МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО Методическим советом СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ ________________________ Селянкина Е.Л. Обухова О.Ф. Протокол № 1 «26» 08 2024 г. от «26» 08 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем» для обучающихся 4В класса Программу составила: Бессараб Н.М. с. Армизонское 2024 Пояснительная записка. Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, думаем» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и адаптирована к условиям МАОУ Армизонской средней школы школы. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Программа курса по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, думаем» и рассчитана на поэтапное освоение материала учащихся 4 –х классов. Всего –34 часа Содержание курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем». 4 класс Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения. Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий. Аналитико–синтетическая переработка источников информации. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации. Углубление представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к прочитанному. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и отражения состава и частей научно-познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. Подведение итогов. Арифметические забавы. Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца. Логика в математике. Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи. Задачи с геометрическим содержанием.Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». Техника безопасности при работе на компьютере Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок.Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка таблиц из WORD. Добавление в слайды эффектов анимации Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройка анимации. Управление презентацией Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика. Добавление в презентацию аудио и видеоинформации Поиск информации. Настройка звука при смене слайда. Добавление звука. Предварительное прослушивание звука. Выбор между автоматическим воспроизведением и воспроизведением по щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации. Творческая работа Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным тематическим проектом «Моя презентация». Создание собственной презентации. Защита проектов Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Тайны за горизонтом Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? Жили-были динозавры... и не только они Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? Тайны камней Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? Загадки растений История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. Загадочные животные Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосектитан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Загадки под водой и под землей Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Творческая работа по заданной теме Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Предметные: - правил пользования библиотекой; - основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,аннотация, послесловие, форзац); - уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задачсправочной, - научно-популярной литературы, периодических изданий для младшихшкольников; - знать основные этапы развития книжного дела, исторический процессформирования внешнего вида книги и ее структуры; - понимать значение терминов, определенных программой; - знать рациональные приемы и способы самостоятельного поискаинформации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; - овладение методами аналитико–синтетической переработки информации; - изучение и практическое использование технологии подготовки иоформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы; - ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию; - уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы. Метапредметные Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи; - высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром; - ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря; - различать способ и результат действия; - оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся 4 класс Виды деятельности Виды, формы работы 2 Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук. Беседа, аудиторное Основные типы информационно3-4 поисковых задач и алгоритмов решения 2 5-6 Аналитико-синтетическая переработка источников информации 2 Использование результатов поиска при видио-обзор , аудиторное подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий. Первичные документы как объекты аналитико- библиотечный урок, синтетической информации. Углубление внеадиторное представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научнопознавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к прочитанному. I 1-2 «Читательская грамотность» Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества 7-8Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся 8 II 910 Итого: «Математическая грамотность» Арифметические забавы. Количество часов 2 Технология подготовки планов, рассказов и библиотечный урок, отзывов. План как способ записи прочитанного и внеадиторное отражения состава и частей научнопознавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. 8 2 Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги устный опрос в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца. 1114 Логика в математике. Задачи на поиск закономерности.. 4 Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи. 1516 Задачи с геометрическим содержанием 2 Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». практическая работа, аудиторное Итого: 8 Основы компьютерной грамотности 17 Техника безопасности при работе на компьютере Лекция, аудиторное 1 соблюдения правил поведения в компьютерном устный опрос, аудиторное кабинете, при работе с персональным компьютером. 18 Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов 1 Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок. Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка таблиц из WORD. 19 Добавление в слайды эффектов анимации 1 Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты практическая работа, анимации для объектов презентации. Настройка аудиторное анимации. 20- Управление презентацией 21 2 Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика. 22- Добавление в презентацию аудио и 24 видеоинформации 3 Поиск информации. Настройка звука при смене практическая работа, слайда. Добавление звука. Предварительное аудиторное прослушивание звука. Выбор между практическая работа, аудиторное практическая работа, аудиторное автоматическим воспроизведением и воспроизведением по щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации. Итого: III Грамотность в естественных науках Введение Тайны за горизонтом 8 1 1 лекторий Практические работы с картой. устный опрос, аудиторное урок–практикум, внеадиторное 1 рассматривание окаменелостей. круглый стол, аудиторное 28 Жили-были динозавры... и не только они Тайны камней 1 лекция-обзор, внеадиторное 29 Загадки растений 1 30 Эти удивительные животные 1 31 32 3334 Планета насекомых Загадки под водой и под землей Итоговые занятия 1 1 2 рассматривание образцов (кремень, янтарь, каме нная соль и т. д.) рассматривание растений в гербариях, рассматр ивание овощей, фруктов и их муляжей. рассматривание останков животных в виртуальном музее рассматривание насекомых в коллекции. экскурсии: в краеведческий музей 25 26 27 лекция-обзор, внеадиторное виртуальная экскурсия , аудиторное лекция-обзор, внеадиторное лекция-обзор, внеадиторное Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема занятия Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмов решения Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмов решения Аналитико-синтетическая переработка источников информации Аналитико-синтетическая переработка источников информации Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся Арифметические забавы Форма проведения Часы Беседа, аудиторное 1 Экскурсия, внеаудиторное 1 12.09.2024 19.09.2024 Игра, внеаудиторное 12. 13. 14. 15. 1 26.09.2024 Беседа, аудиторное 1 03.10.2024 Мастерская, аудиторное 1 10.10.2024 Круглый стол, внеаудиторное 1 17.10.2024 Беседа, аудиторное 1 24.10.2024 1 Беседа, аудиторное Беседа, аудиторное 07.11.2024 1 Арифметические забавы 14.11.2024 Викторина, аудиторное 11. Логика в математике. Задачи на поиск закономерности.. Логика в математике. Задачи на поиск закономерности.. Логика в математике. Задачи на поиск закономерности.. Логика в математике. Задачи на поиск закономерности.. Задачи с геометрическим содержанием Дата проведения 05.09.2024 1 21.11.2024 Беседа, аудиторное 1 Беседа, аудиторное 1 Игра, внеаудиторное 1 Беседа, аудиторное 1 28.11.2024 05.12.2024 12.12.2024 1 Круглый стол, аудиторное 19.12.2024 16. Задачи с геометрическим содержанием 17. Техника безопасности при работе на компьютере 18. Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов Добавление в слайды эффектов анимации Управление презентацией 19. 20. 26.12.2024 Беседа, аудиторное Устный журнал, внеаудиторное 1 1 практикум ,аудиторное 16.01.2025 23.01.2025 1 30.01.2025 Беседа, аудиторное 1 1 06.02.2025 Беседа, аудиторное 21. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Управление презентацией Добавление в презентацию аудио и видеоинформации Добавление в презентацию аудио и видеоинформации Добавление в презентацию аудио и видеоинформации Тайны за горизонтом Жили-были динозавры... и не только они Тайны камней Загадки растений Экологичное потребление! Эти удивительные животные Загадки под водой и под землей Итоговые занятия 13.02.2025 практикум, аудиторное 1 Устный журнал, аудиторное 1 20.02.2025 27.02.2025 Беседа, аудиторное 06.03.2025 Беседа, аудиторное игра – путешествие, внеаудиторное Итоговые занятия 1 13.03.2025 1 20.03.2025 Викторина, аудиторное экскурсия, аудиторное Беседа, внеаудиторное Беседа, аудиторное 1 03.04.2025 1 10.04.2025 1 1 Виртуальная экскурсия, внеаудиторное 1 Турнир, внеаудиторное 1 17.04.2025 24.04.2025 15.05.2025 22.05.2025 Беседа, аудиторное 34 1 Викторина, аудиторное 1 29.05.2025 1