МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области Отдел
образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
Селянкина Е.Л
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Каканова Л.С.
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 4 классов
Программу составили:
Замиралова Е.И., учитель начальных классов
Назаревич А.Ю., учитель начальных классов
с. Армизонское 2025
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по предмету.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков
в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими
и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению
концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и
воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
На изучение музыки отводится 1 час в неделю.
№
п/п
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела, темы
Кол-во часов
Контрольные
работы
1
Слушание музыки
10
2
Хоровое пение
10
3
Элементы музыкальной грамоты
10
4
Игра на музыкальных
инструментах
4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание
программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала,
доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки.
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагируя на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных
представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами примерное внутреннее содержание музыкального
произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по
вступлению; развитие умения выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в
инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
— знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной
музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой
доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой
ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие
требованиям организации щадящего голосового режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные
песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
— обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
— работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения
брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха,
удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной
смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
— пение коротких попевок на одном дыхании;
— формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные
звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
— развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
— активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
— развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и
выравнивание звучания на всем диапазоне;
— развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
— дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх);
развитие умения определять сильную долю на слух;
— развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
— формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
— развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон;
развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично,
выразительно с сохранением строя и ансамбля;
— развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
— пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
— укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 –
си1, до1 – до2.
— получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты.
Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих
познавательным
возможностям
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает
использование таких музыкальных инструментов, как металлофон, ксилофон, триола,
детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки,
ложки, детский баян и аккордеон и др.
3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие
интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и
их звучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно);
особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Личностные учебные действия
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик класс, учитель-класс);
-
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
-
обращаться за помощью и принимать помощь.
-
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
-
Регулятивные учебные действия
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
-
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
-
выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
руководством учителя;
• выполнение задания полностью (от начала до конца);
• выполнение задания с заданными качественными параметрами;
• переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
-
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные учебные действия
-
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью
-
ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;
-
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
учителя;
-
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
размеру, материалу);
-
группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с
-
уметь соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности;
-
уметь соблюдать правила техники безопасности.
помощью учителя;
-
использовать знако-символические средства с помощью учителя;
Система оценки планируемых результатов
В текущей оценочной деятельности целесообразно
продемонстрированные учеником, с оценками
соотносить
результаты,
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.
Тематический
№
п/п
1
планирование
4 класс (34 часа)
Тема урока
Содержание материала
Вводный урок
Хоровое пение:
«Дважды два –
Пляцковского
четыре»
муз.
Шаинского
2
Сказка в музыке
3
Сказочный сюжет в музыке
«Настоящий друг»
муз. Б.Савельева. сл. М.Пляцковского
4
Музыкальные
сказочных героев
«Чему учат в школе»
муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского
5
Сказочные герои в музыке
«Наш край»
муз. Д.Кабалевского, сл. А.Пришельца
6
Сказка в опере
7
Русский фольклор
Слушание музыки:
«Детский альбом « П.Чайковского
Жаворонок.
Итальянская песенка
Неаполитанская песенка
8
Пение а капелла
9
Понятие кантилена
10
Кантиленное пение.
Работа над кантиленой
11
Марши.
«Осень» муз. Ц.Кюи, сл. А.Плещеева
образы
Хоровое пение:
«Родина моя» муз. Тиличеевой
«Ах, ты зимушка-зима» муз. А.Александрова
«Елочка» муз. Гольденберг
«Почему медведь зимой спит?» муз Книппера
«Новогодний хоровод»
12
Маршевая музыка.
13
Высокие и низкие звуки
14
Восходящее и низходящее П.И.Чайковский
движение
мелодии «Баба Яга» из «Детского альбома»
Контрольная работа.
Слушание музыки:
Э. Григ «В пещере горного короля».
«Шествие гномов»
из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
сл.
15
Дикция
16
Работа над дикцией
18
Танцевальная музыка
17
19
20
21
22
23
Танец
М.И.Глинка «Марш Черномора»
из оперы «Руслан и Людмила»
Хоровое пение:
«Не плачь, девчонка»
муз. В.Шаинского, сл. Б.Харитонова
Симфонический оркестр
«Пусть всегда будет солнце!»
муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина
Духовые
инструменты «Солнечная капель»
симфонического оркестра муз. С.Соснина, сл. И.Вахрушевой
(медные, деревянные)
«Со вьюном ч хожу» р.н.п.
Струнные
и
ударные « Чудак» муз. В.Блага
инструменты
« Мамина песенка» муз. Царихаладзе
симфонического оркестра
Слушание музыки:
Народные
шумовые
музыкальные
Монте «Чардаш» венг. танец
инструменты
Народные
музыкальные Фрагменты из музыки Ф.Черчилля
инструменты:
домра, «Белоснежка и семь гномов»
мандолина, баян, гусли,
свирель, гармонь, трещетки, «Три белых коня» из т/ф «Чародеи»
деревянные ложки и др)
муз. Е.Крылатова, сл. Л.Дербенова
24
Разыграй песню
26
27
Многофункциональность
музыки (развлекательная,
спортивная и др.)
Музыка для отдыха (релакс)
28
Развлекательная музыка
29
Спортивная музыка
31
Динамические
оттенки «Мир похож на цветной луг»
из м/ф «Однажды утром»
(форте-громко,пиано-тихо)
муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского
Игра
на
инструментах.
«Родная песенка»
Мини-оркестр на уроке.
муз.
Ю.Чичкова. сл. П.Синявского
Пение песен ритмично и
выразительно
с
использованием
Слушание музыки:
музыкальных
«Полька» Александрова
инструментов.
25
30
32
33
Музыкальный волчок
Музыка в цирке
Хоровое пение:
«Ах, вы сени мои сени!»
русская народная песня
«Победой кончилась война» муз Р.Габичвад
«Песня о волшебниках»
муз. Г.Гладков, сл. В.Лугового
«Во кузнице» русская народная песня
«В Побмосковье водятся лещи»
из м/ф «Старуха Шапокляк»
к
к/ф
34
Урок-концерт
«Моя любимая музыка »
муз. В.Шатнского, сл. Э.Успенского
«Наша школьная страна»
муз.Ю. Чичкова. Сл. К.Ибряева