МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 от «26» 08 Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. 2024 г. Протокол №1 от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса Рабочую программу составил(а): Фель Л.А. учитель русского языка с.Армизонское 2024 год 1 1. Пояснительная записка Русский язык в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Содержание учебного предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. 2. Общая характеристика учебного предмета. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Грамматика и правописание. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Слово. В 6 классе продолжается изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова и словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию слова обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию. Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у 2 учащихся навыки построения простого предложения, разной степени распространённости сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. Так как возможности учащихся с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения, ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу овладеть написанием сочинений и изложений. Учащимся прививаются навыки написания делового письма. В то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5-9 классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты. 3 В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). Название учебного предмета Русский язык Количество часов в неделю 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. год 4 32 32 40 32 136 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Содержание программы ориентировано на достижение шестиклассниками двух групп результатов образования: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения программы по русскому языку включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: 1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4 4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13. формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения программы по русскому языку: - освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация) - знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения) - уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения - знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным - знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний - умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей - чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров (художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.) При оценивании знаний детей с ограниченными возможностями здоровья по В. В. Воронковой описывают 4 группы учащихся по возможностям обучения. Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются. 5 Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при выполнении заданий. К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны. Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 1 и 2 группы: Учащиеся научатся: - знать значимые части слова и их существенные признаки; - уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем; образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов; Учащийся получит возможность научится: - дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам; - определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя; - составлять простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; - отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания; - определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью; - определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя); - находить и решать орографические задачи; - писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100 слов); - оформлять все виды изученных деловых бумаг; - писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80-90 слов). Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 3 и 4 группы: Учащийся получит возможность научится: - принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; оформлять все изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец; - знать отличительные грамматические признаки основных частей слова; производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; - иметь представления о грамматических разрядах слов; различать части речи по вопросу и значению; - составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец; - использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; - писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; - составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и 6 описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса Учащиеся должны знать: Способы проверки написания гласных и согласных в корне слова Учащиеся должны уметь: Правильно обозначать звуки буквами на письме; Подбирать группы родственных слов (несложные случаи); Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов; Разбирать слово по составу; Выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи; Строить простое распространенное предложение с однородными членами; Связно высказываться устно, письменно (по плану). Пользоваться словарем. 6. Содержание учебного предмета 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст (10 ч). Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные. 2. Предложение. Текст (11 ч). Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные, распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. 3. Состав слова. Текст (29 ч). Однокоренные слова. Корень, приставка суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительные ъ. 4. Части речи (2 ч) Имя существительно (29 ч) Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. 7 Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. Имя прилагательное (25 ч). Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Глагол (15 ч). Значение глаголов в речи. глаголы, противоположные по значению. Различение существительных, прилагательных и глаголов. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Различение глаголов по временам. Единственное и множественное число глаголов настоящего времени. Единственное и множественное число глаголов будущего времени. Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени. Текст. Связь частей речи. глагол. Закрепление знаний. 5. Предложение. Текст (10 ч). Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении. Связная речь Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных. Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.). Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. 6. Повторение (5 ч). Словарь Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, конфета, космонавт, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор. (50 слов) 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся № п/п Тема раздела Кол-во часов 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст 10 Основные виды учебной деятельности Правильно произносить звуки, соотносить их с буквами, определять количество звуков и букв в слове, располагать слова в алфавитном порядке, проверять написание безударных гласных, парных согласных, писать слова с двойной согласной, проверять написание слов с непроизносимой согласной. 8 Повторить и закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, однородных членах предложения. Выделять главные и второстепенные члены предложения, находить однородные члены предложения, правильно ставить знаки препинания. Образовывать однокоренные слова, разбирать по составу. Проверять написание безударных гласных и согласных в корне слова, проверять безударные и парные согласные в корне слова. Образовывать новые слова с приставками, правильно писать предлоги и приставки. Повторить правописание разделительного твёрдого знака. Знакомство с единообразным написанием приставок, оканчивающихся на согласную, способами написания предлогов и приставок. Формировать умения образовывать новые слова с помощью приставок, анализировать их по составу. 2. Предложение. Текст 11 3. Состав слова. Текст 29 4. Части речи. Текст 2 Повторить изученные сведения о частях речи, о значении имени существительного в речи. 5. Имя существительное 29 6. Имя прилагательное 25 Знакомство со способами определения рода, числа имени существительного. Составлять рассказ Определять род, число имени существительного, употреблять имя существительное в различных падежах с предлогами. Различать имена существительные 3 склонений. Правильно писать падежные окончания имён существительных 1 склонения. Правильно писать падежные окончания имён существительных 2,3 склонения. Правильно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе. Уметь списывать текст, выполнять задания к тексту, правильно ставить окончание. Правильно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе в родительном падеже с основой на шипящий. Правильно произносить и писать слов: кефир, сметана и т. д. Составлять рассказ по картинкам и данному началу. Уметь писать изложение текста. Повторить сведения об имени прилагательном, значении имени прилагательного в речи. Определять род, число имени прилагательного, употреблять имя прилагательное в речи. Определять род, число имени прилагательного по роду, числу имени 9 существительного. Повторить изученный материал. Анализировать контрольную работы. Склонять имена прилагательные в единственном числе. Правильно писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в различных падежах. Составлять текст- описание. Правильно писать падежные окончания имён прилагательных в различных падежах. Составлять текст по плану. Склонять имена прилагательные женского рода. Правильно писать падежные окончания имён прилагательных женского рода в различных падежах. Правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе в различных падежах. 7. Глагол 15 8. Предложение. Текст 10 9. Повторение 5 Итого: Выполнение заданий. Самопроверка. Объяснение материала. Выделение из текста глагольной лексики с последующим. восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи. Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно). Упражняются в определении части речи по вопросам, выделение их в предложении Правильно излагать текст по коллективно составленному плану. Повторить полученные сведения о предложении, разбирать предложение по членам, находить главные и второстепенные члены. Правильно писать предложения с однородными членами, знать постановку знаков препинания при однородных членах. Познакомиться с правописанием сложных предложений без союзов и союзами а, но, и. Повторить изученные правила и орфограммы, находить имя существительное и имя прилагательное в тексте, правильно писать их окончания в различных падежах. 136 10 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.Учебные пособия 1. Якубовская Э.В. Галунчикова Н.Г. «Русский язык. 6 класс». Учеб. для образовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2020. – 239 с. 2.Дидактические пособия 1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1986. 2. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных, коррекционных образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с. 3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе – М.: Владос, 1999. 4. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1994. 5. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. 2-е издание, М.: Просвещение, 2004. 6. Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2011. 7. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5-8 классах вспомогательной школы. – Л., 1980. 8. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992. 9. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте. Пособие для учителя. – С-Пб.: Союз, 2004. 10. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1978. 11. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Арго, 1996. 12. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Астрель, 2006. 13. Воронкова В.В., Петрова В. Г. К вопросу о дифференциации учащихся вспомогательной школы при обучении русскому языку // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении / Под ред. В.Г. Петровой. — М., 1986 14. Кудрявцева Е.Л. Сборник диктантов по русскому языку для вспомогательных школ VIII вида в 5-8 классах. М.: ВЛАДОС, 2003. 15. Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 классы. – М.: Владос, 2003. 16. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М.: Владос, 2003. 17. «Методические рекомендации. Русский язык. 5–9 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва, «Просвещение», 2007. 3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: электронные справочники, электронные пособия 4. Технические средства обучения: Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. 11 Мультимедийный проектор. Экранно-звуковые пособия: Видеофильмы соответствующего содержания. Слайды соответствующего содержания. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 5. Оборудование класса: Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска 12 Приложение к рабочей программе по русскому языку 6 класс Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс № п.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема Интегрированные уроки Повторение. Звуки и буквы. Текст Гласные и согласные. Их различение Безударные гласные в словах Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах Сомнительные гласные и согласные в словах Текст. Части текста. Красная строка Непроверяемые гласные и согласные в словах Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Адрес Контрольный диктант теме «Повторение». Работа над ошибками. Предложение. Текст Деление текста на предложения Выделение главных и второстепенных членов предложения Нераспространенные и распространенные члены предложения Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом Распространение предложений с помощью рисунков Распространение предложений с помощью вопросов Однородные члены предложения Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Поздравление Контрольный диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками Количество часов 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Дата план факт 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Состав слова. Текст Корень и однокоренные слова Окончание как изменяемая часть слова Образование смысловой связи между словами с помощью окончания Приставка как часть слова Изменение значения слова в зависимости от приставки Суффикс как часть слова Разбор слов по составу Правописание безударных гласных в корне Написание гласных в корне однокоренных слов Проверяемые и проверочные слова Проверка безударных гласных в корне Правописание звонких и глухих согласных в корне Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова Проверка парных звонких и глухих согласных в корне Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Контрольные вопросы и задания Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне». Работа над ошибками Правописание приставок Приставка и предлог Различение приставки и предлога Наблюдение за правописанием гласных в приставках Правописание гласных в приставках Правописание безударных гласных в корне и приставке Текст. Деление текста на части по данному плану Наблюдение за правописанием согласных в 29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 приставках Правописание приставок на согласную Разделительный твердый знак в словах с приставками Различение написания слов с разделительным твердым знаком и без него Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Записка Контрольный диктант по теме «Состав слова. Текст». Работа над ошибками Части речи. Текст Существительное, прилагательное, глагол Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении Имя существительное Значение существительных в речи Существительные, обозначающие явления природы Существительные, называющие один и тот же предмет по- разному Существительные, противоположные по значению Род и число существительных Различение существительных по родам Изменение существительных по числам Правописание имен собственных Существительные собственные и нарицательные Большая буква в именах собственных Кавычки в именах собственных Различение написания существительных собственных и нарицательных Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками Изменение существительных по падежам Понятие о склонении Определение падежей существительных по вопросам Именительный падеж - кто? что? Родительный падеж – кого? чего? Дательный падеж – кому? чему? Винительный падеж – кого? что? Творительный падеж - кем? чем? Предложный падеж – о ком? о чем? Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами Понятие о начальной форме Постановка существительных в начальную форму Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Письмо Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками Имя прилагательное Значение прилагательных в речи Описание явлений природы с помощью прилагательных Описание человека, животных с помощью прилагательных Прилагательные, противоположные по значению 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 1 1 1 1 16 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 Изменение прилагательных по родам и числам Изменение прилагательных по родам Окончания прилагательных мужского рода Окончания прилагательных женского рода Окончания прилагательных среднего рода Определение родовых окончаний прилагательных Изменение прилагательных по числам Род и число прилагательных. Закрепление знаний Контрольный диктант по теме «Изменение прилагательных по родам и числам». Работа над ошибками Склонение прилагательных мужского и среднего рода Понятие о склонении прилагательных Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Объявление Контрольный диктант по теме «Склонение имен прилагательных». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 Работа над ошибками. Глагол Значение глагола в речи Глаголы, противоположные по значению Различение существительных, прилагательных и глаголов Изменение глаголов по временам Настоящее время глаголов Прошедшее время глаголов Будущее время глаголов Различение глаголов по временам Изменение глаголов по числам Единственное и множественное число глаголов настоящего времени Единственное и множественное число глаголов будущего времени Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени Текст. Связь частей в тексте Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Коллективный рассказ на основе распространения данного текста Контрольный диктант по теме «Глагол». Работа над ошибками. Предложение. Текст Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений Однородные члены предложения Определение однородных членов предложения Однородные члены предложения без союзов Однородные члены предложения с союзом и Однородные члены предложения без союзов и с 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 18 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 союзом и Обращение Знакомство с обращением Место обращения в предложении Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Контрольный диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками Повторение Состав слова Правописание гласных и согласных в корне и приставке Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол Контрольный диктант за год. Работа над ошибками 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 19