Русский язык 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Русский язык»
(Вариант1)
4 класс

с. Армизонское 2024

1

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации программ входящих в
структуру русского языка, в младших классах, для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предусматривает решение следующих основных задач:
1. выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося, особенностей
его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и
навыками;
2. формирование
у
обучающихся
физической,
социально-личностной,
коммуникативной и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;
3. формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в
разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и
одноклассниками в урочное и вне урочного времени;
4. обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире;
5. овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
6. формирование основ элементарных знаний по русскому языку на первом этапе
обучения;
7. достижение планируемых результатов освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программ «Русский язык» в 4
классе с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения в 4 классе
в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), являются его доступность и практическая
значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания
материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с
жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию
полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач
из ближайшего социального окружения.
2

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского
языка, является развитие речи. Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают
говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их
дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой
категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В
результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития,
который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.
Овладение первоначальными навыками чтения и письма является сложным
психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости
достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого
слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.
В 4 классе звуко - буквенный анализ является основой формирования фонетически
правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и
буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных
ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и
двойных и др.
Школьники с интеллектуальными нарушениями овладевают фонетическим составом
родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является
не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в
процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них
отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных,
звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий
не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и
безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практически грамматических упражнений во 2—4 классах
изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе
дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется
общая часть— корень
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки детей с
интеллектуальными нарушениями к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материал в
процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в
составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,
распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок
слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в
законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту
связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации овладевают
пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков
связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно,
полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и
правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению
предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и
письменной форме.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и
др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний:
сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому
3

строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности
формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с
недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью.
Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их
соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с
рукописного и печатного текста.
На уроках русского языка используются следующие методы:
• словесные–рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
• наглядные–наблюдение, демонстрация, просмотр
• практические– упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач применяются разнообразные типы уроков.
Основные типы учебных занятий:
• урок изучения нового учебного материала;
• урок закрепления и применения знаний;
• урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
• урок контроля знаний и умений. Нетрадиционные формы уроков:
• интегрированный,
• урок-игра,
• урок-экскурсия,
• практическое занятие,
• урок-проект,
• заочная экскурсия,
• урок-путешествие.
На уроках русского языка предусматривается:
• работа с учебными научно-популярным текстом,
• дидактическим рисунком или иллюстрациями,
• условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями,
• выполнение практических работ -исследований,
• моделирование объектов и процессов, уроки с элементами исследования
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса предусмотрено 5 часов в
неделю, всего за год - 170 часов.
2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
различение гласных и согласных звуков и букв;
ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости -мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными
орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
усвоение сочетания букв жи–ши, ча–ща, чу–щу, нахождение их в словах.
Достаточный уровень
работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не
отвлекаясь от выполнения собственного задания;
переносить по слогам слова с одной строки на другую;
сверять свою запись с образцом;
проявлять устойчивое внимание к слову, как к объекту изучения и
использования в речи;
чертить схемы предложений;
писать под диктовку предложения, соблюдая изученные правила
правописания;
составлять диалоги из данных вопросов и ответов, правильно записывать их и
прочитывать с соблюдением нужной интонации;
активно проявлять желание придумывать разные предложения с данным
словом, распространять предложения, используя приём «постепенного ступенчатого
распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения»;
понимать важность овладения грамотным письмом;
5

соблюдать формы записи простейшего диалога, правильно интонировать
предложения – вопросы и предложения - ответы;
объяснять, чем понравился герой записанного рассказа;
- различение названий предметов по вопросам кто? что?
- различение названий действий по вопросам что делает? Что делают? Что делал? Что
сделает?
5. Содержание учебного предмета.
Повторение пройденного. Предложение.
Выделение предложений из текста. Практическое построение простого предложения.
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов,
данных в начальной форме; окончание предложений; восстановление нарушенного порядка
слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова.
Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания
путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение.
Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем
изменения формы слова (водá—вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá—
вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств)
в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена
собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква
в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с
непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов,
обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении
предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в
предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее,
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Составление и
запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после
устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя
небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление
несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых
предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и
написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес
наконверте. Вопросительные и восклицательные предложения.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Тема

Деятельность учащихся
Составление предложений по сюжетной картинке.
Повторение.
Составление предложений поСоставление предложений по предметной картинке.
сюжетной
картинке. Сравнение предложений нераспространённых и
Составление предложений пораспространённых.
предметной картинке.
Распространение предложений с помощью предметных
картинок, вопросов, схем.
6

Нахождение и выделение в предложении названий предметов,
действий, признаков.
Работа с текстом, предложением, схемами.
Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими
Звуки и буквы
Гласные и согласные звуки.
единицами, текстом.
Ударные и безударные гласные. Расположение слов алфавитном порядке; заучивание алфавита
Твёрдые и мягкие согласные.
наизусть.
Мягкий знак на конце и в
Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания
середине слова.
и написания слова.
Гласные после шипящих.
Парные звонкие и глухие
согласные.
Выполнение упражнений, игровые упражнения.
Слово
Названия предметов. Большая Различение основных категорий слов (названия предметов,
буква в словах.
действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное
Названия признаков.
употребление их в связи друг с другом.
Названия действий.
Выполнение упражнений, работа с текстом.
Предлоги.
Усвоение правила о написании с большой буквы названий рек,
гор, морей.
Выполнение упражнений, игровые упражнения.
Усвоение правила о раздельном написании предлогов до, без,
под, над, около, перед с другими словами.
Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог
для связи слов в словосочетании или предложении.
Составление словосочетаний по заданному слову с предлогом.
Выполнение упражнений, работа с текстом.
Предложение
Порядок слов в предложении.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Выполнение упражнений, работа с текстом.
Вопросительные,
Упражнения в составлении предложений; распространение
восклицательные
предложений.
Выполнение упражнений, работа с текстом. Классификация
предложений по цели высказывания.
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Учебные пособия:
1. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. «Русский язык» 4 кл. В 2- х частях. Ч1, Ч 2,
2020. Издательство «Просвещение».
Методические пособия:
1. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические
рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Книга для педагога-дефектолога. Москва.: ВЛАДОС, 2005.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по
изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталость - М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера",
2007.
4. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…В двух частях. М.:
Баллас, 2019. – 64с.
7

5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов. – М. :
Астрель, 2019.
6. Эк В.В. Обучение учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.:
Просвещение, 2010
7. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для
учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2014г.
8. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М.Бражниковой, М: Владос.; 2010
9. Агеева И.Д. Загадки про слова.- М.:ТЦ Сфера, 2015. – 192с.
10. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на обучения грамоте в 1 – 4
классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2019.
11. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 2014.
12. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной
школы. – М.: Просвещение, 2014.
13. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте. –
М.: Просвещение, 2016.
14. Дмитриева О.И., Казакова О.В. Поурочные разработки обучению письму. М.;
Вако, 2017.
15. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку.
М., 2017.
Технические средства:
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
Дидактический материал:
1. Таблицы по темам
2. Алфавит
3. Слоговые таблицы. Учебно-наглядное пособие «Обучение грамоте»
4. Разрезные картинки по временам года
5. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень,
растения, животные).
Интернет – ресурсы:
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме.
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ.
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации.
4. Детский портал «Чудо-Юдо».
5. IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2
до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет).

8

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование
«Русский язык»
4 класс
№
п/п

Дата
План

Тема урока

Кол-во
часов

Факт

Основное содержание урока и виды работ по теме

Повторение. Предложение.
1
Писать и объяснять правописание
изученные орфограммы.

Домашнее задание

1.

Повторение.

2.

1

Писать и объяснять правописание
изученные орфограммы.

1

4.

Повторение. Предложение.
Выделение предложения из текста по
заданию учителя
Работа с незаконченным предложением
(возможность закончить предложение
по-разному)
Завершение начатого предложения.

5.

Проверочная работа №1.

1

Объяснять написания предложения: составлятьСтр. 7, упр. 5
простые предложения; различать слова по
звуковому составу.
Составлять предложения с употреблением слов в Стр. 9, упр. 3, по
косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в образцу.
нач. форме.
Правильно писать предложения. Заканчивать мысль Индивидуальная
и правильно записывать предложения.
карточка.

6.

Предложение и его схема.
Распространение предложений.
Предложение и его схема.
Распространение предложений.

1

8.
9.

Порядок слов в предложении.

2

10.
11.
12.

Выделение в предложении названий
предметов, действий и признаков.

3

3.

7.

1

1

слов

на Стр. 4 упр. 3

слов

на

А

Стр. 6 упр. 2

Объяснять правило написания предложения. Стр. 11, упр. 4.
Составлять и чертить схемы предложений.
Объяснять правило написания предложения. Стр. 11,
Составлять и чертить схемы предложений.
распространи
предложения.
Объяснять правило написания предложения.Стр. 12, упр. 3. Стр.
Восстанавливать нарушенный порядок слов в13, упр. 5.
предложении.
Объяснять правило написания предложения.Стр. 14, упр. 2. Стр.
Выделять предложения из речи и текста. Выделять15, исключи «третий
в предложении названия предметов, действий, лишний».
9

признаков.
Р.р. Составление предложений по
сюжетной картинке.
Составление предложений по
предметной картинке.

1

15.

Звуки и буквы Алфавит. Расположение
слов в алфавитном порядке.

1

16.

Гласные и согласные звуки. Гласные
звуки и буквы.
Соотнесение количества гласных и
слогов в слове.
Ударные и безударные гласные.
Различение ударных и безударных
гласных.

1

19.

Проверочнаяработа№2.

1

20.

1

22.

Правописание безударных гласных.
Одинаковое написание гласных в
ударной и безударной позиции.
Одинаковое написание гласных в
ударной и безударной позиции.
Проверка безударной гласной в слове.

23.

Проверка безударной гласной в слове.

1

13.
14.

17.
18.

21.

1

2

1
1

Индивидуальная
карточка.
Составлять предложения по сюжетной картинке, Стр. 17, упр. 4.
связанных между собой по смыслу.
Составлять
предложения
по
предметнымСтр. 19, письмо по
картинкам. Развитие мелкой моторики. Коррекцияпамяти.
письменной речи.
Знать алфавит, расположение слов в алфавит. Стр. 20, повторить
порядке в словаре, отличие звука от буквы.
алфавит, упр. 4.
Уметь находить слова в словаре. Знать порядок
букв в русской азбуке. Уметь располагать слова в
алфавитном порядке.
Различать на слух и на письме гласные и согласные.Стр. 23,
Определять количество слогов в слове поконтрольное
количеству гласных.
списывание
Знать о смыслоразличительной роли ударения.
Стр. 25, упр. 3. Стр.
Уметь правильно ставить ударение. Знать: ударение 25, подбери слова к
в слове может быть только одно.
схемам.
Уметь выделять ударные и безударные гласные.
Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя Индивидуальная
задания на изученные орфограммы.
карточка.
Объяснять правописание безударных гласных.
Стр. 27, правило,
Сопоставлять гласные в ударных и безударных
упр. 2.
слогах.
Объяснять одинаковое написание гласных в
Стр. 29, упр. 5.
ударной и безударной позиции.
Объяснять правописание безударных гласных.
Стр. 31, правило,
Проверять написание безударной гласной путем
упр.4.
изменения формы слова (водá— вóды)
Объяснять правописание безударных гласных.
Стр. 33,
Правильно писать и произносить слова; выделять контрольное
ударный слог в словах; составлять связный текст из списывание.
предложений.
10

24.
25.

Проверка безударной гласной в слове.

2

26.
27.

Проверяемые и непроверяемые
Безударные гласные.

2

28.
29.

Твердые и мягкие согласные.
Различение твердых и мягких согласных
перед гласными.

2

Обозначение мягкости согласных на
письме буквами «и, е, ё, ю, я.»

3

33.

Проверочнаяработа№3.

1

34.
35.

Буква (ь) мягкий знак на конце и в
середине слова

2

36.

Различение твердых и мягких
согласных.

1

37.
38.

Повторение. Проверка безударной
гласной в слове.

2

39.

Повторение. Обозначение мягкости
согласных на письме буквами «и, е, ё, ю,
я.»

1

30.31
.
32.

Объяснять правописание безударных гласных.
Правильно писать и произносить слова; выделять
ударный слог в словах;
Составлять связный текст из предложений.
Объяснять правописание безударных гласных.
Правильно писать и произносить слова; выделять
ударный слог в словах;
Составлять связный текст из предложений.

Стр. 34, упр. 3, 4.
Стр. 35, письмо по
памяти.

Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя
задания на изученные орфограммы.
Правильно писать (ь) мягкий знак на конце и в
середине слова.

Индивидуальная
карточка.
Стр. 45, правило,
упр. 3.
Стр. 3, упр. 3,
письмо по памяти.
Стр. 48, упр.2.

Стр. 37, упр. 4,
назови безударную
гласную.
Стр. 39, упр. 4,
картинный диктант.
Объяснять правописание безударных гласных.
Стр. 40, упр.2. Стр.
Правильно писать и произносить слова; выделять 41,
контрольное
ударный слог в словах;
списывание.
Составлять связный текст из предложений.
Объяснять мягкость согласных на письме буквами Стр. 42, упр. 3. Стр.
«и, е, ё, ю, я.» Правильно писать и произносить 43, упр. 5. Стр. 43,
слова; составлять связный текст из предложений. правило.

Объяснять правописание твердых и мягких
согласных. Правильно писать и произносить слова;
составлять связный текст из предложений.
Объяснять правописание безударных гласных.
Индивидуальная
Правильно писать и произносить слова; выделять карточка.
ударный слог в словах; составлять связный текст из Стр. 43, произнеси
предложений.
первый звук.
Объяснять мягкость согласных на письме буквами Стр. 49, упр.5.
«и, е, ё, ю, я.» Правильно писать и произносить
слова; составлять связный текст из предложений.
11

Повторение. Буква (ь) мягкий знак на
конце и в середине слова
Повторение.

1

43.
44.
45.

Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в
словах.

3

46.
47.

Различение правил правописания в
словах.

2

48.

Проверочнаяработа№3.

1

49.
50.

Разделительный мягкий знак (ь) перед
гласными и, е,ё,ю,я

2

51.
52.

Перенос слов с разделительным Ь и без
него.

2

53.

Правило правописания слов с
разделительным Ь.

1

54.
55.

Правило правописания слов с
разделительным Ь.

2

56.

Различение сходных по буквам слов с
разделительным ь и без него.

1

40.
41.42
.

2

Правильно писать (ь) мягкий знак на конце и в
середине слова
Писать и объяснять правописание слов на
изученные орфограммы в 1 четверти.

Индивидуальная
карточка.
Повторить правила.
Повторить
словарные слова.
Объяснять правописание гласных после шипящих.Стр. 51, упр. 3.
Писать сочетания гласных с шипящими: жи–ши,ча–Стр. 53, упр. 3, 4.
ща, чу– щу.
Стр. 55, упр. 6,
Развитие зрительной памяти. Составлять рассказ по устно.
плану или по опорным словам на
заданную тему.
Объяснять правописание гласных после шипящих. Стр. 56, упр. 2.
Писать сочетания гласных с шипящими. Правильно Стр. 57, упр. 4
писать сочетания гласных с шипящими
Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя Индивидуальная
задания на изученные орфограммы.
карточка.
Ознакомление со значением разделительного
Стр. 58, упр. 2.
мягкого знака. Читать слоги и слова с
Стр. 59, упр. 4.
разделительным Ь знаком, работать над
правильным произношением.
Объяснять правописание слов с разделительным
Стр. 34, правило.
мягким знаком, писать слова с разделительным Ь Стр. 61,
знаком. Контролировать правильность выполнения контрольное
работы. Переносить слова с
списывание.
разделительным Ь знаком.
Объяснять правописание Ь мягкого знака.
Стр. 62, правило,
Писать под диктовку предложения и тексты(I-IIгр). упр. 2.
Списывать печатный текст (3-4) Грамотно и
каллиграфически правильно писать под диктовку.
Объяснять изученные орфограммы. Анализировать Стр. 61, упр. 3. Стр.
орфограммы, подбирать слова на изученные
65, упр. 6.
правила. Коррекция и развитие навыков письма.
Объяснять изученные орфограммы. Анализировать Стр. 67, упр. 5.
орфограммы, подбирать
12

слова на изученные правила.
Объяснять изученные орфограммы. Анализировать
орфограммы, подбирать
слова на изученные правила. Различать
правописание слов с мягкими согласными и
разделительным ь.
Объяснять правописание Ь мягкого знака.
Писать под диктовку предложения и тексты(I-IIгр).
Списывать печатный текст (3-4) грамотно и
каллиграфически правильно писать под диктовку.
Писать названия предметных картинок, объясняя
их правописание.
Объяснять изученные орфограммы. Анализировать
орфограммы, подбирать слова на изученные
правила. Коррекция и развитие навыков письма.

57.

Мягкий знак для обозначения мягких
согласных и разделительный мягкий
знак.

1

58.

Проверочная работа №5.

1

59.

Картинный диктант. Закрепление
знаний.
Закрепление знаний.

1

62.
63.
64.

Звонкие и глухие согласные. Различение
звонких и глухих согласных.

3

Знать парные звонкие и глухие согласные. Уметь
различать парные зв. и глух. согласные.

65.
66.

Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.

2

Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.

67.
68.

Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова.

2

69.

Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова.

1

Объяснять изученные орфограммы.
Проверять написание звонкой и глухой согласной
на конце и в середине слова путем изменения
формы слова и подбора (по образцу) родственных
слов.
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце ив середине слова.
Сопоставлять согласные буквы на конце слова и
перед гласными.

60.
61.

2

Стр. 68, упр. 3.

Стр. 69, упр. 4.

Индивидуальная
карточка.
Стр. 70, упр. 3. Стр.
71, письмо по
памяти.
Стр. 72, правило.
Стр. 73, упр. 4.
Индивидуальная
карточка.
Стр. 75, упр. 4, 5.
Стр. 76, правило,
упр. 3.
Стр. 78, правило,
упр. 2.
Стр. 80, заполнить
таблицу.
Стр. 81, упр. 4.

13

70.

Различение правил проверки парных
согласных и безударных гласных.

1

71.

Различение правил проверки парных
согласных и безударных гласных.

1

72.

Проверочная работа №6.

1

73.

Правила правописания в слове.
Закрепление знаний.

1

74.

Письмо по памяти.

1

75.
76.

Правила правописания в слове.
Закрепление знаний.

2

77.

Контрольное списывание.

1

78.
79.

Правила правописания в слове.
Закрепление знаний.

2

80.
81.

Повторение изученного.

2

Проверочнаяработа№7.

1

Слово. Названия предметов, действий и
признаков.

2

82.
83.
84

Знать правописание звонких и глухих согласных наСтр. 83, упр. 5.
конце и в середине слова. Уметь подбирать
проверочные слова.
Объяснять правописание звонких и глухих
Стр. 85, картинный
согласных на конце слова. Сопоставлять согласные диктант.
буквы в проверочном и проверяемом словах
Объяснять правописание Ь мягкого знака.
Индивидуальная
Писать под диктовку предложения и тексты(I-IIгр). карточка.
Списывать печатный текст (3-4) грамотно и
каллиграфически правильно писать под диктовку.
Объяснять правописание звонких и глухих
Стр. 87, упр. 4, 5.
согласных на конце слова. Сопоставлять согласные
буквы в проверочном и проверяемом словах.
Читать и заучивать стихотворение. Писать текст по Стр. 89, упр. 3.
памяти.
Объяснять правописание звонких и глухих
Стр. 91, упр. 4.
согласных на конце слова. Сопоставлять согласные Стр. 93, упр. 3.
буквы в проверочном и проверяемом словах.
Списывать безошибочно тексты, выполнять
Индивидуальная
задания к тексту, применяя изученные правила.
карточка.
Грамотно и каллиграфически правильно писать под
диктовку.
Объяснять правописание звонких и глухих
Письмо по памяти.
согласных на конце слова. Сопоставлять согласные Стр. 92, упр. 2.
буквы в проверочном и проверяемом словах.
Объяснять правописание звонких и глухих
Повторить правила.
согласных на конце слова. Сопоставлять согласные Индивидуальная
буквы в проверочном и проверяемом словах.
карточка.
Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя Индивидуальная
задания на изученные орфограммы.
карточка.
Различать слова, которые обозначают предмет,
Стр. 4, упр. 3. Стр.
действие предмета и признак предмета.
5, упр. 5.
Анализировать и кратко характеризовать части
речи.
14

Названия предметов. Различение
названий предметов по вопросам кто?
что?
Различение названий предметов по
вопросам кого? чего?

1

87.

Различение названий предметов по
вопросам кому? чему?

1

88.

Различение названий предметов по
вопросам кем? чем?

1

89.

Различение названий предметов по
вопросам о ком? О чем?

1

Выделение названий предметов в
предложении.
Письмо по памяти. Закрепление.

1

1

93.
94.

Имена собственные. Большая буква в
именах, отчествах,
фамилиях людей и кличках животных.
Большая буква в названиях городов, сел,
деревень, улиц.

95.

Проверочнаяработа№8.

1

96.

Названия предметов. Закрепление
знаний.

1

97.

Название признаков. Определение
признаков предмета по вопросам какой?
какая? какое? какие?

1

85.

86.

90.
91.
92.

1

1

2

Распознавать названия предметов.
Выделять в тексте слова, обозначающие названия
предметов.
Изменять названия предметов по вопросам
косвенных падежей: кого? чего? Употреблять
изменения в тексте и в речи.
Изменять названия предметов по вопросам
косвенных падежей: кому? чему? Употреблять
изменения в тексте и в речи.
Изменять названия предметов по вопросам
косвенных падежей: кем? чем? Употреблять
изменения в тексте и в речи.
Изменять названия предметов по вопросам
косвенных падежей: о ком? о чем? Употреблять
изменения в тексте и в речи.
Распознавать названия предметов. Выделять в
тексте слова, обозначающие названия предметов.
Правильно воспроизводить небольшие
стихотворные тексты по памяти.
Писать собственные имена с заглавной буквы;
различать собственные и нарицательные
имена в конкретном тексте.
Писать собственные имена с заглавной буквы;
различать собственные и нарицательные
имена в конкретном тексте.
Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя
задания на изученные орфограммы.
Распознавать названия предметов.
Выделять в тексте слова, обозначающие названия
предметов.
Распознавать названия признаков по вопросам:
какой? какая? какое? какие?
Находить в тексте слова, обозначающие признаки и
правильно относить их к словам, обозначающим

Стр. 6, упр.2.
Стр. 8, правило,
упр. 4.
Стр. 11, упр. 5.
Стр. 13, упр. 4, 5.
Стр. 15, картинный
диктант.
Стр. 16, упр. 3.
Стр. 17, упр. 4.
Стр. 18, правило,
упр. 4.
Стр. 20, правило,
упр. 4. Стр. 21, упр.
7.
Индивидуальная
карточка.
Стр. 22, упр. 3.
Стр. 27, упр. 2.

15

98.
99.

Постановка вопросов к названиям
признаков предмета.

2

100.
101.

Постановка вопросов к названиям
Признаков предмета.

2

102.

Контрольное списывание с заданиями.

1

103.

Различение признаков, обозначающих
цвет, форму, величину, материал, вкус
предмета.

1

104.

Подбор слов, обозначающих ряд
признаков одного предмета.

1

105.

Определение предмета по его
признакам. Картинный диктант.

1

106.
107.

Различение названий предметов,
действий и признаков.

2

108.

Постановка вопросов к словам в
предложении.

1

предметы.
Распознавать названия признаков по вопросам:
Стр. 29, упр. 4. Стр.
какой? какая? какое? какие?
30, упр. 2.
Находить в тексте слова, обозначающие признаки и
правильно относить их к словам, обозначающим
предметы.
Распознавать названия признаков по вопросам:
Стр. 31, упр. 3.
какой? какая? какое? какие?
Индивидуальная
Находить в тексте слова, обозначающие признаки и карточка.
правильно относить их к словам, обозначающим
предметы.
Списывать тексты, выполняя задания по изученным Повторить правило.
орфограммам.
Распознавать названия признаков по вопросам:
Стр. 32, упр. 2.
какой? какая? какое? какие?
Находить в тексте слова, обозначающие признаки и
правильно относить их к словам, обозначающим
предметы.
Распознавать названия признаков по вопросам:
Стр. 35, упр. 4.
какой? какая? какое? какие?
Находить в тексте слова, обозначающие признаки и
правильно относить их к словам, обозначающим
предметы.
Находить в тексте слова, обозначающие ряд
Стр. 37, упр. 4,
признаков одного предмета. Писать названия
картинный диктант.
предметов по предметным картинкам, подбирая к
ним названия признаков предмета.
Различать и согласовывать на слух и на письме
Стр. 39, упр. 3. Стр.
названия предметов, действий и
39, подбери словапризнаков. Задавать вопросы к словам.
родственники.
Составлять предложения, соблюдая его структуру Стр. 40, упр. 2 (2).
слов, излагать последовательно, устанавливая связь
между словами.
16

109.

Контрольное списывание с заданиями.

1

110.

Распространение предложений словами,
обозначающими признаки предметов.
Распространение предложений словами,
обозначающими предметы и признаки
предмета, по вопросам.
Р.р. Составление предложений по
картинкам

1

113.

Предлоги. Предлоги по, к, от, над, о, в,
на со словами.

1

114.

Предлог из со словами.

1

Писать и употреблять слова с предлогом.

115.

Предлог за со словами.

1

Писать и употреблять слова с предлогом.

Стр. 48, правило,
упр. 3.
Стр. 51, упр. 5.

116.

Предлог без со словами.

1

Писать и употреблять слова с предлогом.

Стр. 53, упр. 4.

117.

Проверочнаяработа№9.

1

118.

Предлог до со словами.

1

Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя Индивидуальная
задания на изученные орфограммы.
карточка.
Писать и употреблять слова с предлогом.
Стр. 55, упр. 5.

119.

Предлог про со словами.

1

Писать и употреблять слова с предлогом.

120.
121.

Предлоги. Закрепление знаний.

2

122.
123.

Повторение. Названия предметов,
действий и признаков.

2

124.

Предложение. Выделение предложения
из текста.

1

Написание предлогов по, к, от, над, о, в, на с
Стр. 59, упр. 3.
другими словами. Употребление предлогов в
Индивидуальная
устной и письменной речи.
карточка.
Различать и согласовывать на слух и на письме
Стр. 60, упр. 2. Стр.
названия предметов, действий ипризнаков. Задавать 61, письмо по
вопросы к словам.
памяти.
Работа с текстами. Выделять предложения из
Стр. 63, упр. 4.
текста, определяя их границы.

111.

112.

1

1

Списывать тексты, выполняя задания по изученным Индивидуальная
орфограммам.
карточка.
Распространять предложения словами,
Стр. 43, упр. 5.
обозначающими признак и предметов.
Распространять предложения словами,
Стр. 45, упр. 3.
обозначающими предметы, признаки предмета
по вопросам.
Составлять текст по серии сюжетных картинок,
Индивидуальная
соблюдая структуру текста, излагая
карточка.
последовательно, устанавливая связь между
предложениями и частям текста.
Знакомство с предлогами, с правилом написания
Стр. 47, упр. 4, 5.
предлогов по, к, от, над, о, в,на с другими словами.

Стр. 56, упр. 2.

17

125.

Деление текста на предложения.

1

Работа с текстами. Выделять
Стр. 61, упр. 2.
предложения из текста, определяя их границы.
Списывать тексты, выполняя задания по изученным Стр. 65, упр. 4.
орфограммам.
Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя Индивидуальная
задания на изученные орфограммы.
карточка.
Выполнять задания творческого характера:
Стр. 66, правило,
упр. 3.
завешать предложения по смыслу.
Работать с деформированным и предложениями.
Стр. 68, правило,
упр. 4.
Стр. 71, упр 4.

126.

Контрольное списывание с заданиями.

1

127.

Проверочнаяработа№10.

1

128.

Завершение начатого предложения.

1

129.
130.

Порядок слов в предложении.

2

131.
132.

Связь слов в предложении.

2

Составлять предложения, связывая слова между
собой по смыслу, изменяя их форму
По вопросам.

133.

Р.р. Письменный пересказ текста по
вопросам и выбор заголовка

1

Письменная передача текста по вопросам
(изложение).

134.

Связь слов в предложении.

1

135.

Письмо по памяти.

1

136.

Проверочнаяработа№11.

1

137.

Предложения разные по интонации.
Повествовательные предложения.

1

138.

Повествовательные предложения.

1

Составлять предложения, связывая слова между
Стр. 74, упр. 2.
собой по смыслу, изменяя их форму по вопросам.
Правильно воспроизводить небольшие
Повторить правило.
стихотворные тексты по памяти.
Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя Индивидуальная
задания на изученные орфограммы.
карточка.
Знакомство с предложениями, разными по
Стр. 77, упр. 4, 5.
интонации. Выделять повествовательные
предложения. Читать предложения, соблюдая
интонацию и выразительность.
Распознавать
и
выделять
из
текста Стр. 76, выучить
повествовательные предложения. Читать
правило.
предложения,
соблюдая
интонацию
и
выразительность.

Стр. 72, правило,
упр. 4. Стр. 73,
составь из слов
предложения.
Индивидуальная
карточка.

18

139.

Вопросительные предложения.

1

140.
141.
142.

Вопросительные предложения.

3

143.

Предложения разные по интонации.

1

144.

Р.р. Списывание текста с заменой слов
после коллективной работы с ним.
Подбор заголовка к тексту.
Повторение изученного. Правописание
гласных и согласных в слове.

1

148.
149.

Название предметов, действий и
признаков.

2

150.

Проверочнаяработа№12.

1

151.
152.
153.
154.

Название предметов, действий и
признаков.
Предложение.

2

155.

Работа с деформированным текстом.

1

145.
146.
147.

3

2

Распознавать вопросительные предложения по
интонации. Составлять вопросительные
предложения и выделять их в тексте; расставлять
знаки препинания в конце предложения.
Распознавать вопросительные предложения по
интонации. Составлять вопросительные
предложения и выделять их в тексте; расставлять
знаки препинания в конце предложения.
Распознавать вопросительные предложения по
интонации. Составлять вопросительные
предложения и выделять их в тексте; расставлять
знаки препинания в конце предложения.
Списывание текста с заменой слов после
коллективной работы с ним. Подбор заголовка к
тексту.
Различать гласные и согласные в слове. Писать
слова на изученные орфограммы: проверяемые и
непроверяемые гласные в слове, парные звонкие и
глухие согласные на конце и в середине слова.
Выделять в предложениях главные члены
предложения, признаки предметов по
вопросам.
Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя
задания на изученные орфограммы.
Выделять в предложениях главные члены
предложения, признаки предметов по вопросам.
Распознавать предложения разные по интонации.
Определять границы предложений, ставить
нужные знаки препинания по интонации.
Писать и объяснять написание слов на изученные
орфограммы.

Стр. 76, упр. 2.

Индивидуальная
карточка.
Стр. 78, правило,
упр. 2.
Стр. 79, упр. 5.
Стр. 80, упр. 3.

Стр. 81, картинный
диктант.
Стр. 83, упр.2.
Стр. 84, упр. 3.
Стр. 85, упр. 5.
Стр. 86, упр. 2.
Стр. 87, упр. 5.
Индивидуальная
карточка.
Стр. 88, упр. 3.
Стр. 89, упр. 6.
Стр. 90, упр. 2.
Стр. 91, упр. 4.
Индивидуальная
карточка.
19

156.
157.

Объяснение правописания слов на
изученные правила.

2

Писать и объяснять написание слов на изученные Повторить правило.
орфограммы. Работа с грамматическими заданиями.

158.

Итоговая контрольная работа.

1

Писать под диктовку, списывать небольшие тексты, Индивидуальная
выполнять задания на выученные орфограммы.
карточка.

159.

Работа над ошибками.

1

160.

Повторение. Предложение.

1

161.

Повторение. Звуки и буквы.

1

162.

Повторение. Слово.

1

163.
164.
165.

Повторение пройденного.

3

Писать под диктовку, списывать небольшие тексты,
выполнять задания на выученные орфограммы.
Писать под диктовку, списывать небольшие тексты,
выполнять задания на выученные орфограммы.
Писать под диктовку, списывать небольшие тексты,
выполнять задания на выученные орфограммы.
Повторение отработанных навыков. Писать под
диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять
задания на выученные орфограммы.
Повторение отработанных навыков. Писать под
диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять
задания на выученные орфограммы.

166.
167.
168.

Повторение пройденного.

3

169.
170.

Повторение пройденного.

2

Письмо по памяти.
Стр. 92, упр.2.
Индивидуальная
карточка.
Стр. 93, упр. 3.
Повторить правило.
Индивидуальная
карточка.
Стр. 86, упр. 4.

Повторение отработанных навыков. Писать под
Картинный диктант.
диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять Повторить правило.
задания на выученные орфограммы.
Индивидуальная
карточка.
Повторение отработанных навыков. Писать под
Индивидуальная
диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять карточка.
задания на выученные орфограммы.
Индивидуальная
карточка.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».