МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
________________________ по ВР
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Нерадовских Л.В. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Россия –страна возможностей»
для обучающихся 11 классов
Рабочую программу составил (а) :
Селянкина Е.Л., учитель истории и обществознания
с. Армизонское 2024
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, федеральной образовательной
программы основного общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной
деятельности.
Программа
направлена
на
развитие
личности
в
разных
направлениях:
военно-
патриотическое, гражданская активность, информационно- медийное, личностное развитие,
курс рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа
в
год.
Цель программы:
1. Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
2. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную
жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном
обществе;
3. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
4. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности
к
гуманистическим
закрепленным в Конституции РФ.
и
демократическим
ценностям,
Задачи программы:
1. Готовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых;
2. Учить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности,
противостоять непредвиденным жизненным ситуациям;
3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя,
видеть свои сильные и слабые стороны;
4. Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру
самопознания, саморазвития и самовоспитания.
11 класс.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия- страна возможностей»
Мы - россияне.
Граждане России - россияне. Россия - многонациональное государство.Особенности
территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции,
обычаи, праздники народовРоссии. Многообразие и единство нашей страны.Экскурсия в
Краеведческий музей. Малая родина в составе России.Конкурс стихов оРоссии.
Российская государственность.
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется
государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство,
парламент, суд.Ролевая игра «Выборы». Власть и политика.Встреча с депутатом. Участие
граждан в управлении страной.
Россия - демократическое государство.
Демократия - власть народа: история и современность. Признаки правового
государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая
культура.
Взаимодействие
государства
и
гражданского
общества
в
решении
общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Гражданин в экономических отношениях.
Государство в экономической жизни людей - история и современность. Понятие
«экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ.
Государство в экономической жизни людей - история и современность. Экономические
функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в
банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции
«Налоговая политика государства».
Современное российское общество.
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об
историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и
технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание
презентаций
«Экологические проекты в России и мире».
Россия в современном мире
Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории
человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный
терроризм как острая
проблема
современного
мира.
Планируемые
результаты
Личностные результаты.
У обучающегося будет формироваться:
-
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого
и
целостного
отечества
при
всем
разнообразии
культур,
национальностей, религий России;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
- интерес к научно-исследовательской деятельности.
Метапредметные
результаты
Познавательные УУД
Обучающиеся получат возможность научится:
- перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять
значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление
демократических принциповв практике;
- называть особенности России как федеративного государства, жители которого
представляютразличные народы; называть народы, живущие в современной
России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России;
рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать
способы участия граждан в жизни страны;
- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в
мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные
особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;
- объяснять, почему любовь к Родине — это одно из важнейших чувств человека;
называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей
стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему
гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении
проблем своей малой родины;
- перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять
функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить
информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным
вопросам;
- определять значение экономики в развитии общества;
- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития
экономикистраны,
характеристике
современного
экологического
состояния,
информацию о роли России на международной арене, используя различные источники,
в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное.
Регулятивные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- описывать конкретные факты и события;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать.
Тематическое планирование
Наименование
разделов и тем
программы
Мы - россияне.
11
класс
Основное содержание
Деятельность
школьников
Граждане
России россияне.
Россия многонациональное
государство.
Особенности
территориального
устройства
страны.
Культурное
многообразие
народовРоссии.Традиции,
обычаи,
праздники
народов
России.
Многообразие
и
единство
нашей
страны. Малая Родина.
Экскурсия в Краеведческий
музей. России. Конкурсстихово
России.
Государство
на
страже
закона, прав и свобод
граждан. Как формируется
государственная
власть.
Ветви
власти.
Органы
власти
в
России:
правительство,
парламент, суд. Власть и
политика. Участие граждан
в управлениистраной.
Россия
- Демократия - власть народа:
демократическое история и современность.
Признаки
правового
государство.
государства. Власть закона
как основа правового
государства.
Право
и
правовая
культура.
Взаимодействие государства
и гражданского общества в
решении
общественных
проблем.
Ценности
и
принципы демократии.
Ролевая игра «Выборы».
Встреча с депутатом.
Российская
государственнос
ть.
Виртуальная
экскурсия.
Исследовательская работа.
в
Гражданин
в Государство
экономической жизни людей
экономических
- история и современность.
отношениях.
Понятие
«экономика».
Частная собственность и ее
роль
в
обществе.
Гражданский кодекс РФ.
Государство
в
экономической жизни людей
- история и современность.
Экономические
функции
государства.Занятость и
трудоустройство в
современной России .
Современное
российское
Современное
российское
обществои
тенденции
общество.
его развития.
Представления
об
историческом
времени.
Прогресс и регресс
в
развитии общества. Научные
открытия и технические
достижения.
Встреча
с
представителями
религиозных конфессий.
Конфликты
между
Россия
в
государствами.
современном
Международные отношения.
мире
Войны
в
истории
человечества
и
России.
Может ли человечество жить
без войн. Международный
терроризм как острая
проблема современного мира
Экскурсия в
банков
в
Встреча
с
налоговой
«Налоговая
государства».
банк «Роль
экономике».
работником
инспекции
политика
Создание презентаций
«Экологические проекты в
России имире».
Диспут «Современный мир».
Календарно-тематическое планирование. «Россия- страна возможностей» 11 класс.
№
Наименование раздела,
урока
тема урока
Кол- во часов
всего
1.
Граждане
России
теория
Форма проведения
Формы контроля
практика
беседа
диспут
-1
1
- 2
1
1
подготовка проектов
проекты
2
1
1
подготовка проектов
проекты
2
поиск
россияне
2.
Россия
многонациональное
государство
3.
Особенности
территориального устройства
страны
4.
Традиции,
обычаи,
праздники
народов
2
сайтов
и
сообщения
извлечение
нужной
России
информации
5.
Малая Родина в составе
России
2
1
1
рефераты
защита рефератов
6.
Россия - Родина моя
2
2
стихи о России
конкурс
стихов
России
7.
Государство
закона,
на
прав
и
страже 2
2
свобод
поиск
сайтов
извлечение
граждан
и
нужной
информации
школьный
этап
Всероссийской
олимпиады
школьников по праву
8.
Органы власти в России.
2
1
1
игра
ролевая игра «Выборы»
2
встреча с
беседа
Ветвивласти
9.
Власть и политика
2
депутатом сельской
думы
10.
Демократия - власть народа: 2
2
история и современность
Поиск сайтов и
стенгазеты
извлечение
нужной информации
11.
Государство
экономической
в1
жизни
1
беседа
Дискуссия
проблемного обучения
о
людей
12.
Гражданский кодекс РФ
1
13.
Занятость и
2
1
2
дискуссия
экскурсия в
экскурсия
трудоустройство в
Службу занятости
современной России
населения
14.
Роль банков в экономике
15.
Налоговая
2
2
экскурсия в банк
экскурсия
политика 1
1
встреча с работником
беседа
государства
16.
беседа
Современное российское
налоговой инспекции
2
2
беседа
дискуссия
1
1
беседа
дискуссия
общество и тенденции его
развития
17.
Научные открытия и
технические достижения
18.
Многообразие религиозных
2
2
конфессий
встречая
с
беседа
представителями
религиозных
конфессий
19.
Экологические проекты в
России и мире
2
2
создание презентаций
презентации
20.
Может
ли
человечество
1
1
жить без войн
Итого
интеллектуальная
неделя
34
10
24
дискуссия
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательной деятельности
1. Примерная программа «Внеурочная деятельность школьников основного общего
образования» Григорьев Д. В. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение
государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г. Баранова И.В.
Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.
2. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.
3. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое
мышление, 1989.-221 с.
4. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
5. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. 2005. - №1. -147 с. Концепция духовно-нравственного воспитания российских
школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.