РП СБО 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР
Селянкина Е.Л.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

________________________
Обухова О.Ф.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Каканова Л.С.
Приказ № 52-ос от «30» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Социально – бытовая ориентировка»
для обучающихся 9 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель предмета «Социальнобытовая ориентировка»

с.Армизонское 2024 год

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана в соответствии ООП МАОУ Армизонская СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
В.В.Воронковой. М(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год.
3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).
4. Учебный план МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 год.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН на 2024-2025
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Обслуживающий труд. 9 кл.»: учебник /
О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник).
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Освоения обучающимися курса «Социально – бытовая ориентировка» в 9 классе согласно Концепции «Специального федерального
государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента:
«академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно:
1.
Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации,
овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
2.
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей.
3.
Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навык ов,
соответствующих возрасту и полу ребенка.
4.
Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для
реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.
Цель программы: совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи обучения социально – бытовой ориентировки состоят в следующем:
-формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации, повышению уровня общего развития;
-коррекция речемыслительной деятельности путем вовлечения в сюжетно-ролевые игры, познавательные экскурсии;
-воспитание положительных качеств личности.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
2

- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение
уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в
окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся обучающихся по АРП для детей с легкой степенью умственной
отсталости, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а т акже
перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом,
соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование оп ыта
учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирова ния новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях
применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих
формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его
интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, п риготовления пищи, научиться
составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В
планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться
нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими
предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Специфика обучения заключается в том, что обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
3

нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют
комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Для
социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи,
умений и навыков. В связи с этим, программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возрастных и психологических
особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и
увеличения объема сведений (в течение всего времени изучения предмета с 5 по 10 класс основные разделы («Личная гигиена»,
«Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь», «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из
года в год, дополняясь новыми сведениями.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в
современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
3. Описание места в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам
письменных, устных повседневных работ, практических работ, текущих и итоговых контрольных работ.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к
природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
4

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного
образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого
существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами
учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется
ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство
ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку,
культуре, её жизни и её народу.
5. Личностными результатами изучения курса являются:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и
использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
4. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и
использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
5. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
6. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
7. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных
личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных
универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора
оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать,
преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально -волевой
сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия,
мироощущения, социального опыта и что особенно актуально,

5

- в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное
значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и
технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
 коррекционно – обучающую;
 коррекционно – развивающую;
 коррекционно – воспитательную;
 воспитание положительных качеств личности;
 развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода
работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний,
овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разде лам
программы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения курса социально-бытовой ориентировки обучающийся должен:
Называть и (или) показывать: Определять (измерять): Описывать: Объяснять:
- правила личной гигиены;
- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;
- способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда;
- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между
членами семьи;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими,
сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;
- правила поведения в магазине, правила покупки товаров;
- основные средства связи, виды почтовых отправлений;
- меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи;
- виды учреждений, их местонахождение и назначение;
- составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели
сбережений;
6

- учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую,
перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Оценивать и прогнозировать:
- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить
одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;
- пользоваться приборами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить простые блюда, сервировать
стол;
- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье, выполнять определенные обязанности в семье,
ухаживать за маленькими детьми;
- производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке
кухни и санузла, ванны;
- соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут
поездки;
- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек
и сдачу;
- оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону;
- вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;
- обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений;
- подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показатели счетчика, планировать и
подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;
- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты,
написать расписку, докладную записку.
6. Содержание учебного предмета.
Темы
«Одежда и обувь»
«Питание»
«Семья»

Краткое содержание тем
Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением.
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях.
Соблюдение техники безопасности при выведении пятен.
Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд.
Составление меню и сервировка праздничного стола.
Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. распределение обязанностей
по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга и отдыха в семье. Семейные традиции.
7

«Культура поведения»

Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями,
знакомыми
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость
проезда.
Значение ярмарок. Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок.
Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Виды связи, особенности каждой, значимость в
современной жизни
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. документы,
подтверждающие нетрудоспособность.
Предприятия бытового обслуживания, их назначение.

«Жилище»
«Транспорт»
«Торговля»
«Средства связи»
«Медицинская помощь»
«Учреждения, организации и
предприятия»
«Трудоустройство»

Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, постоянную и по договору.
Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги: заявление,
анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления и написание.

7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Название раздела
«Личная гигиена»

Кол-во часов
2ч

«Одежда и обувь»
«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»
«Торговля»
«Средства связи»
«Медицинская помощь»
«Учреждения, организации и предприятия»
« Экономика домашнего хозяйства»
Трудоустройство

8ч
8ч
6ч
4ч
4ч
4ч
5ч
4ч
3ч
4ч
7ч
7ч

ИТОГО:

68 ч
8

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Технология. Обслуживающий труд. 9 кл.: учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник).

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по социально-бытовой ориентировке 9 класс
№ П/П

Тема урока

Количество часов

Личная гигиена- 2
1
Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека.
2
Вред курения, алкоголя и наркотиков.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ-8
3
Стиль в одежде, мода.
4
Внешний вид молодого человека и средства выражения
индивидуальности
5
Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением.
6
Выбор обуви при покупке в соответствии с назначением.
7
Варианты обновления одежды. (Теория).
8
Варианты обновления одежды (замена мелких деталей).
9
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде. ТБ
Практическая работа.
10
Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании
средствами для выведения пятен. Практическая работа.
ПИТАНИЕ-8ч
11
Интегрированный урок (Технология). Санитарно-гигиенические
в процессе приготовления пищи.
12
Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста
13
Рецепты приготовления национальных блюд. (теория)
14
Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая
работа
15
Составление меню и сервировка праздничного стола. (теория)
9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Дата
планируемая

Дата
фактическая

16
17
СЕМЬЯ -6ч
18
19
20

Составление меню и сервировка праздничного стола.
Практическая работа.
Диетическое питание.

1
1

Рецепты приготовления диетических блюд.
Российская семья. Условия создания семьи.
Условия создания семьи,
основы семейных отношений, семейные традиции
21
Взаимоотношения в семье.
22
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.
Практическая работа.
23
Семейные ситуации.
24
Формы организации досуга, отдыха в семье.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ -4ч
25
Традиции культуры
26
Традиции культуры поведения в современном обществе.
Практическая работа.
27
Соседи. Правила общежития
28
Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями,
знакомыми
ЖИЛИЩЕ -4ч
29
Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая
работа.
30
Интерьер.
31
Сохранение жилищного фонда
32
Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище»
ТРАНСПОРТ -4ч
33
Назначение авиатранспорта.
34
Аэровокзал. Маршруты.
35
Порядок приобретения билета и их возврата.
36
Стоимость проезда.
ТОРГОВЛЯ -5ч
37
Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания
38
Рынок. Отделы рынка.
39
Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами
10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

40
Скупка вещей у населения.
41
Ярмарки. Их виды, время и место проведения
СРЕДСТВА СВЯЗИ – 4ч
42
Виды связи.
43
Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в
современных условиях жизни общества.
44
Виды денежных переводов (почтовые,
телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов
45
Посылки. Правила упаковки и отправления. Практическая работа.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ -3ч
46
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
47
Уход за больным. Практическая работа.
48
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и
листок нетрудоспособности
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ -4ч
49
Предприятия бытового обслуживания.
50
Предприятия бытового обслуживания, их назначение.
51
Виды оказываемых услуг.
52
Профессии работников предприятия Практическая работа.
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА -7ч
53
Расходы на удовлетворение культурных потребностей
54
Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые
текущие расходы.
55-56
Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа.
57
Сбережения. Назначение сбережений.
58
Хранение денег в сберегательной кассе.
59
Виды вкладов.
60
Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование.
ТРУДОУСТРОЙСТВО – 9 ч
61
Выбор профессии.
62
Профессионально-жизненная перспектива.
63
Учреждения и отделы по трудоустройству.
64
Оформление на работу, постоянную и по договору.
65-66
Документы, необходимые для поступления на работу.
Практическая работа.
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2

67
68

Трудовой договор. Трудовой стаж. Охрана труда
несовершеннолетних
Итоговое тестирование

1
1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».