МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРМИЗОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кирова ул. 2, с.Армизонское, Армизонский район, Тюменская обл., 627220, тел./факс: 8(34547) 2-45-86 ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом пункте для детей школьного возраста в МАОУ Армизонская средняя общеобразовательная школа с. Армизонское, 2022 год 3.Направление деятельности логопедического пункта. 3.1. Коррекционное: – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: – отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования. 3.3. Профилактическое: – создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста. 3.4. Просветительское: – создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 4. Организация логопедической работы. 4.1. В логопедический пункт зачисляются учащиеся учреждения на базе которого организован логопедический пункт и образовательных учреждений, закрепленных за этим логопунктом. 4.2. На логопункт зачисляются обучающиеся общеобразовательных классов, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи: - общее недоразвитие речи разной степени выраженности; - фонетико-фонематическое недоразвитие речи; - фонематическое недоразвитие речи; - фонетический дефект; - дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). 4.3. Приоритет при зачислении на логопункт имеют обучающиеся с нарушением в развитии устной и письменной речи, препятствующие освоению общеобразовательных программ (дети с общим недоразвитием речи, фонематическим, фонетикофонематическим недоразвитием речи). 4.4. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. 4.5. Все обучающиеся с выявленными недостатками речи регистрируются в журнале первичного обследования. 4.6. Зачисление на логопункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года на основе обследования речи, которое проводится учителем-логопедом. 4.7. Основанием для зачисления в логопункт является заявление родителя. 4.8. Наличие у воспитанников, зачисленных в Логопункт, имеющих диагнозы ОНР, а так же дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (далее - дизартрия, ринолалия), недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (далее - алалия) должно быть подтверждено выпиской из протокола обследования детей специалистами территориальной психолого - медико-педагогической комиссией. 4.9. Предельная наполняемость логопунктов при работе с детьми из общеобразовательных классов не более 25 человек. 4.10. На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. 4.11. Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи: – осуществляется из числа детей, указанных в списке, утвержденном директором Учреждения; – проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. 4.12. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. 4.13. Основной формой являются групповые занятия. 4.14. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся согласно действующим нормативным актам. 4.15. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся как во внеурочной время с учетом режима образовательного учреждения, так и в урочное время (во время уроков чтения) по согласованию с администрацией. 4.16. Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью нарушения речевого развития. Речевое нарушение ОНР Количество занятий в неделю (не менее) индивидуальных 3 подгрупповых 2–3 Предельная наполняемость подгрупп детей до 3 5 ФФНР 2–3 1–2 до Дислалия, НПОЗ С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетикофонетическим или фонематическим недоразвитием речи Заикание 1–2 1–2 до 6 3 3 до 2 1-2 2-3 до 5 3-5 до 3 Коррекционная работа в логопункте проводится с учетом режима работы учреждения. 4.17. Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой из 3-6 человек – 40 минут, продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком – 20 минут . 4.18. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием составляет 4-9 месяцев (от одного полугодия до одного учебного года), срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи – 2 года . 4.19. Ответственность за обязательное посещение занятий на логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители (законные представители обучающегося). 4.20. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей. 5. Участники коррекционной работы логопедического пункта. 5.1. Учитель-логопед: 5.1.1. Проводит обследование речевого развития детей Учреждения, регистрирует список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи. 5.1.2 Подготавливает список учеников и воспитанников, зачисленных в логопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью. 5.1.3 Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в логопункте. 5.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с детьми по исправлению нарушений в развитии устной и письменной речи. 5.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. 5.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений детей, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. 5.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) Учреждения: – по проведению коррекционной работы с детьми, зачисленными в логопункт; – по вопросам освоения образовательной программы школьного образования детьми, зачисленными в логопункт. 5.1.8 Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений детей, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации. 5.1.9 Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного и дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. 5.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 5.1.11. Контролирует выполнение учителями и воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию детей, зачисленных в логопункт. 5.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 5.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы логопункта. 5.2.Педагог. 5.2.1. Наблюдает за ходом речевого развития учащихся. 5.2.2. Участвует по рекомендациям учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии. 5.2.3. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков. 5.2.4. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями), вовлекает родителей в коррекционную работу. 5.3.Директор образовательного учреждения. 5.3.1. Обеспечивает условия: – направленные на коррекцию речевого развития учащихся и их достижения. – направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся. 5.3.2. Обеспечивает комплектование логопункта. Приказом по учреждению утверждает список детей, зачисленных в логопункт. 5.3.4. Осуществляет контроль за работой логопункта. 6. Документация логопедического пункта. 6.1. Заявление о зачислении ребенка в логопедический пункт. 6.2. Список детей зачисленных в логопедический пункт. 6.3. Журнал посещения детьми логопункта. 6.4. Журнал учета консультаций. 6.5. Журнал первичного обследования детей. 6.6. Список детей по подгруппам. 6.7. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий. 6.8. Индивидуальная программа коррекционной работы. 6.9. Календарное планирование подгрупповых занятий. 6.10. Перспективный план работы. 6.11. Динамика речевого развития детей. 6.12. График работы индивидуальных и групповых занятий. 6.13. Речевая карта. 6.14. Адаптированные образовательные программы. 6.15. Годовой отчет о работе логопедического пункта 7. Материально-техническая обеспечение 7.1 Логопедический пункт размещается в помещении общеобразовательной организации. 7.2. Для логопедического пункта выделяется кабинет. 7.3 Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.(Т приложение 1). Приложение №1 к положению о логопедическом пункте для школьного возраста СПИСОК рекомендуемого оборудования для оснащения логопедического пункта для детей школьного возраста. 1. КАБИНЕТ 1. Для логопедического пункта выделяется отдельное помещение площадью не менее 10 квадратных метров, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: естественное освещение (окна); специальное освещение (люстры, плафоны, настольная лампа); вентиляция (естественная вентиляция, форточки); отопление (достаточное для обогрева кабинета); водоснабжение (умывальник с горячей и холодной водой). 2. МЕБЕЛЬ Шкафы для литературы, пособий и игрушек 2 – 3 шт. Стол канцелярский с тумбами 1 шт. Парты 4 шт. Стулья школьные 8 шт. Стул учительский 2 шт. Кушетка 1 шт. Банкетки двойные 4 шт. 3. ОБОРУДОВАНИЕ Современная классная доска (стеклянная) 1 шт. Настенное горизонтальное зеркало (не менее 50х100 см) 1 шт. Настольные зеркала (не менее 9 х 12 см) 8 шт. Стенды 2 – 3 шт. Фланелеграф 1 шт. Наборное полотно (пластик, оргстекло) 1 – 2 шт. Макеты, муляжи, модели 4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Часы (механические, песочные, картонные) Секундомер Магнитофон с набором наушников Компьютер и принтер 5. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Зонды Шпатели Соски Марля, бинты, вата, медицинский спирт Медицинская посуда 6. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Настенная разрезная азбука Индивидуальные кассы букв Иллюстрированные таблицы, схемы, плакаты Конструкторы 8 наборов 100 шт. 100 шт. 1 шт. 8 шт. 7. ПОСОБИЯ Дефектологическая и логопедическая литература Учебники и учебные пособия: детские книжки и журналы; наборы загадок и текстов; серии стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок; рассказы в картинках; предметные и сюжетные картинки; альбомы для обследования звукопроизношения, письма, лексикограмматического строя речи. дидактические материалы пособия для развития фонематического слуха; наборы слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; наборы предложений, соответствующих различным лексикограмматическим конструкциям; пространственные схемы предложений; наборы слов и текстов с пропущенными буквами; тексты диктантов; наборы слов (антонимов, синонимов, омонимов); наборы букв, цифр и элементов букв и цифр разного шрифта; раздаточный материал; репродукции художественных произведений. Игры словесные игры; настольно-печатные игры; набор предметов разного цвета, величины, формы; счетный материал; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования; пособия, развивающие мелкую моторику и пространственные представления; мозаика (кубики, пазлы); Игрушки пластмассовые игрушки (животные, фрукты, мебель и пр.); мягкие игрушки; тематические наборы игрушек (кухня, зоопарк, парикмахерская и пр.); разборные игрушки и модели; музыкальные инструменты; игрушки для развития слухового восприятия и зрительного внимания; игрушки для развития силы выдоха; игры-забавы; настольный театр, кукольный театр.