РП 4 В Читаем, считаем, думаем

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО
Методическим советом

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
________________________ ________________________
Селянкина Е.Л.
Обухова О.Ф.
Протокол № 1
«26» 08 2024 г.
от «26» 08 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Каканова Л.С.
Приказ № 52-ос
от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем»
для обучающихся 4В класса

Программу составила:
Бессараб Н.М.

с. Армизонское 2024

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности
«Читаем, считаем, думаем» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и адаптирована к
условиям МАОУ Армизонской средней школы школы.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
 Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Программа курса по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем,
думаем» и рассчитана на поэтапное освоение материала учащихся 4 –х классов. Всего –34
часа

Содержание курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем».
4 класс
Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества.
Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники
информации по отраслям наук.
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения.
Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование
результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр,
литературных путешествий.
Аналитико–синтетическая переработка источников информации.
Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации. Углубление
представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников:
художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к
прочитанному.
Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся.
Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и
отражения состава и частей научно-познавательного текста. Способы составления плана и правила
оформления.
Подведение итогов.
Арифметические забавы.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца.
Логика в математике.
Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на
поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи.
Задачи с геометрическим содержанием.Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм».
Техника безопасности при работе на компьютере
Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным
компьютером.
Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов
Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок.Вставка диаграмм, создание
диаграмм. Вставка таблиц из WORD.
Добавление в слайды эффектов анимации
Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройка
анимации.
Управление презентацией
Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр.
Автоматический переход. Режим докладчика.
Добавление в презентацию аудио и видеоинформации
Поиск информации. Настройка звука при смене слайда. Добавление звука. Предварительное
прослушивание звука. Выбор между автоматическим воспроизведением и воспроизведением по
щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров
запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации.
Творческая работа
Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным тематическим проектом «Моя
презентация». Создание собственной презентации. Защита проектов
Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское
моря? Что такое семь чудес света?
Жили-были динозавры... и не только они

Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения?
Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Тайны камней
Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют
национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Загадки растений
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.
Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
Загадочные животные
Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор»
летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Планета насекомых
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосектитан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.
Загадки под водой и под землей
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.
Творческая работа по заданной теме

Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Предметные:

- правил пользования библиотекой;
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,аннотация,

послесловие,
форзац);

- уметь самостоятельно
определять
жанр книги (художественная,
научно-популярная,
справочная), иметь представление о различных видах литературы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задачсправочной,
- научно-популярной литературы, периодических изданий для младшихшкольников;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процессформирования
внешнего вида книги и ее структуры;

- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поискаинформации в
соответствии
с возникающими в ходе обучения задачами;

- овладение

методами

аналитико–синтетической

переработки

информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки иоформления
результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы;

- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета,
уметь критически
оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;
- высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового
чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей
с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром;
- ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале,
речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить
варианты
решения
познавательной
задачи.
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в
высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования различных источников информации, в том
числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
4 класс

Виды деятельности

Виды, формы работы

2

Расширение представлений о библиотеке, об
информации. Виды информации и источники
информации по отраслям наук.

Беседа, аудиторное

Основные типы информационно3-4 поисковых задач и алгоритмов
решения

2

5-6 Аналитико-синтетическая
переработка источников
информации

2

Использование результатов поиска при
видио-обзор , аудиторное
подготовке сочинений, тематических вечеров,
викторин, конкурсов, игр, литературных
путешествий.
Первичные документы как объекты аналитико- библиотечный урок,
синтетической информации. Углубление
внеадиторное
представлений о первичных документах. Виды
первичных документов для младших
школьников: художественные, научнопознавательные, учебные и
справочные. Высказывание своего отношения к
прочитанному.

I
1-2

«Читательская грамотность»
Библиотека и Интернет как
источники информационных
ресурсов общества

7-8Технологии подготовки и
оформления результатов
самостоятельной работы учащихся

8
II
910

Итого:
«Математическая
грамотность»
Арифметические забавы.

Количество
часов

2

Технология подготовки планов, рассказов и
библиотечный урок,
отзывов. План как способ записи прочитанного и внеадиторное
отражения состава и частей научнопознавательного текста. Способы составления
плана и правила оформления.

8

2

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги устный опрос
в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие. Задачи, решаемые перебором.
Решение задач с конца.

1114

Логика в математике.
Задачи
на
поиск
закономерности..

4

Четность-нечетность, черное-белое.
Арифметические ребусы и лабиринты.
Логические задачи на поиск закономерности и
классификацию. Старинные задачи.

1516

Задачи с геометрическим
содержанием

2

Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». практическая работа,
аудиторное

Итого:

8

Основы компьютерной
грамотности
17 Техника безопасности при работе
на компьютере

Лекция, аудиторное

1

соблюдения правил поведения в компьютерном устный опрос, аудиторное
кабинете, при работе с персональным
компьютером.

18 Вставка в слайд рисунков,
диаграмм и графических объектов

1

Вставка графических объектов. Поиск
информации. Вставка картинок.
Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка
таблиц из WORD.

19 Добавление в слайды эффектов
анимации

1

Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты практическая работа,
анимации для объектов презентации. Настройка аудиторное
анимации.

20- Управление презентацией
21

2

Работа с сортировщиком слайдов. Настройка
времени перехода слайдов. Ручной просмотр.
Автоматический переход. Режим докладчика.

22- Добавление в презентацию аудио и
24 видеоинформации

3

Поиск информации. Настройка звука при смене практическая работа,
слайда. Добавление звука. Предварительное
аудиторное
прослушивание звука. Выбор между

практическая работа,
аудиторное

практическая работа,
аудиторное

автоматическим воспроизведением и
воспроизведением по щелчку. Непрерывное
воспроизведение звука. Скрытие значка звука.
Определение параметров запуска и остановки
воспроизведения звука. Добавление в
презентацию видеоинформации.
Итого:
III

Грамотность в естественных
науках
Введение
Тайны за горизонтом

8

1
1

лекторий
Практические работы с картой.

устный опрос, аудиторное
урок–практикум, внеадиторное

1

рассматривание окаменелостей.

круглый стол, аудиторное

28

Жили-были динозавры... и не
только они
Тайны камней

1

лекция-обзор, внеадиторное

29

Загадки растений

1

30

Эти удивительные животные

1

31
32
3334

Планета насекомых
Загадки под водой и под землей
Итоговые занятия

1
1
2

рассматривание образцов (кремень, янтарь, каме
нная соль и т. д.)
рассматривание растений в гербариях, рассматр
ивание овощей, фруктов и их муляжей.
рассматривание останков животных в
виртуальном музее
рассматривание насекомых в коллекции.
экскурсии: в краеведческий музей

25
26

27

лекция-обзор, внеадиторное
виртуальная экскурсия ,
аудиторное
лекция-обзор, внеадиторное
лекция-обзор, внеадиторное

Календарно-тематическое планирование
№
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.

Тема занятия
Библиотека и Интернет
как источники
информационных
ресурсов общества
Библиотека и Интернет
как источники
информационных
ресурсов общества
Основные типы
информационнопоисковых задач и
алгоритмов решения
Основные типы
информационнопоисковых задач и
алгоритмов решения
Аналитико-синтетическая
переработка источников
информации
Аналитико-синтетическая
переработка источников
информации
Технологии подготовки и
оформления результатов
самостоятельной работы
учащихся
Технологии подготовки и
оформления результатов
самостоятельной работы
учащихся
Арифметические забавы

Форма проведения

Часы

Беседа, аудиторное

1

Экскурсия, внеаудиторное

1

12.09.2024

19.09.2024
Игра, внеаудиторное

12.

13.

14.

15.

1

26.09.2024
Беседа, аудиторное

1

03.10.2024
Мастерская, аудиторное
1
10.10.2024
Круглый стол, внеаудиторное

1
17.10.2024

Беседа, аудиторное

1

24.10.2024
1
Беседа, аудиторное
Беседа, аудиторное

07.11.2024
1

Арифметические забавы

14.11.2024
Викторина, аудиторное

11.

Логика в математике.
Задачи
на поиск
закономерности..
Логика в математике.
Задачи
на поиск
закономерности..
Логика в математике.
Задачи
на поиск
закономерности..
Логика в математике.
Задачи
на поиск
закономерности..
Задачи с геометрическим
содержанием

Дата проведения
05.09.2024

1
21.11.2024

Беседа, аудиторное

1

Беседа, аудиторное

1

Игра, внеаудиторное

1

Беседа, аудиторное

1

28.11.2024

05.12.2024

12.12.2024

1
Круглый стол, аудиторное

19.12.2024

16.

Задачи с геометрическим
содержанием

17.

Техника безопасности при
работе на компьютере

18.

Вставка в слайд
рисунков, диаграмм и
графических объектов
Добавление в слайды
эффектов анимации
Управление презентацией

19.
20.

26.12.2024

Беседа, аудиторное
Устный журнал,
внеаудиторное

1
1

практикум ,аудиторное

16.01.2025

23.01.2025
1
30.01.2025

Беседа, аудиторное

1
1

06.02.2025

Беседа, аудиторное
21.
23.

24.

25.

26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.

Управление презентацией
Добавление в
презентацию аудио и
видеоинформации
Добавление в
презентацию аудио и
видеоинформации
Добавление в
презентацию аудио и
видеоинформации
Тайны за горизонтом
Жили-были
динозавры... и не
только они
Тайны камней
Загадки растений
Экологичное
потребление!
Эти удивительные
животные
Загадки под водой и под
землей
Итоговые занятия

13.02.2025
практикум, аудиторное

1

Устный журнал, аудиторное

1

20.02.2025

27.02.2025
Беседа, аудиторное

06.03.2025
Беседа, аудиторное
игра – путешествие,
внеаудиторное

Итоговые занятия

1
13.03.2025
1
20.03.2025

Викторина, аудиторное
экскурсия, аудиторное
Беседа, внеаудиторное
Беседа, аудиторное

1
03.04.2025
1
10.04.2025
1
1

Виртуальная экскурсия,
внеаудиторное

1

Турнир, внеаудиторное

1

17.04.2025
24.04.2025
15.05.2025
22.05.2025

Беседа, аудиторное
34

1

Викторина, аудиторное

1
29.05.2025
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».