел с переходом через
десяток
Стр.44 №4
Стр.45 №7
Стр.47 №2
Стр.48 №4
Стр.50 №11
Стр.51 №16
113
03.03.20
25
114
04.03.20
25
115
05.03.20
25
116
06.03.20
25
117
07.03.20
25
Таблица сложения однозначных
чисел с переходом через
десяток.
1
Таблица сложения однозначных
чисел с переходом через
десяток.
1
Таблица сложения однозначных
чисел с переходом через
десяток.
1
Контрольная работа по теме:
«Сложение однозначных чисел с
переходом через десяток»
Работа над ошибками,
допущенными в контрольной
работе.
1
1
Повторение состава двузначных чисел (1118) из двух однозначных чисел
Составление таблицы сложения на основе
состава двузначных чисел (11-18) из двух
однозначных чисел с переходом через
десяток
Повторение состава двузначных чисел (1118) из двух однозначных чисел
Составление таблицы сложения на основе
состава двузначных чисел (11-18) из двух
однозначных чисел с переходом через
десяток
Повторение состава двузначных чисел (1118) из двух однозначных чисел
Составление таблицы сложения на основе
состава двузначных чисел (11-18) из двух
однозначных чисел с переходом через
десяток
Самостоятельное выполнение действий с
однозначными числами в пределах 20
самостоятельно
Формирование умения анализировать,
исправлять ошибки
Повторение состава двузначных чисел (1118) из двух однозначных чисел
Составление таблицы сложения на основе
состава двузначных чисел (11-18) из двух
однозначных чисел с переходом через
десяток
Построение квадратов, прямоугольников
Стр.52 №18
Стр.53 №24
Стр.54 №27
Не предусмотрено
Не предусмотрено
118
10.03.20
25
119
11.03.20
25
120
12.03.20
25
121
13.03.20
25
122
14.03.20
25
123
17.03.20
25
124
18.03.20
25
Вычитание чисел 2,3,4 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание чисел 2,3,4 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание чисел 5 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание чисел 5 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание числа 5.
1
Вычитание числа 6 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание числа 6 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел
с переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел
с переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 5 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 5 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 5 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа.
Решение задач на уменьшение числа на
несколько единиц
Вычитание числа 6 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 6 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Стр.64 №4
Стр.66 №10
Стр.67 №3
Стр.68 №5
Стр.69 №9
Стр.71 №2
Стр.72 №4
125
19.03.20
25
126
20.03.20
25
127
21.03.20
25
128
24.03.20
25
129
25.03.20
25
130
26.03.20
25
Вычитание числа 6.
Треугольник: вершины, углы,
стороны.
1
Вычитание числа 7 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание числа 7 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание числа 7.
1
Вычитание числа 8 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание числа 8 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание числа 6 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Решение задач на нахождение остатка
Знакомство с элементами треугольника:
углы, вершины, стороны
Построение треугольника по точкам
(вершинам) на бумаге в клетку
Вычитание числа 7 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 7 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 7 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа.
Решение на нахождение остатка
Вычитание числа 8 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 8 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Стр.73 №9
Стр.75 №2
Стр.76 №4
Стр.79 №13
Стр80 №3
Стр.81 №5
Вычитание числа 8.
1
Вычитание числа 9 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание числа 9 из
двузначных чисел с переходом
через десяток.
1
Вычитание числа 9.
1
09.04.20
25
Увеличение, уменьшение числа
на несколько единиц.
1
136
10.04.20
25
Увеличение, уменьшение числа
на несколько единиц.
1
137
11.04.20
25
Контрольная работа
«Вычитание однозначных чисел
из двузначных с переходом
через десяток».
1
131
27.03.20
25
132
28.03.20
25
133
07.04.20
25
134
08.04.20
25
135
Вычитание числа 8 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Решение задач на нахождение остатка
Вычитание числа 9 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 9 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Вычитание числа 9 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной
записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа
Решение задач на уменьшение числа на
несколько единиц и на нахождение остатка
Различение задач на уменьшение,
увеличение числа на несколько единиц
Решение задач на уменьшение или
увеличение числа на несколько единиц
Различение задач на уменьшение,
увеличение числа на несколько единиц
Решение задач на уменьшение или
увеличение числа на несколько единиц
Самостоятельно выполняют действия с
однозначными числами в пределах 20
Стр.83 №12
Стр.84 №2
Стр.85 №5
Стр.87 №11
Стр.87 №13
Стр.89 №18
Не предусмотрено
138
14.04.20
25
139
15.04.20
25
140
16.04.20
25
Работа над ошибками.
Вычитание однозначных чисел
из двузначных с переходом
через десяток.
Состав числа 11.
1
Состав числа 11.
1
1
Формирование умения анализировать,
Не предусмотрено
исправлять ошибки
Вычитание однозначных чисел из
двузначных с переходом через десяток
Запоминание состава числа 11
Стр.93 №1
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Запоминание состава числа 11
Стр.94 №6
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
141
17.04.20
25
142
18.04.20
25
143
21.04.20
25
Состав числа 12.
1
Состав числа 12.
1
Состав числа 13.
1
Запоминание состава числа 12
Стр.95 №10
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Запоминание состава числа 12
Стр. 96 №12
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Запоминание состава числа 13
Стр.97 №17
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
144
22.04.20
25
145
23.04.20
25
146
24.04.20
25
Состав числа 13.
1
Состав числа 14.
1
Состав числа 14.
1
Запоминание состава числа 13
Стр.97 №20
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Запоминание состава числа 14
Стр.99 №27
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Запоминание состава числа 14
Стр.100 №30
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
147
25.04.20
25
148
28.04.20
25
149
29.04.20
25
Состав числа 15.
1
Состав числа 15.
1
Состав числа 16.
1
Запоминание состава числа 15
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Запоминание состава числа 15
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Запоминание состава числа 16
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Стр.102 №39 с числом
15
Стр.103 №41
Стр.102 №39 с числом
16
150
30.04.20
25
151
01.05.20
25
Состав числа 16.
1
Состав числа 17.
1
Запоминание состава числа 16
Стр.103 №46
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Запоминание состава числа 17
Стр.104 №48 с числом
Сложение и вычитание с переходом через
17
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Решение задач
152
02.05.20
25
153
05.05.20
25
Состав числа 17.
1
Состав числа 18.
1
Запоминание состава числа 17
Стр.104 №49
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Решение задач
Запоминание состава числа 18
Стр.104 №48 с числом
Сложение и вычитание с переходом через
18
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Решение задач
154
06.05.20
25
155
07.05.20
25
156
08.05.20
25
157
09.05.20
25
158
12.05.20
25
Состав числа 18.
1
Проверочная работа «Сложение
и вычитание чисел с переходом
через десяток».
Работа над ошибками.
1
Мера времени неделя.
Определение времени по часам.
Задачи на нахождение времени
(раньше, позже).
1
Мера времени неделя.
Определение времени по часам.
Задачи на нахождение времени
(раньше, позже).
1
1
Запоминание состава числа 18
Стр.105 №50
Сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11–18) из двух
однозначных чисел (с опорой на таблицу
сложения)
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи сложения
и вычитания
Решение задач
Самостоятельное выполнение действий с
Не предусмотрено
однозначными числами в пределах 20
Формирование умения анализировать,
Не предусмотрено
исправлять ошибки
Построение квадрата, прямоугольника,
треугольника по вершинам
Знание меры времени: неделя
Стр.106 №4 выучить
Сравнение, сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении времени (сутки,
неделя, часы)
Решение арифметических задач с учетом
временных отношений: раньше, позже
Знание меры времени: неделя
Стр.106 №5
Сравнение, сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении времени (сутки,
неделя, часы)
Решение арифметических задач с учетом
временных отношений: раньше, позже
159
13.05.20
25
160
14.05.20
25
161
15.05.20
25
162
16.05.20
25
163
19.05.20
25
164
20.05.20
25
165
21.05.20
25
166
22.05.20
25
167
23.05.20
25
Часы, циферблат, стрелки.
Единица (мера) времени час.
Измерение времени в часах.
1
Деление предметных
совокупностей на 2 равные
части (поровну).
Деление предметных
совокупностей на 2 равные
части (поровну).
Контрольная работа за год по
теме «Действия с числами в
пределах 20».
Повторение. Сложение чисел в
пределах 20. Работа над
ошибками.Углы.
1
Повторение. Вычитание чисел в
пределах 20. Прямая, луч,
отрезок. Сравнение отрезков.
1
Повторение. Сложение
вычитание чисел, полученных
при измерении в пределах 20.
Повторение. Уменьшение или
увеличение числа на несколько
единиц.
Повторение. Единицы (меры)
времени.
1
Знание меры времени: час
Стр.107 №8, №10
Знание частей часов
Измерение времени по часам с точностью до
получаса
Практическое деление предметных
Стр.113 №4
совокупностей на 2 равные части (поровну)
1
Практическое деление предметных
Стр.114 №6 (3 задача)
совокупностей на 2 равные части (поровну)
1
Формирование умения выполнять действия с
однозначными числами в пределах 20
самостоятельно
Решение примеров на сложение чисел в
пределах 20
Различение видов углов, сравнение углов
Построение углов с помощью чертёжного
угольника
Решение примеров на вычитание чисел в
пределах 20
Различение видов линий (прямая, луч,
отрезок)
Построение прямой, отрезка, луча с
помощью линейки
Решение примеров на сложение вычитание
чисел, полученных при измерении в
пределах 20
Решение задач на уменьшение или
увеличение числа на несколько единиц
Не предусмотрено
Решение арифметических задач с учетом
временных отношений: раньше, позже
Стр.120 №21
1
1
1
Стр.117 №7
Стр.117 №8
Стр.118 №13
Стр.118 №14
168
26.05.20
25
Повторение. Сравнение чисел в
пределах 20.
1
169
27.05.20
25
Повторение. Сложение и
вычитание в пределах 20.
1
170
28.05.20
25
Повторение. Сложение и
вычитание чисел в пределах 20.
Геометрические фигуры.
1
Сравнение чисел в пределах 20
Стр.121 №29
Решение примеров на сложение и вычитание
чисел в пределах 20
Решение примеров на сложение и вычитание Стр.123 №33
чисел в пределах 20
Решение примеров на сложение и вычитание Стр.125 №42
чисел в пределах 20
Решение простых арифметических задач
Различение, называние, построение
геометрических фигур
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебные пособия.
1. Алышева Т.В. «Математика» 2кл. В 2-х частях. Ч.1., Ч 2., 2020 г. Издательство
«Просвещение».
Методические пособия
1. Алексанров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа: Учебнометодическое пособие. – М., 2010.
2. Алышева Т.В. Математика. 1-4 класс. Учебник для 1-4 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. Часть 1. – М.:
Просвещение, 2019
3. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 2010
4. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение,
2010
5. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Книга для педагога-дефектолога. Москва.: ВЛАДОС, 2005.
6. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по
изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталость - М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера",
2007.
7. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. –
М.: Просвещение, 2007.
8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во
вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010
9. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…В двух частях. М.:
Баллас, 2019. – 64с.
10.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по
математике. – М. : Астрель, 2019.
11.
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной
школы. – М.: Просвещение, 2010
Оборудование и приборы
1. Акустическая тактильная панель
2. Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.
3. Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления и мягкой ступенькой к
бассейну
4. Карточки PECS система альтернативной коммуникации.
5. Кубики Коса
6. Световой стол для рисования песком
7. Стол-мозаика
8. Тактильная дорожка 7-ми модульная
9. Тактильно-развивающая панель с домино
10. Тактильно-развивающая панель с замочками
11. Тактильно-развивающая панель с различными текстурами
12. Фиброоптическая тактильная панель
13. Фиброоптический туннель
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
2. EduPlay. Система с подсвечиваемой клавиатурой.
3. Музыкальный центр с набором компакт-дисков
4. Световой проектор со встроенным ротатором
5. Колесо спецэффектов («жидкое» с неповторяющимся рисунком)
6. Колесо спецэффектов («твердое»)
Дидактический материал
1. Счетный материал (фишки, камушки, счетные палочки)
2. Счеты
3. Числовой ряд.
4. Пособие «Нумикон».
5. Учебно-наглядное пособие по математике» Магнитная математика»
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо
в