МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор ________________________ ________________________ ________________________ Селянкина Е.Л. Приказ №1 от «26» 08 2024 г. Нерадовских Л.В. «26» 08 24 г. Каканова Л.С. Приказ №52-ос от «30» 08 24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Основы педагогики и психологии» для обучающихся 10 «А», 11 «А» классов Рабочую программу составил (а): Тропынина Д.В., педагог-психолог с. Армизонское 2024 год 1) Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы педагогики и психологии» в 10 «А» и 11 «А» классах разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении ФГОС СОО»; - Приказ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЯЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНПРОСВЕЩЕНИЕ РОССИИ) № 732 от 12 августа 2022 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; - Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ Армизонской СОШ; - Учебный план МАОУ Армизонской СОШ на 2024-2025 учебный год. Программа «Основы педагогики и психологии» составлена на основе программ «В поисках своего призвания» (Т.Л. Павлова) и «Я в мире профессий» (Е.Д. Шваб). Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Цель внеурочного курса: Психологически подготовить к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Задачи внеурочного курса: - активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения; - содействие в определении профессиональных интересов и склонностей; - мотивация личностного роста ученика; - активизация размышлений о соответствии собственных качеств к требованию профессии. 1 часть Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора. А также формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. Задачи: 1. Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно. 2. Дать информацию о мире профессий, познакомить с профессиональными заведениями, с ситуацией на рынке труда 3. Помочь ученику стать более адаптированным. 4. Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы в профессиональные намерения учащихся. 5. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях. 6. Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам. 2 часть Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. Задачи: 1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами. 2. Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор. 3. Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда. 4. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях. 5. Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам. Место и роль внеурочного курса: программа внеурочного курса ориентирована для обучающихся 10 «А»,11 «А» классов. Общая продолжительность курса 34 часа: 16 ч -1 часть и 18 ч - II часть. Продолжительность занятия до 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю с каждым классом по следующему расписанию: понедельник – 11 «А» класс, среда – 10 «А» класс. Специфика курса в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов и видов деятельности: лекции, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, тренинг, психодиагностические процедуры. Роль внеурочного курса: - Помогает раскрыть способности и таланты. - Развивает самостоятельность, ответственность и социальные навыки. - Формирует первоначальные общие представления о психолого-педагогической деятельности необходимые для их осознанного выбора профессии учителя, психолога, воспитателя, чья профессиональная деятельность направлена на работу с людьми. 2) Содержание программы курса внеурочной деятельности «Основы педагогики и психологии» Внеурочный курс состоит из 2 частей. I часть предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Обучающиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу. II часть является логическим продолжением I части. Во II части усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Обучающиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне. 1 часть 2 Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора. А также формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. Задачи: 1. Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно. 2. Дать информацию о мире профессий, познакомить с профессиональными заведениями, с ситуацией на рынке труда. 3. Помочь ученику стать более адаптированным. 4. Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы в профессиональные намерения учащихся. 5. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях. 6. Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам. 2 часть Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. Задачи: 1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами. 2. Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор. 3. Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда. 4. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях. 5. Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам. Содержание I части. Вводное. Самоопределение. Урок самопознания и откровенности. 1 час. Цель: самопознание, тренировка способности к самораскрытию. Знакомство с программой курса. Мой внутренний мир. 1 час. Цель: создание положительной мотивации к изучаемому курсу; осознание своего внутреннего мира. Вступительное слово (обсуждение правил поведения в группе). Анкета. Основная часть. «Ключи в мой внутренний дом». Завершение занятия (итог по анонимной анкете). Личность. Тест Дж. Голланда (в модификации Г.В. Резапкиной).2 часа. Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «индивидуальность». Показать неповторимость, уникальность личности. Дать представление о путях формирования личности. 3 Лекция «Личность». Упражнение «Я уникальный», «Индивидуальность личности», «Познакомься сам с собой». Тест Дж. Голланда (в модификации Г.В. Резапкиной). Подведение итогов. Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе. 1 час. Цель: Обобщить знания о себе, создать настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя. Организационный момент и приветствие. Упражнение «День бывает…», «Я для себя и я для других». Тест «Мои взаимоотношения с одноклассниками». Завершение занятия. Подведение итога. В человеке все должно быть прекрасно. Жизненные ценности. 2 часа. Цель: формирование эстетического вкуса и культуры отношения к себе. Пробудить интерес к поиску смысла жизни, научится решать свои жизненные проблемы. Вступительное слово. Составление словесного портрета. Обсуждение по теме «Почему у людей разных профессий возникают разные взгляды на одни и те же вещи». Упражнение «Благородный поступок». Создание рисунка. Рассмотрение поля ценностных ориентаций в отношении разных профессий. Тест «Мои ценности». Подведение итогов. Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности. 2 часа. Цель: анализ индивидуальных особенностей психических процессов. Вступительное слово. Составление словесного портрета. Обсуждение по теме «Почему у людей разных профессий возникают разные взгляды на одни и те же вещи». Упражнение «Благородный поступок». Создание рисунка. Рассмотрение поля ценностных ориентаций в отношении разных профессий. Тест «Мои ценности». Подведение итогов. Исследование самооценки. 1 час. Цель: научиться оценивать себя и успешность своих действий. Теоретический блок. 4 Диагностика: определение самооценки. Практикум: знакомство с правилами поднятия самооценки. Подведение итогов. Самореализация. 2 часа. Цель: научить раскрывать свои способности и использовать их. Теоретический блок. Диагностика: выявление общего личностного потенциала. Пути самореализации по А. Маслоу. Личностный профиль. 1 час. Цель: Помочь лучше понять себя. Упражнение «Презентация индивидуальности». Игра «Автопортрет». Подведение итогов. Игровые пробы. 1 час Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями; определить лидерские качества учащихся. Вступительное слово. Игровая проба 1. Упражнение «Кто есть кто?» Игровая проба 2. Подведение итогов. Что? Где? Когда? 1час Цель: активизировать процесс профессионального самоопределения; информировать о форме профессиональной подготовки. Моя жизнь. 1 час. Цель: формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. Вступительное слово. Упражнение «Контакт». Упражнение «Список жизненных ценностей». Упражнение «Линия жизни». Обратная связь. Подведение итогов. Содержание II части. Внутренний мир человека и система представлений о себе. 1 час Цель: знакомство с внутренним миром человека, осознание себя. Теоретический блок. Рассуждения по теме: «Кто я?» и «Какой я?». 5 Игра «Ассоциации». Обратная связь. Профессиональные и жизненные планы. 1 час Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути. Вступительное слово. Анкета (обсуждение результатов совместно). Опросник «Мои личные и профессиональные планы». Игра «Ловушка-капканчики». Рефлексия. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении. 1 час Цель: Определение самооценки и соотнесение ее со своим профессиональным выбором. Вступительное слово. Определение самооценки по Ю.И. Киселеву. Формула самооценки. Подведение итогов. Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности. 2 часа. Цель: Определение свойств нервной системы и соотнесение их с будущей профессией. Вступительное слово. Определение типа темперамента. Определение акцентуации характера. Подведение итогов. Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии. 2 часа. Цель: определение интересов, склонностей, способностей. Вступительное слово. Диагностика: «Изучение склонностей и способностей». Диагностика: «Я предпочту» опросник ДДО. Обсуждение итогов. Определение профессиональных предпочтений. 1 час. Цель: определение профессиональных предпочтений. Вступительное слово. Практикум. Полигон профессиональных предпочтений. Игра «Классифицируйте профессии по типам». Подведение итогов. Обсуждение результатов. Профессии, специальности, должности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда. 2 часа. 6 Цель: понятие о профессиях и специальностях, осуществление анализа профессии с использованием схемы. Теоретический блок. Игра «Профессия и специальность». Знакомство со схемой анализа профессии. Практикум: разобрать профессию по схеме. Упражнение «Закодируй профессию». Упражнение «Профессия – необходимое качество». Обратная связь. Знакомство с профессиограммой. 1 час. Цель: раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности. Теоретический блок. Упражнение «Профессия». Игра в профессии. Обратная связь. Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. 2 часа. Цель: осознание мотивов выбора профессии. Вступительное слово. Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии». Диагностика «Мотивы выбора профессии». Игра «Выбор профиля». Подведение итогов. Учебные заведения. 1 час. Цель: Знакомство с учебными заведениями. Вступительное слово. Игра «Профессия – учебное заведение». Подведение итогов. Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. 2 часа. Цель: Формирование способности определять профессиональные цели исходя из потребностей развивающего общества. Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями. Игра «Советчик». Построение личного профессионального плана. Подведение итогов. Устраиваемся на работу по правилам. 2 часа. 7 Цель: Развитие умения устраиваться на работу. Вступительное слово психолога «Советы при трудоустройстве». Составление резюме. Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу». Обратная связь. 3) Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы педагогики и психологии» По окончании курса обучающиеся должны знать: 1. Особенности выбора профессии; 2. Требования, предъявляемые разными профессиями к человеку; 3. Свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения; 4. Возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий; 5. Социальные проблемы труда; 6. Классификацию профессий. По окончании курса обучающиеся смогут составлять проект своего индивидуального профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы на основе сформированных представлений о понятиях: психологические особенности личности, самоопределение, профессиональные интересы и склонности, способности, классификация, типы и подтипы профессий, профессиограмма, проектирование профессионального жизненного пути, карьера, этапы построения карьеры, личный профессиональный план, конструктивное общение, адекватная самооценка, портфолио, резюме. В результате усвоения программы курса внеурочной деятельности «Основы педагогики и психологии» обучающиеся должны: - осознать свои личные особенности, интересы и склонности; - сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии; - познакомиться с правилами и способами получения профессии; - получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях; - определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда; - обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю. В процессе освоения данного курса планируется сформировать у учащихся следующие представления: о мире профессий, классификации профессий, о требованиях к профессиональной деятельности, о способах и источниках получения информации о профессиях, о склонностях к определенной профессиональной деятельности. Данный внеурочный курс предназначен для 10 «А» и 11 «А» классов, направлен на повышение психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению и может быть использован в профориентационной и развивающей работе школьного педагога-психолога. 8 4) Тематическое планирование с указанием количества часов Тема и содержание раздела, количество часов Теоретическая часть (16 ч.) Урок самопознания и откровенности. Мой внутренний мир. Личность. Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе. В человеке все должно быть прекрасно. Жизненные ценности. Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности. Исследование самооценки. Самореализация. Личностный профиль. Игровые пробы. Что? Где? Когда? Моя жизнь. Практическая часть (18 ч.) Внутренний мир человека и система представлений о себе. Профессиональные и жизненные планы. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении. Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности. Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии. Характеристика основных видов деятельности учащихся Воспитательный компонент Расширить знания о себе. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях. Сформировать представления: о мире профессий, классификации профессий, о требованиях к профессиональной деятельности, о способах и источниках получения информации о профессиях, о склонностях к определенной профессиональной деятельности. Понимать психологические механизмы развития способностей и роль общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни. Сформированность мотивационных компонентов профессиональной пригодности, побуждающих реализовывать обучающегося свои способности и личностные особенности в профессиональной деятельности. Владеть навыками адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами. Владеть знаниями о мире профессий и соотносить их с учебными профессиональными заведениями, с Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 9 Определение профессиональных предпочтений. Профессии, специальности, должности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда Знакомство с профессиограммой. Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. Учебные заведения. Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Устраиваемся на работу по правилам. конкретной ситуацией на рынке труда. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях. 10 5) Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы педагогики и психологии» № п/п Тема 1 Урок самопознания откровенности. 2 Мой внутренний мир. 3 4 5 6 7 8 Цель Кол-во часов I часть - теория иСамопознание; тренировка способности к самораскрытию. Создание положительной мотивации к изучаемому курсу; создание своего внутреннего мира. Личность. Познакомить учащихся с понятиями «личность», «индивидуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представления о путях формирования личности. Как ты относишься к людям,Обобщить знания о себе; создать настрой на усиление и как люди относятся к тебе. процесса познания и понимания самого себя. В человеке все должно бытьФормирование эстетического вкуса и культуры отношения прекрасно. к себе. Жизненные ценности. Пробудить интерес к поиску смысла жизни; научиться решать свои жизненные проблемы. Психические процессыАнализ индивидуальных особенностей психических (восприятие, внимание,процессов и их роль в профессиональной деятельности. память, мышление) и их роль в проф. деятельности. Исследование самооценки. Научиться оценивать себя и успешность своих действий. 1 1 2 1 1 1 2 1 9 Самореализация. Научиться открывать свои способности и использовать их. 2 10 Личностный профиль. Помочь лучше понять себя. 1 11 Игровые пробы. Дать возможность участникам соотнести свой образ с 11 1 Дата проведения План Факт Примечание 2.09.24 4.09.24 9.09.24 11.09.24 16.09.24 18.09.24 23.09.24 25.09.24 30.09.24 2.10.24 07.10.24 9.10.24 14.10.24 16.10.24 21.10.24 23.10.24 4.11.24 6.11.24 11.11.24 13.11.24 Аудиторное занятие Внеаудиторное занятие Аудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие Аудиторное занятие Внеаудиторное занятие Аудиторное занятие 18.11.24 20.11.24 25.11.24 27.11.24 2.12.24 4.12.24 9.12.24 Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное различными профессиями; определить лидерские качества учащихся. 12 Что? Где? Когда? Активизировать процесс профессионального самоопределения; информировать о форме профессиональной подготовки. 13 Моя жизнь. Формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. ИТОГО: 16 часов II часть - практика 1 Внутренний мир человека иЗнакомство с внутренним миром человека, осознание себя. система представлений о себе. 2 Профессиональные иФормирование ответственного отношения к выбору жизненные планы. профессионального пути. 3 Самооценка и ее роль вОпределение самооценки и соотнесение ее со своим профессиональном профессиональным выбором. самоопределении. 4 Природные свойства нервнойОпределение свойств нервной системы и соотнесение их с системы: темперамент, чертыбудущей профессией. характера и их проявления в профессиональной деятельности. 5 Профессиональные интересы,Определение интересов, склонностей и способностей. склонности и способности и их роль в выборе профессии. 6 Определение Определение профессиональных предпочтений. профессиональных предпочтений. 7 Профессии, специальности,Раскрыть понятие о профессиях и специальностях; должности. Ихосуществление анализа профессии с использованием классификации по отраслям,схемы. предметам, целям, средствам 12 11.12.24 занятие 1 16.12.24 18.12.24 Внеаудиторное занятие 1 23.12.24 25.12.24 Аудиторное занятие 1 13.01.25 15.01.25 Аудиторное занятие 1 20.01.25 22.01.25 27.01.25 29. 01.25 Внеаудиторное занятие Аудиторное занятие 2 3.02.25 5.02.25 10.02.25 12.02.25 Аудиторное занятие Внеаудиторное занятие 2 17.02.25 19.02.25 24.02.25 26.02.25 3.03.25 5.03.25 Аудиторное занятие Внеаудиторное занятие Аудиторное занятие 10.03.25 12.03.25 17.03.25 19.03.25 Аудиторное занятие Внеаудиторное занятие 1 1 2 и условиям труда 8 Знакомство сРаскрытие требований, предъявляемых профессией к профессиограммой. личности. 9 Мотивы и ценностныеОсознание мотивов выбора профессии. ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. 10 Учебные заведения. Знакомство с учебными заведениями. 11 Проектирование Формирование способности определять профессиональные профессионального плана, егоцели исходя из потребностей развивающего общества. коррекция с учетом рынка труда. 12 Устраиваемся на работу поРазвитие умения устраиваться на работу. правилам. ИТОГО: ВСЕГО: 18 часов 34 часа 13 1 2 1 2 2 31.03.25 2.04.25 7.04.25 9.04.25 14.04.25 16.04.25 Аудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие 21.04.25 23.04.25 28.04.25 30.04.25 5.05.25 5.05.25 12.05.25 14.05.25 19.05.25 21.05.25 Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие Внеаудиторное занятие