МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по ВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Приказ №52-ос Нерадовских Л.В. от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса Объединения «Ладья»» для обучающихся 6 класса Программу составил: Садубов Е.М., учитель ОБЖ, технологии с. Орлово 2024 год Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности Объединение «Ладья», 6 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности объединение «Ладья» в 6 классе является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, 2. Основная образовательная программа начального общего, основного общего либо среднего общего образования МАОУ Армизонской СОШ 3. Учебный план МАОУ Армизонской СОШ на 2024-2025 год. 4. Рабочая программа воспитания МАОУ Армизонская СОШ Курс внеурочной деятельности объединение «Ладья» изучается в 6 классе, рассчитан на 1 час в неделю. Практических работ, лабораторных работ и контрольных не предусмотрено. Итоговый контроль не предусмотрен. Изучение внеурочной деятельности объединения «Ладья» способствует решению следующих задач: 1. совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. 2. формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; 3. развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности; 4. формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; 5. умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандартсодержания образования.Программой не предусмотрено реализация регионального компонента и проведение интегрированных занятий. Особенности обучения детей с ОВЗ. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. Освоение необходимых обучающемуся социальных ритуалов. Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса. Используются ЦОРы: https://uchi.ru/, https://resh.edu.ru/ Связь учебной и воспитательной деятельности: Внеурочная деятельность, направленная на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Мероприятия данного модуля позволяют обучающимся реализовать свои индивидуальные и возрастные потребности, обеспечивают развитие способностей, формирование ключевых компетенций и предпрофессиональных навыков Содержание курса внеурочной деятельности №п/п Содержание курса 1 Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах Планируемые результаты освоения внеурочного курса Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 4 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания Тематическое планирование 1 Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. 5 Приложение к рабочей программе Календарно – тематическое планирование объединения «Ладья», 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Количество часов 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). 1 Повторение материала. Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). 1 Повторение материала. Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). 1 Повторение материала. Двух- и трехходовые партии. 1 Решение задания “Мат в 1 ход” 1 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. 1 Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. 1 Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. 1 Решение заданий. Игровая практика 1 Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный 1 наскок противника. Решение заданий. Игровая практика 1 “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). 1 Наказание “повторюшек”. Решение заданий. Игровая практика 1 Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. 1 Темпы. Гамбиты. Решение задания “Выведи фигуру”.. 1 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними 1 пешками (с исключениями из правила). Тема занятия 6 Дата План 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 20.10 03.11 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 Факт 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Решение заданий. Игровая практика Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Решение заданий. Игровая практика Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Решение заданий. Игровая практика Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Решение заданий. Игровая практика Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Решение заданий. Игровая практика Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Решение заданий. Игровая практика Типичные комбинации в дебюте. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Шахматные соревнования Шахматные соревнования Шахматные соревнования Шахматные соревнования Шахматные соревнования 7 1 12.01 1 19.01 1 26.01 1 02.02 1 09.02 1 16.02 1 1 1 16.02 02.03 09.03 1 16.03 1 1 1 1 1 1 1 1 30.03 06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05