МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по ВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Протокол №1 от «26» 08 2024 г. Нерадовских Л.В. Протокол №1 от «26» 08 2024 г. Каканова Л.С. Приказ № 52-ос «30» 08 2024 г. от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем» для обучающихся 1 класса Программу составила: Южакова Е.Н., классный руководитель с. Орлово 2024 год 1. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Читаем, считаем, думаем» разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с требования к основной образовательной программе начального общего образования; - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286; -Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 уч.год; -Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс) 1 класс – 33 часа 2.Содержание учебного предмета Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4.Тематическое планирование курса. № 1 2 3 4 Тема разделов Количество часов Модуль «Основы читательской грамотности» Модуль «Основы математической грамотности» Модуль «Основы финансовой грамотности» Модуль «Основы естественно-научной грамотности» всего 8 8 8 9 33 Приложение к рабочей программе Календарно – тематическое планирование факультатив «Читаем, считаем, думаем», 1 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Раздел, тема «Читательская грамотность» 8 часов Виталий Бианки. Лис и мышонок Русская народная сказка. Мороз и заяц Владимир Сутеев. Живые грибы Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Михаил Пляцковский. Урок дружбы Грузинская сказка. Лев и заяц Русская народная сказка. Как лиса училась летать Евгений Пермяк. Четыре брата Математическая грамотность» - 8 часов Про курочку Рябу, золотые и простые яйца Про козу, козлят и капусту Про петушка и жерновцы Как петух и курочка делили бобовые зернышки Про наливные яблочки Про Машу и трех медведей Про старика, старуху, волка и лисицу Про медведя, лису и мишкин мед «Финансовая грамотность» 8 часов За покупками Находчивый Колобок День рождения Мухи-Цокотухи Буратино и карманные деньги Кот Василий продает молоко Лесной банк Кол-во часов Дата план 1 1 1 1 1 1 1 1 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 1 1 1 1 1 1 1 1 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 1 1 1 1 1 1 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 27.02 факт 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Как мужик и медведь прибыль делили Как мужик золото менял «Естественно -научная грамотность» 9 часов Как Иванушка хотел попить водицы Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик Про репку и другие корнеплоды Плывет, плывет кораблик Про Снегурочку и превращения воды Как делили апельсин Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду Иванова соль Владимир Сутеев. Яблоко 1 1 06.03 13.03 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 15.05 15.05 22.05 22.05