МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы _______________________ Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. ________________________ Селянкина Е.Л. Протокол № 1 от «26» 08 2024 г. Нерадовских Л.В. от «26» 08 2024 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного курса «АБВГДей-ка» для обучающихся 1 класса Рабочую программу составил(а): Азизова А.А., воспитатель ОДО Красноорловское 2024 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочного курса "АБВГДей-ка" для 1 класса составлена на основе: -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286; - приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Основной образовательной программы начального общего образования -Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 уч.год; -Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ - Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения); - Авторской программы «Познавательная деятельность учащихся» Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. (Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010 г.-223с.). Цель программы: создание максимально благоприятных условий для формирования соответствующих возрасту духовно-нравственных ценностей. Задачи: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; - коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; - способствовать формированию навыков правильного чтения и письма. - способствовать развитию у обучающихся интереса к русскому языку, чтению, как к учебным предметам для использования полученных на них знаний в практической деятельности, в жизни; - способствовать развитию смекалки и сообразительности. - обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. - воспитание культуры обращения ; - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Программа курса внеурочной деятельности «АБВГДейка» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык? (12 ч.) Рассказ-беседа. Игры, кроссворды, соревнования. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Раздел 2. Сокровища родного языка. (10 ч). Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению; о пословицах и поговорках.) Игры, викторины. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. Раздел 3. Словарное богатство русского языка. (7 ч). Знакомство с различными словарями. Тематические группы слов. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Происхождение слов. Заимствованные слова. Фразеологизмы. Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». Раздел 4. Проектная деятельность. (4 ч). Составление вопросов для викторины. Праздники. Словари. Сборники пословиц, загадок. Блокноты трудных орфограмм. Литературные газеты. Формы организации учебных занятий: беседа, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями, занятие-исследование, занятие-инсценировка, занятие-экскурсия, мультимедиа- занятие, проблемное занятие, занятиедиалог, занятие - деловая или ролевая игра, комбинированное, путешествие, практикумы, защиты проектов, повторительно-обобщающее занятие, диспут, игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина). Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты: - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Тематическое планирование курса. № 1 2 3 4 всего Тема разделов Хорошо ли ты знаешь русский язык? Сокровища русского языка. Словарное богатство русского языка. Проектная деятельность. Количество часов 12 10 7 4 33 Календарно – тематическое планирование курса «АБВГДей-ка» № Раздел, тема Хорошо ли ты знаешь русский язык? (12ч.) 1 Рассказ-беседа на тему "Что это значит - хорошо знать русский язык?" 2 Составление текста на тему "Школа". 3 Игры "Чудесное превращение слов", "Добавь букву". 4 "Доскажи словечко". 5 В мире безмолвия и неведомых звуков. 6 В Страну Слов. 7 К тайнам волшебных слов. 8 Выбор друзей в Стране Слов. 9 К несметным сокровищам Страны Слов. 10 Чудесные превращения слов. 11 Игра - соревнование. 12 В Страну Слогов. Сокровища русского языка. (10ч.) 13 В гости к Алфавиту. 14 К тайнам звуков и букв. 15 В глубь веков на машине времени. 16 В Королевстве Ошибок. 17 Чудеса в Стране Слов. 18 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. 19 Слово одно, а значений несколько. 20 Слова - близнецы (омонимы). 21 Слова - друзья (синонимы). 22 Антонимы. Омофоны. "Словарное богатство русского языка". (7 ч.) 23 Экскурсия в библиотеку. 24 "Трудные слова" - разгадывание ребусов и кроссвордов. 25 Конкурс знающих. 26 Устный журнал "Путешествие в страну неразгаданных тайн". 27 К словам – родственникам. Почему их так назвали? Кол-во часов Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 28.11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 05.12 12.12 19.12 26.12 09.01 16.01 23.01 06.02 13.02 27.02 1 1 1 1 1 05.03 12.03 19.03 02.04 09.04 28 Экскурсия в прошлое. 29 Полёт в будущее. "Проектная деятельность". (4 ч.) 30 Вопросы для викторины. 31 Сборник пословиц. 32 Сборник загадок. 33 Блокнот трудных орфограмм. 1 1 16.04 23.04 1 1 1 1 07.05 14.05 21.05 21.05