МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по УВР Селянкина Е.Л. Протокол №1 от «26» 08 2024 г. ________________________ Обухова О.Ф. Протокол №1 от «26» 08 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Социально – бытовая ориентировка» для обучающихся 9 класса Рабочую программу составил(а): Фель Л.А. учитель предмета «Социальнобытовая ориентировка» с.Армизонское 2024 год 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана в соответствии ООП МАОУ Армизонская СОШ и на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации» 2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год. 3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089). 4. Учебный план МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 год. 5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН на 2024-2025 Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Обслуживающий труд. 9 кл.»: учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник). Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Освоения обучающимися курса «Социально – бытовая ориентировка» в 9 классе согласно Концепции «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно: 1. Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации, овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. 2. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей. 3. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навык ов, соответствующих возрасту и полу ребенка. 4. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка. Цель программы: совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта. Основные задачи обучения социально – бытовой ориентировки состоят в следующем: -формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации, повышению уровня общего развития; -коррекция речемыслительной деятельности путем вовлечения в сюжетно-ролевые игры, познавательные экскурсии; -воспитание положительных качеств личности. Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; - коррекция – развитие памяти; - коррекция – развитие внимания; - развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления: 2 - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: - развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; - формирование адекватности чувств; - формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция – развитие речи: - коррекция нарушений устной и письменной речи; - коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся обучающихся по АРП для детей с легкой степенью умственной отсталости, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а т акже перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование оп ыта учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирова ния новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, п риготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д. В планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. 2. Общая характеристика учебного предмета. Специфика обучения заключается в том, что обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными 3 нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. В связи с этим, программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений (в течение всего времени изучения предмета с 5 по 10 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь», «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений. Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения: - наглядные; - словесные; - практические. Формы организации учебной деятельности: - коллективная; - групповая; - индивидуальная. Используемые средства обучения: - вербальные; - визуальные; - технические. 3. Описание места в учебном плане Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ, практических работ, текущих и итоговых контрольных работ. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. 4 Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. 5. Личностными результатами изучения курса являются: 1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; 3. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 4. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; 5. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; 6. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; 7. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь) Метапредметными результатами изучения курса являются: - в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. - владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; - получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально -волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, 5 - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерными особенностями учебного предмета являются: - практико-ориентированная направленность содержания обучения; - применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; - применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу: коррекционно – обучающую; коррекционно – развивающую; коррекционно – воспитательную; воспитание положительных качеств личности; развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы). Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разде лам программы. Основные требования к уровню подготовки учащихся 9 класса В результате изучения курса социально-бытовой ориентировки обучающийся должен: Называть и (или) показывать: Определять (измерять): Описывать: Объяснять: - правила личной гигиены; - виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов; - способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда; - родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи; - правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками; - гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; - виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте; - правила поведения в магазине, правила покупки товаров; - основные средства связи, виды почтовых отправлений; - меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи; - виды учреждений, их местонахождение и назначение; - составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений; 6 - учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. Оценивать и прогнозировать: - соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ; - различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь; - пользоваться приборами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить простые блюда, сервировать стол; - записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за маленькими детьми; - производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны; - соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки; - выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу; - оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону; - вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему; - обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений; - подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показатели счетчика, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки; - обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку. 6. Содержание учебного предмета. Темы «Одежда и обувь» «Питание» «Семья» Краткое содержание тем Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях. Соблюдение техники безопасности при выведении пятен. Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола. Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга и отдыха в семье. Семейные традиции. 7 «Культура поведения» Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Значение ярмарок. Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок. Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Виды связи, особенности каждой, значимость в современной жизни Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. документы, подтверждающие нетрудоспособность. Предприятия бытового обслуживания, их назначение. «Жилище» «Транспорт» «Торговля» «Средства связи» «Медицинская помощь» «Учреждения, организации и предприятия» «Трудоустройство» Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления и написание. 7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Название раздела «Личная гигиена» Кол-во часов 2ч «Одежда и обувь» «Питание» «Семья» «Культура поведения» «Жилище» «Транспорт» «Торговля» «Средства связи» «Медицинская помощь» «Учреждения, организации и предприятия» « Экономика домашнего хозяйства» Трудоустройство 8ч 8ч 6ч 4ч 4ч 4ч 5ч 4ч 3ч 4ч 7ч 7ч ИТОГО: 68 ч 8 8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Технология. Обслуживающий труд. 9 кл.: учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник). Приложение к рабочей программе Календарно-тематический план по социально-бытовой ориентировке 9 класс № П/П Тема урока Количество часов Личная гигиена- 2 1 Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. 2 Вред курения, алкоголя и наркотиков. ОДЕЖДА И ОБУВЬ-8 3 Стиль в одежде, мода. 4 Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности 5 Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением. 6 Выбор обуви при покупке в соответствии с назначением. 7 Варианты обновления одежды. (Теория). 8 Варианты обновления одежды (замена мелких деталей). 9 Средства и правила выведения мелких пятен на одежде. ТБ Практическая работа. 10 Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Практическая работа. ПИТАНИЕ-8ч 11 Интегрированный урок (Технология). Санитарно-гигиенические в процессе приготовления пищи. 12 Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста 13 Рецепты приготовления национальных блюд. (теория) 14 Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая работа 15 Составление меню и сервировка праздничного стола. (теория) 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата планируемая Дата фактическая 16 17 СЕМЬЯ -6ч 18 19 20 Составление меню и сервировка праздничного стола. Практическая работа. Диетическое питание. 1 1 Рецепты приготовления диетических блюд. Российская семья. Условия создания семьи. Условия создания семьи, основы семейных отношений, семейные традиции 21 Взаимоотношения в семье. 22 Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Практическая работа. 23 Семейные ситуации. 24 Формы организации досуга, отдыха в семье. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ -4ч 25 Традиции культуры 26 Традиции культуры поведения в современном обществе. Практическая работа. 27 Соседи. Правила общежития 28 Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми ЖИЛИЩЕ -4ч 29 Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая работа. 30 Интерьер. 31 Сохранение жилищного фонда 32 Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище» ТРАНСПОРТ -4ч 33 Назначение авиатранспорта. 34 Аэровокзал. Маршруты. 35 Порядок приобретения билета и их возврата. 36 Стоимость проезда. ТОРГОВЛЯ -5ч 37 Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания 38 Рынок. Отделы рынка. 39 Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 Скупка вещей у населения. 41 Ярмарки. Их виды, время и место проведения СРЕДСТВА СВЯЗИ – 4ч 42 Виды связи. 43 Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. 44 Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов 45 Посылки. Правила упаковки и отправления. Практическая работа. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ -3ч 46 Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. 47 Уход за больным. Практическая работа. 48 Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ -4ч 49 Предприятия бытового обслуживания. 50 Предприятия бытового обслуживания, их назначение. 51 Виды оказываемых услуг. 52 Профессии работников предприятия Практическая работа. ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА -7ч 53 Расходы на удовлетворение культурных потребностей 54 Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. 55-56 Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа. 57 Сбережения. Назначение сбережений. 58 Хранение денег в сберегательной кассе. 59 Виды вкладов. 60 Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование. ТРУДОУСТРОЙСТВО – 9 ч 61 Выбор профессии. 62 Профессионально-жизненная перспектива. 63 Учреждения и отделы по трудоустройству. 64 Оформление на работу, постоянную и по договору. 65-66 Документы, необходимые для поступления на работу. Практическая работа. 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 67 68 Трудовой договор. Трудовой стаж. Охрана труда несовершеннолетних Итоговое тестирование 1 1 12