РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
№
61-ос
Обухова О.Ф.
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Речевая практика»
для 1 дополнительного, 1-4 классов
по АООП (вариант 1)
Программу составили:
Васильева О.Г.
Егорова С.С.
с. Армизонское 2025 год
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1).
4. Положения о рабочей программе по учебному предмету, коррекционному курсу
(занятию), курсу внеурочной деятельности МАОУ Армизонская СОШ
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая
практика»:
- в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю);
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи
учебного предмета «Речевая практика».
3 класс
Цель обучения: развитие речевой коммуникации у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими
людьми.
Задачи обучения:
выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося, особенностей его
психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и
навыками;
формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной
и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;
формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных
формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в
урочное и внеурочное время;
обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире;
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
формирование основ элементарных знаний по чтению на первом этапе обучения;
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» определяет следующие
задачи:
2
в 3 классе:
– помощь обучающимся в обобщении имеющегося у них речевого опыта;
– улучшение
качественных
характеристик
устной
речи,
звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
таких
как
– обучение навыку конструктивно участвовать в споре;
– обогащение словаря предметной лексикой и этикетными выражениями;
– совершенствование умения слушать речь в аудиозаписи;
– воспитание чуткого отношения к живой природе.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Речевая практика» включает в себя периоды:
- Аудирование и понимание речи.
- Дикция и выразительность речи.
- Общение и его значение в жизни (культура общения).
- Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения, примерные темы
речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей обучающихся,
индивидуальных возможностей.
3 класс
Обучение речевой практике в 3 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных
ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов,
тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов,
рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание
аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые
(фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий
школыФормулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё»,
«Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с…» «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с
помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям,
сверстникам и старшим.
3
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…»,
«Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…».
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю» и т.д.
Содержание разделов:
№
п/п
Название раздела, темы
Количеств
о часов
1
Аудирование
6
2
Дикция и выразительность речи
24
1
3
Подготовка
речевой
высказывания
организация 28
2
4
Культура общения
10
2
Итого
68
5
ситуации
и
Проверочные
работы
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 класс
Личностные:
– расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир,
пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
– укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через
расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
– овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень
• выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающихся;
• выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
• знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до
школы (по вопросам учителя);
• участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
4
• слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
• выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу
учителя;
• участвовать в беседе;
• слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
Достаточный уровень
• слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
• выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
• участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
• правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться,
прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
• сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих
родственников;
• принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых
ситуаций;
план;
• уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический
• слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Система оценки достижений
3 класс
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 3-х классов базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» -удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать
ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает
незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении
учебного материала.
5
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет
их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и
последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается
в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного
материала.
Оценка «2» - не ставится
6
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3
№ Тема предмета
Колво
часов
Программное содержание
класс
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Снова в школу! – 3 часа
1
Это моя школа
1
Речевое общение
со старшими и с
друзьями
Введение в ситуацию
(рассматривание картинок по теме
«Школа», обсуждение
проблемного вопроса). Знакомство
с темой (беседа с привлечением
личного опыта, ответы на вопросы
на основе иллюстраций).
Конструирование диалоговприветствий из данных реплик.
Тренировочные упражнения в
произнесении реплик с разной
интонацией (спокойно, радостно, с
обидой). Составление рассказов на
основе иллюстрации к
стихотворению А. Шибаева
«Винегрет».
Выражают свои просьбы,
используют вежливые слова,
пользуются правилами этикета
при встрече и расставании с
детьми и взрослыми.
Составляют рассказы на основе
иллюстраций с помощью
наводящих вопросов учителя.
Правильно выражают свои
просьбы, умеют здороваться,
прощаться, просить прощения и
извиняться, используют
соответствующие выражения.
Составляют рассказы на основе
иллюстраций.
2
Это моя школа
Правила
речевого
Актуализация правил приветствия
(конструирование диалогов,
тренировочные упражнения в
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Пользуются словами этикета,
основными правилами культуры
речевого общения.
1
7
общения
3
Это моя школа
Правила
речевого
общения
1
произнесении с заданной
интонацией, проигрывание
диалогов). Проигрывание
диалогов-приветствий на основе
образцов учебника и личного
опыта. Дифференциация
обращений к ровеснику и
старшему, к хорошо знакомому и
малознакомому человеку.
Играют в игры, соблюдая
Играют в игру, соблюдая
правила.
правила.
Участвуют в диалоге с помощью Участвуют в диалоге.
наводящих вопросов.
Составление рассказов на тему
летнего отдыха (рассматривание
иллюстрации, анализ плана,
составление предложений и др.)
Начало составления памятки
«Секреты вежливого общения».
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Играют в игры, соблюдая
правила.
Участвуют в диалоге с помощью
наводящих вопросов.
Составляют рассказы на основе
иллюстраций с помощью
наводящих вопросов учителя.
Пользуются словами этикета,
основными правилами культуры
речевого общения.
Играют в игру, соблюдая
правила.
Участвуют в диалоге.
Составляют рассказы на основе
иллюстраций.
Отвечают на вопросы учителя
по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал.
Обсуждают ситуацию с
помощью учителя.
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Принимают участие в
проигрывании составленных
Воспроизводят составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный материал.
Обсуждают ситуацию.
Используют этикетные речевые
выражения; основные правила
культуры речевого общения.
Участвуют в проигрывании
составленных диалогов.
Мы собрались поиграть. Мои друзья – 3 часа
4
Мы собрались
поиграть
1
Введение в ситуацию.
Рассматривание картинок по теме
«Мы собрались поиграть».
Обсуждение ситуации,
изображённой на иллюстрации.
Конструирование диалогаконфликта с использованием
карточек. Проигрывание диалога с
имитацией интонации, мимики и
жестов, характерных для
8
аналогичных жизненных ситуаций. диалогов с помощью учителя.
Редактирование содержания
диалога после обсуждения вопроса
о том, как избежать конфликта в
споре. Проигрывание
составленных диалогов.
Разучивание считалок,
декламирование с чётким
проговариванием последнего слова
в строфе.
5
Мы собрались
поиграть
1
Конструирование диалогаконфликта (анализ иллюстрации;
составление реплик;
тренировочные упражнения в
произнесении реплик с адекватной
интонацией, с использованием
мимики и жестов; проигрывание
диалога; редактирование диалога
после обсуждения способов
избегания конфликта).
Актуализация опыта участия
обучающихся в играх с правилами
(беседа на основе личного опыта,
повторение правил игр, знакомых
школьникам, игра с правилами по
выбору обучающихся).
Разучивание считалок.
Составление предложений с
опорными словами. Составление
рассказа о правилах игры
«Рыбаки». Коллективное
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Принимают участие в
проигрывании диалога.
Принимают участие в
разучивание считалок.
Составляют предложения с
опорными словами с помощью
учителя.
Участвуют в коллективном
составлении рассказа о правилах
игры.
Проговаривают считалки,
договаривая отдельные слова
Пользуются словами этикета,
основными правилами культуры
речевого общения.
Участвуют в проигрывании
диалога, в редактирование
диалога.
Разучивают считалки.
Составляют предложения с
опорными словами.
Коллективно составляют
рассказ о правилах игры.
Проговаривают считалки.
9
составление рассказа о правилах
игры, знакомой всем ученикам.
6
Мы собрались
поиграть.
Общение с
друзьями.
1
Актуализация опыта участия в
играх обучающихся с правилами
(беседа на основе личного опыта,
повторение правил игр, знакомых
школьникам, игра с правилами по
выбору обучающихся).
Разучивание считалок. Игры с
правилами: уточнение правил
обучающимися, организация в
классе игр малой подвижности.
Подготовка и составление
рассказов по теме ситуации
(коллективное составление
рассказа по иллюстрации, игры
«Рассказ по кругу», «Дополни
предложение», «Копилка
вопросов», индивидуальные
рассказы с опорой на план).
Составление «Копилки игр».
Продолжение составления памятки
«Секреты вежливого общения».
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Играют в игры, соблюдая
правила.
Участвуют в диалоге с
помощью наводящих вопросов.
Воспроизводят считалки.
Участвуют в коллективном
составлении рассказа по
иллюстрации с помощью
наводящих вопросов учителя.
Пользуются словами этикета,
основными правилами культуры
речевого общения.
Играют в игру, соблюдая
правила.
Участвуют в диалоге.
Разучивают считалки.
Коллективно составляют
рассказ о правилах игры по
иллюстрации. Составляют
«Копилку игр».
1
Введение в ситуацию
(рассматривание картинок по теме
«Библиотека», обсуждение
проблемного вопроса). Знакомство
с темой (беседа на основе личного
опыта). Актуализация у
Знакомятся с правилами
поведения в библиотеке,
слушают библиотекарей,
благодарят их.
Составляют сказки на основе
иллюстраций с помощью
Соблюдают правила поведения
в библиотеке, ищут книги,
предложенные учителем,
слушают библиотекарей,
благодарят их, составляют
сказку, ориентируются в
В библиотеке – 3 часа
7
В библиотеке
10
обучающихся имеющихся знаний о наводящих вопросов учителя.
правилах поведения в библиотеке. Принимают участие в игре
Конструирование возможных
«Прятки со скакалкой».
диалогов с библиотекарем.
Экскурсия в школьную
библиотеку. Рассказывание сказок
с опорой на иллюстрированные
книги, полученные в библиотеке.
Игра «Прятки со сказкой».
Отгадывание загадок по сказке
(водящий загадывает сказку,
известную всем игрокам, игроки
задают ему вопросы, чтобы узнать,
какую сказку он загадал).
библиотеке.
Играют в игру «Прятки со
скакалкой».
8
В библиотеке
1
Составление правил поведения в
библиотеке, обсуждение
целесообразности каждого
правила. Уточнение представлений
обучающихся о графике и
особенностях работы библиотеки в
их школе. Знакомство со
специальным словом — формуляр.
Знакомятся с правилами
поведения в библиотеке,
слушают библиотекарей,
благодарят их, составляют
сказку, ориентируются в
библиотеке.
Соблюдают правила поведения
в библиотеке, слушают
библиотекарей, благодарят их,
играют в игры.
9
В библиотеке
1
Демонстрация формуляра самого
активного читателя из данного
класса. Ролевая игра «В
библиотеке». Продолжение
составления памятки «Секреты
вежливого общения».
Знакомятся с правилами
поведения в библиотеке,
слушают библиотекарей,
благодарят их, составляют
сказку, ориентируются в
библиотеке.
Принимают участие в игре «В
библиотеке».
Соблюдают правила поведения
в библиотеке, слушают
библиотекарей, благодарят их,
играют в игры.
Составляют памятку «Секреты
вежливого общения».
11
Сказки про Машу – 3 часа
10 Сказки про
Машу
1
Актуализация сказки «Маша и
медведь» (слушание аудиозаписи
сказки с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по
картинкам с использованием
текстовых синонимов
Коллективное рассказывание
сказки с опорой на картинки
Инсценирование отрывков из
сказки
Слушают сказку Умеют
отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал
Составляют предложения по
картинкам с помощью учителя
Принимают участие в
инсценировке отрывка из сказки
Понимают содержание сказки,
прочитанной артистами в
аудиозаписи Отвечают на
вопросы по содержанию сказки
Составляют предложения по
картинкам с использованием
текстовых синонимов
Инсценируют сказку
11 Сказки про
Машу
1
Актуализация сказки «Три
медведя» (слушание аудиозаписи
сказки с опорой на иллюстрации).
Закрепление содержания сказки.
Составление пар слов, по-разному
называющих героев сказки.
Составление предложений по
сюжету сказки.
Умеют отвечать на вопросы с
опорой на иллюстративный
материал.
Рассказывают сказку с опорой
на иллюстрации.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Играют в игру «Живые
загадки».
12 Сказки про
Машу
1
Коллективное рассказывание
сказки с опорой на картинки и
слова. Игра «Живые загадки».
Инсценирование отрывков из
сказки.
Умеют отвечать на вопросы с
опорой на иллюстративный
материал.
Рассказывают сказку с опорой
на иллюстрации.
Принимают участие в игре, в
инсценировке сказки.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Играют в игру «Живые
загадки».
Инсценируют сказку.
Отправляюсь в магазин – 3 часа
12
13 Отправляюсь в
магазин
1
Актуализация имеющихся знаний
у обучающихся о покупках в
супермаркете (работа с
предметными картинками: отдел—
товар). Введение в словарь
обучающихся названия крупного
магазина «супермаркет» (или
«гипермаркет»). Выделение
названий отделов, перечисление
товаров, которые можно
приобрести в каждом из них.
Конструирование возможных
диалогов с продавцом. Рисование
возможных вывесок-картинок для
различных отделов в магазинах.
Коллективное отгадывание
названий нарисованных детьми
вывесок.
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Принимают участие в рисовании
вывесок-картинок для
различных отделов в магазинах.
Отгадывают название
нарисованных вывесок.
Конструируют возможные
диалоги с продавцом с помощью
наводящих вопросов.
Пользуются словами этикета в
различных ситуациях общения.
Рисуют вывески-картинки для
различных отделов в магазинах.
Отгадывают название
нарисованных вывесок.
Конструируют возможные
диалоги с продавцом.
14 Отправляюсь в
магазин
1
Моделирование диалогов
различной сложности между
продавцом и покупателем с
использованием реплик на
карточках. Проигрывание диалогов
с привлечением внимания
обучающихся к важности чёткого,
достаточно громкого произнесения
реплик при общении с продавцом в
магазине.
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Участвуют в проигрывании
диалогов, в ролевых играх.
Пользуются словами этикета в
различных ситуациях общения.
Проигрывают диалоги, играют в
ролевую игру «В магазине».
15 Отправляюсь в
магазин
1
Ролевая игра «В магазине»
(осуществление покупок в
Используют диалогические
формы речи в различных
Пользуются словами этикета в
различных ситуациях общения.
13
различных отделах по заранее
составленному списку).
Продолжение составления памятки
«Секреты вежливого общения».
ситуациях общения.
Участвуют в проигрывании
диалогов, в ролевых играх.
Участвуют в составлении
памятки «Секреты вежливого
общения».
Проигрывают диалоги, играют в
ролевую игру «В магазине».
Составляют памятку «Секреты
вежливого общения».
Телефонный разговор - 3часа
16 Телефонный
разговор
1
Введение в ситуацию
Используют диалогические
(рассматривание картинок по теме формы речи в различных
«Телефонный разговор»,
ситуациях общения.
обсуждение проблемного вопроса).
Актуализация имеющихся знаний
по теме. Составление «Правил
общения по телефону».
Пользуются словами этикета в
различных ситуациях общения.
Участвуют в беседах на темы,
близкие личному опыту
ребенка.
17 Телефонный
разговор
1
Прослушивание аудиозаписи
фрагмента сказки К. Чуковского
«Телефон». Чтение по ролям
диалогов героев сказки с опорой на
фрагменты текста, заранее
подготовленные учителем
(записанные на карточках).
Проигрывание диалогов из сказки
с дополнением их словами
приветствия, благодарности,
прощания
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Участвуют в беседах на темы,
близкие личному опыту ребенка.
Пользуются правилами речевого
общения.
Пользуются словами этикета в
различных ситуациях общения.
Участвуют в беседах на темы,
близкие личному опыту
ребенка. Применяют правила
речевого общения.
18 Телефонный
разговор
Правила
речевого
1
Ролевые игры «Телефонный
разговор». Завершение темы
(работа над рубрикой «Это
важно!»)
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Участвуют в беседах на темы,
Пользуются словами этикета в
различных ситуациях общения.
Участвуют в беседах на темы,
близкие личному опыту
14
общения
близкие личному опыту ребенка.
Пользуются правилами речевого
общения.
Принимают участие в ролевых
играх в соответствии с речевыми
возможностями.
ребенка. Применяют правила
речевого общения.
Читают диалоги по ролям,
играют в ролевые игры.
Я - зритель – 3 часа
19 Я - зритель.
1
Речевое общение
с
малознакомыми
людьми
Рассматривание картинки по теме
«Театр», «Кинотеатр», чтение
стихотворения к речевой ситуации.
Установление по вопросам учителя
проблемы, изображённой на
рисунке. Актуализация
имеющегося опыта, знаний по
теме. Обогащение словарного
запаса по теме (работа с
иллюстрациями, ответы на
вопросы). Моделирование и
проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре между
зрителем и кассиром, зрителем и
гардеробщиком. Составление
«Правил вежливого зрителя».
Участвуют в ролевых играх в
соответствии с речевыми
возможностями.
Отвечают на вопросы.
Моделируют и проигрывают
диалоги с помощью учителя.
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
пользуются правилами этикета.
Участвуют в ролевых играх.
Отвечают на вопросы.
Моделируют и проигрывают
диалоги.
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
пользуются правилами этикета.
20 Я - зритель.
Правила
речевого
общения
Актуализация имеющегося опыта,
знаний по теме «Театр».
Обогащение словарного запаса по
теме (работа с иллюстрациями,
ответы на вопросы).
Моделирование и проигрывание
возможных диалогов в кинотеатре
Участвуют в ролевых играх в
соответствии с речевыми
возможностями.
Моделируют и проигрывают
диалоги с помощью учителя.
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
Участвуют в ролевых играх.
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
пользуются правилами этикета.
Моделируют и проигрывают
диалоги.
Составляют правила.
1
15
21 Я - зритель
между зрителем и кассиром,
зрителем и гардеробщиком.
Составление «Правил вежливого
зрителя».
пользуются правилами этикета.
Принимают участие в
составлении правил.
1
Ролевая игра «Кинотеатр».
Моделирование и проигрывание
возможных диалогов в кинотеатре
с работниками кинотеатра (кассир,
гардеробщик, продавец в буфете)
или зрителями, пришедшими на
сеанс. Продолжение составления
памятки «Секреты вежливого
общения».
Участвуют в ролевых играх в
соответствии с речевыми
возможностями.
Моделируют и проигрывают
диалоги с помощью учителя.
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
пользуются правилами этикета.
Принимают участие в
составлении правил.
Участвуют в ролевых играх.
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
пользуются правилами этикета.
Моделируют и проигрывают
диалоги.
Составляют правила.
1
Рассматривание серии картинок,
чтение стихотворения во введении
к речевой ситуации. Актуализация
имеющихся знаний о том, какую
информацию содержит прогноз
погоды, как её нужно использовать
при планировании своего времени.
Установление по вопросам учителя
причинно-следственной связи
между картинками. Сравнение
использованных на картинках
символов со знакомыми
обучающимся условными
обозначениями. Конструирование
предложений по теме с опорой на
Рассматривают серии картинок,
читают стихотворения во
введении к речевой ситуации.
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Участвуют в конструировании
предложений по теме с опорой
на условные обозначения и
помощью учителя.
Рассматривают серии картинок,
читают стихотворения во
введении к речевой ситуации.
Выбирают правильные средства
интонации с опорой на образец
речи учителя и анализ речевой
ситуации.
Конструируют предложения по
теме с опорой на условные
обозначения.
Погода и мы – 3ч
22 Какая сегодня
погода? Погода
и мы.
16
условные обозначения.
23 Погода и мы.
1
24 Погода и мы
1
Актуализация имеющихся знаний
о том, какую информацию
содержит прогноз погоды, как её
нужно использовать при
планировании своего времени.
Обсуждение полученной
обучающимися информации о
прогнозе погоды на ближайшие
дни. Выяснение источников
информации, сравнение её
содержания. Сообщение доступной
обучающимся информации о том,
как составляется прогноз погоды.
Прослушивание аудиозаписей,
видеофрагментов с прогнозами
погоды, просмотр
информационных колонок из газет,
содержащих прогнозы погоды.
Ролевая игра «Прогноз погоды».
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Прослушивают аудиозаписи,
видеофрагменты с прогнозами
погоды, просматривают
информационные колонки из
газет, содержащих прогнозы
погоды.
Принимают участие в ролевой
игре «Прогноз погоды» в
соответствии с речевыми
возможностями
Выбирают правильные средства
интонации с опорой на образец
речи учителя и анализ речевой
ситуации.
Прослушивают аудиозаписи,
видеофрагменты с прогнозами
погоды, просматривают
информационные колонки из
газет, содержащие прогнозы
погоды.
Играют в ролевую игру
«Прогноз погоды»
Знакомство со сказкой
(прослушивание аудиозаписи
сказки с опорой на иллюстрации).
Беседа по картинкам в учебнике.
Составление предложений по
картинкам с использованием
текстовых синонимов. Подбор слов
для связи эпизодов сказки: жилибыли, решили, зажили, однажды,
Слушают сказку.
Умеют отвечать на вопросы с
опорой на иллюстративный
материал.
Составляют простые
предложения по картинкам с
использованием текстовых
синонимов.
Подбирают слова для связи
Понимают содержание сказки,
прочитанной артистами в
аудиозаписи.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Составляют распространенные
предложения по картинкам с
использованием текстовых
синонимов.
Снегурочка – 3 часа
25 Сказка
«Снегурочка»
1
17
стали. Коллективное
рассказывание сказки с опорой на
картинки.
эпизодов с помощью учителя.
Подбирают подходящие слова
для связи эпизодов.
26 Сказка
«Снегурочка»
1
Просмотр иллюстраций к сказке
«Снегурочка» на презентации.
Закрепление содержания сказки
(рассказ по кругу, рассказ с
эстафетой и др.).
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Снегурочка».
Повторяют содержание сказки
отвечают на вопросы с опорой
на иллюстративный материал.
на иллюстрации. Составляют
простые предложения по
картинкам.
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Снегурочка».
Пересказывают содержание
сказки, отвечают на вопросы.
Составляют распространенные
предложения по картинкам.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
27 Сказка
«Снегурочка»
1
Составление предложений, с
которых начинается каждый
эпизод сказки, с использованием
подобранных на предыдущем
уроке слов. Театрализованное
представление отрывков из сказки
с использованием элементов
костюмов или фигур героев.
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Снегурочка».
Повторяют содержание сказки
отвечают на вопросы с опорой
на иллюстративный материал.
Составляют простые
предложения по картинкам.
Рассказывают сказку с опорой
на иллюстрации.
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Снегурочка».
Пересказывают содержание
сказки, отвечают на вопросы.
Составляют распространенные
предложения по картинкам.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Инсценируют сказку.
Беседа по теме речевой ситуации
«Новогодние праздники» с
обращением к личному опыту
детей. Рассматривание и сравнение
картинок на развороте.
Коллективное составление
рассказов по картинкам.
Конструирование диалогов:
Рассматривают и сравнивают
картинки.
Отвечают на вопросы учителя
по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал и с
помощью наводящих вопросов
учителя.
Конструируют диалоги с
Рассматривают и сравнивают
картинки.
Отвечают на вопросы учителя
по их содержанию.
Воспроизводят составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный материал.
Конструируют диалоги.
Весёлый праздник – 3 часа
28 Весёлый
праздник
1
18
29 Весёлый
праздник
30 Весёлый
праздник.
Проверочная
работа
1
1
обсуждение рисунков,
подготовленных обучающимися
дома.
помощью учителя.
Проигрывание конкурсов и
развлечений на детском празднике
(угадай картинку, морская цепь и
др.) Разучивание стихотворений,
песенок новогодней тематики
Разучивают и рассказывают
стихотворения в соответствии с
речевыми возможностями.
Конструируют диалоги с
помощью учителя.
Проигрывают возможные
конкурсы и развлечения.
Подготовка письменных
приглашений на новогодний
праздник. Ролевая игра «Приём
гостей»: встреча гостей, общение
за праздничным столом, рассказы
за столом (о фильме, игре),
пожелания хозяину дома.
Проверочная работа
Конструируют диалоги с
помощью учителя.
Подготавливают письменные
приглашения к празднику по
образцу.
Принимают участие в играх,
соблюдая правила.
Выполняют задания
проверочной работы
Подготавливают письменные
приглашения к празднику.
Принимают участие в играх.
Выполняют задания
проверочной работы
Разучивают и рассказывают
стихотворения.
Конструируют диалоги.
Проигрывают возможные
конкурсы и развлечения.
Мир природы – 3 часа
31 Мы друзья или
враги природы
1
Обращение к личному опыту
школьников. Беседа о домашних
животных, которые живут у детей
или их близких. Предварительное
обсуждение замыслов рассказов,
рисунков, которые будут
выполняться дома.
Принимают участие в беседе.
Отвечают на вопросы учителя
по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал.
Принимают посильное участие в
обсуждении замыслов рассказов,
рисунков.
Принимают участие в беседе.
Воспроизводят составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный материал.
Участвуют в обсуждении
замыслов рассказов, рисунков.
32 Мы друзья или
враги природы
1
Представление обучающимися
творческих работ, подготовленных
Умеют рассказать о своей
работе в соответствии с
Умеют воспроизводить
составленные рассказы с опорой
19
33 Мы друзья или
враги природы
1
совместно с родителями.
Обсуждение возможных
последствий невнимательного
отношения человека к своим
питомцам.
речевыми возможностями.
на иллюстративный материал.
Составление правил ухода за
домашним животным Игра
«Вспомни меня», «Расскажи мою
историю»
Умеют рассказать о своей
работе в соответствии с
речевыми возможностями.
Участвуют в играх «Вспомни
меня», «Расскажи мою
историю».
Составляют правила ухода за
домашним животным с
помощью учителя.
Умеют воспроизводить
составленные рассказы с опорой
на иллюстративный материал.
Играют в игры «Вспомни меня»,
«Расскажи мою историю».
Составляют правила ухода за
домашним животным.
Играем в сказку – 3 часа
34 Сказка
«Морозко»
1
Знакомство со сказкой
Слушают сказку.
(прослушивание аудиозаписи
Отвечают на вопросы с опорой
сказки с опорой на иллюстрации). на иллюстративный материал.
Беседа по картинкам в учебнике.
Составление предложений по
картинкам с использованием
текстовых синонимов. Подбор слов
для связи эпизодов сказки: жилибыли, решили, зажили, однажды,
стали. Коллективное
рассказывание сказки с опорой на
картинки.
Понимают содержание сказки,
прочитанной артистами в
аудиозаписи.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Подбирают подходящие слова
для связи эпизодов.
35 Сказка
«Морозко»
1
Просмотр иллюстраций к сказке
«Морозко» на презентации.
Понимают содержание сказки,
прочитанной артистами в
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Морозко».
20
Закрепление содержания сказки
(рассказ по кругу, рассказ с
эстафетой и др.).
Повторяют содержание сказки.
отвечают на вопросы с опорой
на иллюстративный материал.
аудиозаписи.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Морозко».
1
Составление предложений, с
которых начинается каждый
эпизод сказки, с использованием
подобранных на предыдущем
уроке слов. Театрализованное
представление отрывков из сказки
с использованием элементов
костюмов или фигур героев.
Составляют простые
предложения по картинкам.
Рассказывают сказку с опорой
на иллюстрации.
Принимают участие в
театрализованном
представлении в соответствии с
речевыми возможностями.
Пересказывают содержание
сказки, отвечают на вопросы.
Составляют распространенные
предложения по картинкам.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Инсценируют сказку.
37 Кто я?
1
Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
Подготовка к составлению
описания внешности человека
(игры «Наш портрет», «Рассказ по
кругу» и др.).
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения. Принимают
участие в составлении
рассказов-описаний в
соответствии с речевыми
возможностями.
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций,
конструируют и проигрывают
диалоги. Составляют рассказыописания.
38 Кто я?
1
Составление рассказов-описаний о
себе и товарищах.
Конструирование и проигрывание
диалогов по теме.
Принимают участие в
составлении рассказов-описаний
в соответствии с речевыми
возможностями.
Конструируют и проигрывают
диалоги по теме с помощью
учителя.
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций,
конструируют и проигрывают
диалоги. Составляют рассказыописания. Конструируют и
проигрывают диалоги по теме.
39 Кто я?
1
Продолжение работы по
Конструируют и проигрывают
Активно участвуют в диалогах
36 Сказка
«Морозко»
Это я! – 3 часа
21
составлению памятки «Секреты
вежливого общения».
диалоги по теме с помощью
учителя. Принимают участие в
составлении памятки.
по темам речевых ситуаций,
конструируют и проигрывают
диалоги. Составляют памятку.
Играем в сказку – 4 часа
40 Сказка «Гусилебеди»
1
Знакомство со сказкой «ГусиСлушают сказку.
лебеди» (прослушивание
Отвечают на вопросы с опорой
аудиозаписи сказки с опорой на
на иллюстративный материал.
иллюстрации). Беседа по
картинкам в учебнике.
Составление предложений по
картинкам с использованием
текстовых синонимов. Подбор слов
для связи эпизодов сказки: жилибыли, решили, зажили, однажды,
стали. Коллективное
рассказывание сказки с опорой на
картинки.
Понимают содержание сказки,
прочитанной артистами в
аудиозаписи.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
41 Сказка «Гусилебеди»
1
Просмотр иллюстраций к сказке
«Гуси-лебеди» на презентации.
Закрепление содержания сказки
(рассказ по кругу, рассказ с
эстафетой и др.).
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Гуси-лебеди».
Повторяют содержание сказки
отвечают на вопросы с опорой
на иллюстративный материал.
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Гуси-лебеди».
Пересказывают содержание
сказки, отвечают на вопросы.
42 Сказка «Гусилебеди»
1
Составление предложений, с
которых начинается каждый
эпизод сказки, с использованием
подобранных на предыдущем
уроке слов.
Составляют простые
предложения по картинкам.
Рассказывают сказку с опорой
на иллюстрации.
Составляют распространенные
предложения по картинкам.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
43 Сказка «Гусилебеди».
1
Театрализованное представление
отрывков из сказки с
Принимают участие в
театрализованном
Инсценируют сказку.
Выполняют задания
22
Проверочная
работа
использованием элементов
костюмов или фигур героев.
Проверочная работа
представлении в соответствии с
речевыми возможностями.
Выполняют задания
проверочной работы
проверочной работы
Поздравления (место уроков по данной теме в последовательности уроков определяется учителем по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) – 3 часа
44 Поздравляем
защитников
Отечества!
45 Поздравляем с 8
марта!
1
1
Введение в ситуацию: праздник
Защитника Отечества (беседа с
опорой на иллюстрацию,
дополнение деталей ситуации по
вопросам учителя, выбор
предложения, наиболее
подходящего к содержанию
картинки, из двух, произнесённых
учителем). Создание
поздравительных открыток.
Подпись адресата открытки.
Разучивают и рассказывают
стихотворения в соответствии с
речевыми возможностями.
Произносят поздравления с
праздниками, используя
различную интонацию и помощь
учителя.
Создают поздравительные
открытки по образцу.
Принимают участие в играх,
соблюдая правила.
Разучивают и рассказывают
стихотворения. Произносят
поздравления с праздниками,
используя различную
интонацию.
Создают поздравительные
открытки, подписывают имя
адресата.
Принимают участие в играх,
соблюдая правила.
Введение в ситуацию: праздник 8
Марта (беседа с опорой на
иллюстрацию, дополнение деталей
Разучивают и рассказывают
стихотворения в соответствии с
речевыми возможностями.
Разучивают и рассказывают
стихотворения.
Произносят поздравления с
23
46 Подписание
1
поздравительной
открытки.
ситуации по вопросам учителя,
выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию
картинки, из двух, произнесённых
учителем). Конструирование
диалогов поздравления и ответной
реплики, моделирование и
проигрывание диалогов.
Произносят поздравления с
праздниками, используя
различную интонацию и помощь
учителя.
Конструируют и проигрывают
диалоги по теме с помощью
учителя.
праздниками, используя
различную интонацию.
Конструируют и проигрывают
диалоги по теме.
Составление поздравлений.
Создание поздравительных
открыток. Подпись имени адресата
открытки.
Создают поздравительные
открытки по образцу.
Принимают участие в играх,
соблюдая правила.
Создают поздравительные
открытки, подписывают имя
адресата. Принимают участие в
играх, соблюдая правила.
Мои друзья – 4 часа
47 Вместе нам не
скучно
1
Определение темы ситуаций.
Составление предложений с
опорой на иллюстративный
материал. Составление
предложений с опорой на схемы и
слова: по картине, далее – на
основе личного опыта.
Определяют тему ситуации с
помощью наводящих вопросов
учителя.
Составляют простые
предложения с опорой на
иллюстративный материал.
Определяют тему ситуации.
Воспроизводят составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный материал.
Составляют распространенные
предложения с опорой на
иллюстративный материал, на
схемы и слова.
48 Вместе нам не
скучно
1
Проигрывание составленных
диалогов. Разучивание считалок,
декламирование с чётким
проговариванием последнего слова
в строфе.
Участвуют в проигрывании
диалогов.
Отвечают на вопросы учителя
по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал.
Договаривают считалки.
Проигрывают диалоги.
Составление предложений с
опорой.
Произносят считалки.
49 Вместе нам не
1
Конструирование возможных
Отвечают на вопросы учителя
Воспроизводят составленные
24
скучно
50 Вместе нам не
скучно.
Проверочная
работа
1
диалогов. Передавать различные
чувства тоном голоса.
Коллективное составление
рассказа о правилах игры,
знакомой всем ученикам. Игра с
правилами по выбору
обучающихся.
по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал.
Составляют рассказ о правилах
игры с помощью учителя и
наводящих вопросов.
рассказы с опорой на
иллюстративный материал.
Составляют рассказ о правилах
игры.
Использование считалочки для
определения водящего.
Составление «Копилки игр».
Продолжение составления памятки
«Секреты вежливого общения».
Проверочная работа
Договаривают считалки.
Конструируют диалоги с
помощью учителя, принимают
участие в играх.
Принимают участие в
составлении считалки.
Выполняют задания
проверочной работы
Конструируют диалоги, играют
в игры.
Произносят считалки.
Составляют памятку.
Выполняют задания
проверочной работы
Я за порогом дома – 3 часа
51 Я – пешеход
1
Актуализация знаний
обучающихся по теме. Повторение
и знакомство с правилами
дорожного движения.
Знакомятся и повторяют
правила ПДД.
Знакомятся с дорожными
знаками и видами переходов,
рисуют знаки.
52 Я – пешеход
1
Повторение и знакомство с
правилами дорожного движения.
Составление предложений по теме
«Я – пешеход».
Знакомятся и повторяют
правила ПДД.
Составляют предложения по
теме «Я – пешеход» с помощью
учителя и наводящих вопросов.
Знакомятся с дорожными
знаками и видами переходов,
рисуют знаки.
Составляют предложения по
теме «Я – пешеход».
53 Я – пешеход
1
Моделирование ситуаций и
возможных диалогов (идем по
тротуару, переходим дорогу, ждём
автобус).
Знакомятся и повторяют
правила ПДД.
Составляют предложения по
теме «Я – пешеход» с помощью
Знакомятся с дорожными
знаками и видами переходов,
рисуют знаки.
Составляют предложения по
25
учителя и наводящих вопросов.
Моделируют ситуации и
возможные диалоги с помощью
наводящих вопросов.
теме «Я – пешеход».
Моделируют ситуации и
возможные диалоги.
Мои друзья – 3 часа
54 Вместе после
уроков.
1
Актуализация опыта обучающихся
общения с друзьями вне школы
(беседа на основе личного опыта).
Игры с правилами: уточнение
правил обучающимися,
организация в классе игр малой
подвижности.
Отвечают на вопросы учителя
по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал.
Составляют рассказы по теме
ситуации с помощью учителя.
Составляют рассказы по теме
ситуации и воспроизводят их с
опорой на иллюстративный
материал.
55 Вместе после
уроков.
1
Подготовка и составление
рассказов по теме ситуации
(коллективное составление
рассказа по иллюстрации, игры
«Рассказ по кругу», «Дополни
предложение», «Копилка
вопросов», индивидуальные
рассказы с опорой на план).
Составляют рассказы по теме
ситуации с помощью учителя.
Принимают участие в играх
«Рассказ по кругу», «Дополни
предложение», «Копилка
вопросов» в соответствии с
речевыми возможностями.
Составляют рассказы по теме
ситуации и воспроизводят их с
опорой на иллюстративный
материал.
Играют в игры «Рассказ по
кругу», «Дополни
предложение», «Копилка
вопросов».
56 Вместе после
уроков.
1
Составление «Копилки игр».
Составляют рассказы по теме
Продолжение составления памятки ситуации с помощью учителя.
«Секреты вежливого общения».
Принимают участие в
составлении копилки игр.
Составляют рассказы по теме
ситуации и воспроизводят их с
опорой на иллюстративный
материал.
Составляют копилку игр.
Введение в ситуацию (обсуждение
Активно участвуют в диалогах
Я за порогом дома – 3 часа
57 На приёме у
1
Используют диалогические
26
врача
проблемного вопроса). Знакомство
с темой (беседа на основе личного
опыта). Актуализация имеющихся
знаний о правилах поведения на
приёме у врача. Конструирование
возможных диалогов в
регистратуре. Конструирование
возможных диалогов с врачом.
формы речи в различных
ситуациях общения.
по темам речевых ситуаций.
58 На приёме у
врача
1
Конструирование возможных
диалогов в регистратуре.
Конструирование возможных
диалогов с врачом.
Составляют простые
предложения по картинкам с
использованием текстовых
синонимов.
Включаются в простой диалог с
помощью учителя.
Составляют распространенные
предложения по картинкам с
использованием текстовых
синонимов.
Моделируют ситуации и
возможные диалоги.
59 На приёме у
врача
1
Ролевая игра «На приёме у врача».
Продолжение
составления
памятки «Секреты вежливого
общения».
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Принимают участие в играх «На
приёме у врача» в соответствии
с речевыми возможностями.
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения.
Играют в игру «На приёме у
врача» самостоятельно в
соответствии с речевыми
возможностями.
Знакомство со сказкой «Волк и
семеро козлят» (прослушивание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации). Беседа по
картинкам в учебнике.
Слушают сказку. Отвечают на
вопросы с опорой на
иллюстративный материал.
Составляют простые
предложения по картинкам с
Понимают содержание сказки,
прочитанной артистами в
аудиозаписи.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Играем в сказку – 3 часа
60 Сказка «Волк и
семеро козлят»
1
27
Составление предложений по
картинкам с использованием
текстовых синонимов. Подбор слов
для связи эпизодов сказки: жилибыли, решили, зажили, однажды,
стали. Коллективное
рассказывание сказки с опорой на
картинки.
использованием текстовых
синонимов.
Рассказывают сказку с опорой
на картинки и с помощью
учителя. Участвуют в
коллективном рассказывании
сказки в соответствии и со
своими речевыми
возможностями.
Составляют распространенные
предложения по картинкам с
использованием текстовых
синонимов.
Подбирают подходящие слова
для связи эпизодов.
Участвуют в коллективном
рассказывании сказки.
61 Сказка «Волк и
семеро козлят»
1
Просмотр иллюстраций к сказке
«Волк и семеро козлят» на
презентации. Закрепление
содержания сказки (рассказ по
кругу, рассказ с эстафетой и др.).
Составление предложений, с
которых начинается каждый
эпизод сказки, с использованием
подобранных на предыдущем
уроке слов.
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Волк и семеро козлят».
Повторяют содержание сказки,
отвечают на вопросы с опорой
на иллюстративный материал.
Составляют простые
предложения по картинкам.
Рассказывают сказку с опорой
на иллюстрации.
Понимают содержание сказки,
прочитанной артистами в
аудиозаписи.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Просматривают иллюстрацию к
сказке «Волк и семеро козлят».
Пересказывают содержание
сказки отвечают на вопросы.
Составляют распространенные
предложения по картинкам.
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
62 Сказка «Волк и
семеро козлят».
Проверочная
работа
1
Театрализованное представление
отрывков из сказки с
использованием элементов
костюмов или фигур героев.
Проверочная работа
Принимают участие в
театрализованном
представлении в соответствии с
речевыми возможностями.
Выполняют задания
проверочной работы
Инсценируют сказку.
Выполняют задания
проверочной работы
Я дома – 3 часа
28
63 Мой дом Моя
семья
1
Введение в ситуацию
(рассматривание картинок по теме
«Мой дом. Моя семья»). Беседа с
привлечением личного опыта
обучающихся, ответы на вопросы
на основе иллюстраций. Рассказ о
членах семьи.
Рассматривают картинки по
теме.
Отвечают на вопросы учителя,
опираясь на иллюстративный
материал.
Участвуют в коллективной
беседе.
Рассматривают картинки по
теме.
Отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в коллективной
беседе.
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций.
64 Мой дом Моя
семья
1
Подготовка к ролевой игре «Приём
гостей», в том числе обсуждение
конкурсов и развлечений для
детского праздника. Ролевая игра
«Приём гостей».
Отвечают на вопросы учителя,
опираясь на иллюстративный
материал.
Участвуют в коллективной
беседе.
Принимают участие в игре
«Приём гостей» в соответствии
с речевыми возможностями.
Участвуют в коллективной
беседе.
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций.
Играют в игру «Приём гостей»..
65 Мой дом. Моя
семья.
1
Составление рассказа по теме с
опорой на сюжетные картинки,
план из ключевых слов.
Участвуют в коллективной
беседе.
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения с помощью
учителя.
Составляют рассказ по теме с
опорой на сюжетные картинки.
Участвуют в коллективной
беседе.
Рассказывают о членах своей
семьи.
Учимся понимать животных – 2 часа
29
66 В зоопарке у
зверей
1
Просмотр мультфильма «Где
обедал воробей». Актуализация
личного опыта посещения
зоопарка. Рассматривание
картинок на развороте. Свободные
высказывания обучающихся в
ответ на поставленные вопросы.
Просматривают мультфильм.
Рассматривают картинки.
Отвечают на вопросы
односложно.
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения в
соответствии со своими
речевыми возможностями.
Просматривают мультфильм.
Рассматривают картинки.
Отвечают на вопросы
распространенным
предложением.
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций.
67 В зоопарке у
зверей.
Проверочная
работа
1
Представление обучающимися
творческих работ, подготовленных
вместе с родителями «Рассказ о
животном». Проверочная работа
Представляют творческую
работу, выполненную дома.
Выполняют задания
проверочной работы
Представляют творческую
работу, выполненную дома.
Рассказывают о животном.
Выполняют задания
проверочной работы
Поздравляем с Днём Победы! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков определяется учителем по календарю,
исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) – 1 час
68 Поздравляем с
Днём Победы!
1
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта,
ответы на вопросы на основе
иллюстраций). Прослушивание
песен, стихов, рассказов о Великой
Отечественной войне.
Коллективное панно «Поздравляем
с Днём Победы!» Конструирование
устных поздравлений с Днём
Победы различным адресатам
(ветеранам, учителям, родным).
Прослушивают песни, стихи,
рассказы о Великой
Отечественной войне.
Отвечают на вопросы по теме с
использованием иллюстраций.
Разучивают и рассказывают
стихотворения в соответствии с
речевыми возможностями.
Участвуют в коллективных
поздравлениях в соответствии с
речевыми возможностями.
Прослушивают песни, стихи,
рассказы о Великой
Отечественной войне.
Отвечают на вопросы по теме с
использованием иллюстраций.
Разучивают и рассказывают
стихотворения.
Конструируют устные
поздравления с Днём Победы
различным адресатам.
Выполняют коллективное панно
30
Поздравление с праздником.
Выполняют коллективное панно «Поздравляем с днем Победы!»
«Поздравляем с днем Победы!»
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1.Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018.
2.Комарова С.В. Устная речь. Методические рекомендации:1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.: Просвещение, 2016
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение,
2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
Наборы игрушек; мягкие игрушки, плоскостные игрушки;
Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (аудиозаписи сказок, аудиозаписи образцов речи:
темп, сила голоса, тон; презентации к разделу «Культура общения», «Подготовка речевого высказывания»).
31