МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора по УВР
Директор
________________________
________________________
________________________
Селянкина Е.Л.
Приказ №1
от «26» 08 2024 г.
Обухова О.Ф.
«26» 08 24 г.
Каканова Л.С.
Приказ №52-ос
от «30» 08 24 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Социальная психология»
для обучающихся 10 «А» класса
Рабочую программу составил(а):
Тропынина Д.В., педагог-психолог
с. Армизонское 2024 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Социальная психология»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования планируемыми
предметными результатами изучения предмета «Социальная психология» являются:
развитие личности обучающихся средствами психологии: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к
саморазвитию и профессиональному самоопределению;
овладение систематическими знаниями основ психологии, приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной
деятельности;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения:
самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем,
осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Содержание учебного предмета «Социальная психология»
Раздел 1. Введение в психологию. (4 ч.)
Возникновение и формирование психологии как науки. Основные понятия психологии. Житейская и научная психология: сходство и
различия. Отечественные психологи. Психика и особенности строения мозга. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты,
опросы.
Форма организации: дискуссия, практикум.
Раздел 2. Психология познавательных процессов (6 ч.)
Работа над ошибками. Понятие об ощущении и его физиологической основе. Основные характеристики анализаторов. Понятие о
восприятии. Основные свойства восприятия. Общая характеристика внимания. Свойства внимания. Практическая работа по изучению
особенностей внимания и анализ результатов. Память, как психический процесс. Виды памяти. Практическая работа по изучению
особенностей памяти и анализ результатов. Мышление и его виды. Практическая работа по изучению особенностей мышления и анализ
результатов. Общая характеристика воображения. Виды воображения.
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика.
Раздел 3. Структура сознания (4 ч.)
2
Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Психические состояния человека. Роль
эмоциональных процессов. Стресс и фрустрация. Выявление стрессоустойчивости. Воля как характеристика сознания. Контрольный тест
№2 на тему: «Психология познавательных процессов и структура сознания».
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика, тренинг.
Раздел 4. Личность в психологии (8 ч.)
Работа над ошибками. Понятие личности, индивида, индивидуальности. Самосознание личности и его уровни. Самооценка, уровень
притязаний личности. Понятие о мотивации. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Направленность личности.
Интересы, предпочтения, склонности. Темперамент и характеристика его типов. Определение типа темперамента. Учет особенностей
темперамента при выборе профессии. Общее понятие о характере. Общее и индивидуальное в характере человека. Акцентуации характера.
Способности. Общие и специальные способности, их роль в успешности выполнения и освоения деятельности. Жизненный путь личности.
Основы целеполагания. Контрольный тест №3 на тему: «Личность в психологии».
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика, семинар-практикум.
Раздел 5. Основы психологии общения (7 ч.)
Работа над ошибками. Сущность общения. Виды, функции и структура общения. Коммуникативные барьеры в общении. Невербальные
средства общения. Язык жестов и поз в коммуникации. Психологические техники общения. Сущность делового общения и его
специфические черты. Виды и формы делового общения. Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа.
Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления.
Форма организации: тренинг, лекция, практикум, беседа, семинар-практикум, ролевая игра.
Раздел 6. Психология конфликта (3 ч.)
Понятие о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов. Личность в конфликте. Характеристика стилей поведения в
конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта. Формы завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта.
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, решение проблемных задач, ролевая игра, дискуссия.
Раздел 7. Подведение итогов (2 ч.)
Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии общения». Работа над ошибками. Подведение итогов года.
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа.
3
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Тема и содержание раздела, количество часов
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Введение в психологию (4 ч.)
Возникновение и формирование психологии как науки. Владеть
знаниями
об
основах
Основные понятия психологии.
психологии, отличать житейскую и
Житейская и научная психология: сходство и различия. научную психологии. Понимать методы
Отечественные психологи.
психологии. Выполнять практические
Психика и особенности строения мозга.
упражнения.
Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты,
опросы. Контрольный тест №1 на тему: «Психология как
наука».
Психология познавательных процессов (6 ч.)
Работа над ошибками. Понятие об ощущении и его Характеризовать,
что
такое
физиологической основе. Основные характеристики познавательные
процессы:
память,
анализаторов.
внимание, мышление.
Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия.
Определять
уровень
внимания,
Общая характеристика внимания. Свойства внимания. мышления, памяти. Проводить методику
Практическая работа по изучению особенностей на своем однокласснике.
внимания и анализ результатов.
Память, как психический процесс. Виды памяти.
Практическая работа по изучению особенностей памяти и
анализ результатов.
Мышление и его виды. Практическая работа по изучению
особенностей мышления и анализ результатов.
Общая характеристика воображения. Виды воображения.
Структура сознания (4 ч.)
Сознание как высшая ступень развития психики. Анализировать
свое
состояние.
Взаимодействие сознания и подсознания.
Проводить методику на себе и своем
Психические состояния человека. Роль эмоциональных однокласснике.
4
Воспитательный компонент
Сформированность представлений о
психологии как о науке, изучающей
поведение и внутренние психические
процессы
человека,
о
психологических
взаимосвязях,
которые
устанавливаются
между
людьми
в
процессе
их
взаимодействия.
Сформированность
мотивационных
компонентов
профессиональной
пригодности,
побуждающих
реализовывать обучающегося свои
способности
и
личностные
особенности в профессиональной
деятельности;
Готовность к коллективной работе,
сотрудничеству со сверстниками в
образовательной,
общественно
процессов.
Выполнять практические упражнения.
Стресс и фрустрация. Выявление стрессоустойчивости.
Участвовать в тренингах.
Воля как характеристика сознания. Контрольный тест №2
на тему: «Психология познавательных процессов и
структура сознания».
Личность в психологии (8 ч.)
Работа над ошибками. Понятие личности, индивида, Характеризовать, что такое личность,
индивидуальности.
индивид,
индивидуальность,
Самосознание личности и его уровни. Самооценка, темперамент, характер, мотивация.
уровень притязаний личности.
Понимать психологические механизмы
Понятие о мотивации. Мотивация достижения успеха и развития способностей и роль общих
мотивация избегания неудачи.
способностей
для
достижения
Направленность личности. Интересы, предпочтения, успешности в обучении и в жизни.
склонности.
Характеризовать и сопоставлять типы
Темперамент и характеристика его типов. Определение темперамента.
типа темперамента. Учет особенностей темперамента при
выборе профессии.
Общее понятие о характере. Общее и индивидуальное в
характере человека. Акцентуации характера.
Способности. Общие и специальные способности, их
роль в успешности выполнения и освоения деятельности.
Жизненный путь личности. Основы целеполагания.
Контрольный тест №3 на тему: «Личность в психологии».
Основы психологии общения (7 ч.)
Работа над ошибками. Сущность общения. Виды, Владеть знаниями о видах и структуре
функции и структура общения.
общения. Различать виды и формы
Коммуникативные барьеры в общении.
делового
общения.
Публично
Невербальные средства общения. Язык жестов и поз в выступать.
коммуникации.
Психологические техники общения.
Сущность делового общения и его специфические черты.
Виды и формы делового общения.
5
полезной, учебно-исследовательской,
проектной
и
других
видах
деятельности.
Воспитание средствами психологии
культуры
личности,
понимания
значимости
психологии
для
формирования особенностей личности
в различных общностях людей.
Формирование
осознанного,
уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к
истории,
культуре,
религии,
традициям,
языкам,
ценностям
народов России и народов мира;
Понятие
об
имидже.
Составляющие
имиджа.
Коммуникативные функции имиджа.
Психологические особенности публичного выступления.
Секреты успешного публичного выступления.
Психология конфликта (3 ч.)
Понятие
о
конфликте.
Структура
конфликта. Выделять и объяснять существенные
Классификация конфликтов.
признаки коммуникации, конфликта.
Личность в конфликте. Характеристика стилей поведения Публично
выступать.
Выполнять
в конфликтной ситуации.
практические упражнения. Участвовать
Способы разрешения конфликта. Формы завершения в тренингах. Приводить примеры:
конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта.
различных вариантов коммуникаций,
конструктивного общения
Подведение итогов (2 ч.)
Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии Аргументировать свою точку зрения во
общения».
время дискуссии в группе независимо от
Работа над ошибками. Подведение итогов года.
высказываемой точки зрения.
6
готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания.
Овладение
закономерностями,
психологическими
факторами
и
механизмами
общения
и
взаимодействия
людей
при
совместной деятельности.
Готовность
и
способность
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию успешной профессиональной
и общественной деятельности.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Социальная психология»
№
Тема урока
Количество
часов
Дата проведения
План
Факт
1 ЧЕТВЕРТЬ
Введение в психологию (4 ч.)
1
Возникновение и формирование психологии как науки. Основные понятия психологии.
1
4.09.24
2
Житейская и научная психология: сходство и различия. Отечественные психологи.
1
11.09.24
3
Психика и особенности строения мозга.
1
18.09.24
4
Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, опросы. Контрольный тест №1 на
тему: «Психология как наука».
Психология познавательных процессов (6 ч.)
1
29.09.24
5
Работа над ошибками. Понятие об ощущении и его физиологической основе. Основные
характеристики анализаторов.
Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия.
1
2.10.24
1
9.10.24
1
16.10.24
8
Общая характеристика внимания. Свойства внимания. Практическая работа по изучению
особенностей внимания и анализ результатов.
Память, как психический процесс. Виды памяти. Практическая работа по изучению особенностей
памяти и анализ результатов.
2 ЧЕТВЕРТЬ
1
23.10.24
9
Мышление и его виды. Практическая работа по изучению особенностей мышления и анализ
результатов.
1
6.11.24
6
7
7
10
Общая характеристика воображения. Виды воображения.
1
13.11.24
Структура сознания (4 ч.)
11
Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания.
1
20.11.24
12
Психические состояния человека. Роль эмоциональных процессов.
1
27.11.24
13
Стресс и фрустрация. Выявление стрессоустойчивости.
1
4.12.24
14
Воля как характеристика сознания. Контрольный тест №2 на тему: «Психология
познавательных процессов и структура сознания».
Личность в психологии (8 ч.)
1
11.12.24
15
Работа над ошибками. Понятие личности, индивида, индивидуальности.
1
18.12.24
16
Самосознание личности и его уровни. Самооценка, уровень притязаний личности.
1
25.12.24
3 ЧЕТВЕРТЬ
17
Понятие о мотивации. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи.
1
15.01.25
18
Направленность личности. Интересы, предпочтения, склонности.
1
22.01.25
19
Темперамент и характеристика его типов. Определение типа темперамента. Учет особенностей
темперамента при выборе профессии.
Общее понятие о характере. Общее и индивидуальное в характере человека. Акцентуации
характера.
Способности. Общие и специальные способности, их роль в успешности выполнения и освоения
деятельности.
1
29.01.25
1
5.02.25
1
12.02.25
20
21
8
22
Жизненный путь личности. Основы целеполагания. Контрольный тест №3 на тему:
«Личность в психологии».
Основы психологии общения (7 ч.)
1
19.02.25
23
Работа над ошибками. Сущность общения. Виды, функции и структура общения.
1
26.02.25
24
Коммуникативные барьеры в общении.
1
5.03.25
25
Невербальные средства общения. Язык жестов и поз в коммуникации.
1
12.03.25
26
Психологические техники общения.
1
19.03.25
27
Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения.
1
2.04.25
4 ЧЕТВЕРТЬ
28
Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа.
1
9.04.25
29
Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного
выступления.
Психология конфликта (3 ч.)
1
16.04.25
30
Понятие о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов.
1
23.04.25
31
Личность в конфликте. Характеристика стилей поведения в конфликтной ситуации.
1
30.04.25
32
Способы разрешения конфликта. Формы завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из
конфликта.
Подведение итогов (2 ч.)
1
7.05.25
9
33
Контрольный тест №4 на тему: « Основы психологии общения».
1
14.05.25
34
Работа над ошибками. Подведение итогов года.
1
21.05.25
10