МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор ________________________ ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 от «30» 08 Нерадовских Л.В. Приказ №52-ос от «30» 08 2024 г. 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем» для обучающихся 3 класса Рабочую программу составила: Замиралова Е.И., учитель начальных классов с. Армизонское 2024 Пояснительная записка. Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, думаем» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и адаптирована к условиям МАОУ Армизонской средней общеобразовательной школы. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО); Программа курса по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, думаем» и рассчитана на поэтапное освоение материала учащихся 3 –х классов . Всего –34 часа Содержание курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем». 1. Книги верные друзья. 2 час. Презентация дневника читателя. Отзыв о наиболее понравившейся книге прочитанной за время летних каникул. 2. Писатели и художники в одном лице. 2 час. Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу. 3. Будь здорова книжка! 2 час. Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». 4. Библиотека – информационный центр школы. 2 часа Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителейна книжных полках. Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя. Справочно-библиографический аппарат библиотеки . Алфавитный каталог (АК). 5. Методы работы с книгой. 2 час Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»; навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний. 6. Подведение итогов года. - 2час. Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Поиск информации по автору книги. 7.Арифметические забавы- 2 час Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. Решение задач в стихах, задач-шуток; арифметических задач, требующих особых приёмов решения; задач на сообразительность, на внимание. Ребусы. Математическая лотерея. Цифры у разных народов. Арифметические головоломки. Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. 8.Логика в математике .- 2 час Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств. Истинные и ложные высказывания. Символы в реальности и сказке. Самостоятельное создание символов. Обозначение действий, знаки – пиктограммы. Понятие «дерево». Задачи на поиск закономерности, на внимательность и сообразительность. Чётность – нечётность, чёрное – белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. 9*Задачи с геометрическим содержанием-2 часа Кодирование. Задачи на разрезание, на склеивание. Задачи со спичками. Геометрическая викторина. Игра - головоломка «Пифагор». Не отрывая карандаш… . Зеркальное отражение. Симметрия. Геометрия танграма. Игры на развитие конструкторских способностей. 10. Тайны за горизонтом (2 ч). Атлантида – сказка или реальность. Что такое семь чудес света? Практические работы с картой. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? 11. Жили-были динозавры... и не только они (2 ч). Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? Практическая работа: рассматривание окаменелостей. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей. 12. Тайны камней (2 ч). Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов. 13. Загадки растений (2 ч). История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями. 14. Загадочные животные (2 ч). Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными. 15. Планета насекомых (2 ч) Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями. 16. Загадки под водой и под землей (2 ч). Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей длязнакомства с морской фауной. 17. Итоговое занятие – 2 час Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности Планируемые Предметные : результаты (личностные, метапредметные, предметные) - правил пользования библиотекой; - основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац); - уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, - научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников; - знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формированиявнешнего вида книги и ее структуры; - понимать значение терминов, определенных программой; - знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; - овладение методами аналитико–синтетической переработкиинформации; - изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы; - ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критическиоценить и обработать найденную информацию; - уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы. Метапредметные Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи; высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практикевзаимодействия с миром. ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир дляпостроения действия; допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся 3 класс I 1 «Читательская грамотность» Книги верные друзья. 2 3 Количество часов Виды деятельности Виды,формы контроля 1 Оформление отзыва на прочитанную за каникулы книгу. беседа Писатели и художники в одном лице. 1 видео-обзор Будь здорова книжка! 1 4 -5 Библиотека – информационный центр школы 2 6 -7 Методы работы с книгой. 2 8 Подведение итогов 1 Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева. Иллюстрация потексту Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку , вклеить выпавший лист. Книжная выставка « Эти книги, лечим сами». Справочнобиблиографический аппарат библиотеки(СБА). Алфавитный каталог (АК). Познакомить с алфавитным каталогом, каталожной карточкой. Структура книги. Знакомство с основными элементами книги «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация». Поиск документа на полке. Объяснить понятие «документ», почему у каждого документа «свое место». II «Математическая и финансовая грамотность» библиотечный урок библиотечный урок коллективное творчество круглый стол 9 Арифметические забавы. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. 3 Нахождение ключа к шифру, разгадывание устный опрос ребусов. Чтение, письмо, сравнение, составление чисел 10 11 Закономерности. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. 1 1 Поиск закономерности Оперирование числовой и знаковой символикой 12 Логика в математике. Задачи на поиск закономерности. Задачи с лишними недостающими данными. 3 1 Поиск закономерности 14 Задачи, вычислений. 1 15 Задачи с геометрическим содержанием Задачи со спичками. Игра - головоломка «Пифагор». устный опрос Логические упражнения на простейшие умозаключения Складывание математический турнир и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур Историческая справка урок–практикум о Пифагоре устный опрос Появление монет. Первые монеты разных государств. 13 16 лекция практическая работа устный опрос Поиск закономерности решаемые 2 1 устный опрос 17 Что такое деньги и откуда они взялись 18 Современные деньги России и других стран. 1 Современные деньги мира. Появление безналичных денег устный опрос 19 Откуда в семье деньги. Доходы семьи На что тратятся деньги. Расходы 1 Основные источником дохода современной семьи. Расходы семьи. Виды расходов урок–практикум Бюджет – план доходов и расходов. Викторина по теме «Семейный бюджет». 1 Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. 2 20 21 22 2324 1 1 1 устный опрос Что такое бюджет? решение задач по расходу и тренинговое занятие доходу семьи Викторина по теме «Семейный бюджет». урок -викторина сопоставление профессия-заработная плата, решение кейсов, ребусов математический турнир 34 III Грамотность в естественных науках 25 26 Введение Тайны за горизонтом 1 1 лекторий Практические работы с картой. устный опрос урок–практикум 27 Жили-были динозавры... и не только они 1 рассматривание окаменелостей. круглый стол 28 Тайны камней 1 лекция-обзор 29 Загадки растений 1 30 Эти удивительные животные 1 31 32 33- Планета насекомых Загадки под водой и под землей Итоговые занятия 1 1 2 рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей. рассматривание останков животных в виртуальном музее рассматривание насекомых в коллекции. экскурсии: в краеведческий музей лекция-обзор виртуальная экскурсия лекция-обзор лекция-обзор