РП Музыка 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области Отдел
образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

Методическим советом
Селянкина Е.Л
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

Каканова Л.С.
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 4 классов
Программу составили:
Замиралова Е.И., учитель начальных классов
Назаревич А.Ю., учитель начальных классов

с. Армизонское 2025

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее

ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства просвещения России от

24.11.2022г. № 1026 включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по предмету.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков
в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими
и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению
концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и
воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
На изучение музыки отводится 1 час в неделю.

№
п/п

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела, темы
Кол-во часов
Контрольные
работы

1

Слушание музыки

10

2

Хоровое пение

10

3

Элементы музыкальной грамоты

10

4

Игра на музыкальных
инструментах

4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание
программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала,
доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений.

Восприятие музыки.
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.

Слушание музыки:

- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагируя на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных
представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами примерное внутреннее содержание музыкального
произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по
вступлению; развитие умения выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в
инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
— знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)

Хоровое пение

Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной
музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой
доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой
ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие
требованиям организации щадящего голосового режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные
песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
— обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
— работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения
брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха,
удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной
смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
— пение коротких попевок на одном дыхании;
— формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные
звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
— развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
— активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
— развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и
выравнивание звучания на всем диапазоне;
— развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
— дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх);
развитие умения определять сильную долю на слух;
— развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
— формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
— развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон;
развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично,
выразительно с сохранением строя и ансамбля;
— развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

— пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
— укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 –
си1, до1 – до2.
— получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Элементы музыкальной грамоты.

Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих
познавательным
возможностям
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает
использование таких музыкальных инструментов, как металлофон, ксилофон, триола,
детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки,
ложки, детский баян и аккордеон и др.

3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие
интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров

Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и
их звучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно);
особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Личностные учебные действия

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;

- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик класс, учитель-класс);

-

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

-

обращаться за помощью и принимать помощь.

-

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;

-

Регулятивные учебные действия

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и

выходить из-за парты и т. д.);

-

работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под

-

выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

руководством учителя;

• выполнение задания полностью (от начала до конца);

• выполнение задания с заданными качественными параметрами;

• переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
-

расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные учебные действия

-

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью

-

ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;

-

называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,

учителя;

-

уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

размеру, материалу);

-

группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с

-

уметь соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности;

-

уметь соблюдать правила техники безопасности.

помощью учителя;

-

использовать знако-символические средства с помощью учителя;
Система оценки планируемых результатов

В текущей оценочной деятельности целесообразно
продемонстрированные учеником, с оценками

соотносить

результаты,

"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.

Тематический
№
п/п
1

планирование

4 класс (34 часа)

Тема урока

Содержание материала

Вводный урок

Хоровое пение:
«Дважды два –
Пляцковского

четыре»

муз.

Шаинского

2

Сказка в музыке

3

Сказочный сюжет в музыке

«Настоящий друг»
муз. Б.Савельева. сл. М.Пляцковского

4

Музыкальные
сказочных героев

«Чему учат в школе»
муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского

5

Сказочные герои в музыке

«Наш край»
муз. Д.Кабалевского, сл. А.Пришельца

6

Сказка в опере

7

Русский фольклор

Слушание музыки:
«Детский альбом « П.Чайковского
Жаворонок.
Итальянская песенка
Неаполитанская песенка

8

Пение а капелла

9

Понятие кантилена

10

Кантиленное пение.
Работа над кантиленой

11

Марши.

«Осень» муз. Ц.Кюи, сл. А.Плещеева

образы

Хоровое пение:
«Родина моя» муз. Тиличеевой
«Ах, ты зимушка-зима» муз. А.Александрова
«Елочка» муз. Гольденберг
«Почему медведь зимой спит?» муз Книппера
«Новогодний хоровод»

12

Маршевая музыка.

13

Высокие и низкие звуки

14

Восходящее и низходящее П.И.Чайковский
движение
мелодии «Баба Яга» из «Детского альбома»
Контрольная работа.

Слушание музыки:
Э. Григ «В пещере горного короля».
«Шествие гномов»
из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

сл.

15

Дикция

16

Работа над дикцией

18

Танцевальная музыка

17
19
20
21
22
23

Танец

М.И.Глинка «Марш Черномора»
из оперы «Руслан и Людмила»
Хоровое пение:

«Не плачь, девчонка»
муз. В.Шаинского, сл. Б.Харитонова
Симфонический оркестр
«Пусть всегда будет солнце!»
муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина
Духовые
инструменты «Солнечная капель»
симфонического оркестра муз. С.Соснина, сл. И.Вахрушевой
(медные, деревянные)
«Со вьюном ч хожу» р.н.п.
Струнные
и
ударные « Чудак» муз. В.Блага
инструменты
« Мамина песенка» муз. Царихаладзе
симфонического оркестра
Слушание музыки:
Народные
шумовые
музыкальные
Монте «Чардаш» венг. танец
инструменты
Народные
музыкальные Фрагменты из музыки Ф.Черчилля
инструменты:
домра, «Белоснежка и семь гномов»
мандолина, баян, гусли,
свирель, гармонь, трещетки, «Три белых коня» из т/ф «Чародеи»
деревянные ложки и др)
муз. Е.Крылатова, сл. Л.Дербенова

24

Разыграй песню

26
27

Многофункциональность
музыки (развлекательная,
спортивная и др.)
Музыка для отдыха (релакс)

28

Развлекательная музыка

29

Спортивная музыка

31

Динамические
оттенки «Мир похож на цветной луг»
из м/ф «Однажды утром»
(форте-громко,пиано-тихо)
муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского
Игра
на
инструментах.
«Родная песенка»
Мини-оркестр на уроке.
муз.
Ю.Чичкова. сл. П.Синявского
Пение песен ритмично и
выразительно
с
использованием
Слушание музыки:
музыкальных
«Полька» Александрова
инструментов.

25

30

32
33

Музыкальный волчок

Музыка в цирке

Хоровое пение:
«Ах, вы сени мои сени!»
русская народная песня
«Победой кончилась война» муз Р.Габичвад
«Песня о волшебниках»
муз. Г.Гладков, сл. В.Лугового
«Во кузнице» русская народная песня

«В Побмосковье водятся лещи»
из м/ф «Старуха Шапокляк»

к

к/ф

34

Урок-концерт
«Моя любимая музыка »

муз. В.Шатнского, сл. Э.Успенского
«Наша школьная страна»
муз.Ю. Чичкова. Сл. К.Ибряева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».