МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по ВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Протокол №1 от «26» 08 2024 г. Нерадовских Л.В. от «26» 08 204 г. Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем» для обучающихся 3 - 4 класса Программу составила: Угрюмова В.В., классный руководитель с. Орлово 2024 год 1. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 3-4 класса «Читаем, считаем, думаем» разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с требования к основной образовательной программе начального общего образования; - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286; -Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 уч.год; -Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс) 3 класс, 4 класс – по 34 часа 2.Содержание учебного предмета Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 4.Тематическое планирование курса. № 1 2 3 4 Тема разделов Количество часов Модуль «Основы читательской грамотности» Модуль «Основы естественно-научной грамотности» Модуль «Основы финансовой грамотности» Модуль «Основы математической грамотности» всего 8 9 8 9 33 Приложение к рабочей программе Календарно – тематическое планирование факультатив «Читаем, считаем, думаем», 3 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Раздел, тема Про дождевого червяка Дождевые черви Кальций Полезный кальций Сколько весит облако? Про облака Хлеб – всему голова Про хлеб и дрожжи Про мел Интересное вещество – мел Про мыло Чем интересно мыло и как оно «работает» История свечи Про свечи Магнит Волшебный магнит Проверочная работа Что такое «бюджет»? Расходы и доходы бюджета Семейный бюджет Планируем семейный бюджет Откуда в семье берутся деньги? Зарплата Подсчитываем семейный доход Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата план 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 05.03 факт 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Пенсии и пособия Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы На что тратятся семейные деньги? Виды расходов Подсчитываем расходы На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи Расходы на обязательные платежи Как сэкономить семейные деньги? Подсчитываем сэкономленные деньги Проверочная работа. 4 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12.03 19.03 02.04 09.04 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Раздел, тема «Читательская грамотность» 8 часов Старинная женская одежда Старинные женские головные уборы Старинная мужская одежда и головные уборы Жилище крестьянской семьи на Руси Внутренне убранство и предметы обихода русской избы Внутренне убранство и предметы обихода русской избы История посуды на Руси Какие деньги были раньше в России «Естественно -научная грамотность» 9 часов Томат Болгарский перец Картофель Баклажан. Семейство Пасленовые Лук Капуста Горох Грибы Творческая работа «Финансовая грамотность» 8 часов Потребительская корзина Потребительская корзина Прожиточный минимум Инфляция Распродажа, скидки бонусы Распродажа, скидки бонусы Благотворительность Страхование Математическая грамотность» - 9 часов В бассейне Делаем ремонт Кол-во часов Дата план 1 1 1 1 1 1 1 1 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 1 1 1 1 1 1 1 1 22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 05.03 12.03 1 1 19.03 02.04 факт 28 29 30 31 32 33 34 Делаем ремонт Праздничный торт Обустраиваем участок Поход к кино Поход в кино Отправляемся в путешествие Творческая работа. Составляем Словарик по финансовой грамотности 1 1 1 1 1 1 1 09.04 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05