МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА 9 КЛАСС
Программу составила: Слепнева С.М.,
учитель математики
с.Калмакское 2025 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И
СТАТИСТИКА» 9 КЛАСС
Цели изучения учебного курса
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё
большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их
роли в образовании. Каждый человек постоянно принимает решения на основе
имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях
недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо
сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому
остро встала необходимость сформировать у обучающихся, в том числе
обучающихся с ЗПР, функциональную грамотность, включающую в себя в
качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными
принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни
общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам.
В структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика»
основной школы выделены следующие содержательно-методические линии:
«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы
комбинаторики»; «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика»
служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и
интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и
графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием
статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными,
обучающиеся с ЗПР учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать,
аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над
факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на
рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения
теории вероятностей. Большое значение для обучающихся с ЗПР здесь имеют
практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными
моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении курса обучающиеся с ЗПР знакомятся с простейшими
методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с
равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами,
позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят
начальные представления о случайных величинах и их числовых
характеристиках.
Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с
ЗПР с множествами и основными операциями над множествами,
рассматриваются примеры применения для решения задач, а также
использования в других математических курсах и учебных предметах.
Место учебного курса в учебном плане
В 9 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят
разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»;
«Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».
На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю в течение
каждого года обучения, всего 34 учебных часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация
данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. *Треугольник
Паскаля*. Решение задач с использованием комбинаторики.
*Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности*.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия
испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое
ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического
среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной
величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И
СТАТИСТИКА»
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 9
классе характеризуются следующими умениями.
9 КЛАСС
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных
источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Решать простейшие задачи организованным перебором вариантов, а также
с использованием комбинаторных правил и методов.
Иметь представление об описательных характеристиках для массивов
числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений (с опорой на справочную
информацию).
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях
испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в
природе и обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» 9 класс ( 34 ч)
Название
раздела (темы)
(число часов)
Основное содержание
Характеристика деятельности обучающихся
Повторение
курса 8 класса
(4 ч)
Представление данных. Описательная статистика.
Операции над событиями. Независимость событий.
Повторять изученное и выстраивать систему знаний.
Решать задачи на представление и описание данных.
Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и
пересечения событий, в том числе независимых, с
использованием графических представлений и дерева случайного
опыта.
Решать задачи на перечисление комбинаций (числа
перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей
событий с применением комбинаторики, в том числе с
использованием треугольника Паскаля
Элементы
комбинаторики
(4 ч)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки.
Факториал. Сочетания и число сочетаний. *Треугольник
Паскаля.*
Практическая
работа
«Вычисление
вероятностей с использованием комбинаторных функций
электронных таблиц».
Осваивать на базовом уровне понятия: комбинаторное правило
умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка,
факториал числа, сочетание, число сочетаний, *треугольник
Паскаля.*
Решать простейшие задачи на перечисление упорядоченных
пар, троек, перечисление перестановок и сочетаний элементов
различных множеств (по образцу).
Решать простейшие задачи на применение числа сочетаний в
алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона) (с
направляющей помощью).
Решать, применяя комбинаторику, задачи на вычисление
вероятностей, в том числе с помощью электронных таблиц в ходе
практической работы (с визуальной опорой).
Геометрическая
вероятность
(4 ч)
*Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности.*
*Осваивать понятие геометрической вероятности.
Участвовать в обсуждении решения задачи на нахождение
вероятностей в опытах, представимых как выбор точек из
многоугольника, круга, отрезка или дуги окружности, числового
промежутка*
Испытания
Бернулли
(6 ч)
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого
успеха. Испытания Бернулли. Вероятности событий в
серии испытаний Бернулли. Практическая работа
«Испытания Бернулли».
Осваивать на базовом уровне понятия: испытание,
элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия
испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия
испытаний Бернулли.
Решать простейшие задачи на нахождение вероятностей
событий в серии испытаний до первого успеха, в том числе с
применением формулы суммы геометрической прогрессии (с
опорой на справочную информацию).
Решать простейшие задачи на нахождение вероятностей
элементарных событий в серии испытаний Бернулли, на
нахождение вероятности определённого числа успехов в серии
испытаний Бернулли (с визуальной опорой).
Изучать в ходе практической работы, в том числе с помощью
цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии испытаний
Бернулли
Случайная
величина
(6 ч)
Случайная величина и распределение вероятностей.
Математическое ожидание и дисперсия случайной
величины. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины.
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей
с помощью частот. Применение закона больших чисел.
Освоить на базовом уровне понятия: случайная величина,
значение случайной величины, распределение вероятностей.
Изучать и обсуждать примеры дискретных и непрерывных
случайных величин (рост, вес человека, численность населения,
другие изменчивые величины, рассматривавшиеся в курсе
статистики), модельных случайных величин, связанных со
случайными опытами (бросание монеты, игральной кости, со
случайным выбором и т. п.).
Осваивать на базовом уровне понятия: математическое
ожидание случайной величины как теоретическое среднее
значение, дисперсия случайной величины как аналог дисперсии
числового набора.
Решать задачи на вычисление математического ожидания и
дисперсии дискретной случайной величины по заданному
распределению, в том числе задач, связанных со страхованием и
лотереями (с направляющей помощью).
Знакомиться с математическим ожиданием и дисперсией
некоторых распределений, в том числе распределения случайной
величины «число успехов» в серии испытаний Бернулли.
Изучать частоту события в повторяющихся случайных опытах
как случайную величину.
Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при
большом числе опытов частота события близка к его вероятности.
Решать задачи на измерение вероятностей с помощью частот (с
направляющей помощью).
Обсуждать роль закона больших чисел в обосновании частотного
метода измерения вероятностей.
Обсуждать закон больших чисел как проявление статистической
устойчивости в изменчивых явлениях, роль закона больших чисел
в природе и в жизни человека.
Обобщение,
контроль
(10 ч)
Представление данных. Описательная статистика.
Вероятность
случайного
события.
Элементы
комбинаторики. Случайные величины и распределения.
Повторять изученное и выстраивать систему знаний.
Решать задачи на представление и описание данных.
Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том
числе в опытах с равновозможными элементарными событиями,
вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять
вероятности в опытах с сериями случайных испытаний
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Представление данных
1
01.09
2
Описательная статистика
1
08.09
3
Операции над событиями
1
15.09
4
Независимость событий
1
22.09
5
Комбинаторное правило умножения
1
29.09
6
Перестановки. Факториал. Сочетания
и число сочетаний
1
06.10
7
Треугольник Паскаля
1
13.10
8
Практическая работа "Вычисление
вероятностей с использованием
комбинаторных функций
электронных таблиц"
1
9
Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
1
1
20.10
10.11
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5014
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5208
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5884
10
Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
1
17.11
11
Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
1
24.11
12
Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
1
01.12
13
Испытание. Успех и неудача. Серия
испытаний до первого успеха
1
08.12
14
Испытание. Успех и неудача. Серия
испытаний до первого успеха
1
15.12
15
Испытание. Успех и неудача. Серия
испытаний до первого успеха
1
22.12
16
Испытания Бернулли. Вероятности
событий в серии испытаний Бернулли
1
12.01
17
Испытания Бернулли. Вероятности
событий в серии испытаний Бернулли
1
19.01
18
Практическая работа "Испытания
Бернулли"
1
19
Случайная величина и распределение
вероятностей
1
02.02
20
Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины
1
09.02
1
26.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5a50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5bfe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5e10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6162
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6356
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f64d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6680
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f67de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6b44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6da6
21
Примеры математического ожидания
как теоретического среднего значения
величины
1
16.02
22
Понятие о законе больших чисел
1
02.03
23
Измерение вероятностей с помощью
частот
1
16.03
24
Применение закона больших чисел
1
23.03
25
Обобщение, систематизация знаний.
Представление данных
1
06.04
26
Обобщение, систематизация знаний.
Описательная статистика
1
13.04
27
Обобщение, систематизация знаний.
Представление данных. Описательная
статистика
1
20.04
28
Обобщение, систематизация знаний.
Вероятность случайного события
1
27.04
29
Обобщение, систематизация знаний.
Вероятность случайного события.
Элементы комбинаторики
1
04.05
30
Обобщение, систематизация знаний.
Элементы комбинаторики
1
18.05
31
Обобщение, систематизация знаний.
Элементы комбинаторики. Случайные
величины и распределения
1
25.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6f86
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f72c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7652
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7116
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f783c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f893a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7a4e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7c9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7e54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8408
32
Обобщение, систематизация знаний.
Случайные величины и
распределения
1
33
Итоговая контрольная работа
1
34
Обобщение, систематизация знаний
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f861a
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/863f8b56
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика. Вероятность и статистика: 7 - 9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2
частях; 1-ое издание, 7-9 класс/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под редакцией Ященко И.В.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к предметной линии учебника по вероятности и статистике 7-9
классы И.Р Высоцкого, И.В. Ященко, Москва «Прсвещение», 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
2. https://uchitelya.com/matematika/
3. https://urok.1sept.ru/
4. https://resh.edu.ru/
5. https://4ege.ru/gia-matematika/