МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО Методическим советом СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора ________________________ по ВР Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол № 1 Нерадовских Л.В. Приказ № 52-ос от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного курса «Россия –страна возможностей» для обучающихся 11 классов Рабочую программу составил (а) : Селянкина Е.Л., учитель истории и обществознания с. Армизонское 2024 Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральной образовательной программы основного общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Программа направлена на развитие личности в разных направлениях: военно- патриотическое, гражданская активность, информационно- медийное, личностное развитие, курс рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Цель программы: 1. Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях; 2. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе; 3. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; 4. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим закрепленным в Конституции РФ. и демократическим ценностям, Задачи программы: 1. Готовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых; 2. Учить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям; 3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны; 4. Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания. 11 класс. Содержание курса внеурочной деятельности «Россия- страна возможностей» Мы - россияне. Граждане России - россияне. Россия - многонациональное государство.Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народовРоссии. Многообразие и единство нашей страны.Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России.Конкурс стихов оРоссии. Российская государственность. Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд.Ролевая игра «Выборы». Власть и политика.Встреча с депутатом. Участие граждан в управлении страной. Россия - демократическое государство. Демократия - власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии. Гражданин в экономических отношениях. Государство в экономической жизни людей - история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей - история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства». Современное российское общество. Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире». Россия в современном мире Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Планируемые результаты Личностные результаты. У обучающегося будет формироваться: - чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; - уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. - интерес к научно-исследовательской деятельности. Метапредметные результаты Познавательные УУД Обучающиеся получат возможность научится: - перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принциповв практике; - называть особенности России как федеративного государства, жители которого представляютразличные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны; - объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия; - объяснять, почему любовь к Родине — это одно из важнейших чувств человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины; - перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам; - определять значение экономики в развитии общества; - находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономикистраны, характеристике современного экологического состояния, информацию о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. - составлять план поисково-исследовательского проекта; - находить и обрабатывать информацию; - анализировать объекты, выделять главное. Регулятивные УУД. Обучающиеся получат возможность научится: - планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей; - заниматься самостоятельным исследовательским поиском; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Коммуникативные УУД. Обучающиеся получат возможность научится: - описывать конкретные факты и события; - договариваться, приходить к общему решению; - работать в группе; - высказывать суждения, аргументировать. Тематическое планирование Наименование разделов и тем программы Мы - россияне. 11 класс Основное содержание Деятельность школьников Граждане России россияне. Россия многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народовРоссии.Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Малая Родина. Экскурсия в Краеведческий музей. России. Конкурсстихово России. Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Власть и политика. Участие граждан в управлениистраной. Россия - Демократия - власть народа: демократическое история и современность. Признаки правового государство. государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Ценности и принципы демократии. Ролевая игра «Выборы». Встреча с депутатом. Российская государственнос ть. Виртуальная экскурсия. Исследовательская работа. в Гражданин в Государство экономической жизни людей экономических - история и современность. отношениях. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей - история и современность. Экономические функции государства.Занятость и трудоустройство в современной России . Современное российское Современное российское обществои тенденции общество. его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Конфликты между Россия в государствами. современном Международные отношения. мире Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира Экскурсия в банков в Встреча с налоговой «Налоговая государства». банк «Роль экономике». работником инспекции политика Создание презентаций «Экологические проекты в России имире». Диспут «Современный мир». Календарно-тематическое планирование. «Россия- страна возможностей» 11 класс. № Наименование раздела, урока тема урока Кол- во часов всего 1. Граждане России теория Форма проведения Формы контроля практика беседа диспут -1 1 - 2 1 1 подготовка проектов проекты 2 1 1 подготовка проектов проекты 2 поиск россияне 2. Россия многонациональное государство 3. Особенности территориального устройства страны 4. Традиции, обычаи, праздники народов 2 сайтов и сообщения извлечение нужной России информации 5. Малая Родина в составе России 2 1 1 рефераты защита рефератов 6. Россия - Родина моя 2 2 стихи о России конкурс стихов России 7. Государство закона, на прав и страже 2 2 свобод поиск сайтов извлечение граждан и нужной информации школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву 8. Органы власти в России. 2 1 1 игра ролевая игра «Выборы» 2 встреча с беседа Ветвивласти 9. Власть и политика 2 депутатом сельской думы 10. Демократия - власть народа: 2 2 история и современность Поиск сайтов и стенгазеты извлечение нужной информации 11. Государство экономической в1 жизни 1 беседа Дискуссия проблемного обучения о людей 12. Гражданский кодекс РФ 1 13. Занятость и 2 1 2 дискуссия экскурсия в экскурсия трудоустройство в Службу занятости современной России населения 14. Роль банков в экономике 15. Налоговая 2 2 экскурсия в банк экскурсия политика 1 1 встреча с работником беседа государства 16. беседа Современное российское налоговой инспекции 2 2 беседа дискуссия 1 1 беседа дискуссия общество и тенденции его развития 17. Научные открытия и технические достижения 18. Многообразие религиозных 2 2 конфессий встречая с беседа представителями религиозных конфессий 19. Экологические проекты в России и мире 2 2 создание презентаций презентации 20. Может ли человечество 1 1 жить без войн Итого интеллектуальная неделя 34 10 24 дискуссия Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 1. Примерная программа «Внеурочная деятельность школьников основного общего образования» Григорьев Д. В. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г. 2. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г. 3. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с. 4. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с. 5. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г. 6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. 2005. - №1. -147 с. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.