РП 3 Б Читаем, считаем, думаем

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
ВР

Директор

________________________

________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «30» 08
Нерадовских Л.В. Приказ №52-ос от «30» 08
2024 г.
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем»
для обучающихся 3 класса

Рабочую программу составила:
Замиралова Е.И., учитель начальных классов

с. Армизонское 2024

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, думаем» разработана с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и
адаптирована к условиям МАОУ Армизонской средней общеобразовательной школы.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
 Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
 РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
Программа курса по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, думаем» и рассчитана на поэтапное
освоение материала учащихся 3 –х классов . Всего –34 часа
Содержание курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем».
1. Книги верные друзья. 2 час.
Презентация дневника читателя. Отзыв о наиболее понравившейся книге прочитанной за время летних каникул.
2. Писатели и художники в одном лице. 2 час.
Творчество
писателей
–
иллюстраторов
детских
книг.
Иллюстрирование сюжета по рассказу.
3. Будь здорова книжка! 2 час.
Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим
сами».
4. Библиотека – информационный центр школы. 2 часа Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к
книжному
фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителейна книжных полках. Правила пользования открытым
доступом. Правила и обязанности читателя.

Справочно-библиографический
аппарат
библиотеки .
Алфавитный каталог (АК).
5. Методы работы с книгой. 2 час
Структура книги. Знакомство с
основными элементами книги. Дать понятия «титульный лист», «обложка»,
«аннотация»,
«содержание»,
«иллюстрация»;
навыки
самостоятельного
выбора
книг с помощью полученных знаний.
6. Подведение итогов года. - 2час.
Практическая работа. Самостоятельный поиск
информации. Поиск информации по автору книги.
7.Арифметические забавы- 2 час
Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. Решение задач в стихах, задач-шуток;
арифметических задач,
требующих особых приёмов решения; задач на сообразительность, на внимание. Ребусы.
Математическая лотерея. Цифры у разных народов. Арифметические головоломки. Составление задач – шуток, магических
квадратов, ребусов. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.
8.Логика в математике .- 2 час
Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение
и отображение множеств.
Истинные и ложные высказывания. Символы в реальности и сказке. Самостоятельное создание символов. Обозначение
действий, знаки – пиктограммы. Понятие «дерево».
Задачи на поиск закономерности, на внимательность и сообразительность.
Чётность – нечётность, чёрное – белое. Арифметические ребусы и лабиринты.
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Танграм – китайская головоломка из
геометрических фигур.
9*Задачи с геометрическим содержанием-2 часа
Кодирование. Задачи на разрезание, на склеивание. Задачи со спичками. Геометрическая викторина.
Игра - головоломка «Пифагор». Не отрывая карандаш… . Зеркальное отражение. Симметрия.
Геометрия танграма. Игры на развитие конструкторских способностей.
10. Тайны за горизонтом (2 ч).

Атлантида
– сказка или реальность.
Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой.

Что

такое

водопад?

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

11. Жили-были динозавры... и не только они (2 ч).

Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или

реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический
или геологический музей.
12. Тайны камней (2 ч).

Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда
взялись алмазы?
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
13. Загадки растений (2 ч).

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных
растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для
ознакомления с экзотическими растениями.
14. Загадочные животные (2 ч).

Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей,
способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
15. Планета насекомых (2 ч)
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый
крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с
энтомологическими коллекциями.
16. Загадки под водой и под землей (2 ч).

Как изучают
подводный
мир. Киты, дельфины,
акулы. История открытия гигантского кальмара.
Рекомендуемые
внеурочные
экскурсии:
в морской
аквариум, дельфинарий, зоологический музей
длязнакомства с морской фауной.
17. Итоговое занятие – 2 час

Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности
Планируемые
Предметные :

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

- правил пользования библиотекой;
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация,

послесловие, форзац);
- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная), иметь
представление о различных видах литературы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,
- научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс
формированиявнешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в
соответствии
с возникающими в ходе обучения задачами;
- овладение методами аналитико–синтетической
переработкиинформации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь
критическиоценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 осуществлять
поиск нужной
информации
для выполнения учебной задачи;
 высказываться в устной и письменной формах;
 владеть основами смыслового чтения текста;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной задачей с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
 фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;





























осознанно
и произвольно
строить сообщения
в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной
практикевзаимодействия с миром. ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно
находить
варианты
решения познавательной задачи.
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
 использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной
деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир
дляпостроения действия;
допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и
сохранить авторство источника информации;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
3 класс
I
1

«Читательская грамотность»
Книги верные друзья.

2

3

Количество
часов

Виды деятельности

Виды,формы контроля

1

Оформление
отзыва на прочитанную за каникулы
книгу.

беседа

Писатели и художники в одном
лице.

1

видео-обзор

Будь здорова книжка!

1

4 -5

Библиотека – информационный
центр
школы

2

6 -7

Методы работы с книгой.

2

8

Подведение итогов

1

Творчество
Е.И.
Чарушина, В.И.Сутеева. Иллюстрация
потексту
Простейшие
операции по ремонту книг: подклеить обложку
, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «
Эти
книги, лечим сами».
Справочнобиблиографический аппарат библиотеки(СБА).
Алфавитный каталог (АК). Познакомить с
алфавитным каталогом, каталожной
карточкой.
Структура книги. Знакомство с
основными элементами книги
«титульный лист», «обложка»,
«аннотация», «содержание»,
«иллюстрация».
Поиск документа на полке.
Объяснить понятие
«документ», почему у каждого
документа «свое место».

II

«Математическая
и финансовая
грамотность»

библиотечный урок

библиотечный урок

коллективное творчество

круглый стол

9

Арифметические забавы.
Шифры. Ребусы.
Задачи про цифры.

3

Нахождение ключа к шифру, разгадывание
устный опрос
ребусов. Чтение, письмо, сравнение, составление
чисел

10
11

Закономерности.
Задачи на взвешивание.
Задачи на переливание.

1
1

Поиск закономерности
Оперирование
числовой
и знаковой символикой

12

Логика в математике.
Задачи
на
поиск
закономерности.
Задачи
с
лишними
недостающими данными.

3

1

Поиск закономерности

14

Задачи,
вычислений.

1

15

Задачи с
геометрическим
содержанием
Задачи со спичками.
Игра - головоломка «Пифагор».

устный опрос
Логические
упражнения на простейшие умозаключения
Складывание
математический турнир
и перекладывание спичек с целью составления
заданных
фигур
Историческая справка
урок–практикум
о Пифагоре
устный опрос
Появление монет. Первые монеты разных
государств.

13

16

лекция
практическая работа
устный опрос

Поиск закономерности

решаемые

2

1

устный опрос

17

Что такое деньги и откуда они
взялись

18

Современные деньги России и
других стран.

1

Современные деньги мира. Появление
безналичных денег

устный опрос

19

Откуда в семье деньги. Доходы
семьи
На что тратятся деньги. Расходы

1

Основные источником дохода современной
семьи.
Расходы семьи. Виды расходов

урок–практикум

Бюджет – план доходов и
расходов.
Викторина по теме «Семейный
бюджет».

1

Товары. Услуги. Заработная
плата. Профессия.

2

20
21
22
2324

1

1

1

устный опрос

Что такое бюджет? решение задач по расходу и тренинговое занятие
доходу семьи
Викторина по теме «Семейный бюджет».
урок -викторина
сопоставление профессия-заработная плата,
решение кейсов, ребусов

математический турнир

34

III

Грамотность в естественных
науках

25
26

Введение
Тайны за горизонтом

1
1

лекторий
Практические работы с картой.

устный опрос
урок–практикум

27

Жили-были динозавры... и не
только они

1

рассматривание окаменелостей.

круглый стол

28

Тайны камней

1

лекция-обзор

29

Загадки растений

1

30

Эти удивительные животные

1

31
32
33-

Планета насекомых
Загадки под водой и под землей
Итоговые занятия

1
1
2

рассматривание образцов (кремень, янтарь,
каменная соль и т. д.)
рассматривание растений в гербариях,
рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.
рассматривание останков животных в
виртуальном музее
рассматривание насекомых в коллекции.
экскурсии: в краеведческий музей

лекция-обзор
виртуальная экскурсия
лекция-обзор
лекция-обзор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».