МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по УВР Директор ________________________ ________________________ ________________________ Селянкина Е.Л. Приказ №1 от «26» 08 2024 г. Обухова О.Ф. «26» 08 24 г. Каканова Л.С. Приказ №52-ос от «30» 08 24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Социальная психология» для обучающихся 10 «А» класса Рабочую программу составил(а): Тропынина Д.В., педагог-психолог с. Армизонское 2024 год Планируемые результаты освоения учебного предмета «Социальная психология» В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования планируемыми предметными результатами изучения предмета «Социальная психология» являются: развитие личности обучающихся средствами психологии: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; овладение систематическими знаниями основ психологии, приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать избранное направление образования; обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Содержание учебного предмета «Социальная психология» Раздел 1. Введение в психологию. (4 ч.) Возникновение и формирование психологии как науки. Основные понятия психологии. Житейская и научная психология: сходство и различия. Отечественные психологи. Психика и особенности строения мозга. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, опросы. Форма организации: дискуссия, практикум. Раздел 2. Психология познавательных процессов (6 ч.) Работа над ошибками. Понятие об ощущении и его физиологической основе. Основные характеристики анализаторов. Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия. Общая характеристика внимания. Свойства внимания. Практическая работа по изучению особенностей внимания и анализ результатов. Память, как психический процесс. Виды памяти. Практическая работа по изучению особенностей памяти и анализ результатов. Мышление и его виды. Практическая работа по изучению особенностей мышления и анализ результатов. Общая характеристика воображения. Виды воображения. Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика. Раздел 3. Структура сознания (4 ч.) 2 Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Психические состояния человека. Роль эмоциональных процессов. Стресс и фрустрация. Выявление стрессоустойчивости. Воля как характеристика сознания. Контрольный тест №2 на тему: «Психология познавательных процессов и структура сознания». Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика, тренинг. Раздел 4. Личность в психологии (8 ч.) Работа над ошибками. Понятие личности, индивида, индивидуальности. Самосознание личности и его уровни. Самооценка, уровень притязаний личности. Понятие о мотивации. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Направленность личности. Интересы, предпочтения, склонности. Темперамент и характеристика его типов. Определение типа темперамента. Учет особенностей темперамента при выборе профессии. Общее понятие о характере. Общее и индивидуальное в характере человека. Акцентуации характера. Способности. Общие и специальные способности, их роль в успешности выполнения и освоения деятельности. Жизненный путь личности. Основы целеполагания. Контрольный тест №3 на тему: «Личность в психологии». Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика, семинар-практикум. Раздел 5. Основы психологии общения (7 ч.) Работа над ошибками. Сущность общения. Виды, функции и структура общения. Коммуникативные барьеры в общении. Невербальные средства общения. Язык жестов и поз в коммуникации. Психологические техники общения. Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения. Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа. Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления. Форма организации: тренинг, лекция, практикум, беседа, семинар-практикум, ролевая игра. Раздел 6. Психология конфликта (3 ч.) Понятие о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов. Личность в конфликте. Характеристика стилей поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта. Формы завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта. Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, решение проблемных задач, ролевая игра, дискуссия. Раздел 7. Подведение итогов (2 ч.) Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии общения». Работа над ошибками. Подведение итогов года. Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа. 3 Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы Тема и содержание раздела, количество часов Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Введение в психологию (4 ч.) Возникновение и формирование психологии как науки. Владеть знаниями об основах Основные понятия психологии. психологии, отличать житейскую и Житейская и научная психология: сходство и различия. научную психологии. Понимать методы Отечественные психологи. психологии. Выполнять практические Психика и особенности строения мозга. упражнения. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, опросы. Контрольный тест №1 на тему: «Психология как наука». Психология познавательных процессов (6 ч.) Работа над ошибками. Понятие об ощущении и его Характеризовать, что такое физиологической основе. Основные характеристики познавательные процессы: память, анализаторов. внимание, мышление. Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия. Определять уровень внимания, Общая характеристика внимания. Свойства внимания. мышления, памяти. Проводить методику Практическая работа по изучению особенностей на своем однокласснике. внимания и анализ результатов. Память, как психический процесс. Виды памяти. Практическая работа по изучению особенностей памяти и анализ результатов. Мышление и его виды. Практическая работа по изучению особенностей мышления и анализ результатов. Общая характеристика воображения. Виды воображения. Структура сознания (4 ч.) Сознание как высшая ступень развития психики. Анализировать свое состояние. Взаимодействие сознания и подсознания. Проводить методику на себе и своем Психические состояния человека. Роль эмоциональных однокласснике. 4 Воспитательный компонент Сформированность представлений о психологии как о науке, изучающей поведение и внутренние психические процессы человека, о психологических взаимосвязях, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия. Сформированность мотивационных компонентов профессиональной пригодности, побуждающих реализовывать обучающегося свои способности и личностные особенности в профессиональной деятельности; Готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно процессов. Выполнять практические упражнения. Стресс и фрустрация. Выявление стрессоустойчивости. Участвовать в тренингах. Воля как характеристика сознания. Контрольный тест №2 на тему: «Психология познавательных процессов и структура сознания». Личность в психологии (8 ч.) Работа над ошибками. Понятие личности, индивида, Характеризовать, что такое личность, индивидуальности. индивид, индивидуальность, Самосознание личности и его уровни. Самооценка, темперамент, характер, мотивация. уровень притязаний личности. Понимать психологические механизмы Понятие о мотивации. Мотивация достижения успеха и развития способностей и роль общих мотивация избегания неудачи. способностей для достижения Направленность личности. Интересы, предпочтения, успешности в обучении и в жизни. склонности. Характеризовать и сопоставлять типы Темперамент и характеристика его типов. Определение темперамента. типа темперамента. Учет особенностей темперамента при выборе профессии. Общее понятие о характере. Общее и индивидуальное в характере человека. Акцентуации характера. Способности. Общие и специальные способности, их роль в успешности выполнения и освоения деятельности. Жизненный путь личности. Основы целеполагания. Контрольный тест №3 на тему: «Личность в психологии». Основы психологии общения (7 ч.) Работа над ошибками. Сущность общения. Виды, Владеть знаниями о видах и структуре функции и структура общения. общения. Различать виды и формы Коммуникативные барьеры в общении. делового общения. Публично Невербальные средства общения. Язык жестов и поз в выступать. коммуникации. Психологические техники общения. Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения. 5 полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Воспитание средствами психологии культуры личности, понимания значимости психологии для формирования особенностей личности в различных общностях людей. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа. Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления. Психология конфликта (3 ч.) Понятие о конфликте. Структура конфликта. Выделять и объяснять существенные Классификация конфликтов. признаки коммуникации, конфликта. Личность в конфликте. Характеристика стилей поведения Публично выступать. Выполнять в конфликтной ситуации. практические упражнения. Участвовать Способы разрешения конфликта. Формы завершения в тренингах. Приводить примеры: конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта. различных вариантов коммуникаций, конструктивного общения Подведение итогов (2 ч.) Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии Аргументировать свою точку зрения во общения». время дискуссии в группе независимо от Работа над ошибками. Подведение итогов года. высказываемой точки зрения. 6 готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Овладение закономерностями, психологическими факторами и механизмами общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Приложение 1 Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Социальная психология» № Тема урока Количество часов Дата проведения План Факт 1 ЧЕТВЕРТЬ Введение в психологию (4 ч.) 1 Возникновение и формирование психологии как науки. Основные понятия психологии. 1 4.09.24 2 Житейская и научная психология: сходство и различия. Отечественные психологи. 1 11.09.24 3 Психика и особенности строения мозга. 1 18.09.24 4 Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, опросы. Контрольный тест №1 на тему: «Психология как наука». Психология познавательных процессов (6 ч.) 1 29.09.24 5 Работа над ошибками. Понятие об ощущении и его физиологической основе. Основные характеристики анализаторов. Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия. 1 2.10.24 1 9.10.24 1 16.10.24 8 Общая характеристика внимания. Свойства внимания. Практическая работа по изучению особенностей внимания и анализ результатов. Память, как психический процесс. Виды памяти. Практическая работа по изучению особенностей памяти и анализ результатов. 2 ЧЕТВЕРТЬ 1 23.10.24 9 Мышление и его виды. Практическая работа по изучению особенностей мышления и анализ результатов. 1 6.11.24 6 7 7 10 Общая характеристика воображения. Виды воображения. 1 13.11.24 Структура сознания (4 ч.) 11 Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. 1 20.11.24 12 Психические состояния человека. Роль эмоциональных процессов. 1 27.11.24 13 Стресс и фрустрация. Выявление стрессоустойчивости. 1 4.12.24 14 Воля как характеристика сознания. Контрольный тест №2 на тему: «Психология познавательных процессов и структура сознания». Личность в психологии (8 ч.) 1 11.12.24 15 Работа над ошибками. Понятие личности, индивида, индивидуальности. 1 18.12.24 16 Самосознание личности и его уровни. Самооценка, уровень притязаний личности. 1 25.12.24 3 ЧЕТВЕРТЬ 17 Понятие о мотивации. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. 1 15.01.25 18 Направленность личности. Интересы, предпочтения, склонности. 1 22.01.25 19 Темперамент и характеристика его типов. Определение типа темперамента. Учет особенностей темперамента при выборе профессии. Общее понятие о характере. Общее и индивидуальное в характере человека. Акцентуации характера. Способности. Общие и специальные способности, их роль в успешности выполнения и освоения деятельности. 1 29.01.25 1 5.02.25 1 12.02.25 20 21 8 22 Жизненный путь личности. Основы целеполагания. Контрольный тест №3 на тему: «Личность в психологии». Основы психологии общения (7 ч.) 1 19.02.25 23 Работа над ошибками. Сущность общения. Виды, функции и структура общения. 1 26.02.25 24 Коммуникативные барьеры в общении. 1 5.03.25 25 Невербальные средства общения. Язык жестов и поз в коммуникации. 1 12.03.25 26 Психологические техники общения. 1 19.03.25 27 Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения. 1 2.04.25 4 ЧЕТВЕРТЬ 28 Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа. 1 9.04.25 29 Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления. Психология конфликта (3 ч.) 1 16.04.25 30 Понятие о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов. 1 23.04.25 31 Личность в конфликте. Характеристика стилей поведения в конфликтной ситуации. 1 30.04.25 32 Способы разрешения конфликта. Формы завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта. Подведение итогов (2 ч.) 1 7.05.25 9 33 Контрольный тест №4 на тему: « Основы психологии общения». 1 14.05.25 34 Работа над ошибками. Подведение итогов года. 1 21.05.25 10