МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
по УВР
Директор школы
Селянкина Е.Л.
Протокол № 1
от «25» 08 2025 г.
Каканова Л.С.
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «29» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
учебного предмета «Информатика»
9 класс
Программу составил: Садубов Е.М.,
учитель информатики
с.Орлово 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 9 класса составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебный предмет «Информатика» относится к предметной области «Информатика»
и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Информатика» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1
час в неделю).
Цель: сформировать представления, знания и умения, необходимые для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе.
Задачи:
формирование первичных элементарных представлений и умений, связанных
с получением, обработкой, сохранением, передачей информации; умение применять
полученные знания для решения доступных практических задач в учебной деятельности и
повседневной жизни;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами информатики с учетом
индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание положительных качеств и свойств личности, в частности
трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения
принимать решение, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;
любознательности,
устанавливать
адекватные
деловые,
производственные
и
общечеловеческие отношения в современном обществе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности
на основе методов информатики;
формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ
для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В результате изучения курса информатики у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для
жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся
познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ,
необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и
профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать
коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся
с интеллектуальными нарушениями с учетом их индивидуальных возможностей.
На уроках используются следующие методы обучения учащихся: (классификация
методов по характеру познавательной деятельности):
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Для успешной реализации данной программы используются коррекционно –
развивающие, игровые, групповые, здоровьесберегающие технологии, технология
2
деятельностного подхода, элементы технологии РКМ. Данные технологии и формы работы
позволяют сформировать у учащихся необходимые жизненно важные компетенции.
Наиболее распространённым типом урока при обучении детей с интеллектуальными
нарушениями является комбинированный урок, который предусматривает введение нового
материала в небольшом количестве, его первичное закрепление, а также обобщение и
систематизацию, включение нового материала в общую систему знаний и умений,
формирование функциональной грамотности и жизненных компетенций. При организации
образовательной деятельности по изучению информатики также предпочтение следует
отдать комбинированным урокам, при проведении которых будет предусмотрена смена
методов обучения и видов деятельности обучающихся.
Содержание
учебного
курса
Компьютер – устройство для работы с информацией (10ч.)
Компьютер, его назначение и устройство (повторение). Безопасность и сохранение
здоровья при работе за компьютером.
Ввод информации в компьютер и её хранение (повторение).
Файлы и папки. Размер файла.
Работа с файлами и папками.
Работаем с объектами файловой системы. Практическая работа.
Калькулятор – компьютерная программа для выполнения вычислений.
Удаление и восстановление файлов и папок. «Корзина»
Вывод информации. Принтер – устройство для работы вывода информации.
Работа с простыми информационными объектами: работа с текстом.
Компьютер – устройство для работы с информацией. Контрольная работа.
Текстовый редактор. Работа с текстами, рисунками, таблицами (9ч.)
Вставка фигур в текстовый документ (повторение).
Добавление текста в фигуры. Практическая работа.
Расположение текста и изображения в текстовом документе.
Расположение текста и изображения в текстовом документе. Практическая работа.
Создание списков.
Создание списков. Практическая работа.
Создание таблиц в текстовом документе.
Создание таблиц в текстовом документе. Практическая работа.
Текстовый редактор. Работа с текстами, рисунками, таблицами. Контрольная работа.
Редактор презентаций. Создание и показ презентаций (8ч.)
Редактор презентаций: для чего он нужен и как начать с ним работать.
Создание презентаций: работа с текстом.
Создание презентаций: работа с текстом. Практическая работа.
Создание презентаций: работа с изображениями.
Создание презентаций: работа с изображениями. Практическая работа.
Показ презентаций.
Показ презентаций. Практическая работа.
Редактор презентаций. Создание и показ презентаций. Контрольная работа.
Действия с информацией в Интернете (7ч.)
Безопасная работа в Интернете.
Поиск информации в Интернете.
Поиск информации в Интернете. Практическая работа.
Общение в Интернете. Электронная почта.
3
Общение в Интернете. Электронная почта. Практическая работа.
Действия с информацией в Интернете. Контрольная работа.
Итоговая проверочная работа.
Формы организаций занятий, основных видов деятельности
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
-словесные;
-практические.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
Основные типы учебных занятий:
- урок сообщения новых знаний;
- урок усовершенствования и применения полученных знаний;
- урок закрепления и систематизации знаний;
- урок практической работы;
- урок контроля знаний и умений;
Основным типом урока является комбинированны
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
проявление мотивации при выполнении практической деятельности и при изучении
отдельных теоретических знаний на уроке информатики; понимание возможности
использования знаний и умений по информатике в учебных и жизненных
ситуациях;
умение организовать собственную деятельность по выполнению учебного
задания на основе данного образца, инструкции учителя с соблюдением
пошагового выполнения алгоритма действия; умение попросить о помощи при
возникновении затруднений в выполнении учебного задания;
понимание в речи учителя специальной терминологии по информатике;
умение рассказать о выполненном действии на компьютере или его планировании
с использованием в собственной речи специальной терминологии (с помощью
учителя);
навыки самостоятельной работы с учебником информатики и иными
дидактическими материалами; с использованием ИКТ, Интернета — с
помощью учителя;
понимание необходимости сохранения здоровья и соблюдения безопасных
приёмов труда при работе на компьютере, правил безопасного поведения в
компьютерном классе, безопасной работы с компьютером и иными
техническими устройствами (принтером, наушниками и пр.); бережное отношение
к техническим устройствам;
элементарные представления о безопасной работе в Интернете; элементарные
навыки вежливого и безопасного общения в Интернете;
4
навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов
деятельности и групповой работы на уроке информатики; уважительное отношение
к иному мнению (учителя и одноклассников);
умение составить текст небольшого доклада на основе созданной презентации (6—
10 слайдов) и выступить с ним перед слушателями, совмещая с показом
презентации;
использование ИКТ при работе с учебной информацией по другим учебным
предметам (с помощью учителя);
уважительное отношение к месту своего проживания, малой родине, культуре
своего и других народов, проживающих в России, современным отечественным
достижениям в сфере науки и техники.
Планируемые предметные результаты
знание безопасных приёмов труда при работе на компьютере с целью сохранения
здоровья, их соблюдение (при помощи учителя); выполнение компенсирующих
физических упражнений (мини-зарядка); навыки бережного отношения к
техническим устройствам;
элементарные навыки по созданию небольшой системы файлов и папок для
хранения собственной информации в компьютере, ориентировки в ней (при
помощи учителя); умение переименовывать, удалять, восстанавливать папки,
файлы (при помощи учителя);
умение открыть и использовать программу-калькулятор при выполнении
арифметических действий с числами в пределах 1 000 000 (при помощи учителя);
умение вставить иллюстрации (фигуры из инструмента «Фигуры», картинки из
Интернета) в текстовый документ (при помощи учителя); расположить текст и
изображение в текстовом документе с помощью команды «Обтекание текстом» (при
помощи учителя);
умение создать список в текстовом документе с использованием символов
(маркеров), нумерации (при помощи учителя);
элементарные навыки по созданию таблиц (лёгкие случаи) в текстовом
документе, внесения в них текста, его редактирования и форматирования
(при помощи учителя);
умение создать, открыть, закрыть файлы презентаций (при помощи учителя),
сохранить внесённые в них изменения;
умение создавать новые слайды в презентации, размещать на них информацию
(текстовую, графическую) (при помощи учителя);
умение включить, завершить показ презентации на компьютере, управлять показом
слайдов (при помощи учителя);
умение представить элементарную информацию по учебным предметам, об
окружающем мире и о себе самом в текстовом документе, в презентации (при
помощи учителя);
знание и выполнение последовательности действий по поиску текстовой,
графической информации в Интернете (при помощи учителя), её сохранению в
текстовом документе (при помощи учителя);
элементарные представления об электронной почте и безопасной работе с ней;
знание и соблюдение правил безопасной работы и общения в Интернете (при
помощи учителя).
5
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема урока
Дата
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Компьютер – устройство для работы с информацией
04.09
Компьютер, его назначение и устройство
Повторяют виды информации: текстовая, числовая, графическая,
звуковая, видеоинформация. Действия с информацией: получение,
(повторение). Безопасность и сохранение здоровья
обработка, сохранение, передача. Рассматривают правила безопасного
при работе за компьютером.
поведения в компьютерном классе. Повторяют последовательность
действий при начале работы с компьютером. Порядок выключения
компьютера.
11.09
Ввод информации в компьютер и её хранение
Повторяют понятие файла, папки. Типы файлов: текстовый файл,
видеофайл, файл изображения.
(повторение).
Выполняют создание новых папок и файлов, их именование, открытие,
18.09
Файлы и папки. Размер файла.
закрытие.
25.09
Работа с файлами и папками.
Учатся выполнять внесение изменений в файл и их сохранение при
02.10
Работаем с объектами файловой системы.
закрытие. Выполняют переименование папки, файла.
Выполняют редактирование текста: добавление, удаление, исправление
Практическая работа.
отдельных структурных элементов текста.
09.10
Знакомятся с компьютерной программой для выполнения вычислений.
Калькулятор – компьютерная программа для
Выполняют арифметические действия с числами в пределах 1 000 000 с
выполнения вычислений.
помощью программы-калькулятора.
16.10
Рассматривают удаление файлов и папок (команда «Удалить»)
Удаление и восстановление файлов и папок.
«Корзина». Выполняют восстановление удалённых файлов и папок
«Корзина»
(команда «Восстановить»).
23.10
Рассматривают принтер – устройство для вывода информации.
Вывод информации. Принтер – устройство для
Знакомятся с правилами безопасной работы с принтером. Учатся
работы вывода информации.
распечатывать текстовый документ.
06.11
Работа с простыми информационными объектами:
Выполняют введение текстовой информации в текстовый документ, её
форматирование, сохранение.
работа с текстом.
13.11
Выполняют задания контрольной работы.
Компьютер – устройство для работы с
информацией. Контрольная работа.
6
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Текстовый редактор. Работа с текстами, рисунками, таблицами
20.11
Рассматривают последовательность действий при вставке фигуры в
Вставка фигур в текстовый документ (повторение).
текстовый документ. Учатся выполнять изменение цвета заливки и
контурной линии. Изменение толщины контурной линии (инструмент
«Толщина»). Рассматривают порядок действий при редактировании
фигуры.
27.11
Выполняют добавление текста в фигуры. (команда «Добавить текст»).
Добавление текста в фигуры. Практическая работа.
Выполняют редактирование, форматирование текста, добавление
фигуры.
04.12
Расположение текста и изображения в текстовом
Учатся располагать текст относительно изображения (фигуры из
инструмента «Фигуры», картинки из Интернета) в текстовом документе с
документе.
помощью команды «Обтекание текстом» (инструменты «Обтекание
11.12
Расположение текста и изображения в текстовом
слева», «Обтекание справа», «По контуру», «Сверху и снизу»).
документе. Практическая работа.
Выполняют задания практической работы.
18.12
Учатся выполнять структурирование информации, внесённой в файл.
Создание списков.
Учатся представлять информацию в виде списка с использованием
25.12
Создание списков. Практическая работа.
символов (маркеров), нумерации. Рассматривают порядок действий при
создании списка в текстовом документе. Выполняют задания
практической работы.
15.01
Создание таблиц в текстовом документе.
Знакомятся с таблицами и их созданием в текстовом документе (лёгкие
случаи, без объединения ячеек). Рассматривают элементы таблицы:
22.01
Создание таблиц в текстовом документе.
ячейка, строка, столбец. Инструмент текстового редактора «Таблицы»
Практическая работа.
(вкладка «Вставка»), особенности его применения при создании таблиц в
текстовом документе. Выполняют заполнение таблицы текстом.
Редактирование, форматирование текста в таблице. Рассматривают
порядок действий при создании таблицы в текстовом документе.
Выполняют задания практической работы.
29.01
Текстовый редактор. Работа с текстами, рисунками,
Выполняют задания контрольной работы.
таблицами. Контрольная работа.
Редактор презентаций. Создание и показ презентаций.
7
20
Редактор презентаций: для чего он нужен и как
начать с ним работать.
05.02
21
22
Создание презентаций: работа с текстом.
Создание презентаций: работа с текстом.
Практическая работа.
12.02
19.02
23
24
Создание презентаций: работа с изображениями.
Создание презентаций: работа с изображениями.
Практическая работа.
26.02
05.03
Знакомятся с приложение для создания и показа презентаций —
редактор презентаций.
Рассматривают основные части окна редактора презентаций: рабочая
область, панель «Слайды», панель инструментов.
Открытие редактора презентаций. Создание, открытие, закрытие файла
презентации, сохранение внесённых в файл изменений. Учатся
выполнять оформление титульного слайда.
Закрытие редактора презентаций.
Рассматривают создание новых слайдов
в презентации. Команда «Создать
слайд». Выбор макета (шаблона)
слайда.
Знакомятся с основными правилами размещения текста на слайде
презентации.
Учатся размещению на слайдах
заголовков, текста, их
редактирование, форматирование.
Оформление заключительного
слайда. Выполняют задания практической работы.
Учатся размещению на слайдах
изображений (фигур
из инструмента «Фигуры»),
их редактированию.
Совместное размещение
на слайдах заголовков, текста,
изображений (фигур
из инструмента «Фигуры»,
картинок из Интернета),
их редактирование,
форматирование.
Рассматривают порядок действий при создании презентации.
Выполняют просмотр и проверку презентации, её сохранение.
8
25
26
Показ презентаций.
Показ презентаций. Практическая работа.
12.03
19.03
Выполняют показ презентаций. Включение показа презентации на
компьютере (кнопка «С начала»).
Управление показом слайдов двумя способами: с помощью мыши и с
помощью клавиатуры.
Завершение показа презентации. Выполняют задания практической
работы.
27
Редактор презентаций. Создание и показ
презентаций. Контрольная работа.
26.03
Выполняют задания контрольной работы.
28
29
30
31
32
33
34
Действия с информацией в Интернете
09.04
Безопасная работа в Интернете.
Знакомятся с правилами безопасной работы в Интернете.
16.04
Поиск информации в Интернете.
Рассматривают порядок действий при поиске информации в Интернете
(повторение).
23.04
Поиск информации в Интернете. Практическая
Знакомятся с безопасностью при работе с сайтами в Интернете.
работа.
Рассматривают структуру сайта. Страницы сайта. Формулировка и ввод
30.04
Общение в Интернете. Электронная почта.
поискового запроса; изменение поискового запроса.
07.05
Общение в Интернете. Электронная почта.
Поиск информации (текстовой,
Практическая работа.
графической) в Интернете. Учатся работать с цифровыми
14.05
Действия с информацией в Интернете. Контрольная
образовательными ресурсами, связанными с содержанием учебных
работа.
предметов.
Итоговая проверочная работа.
Рассматривают общение в цифровой среде.
Знакомятся с правилами безопасного общения в цифровой среде.
Рассматривают электронную почту как способ передачи информации с
помощью Интернета.
Электронные письма.
Электронный почтовый ящик. Разделы почтового ящика электронной
почты: «Входящие»,
«Отправленные».
Адрес электронной почты.
Знакомятся с правилами безопасной работы с электронной почтой.
выполняют задания практической работы.
Выполняют задания контрольной работы.
21.05
9
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика, 9 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство
Просвещение» ;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Решение задач на компьютере (https://youtu.be/rFSHu-wagKA)
Одномерные массивы целых чисел. Pascal (https://youtu.be/5HNJItSgLA4)
Списки с целыми числами. Python (https://youtu.be/HMxkSNbOVQQ) Pascal.
Вычисление суммы элементов массива (https://youtu.be/ncTo29qw2qA) Python.
Вычисление суммы элементов списка (https://youtu.be/O10Ur1dBS14)
Последовательный поиск в массиве. Pascal.(https://youtu.be/UaGIz9P8rdw)
Последовательный поиск в списке. Python. (https://youtu.be/UrsnfLRU5rw)
Сортировка массива. Pascal. (https://youtu.be/xju4fZqILRY)
Сортировка списка. Python. (https://youtu.be/-xuXu0KhW_k)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru 3.
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://eor.edu.ru
«Российская электронная школа»- https://resh.edu.ru/
Образовательная онлайн-платформа « VIDEOUROKI.NET»- https://videouroki.net/
Сайт К.Ю. Полякова - https://kpolyakov.spb.ru/
Сайт издательства «БИНОМ» - https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам - https://inf-oge.sdamgia.ru/
Сайт федерального института педагогических измерений ФИПИ - http://fipi.ru/
Федеральный перечень учебников- https://fpu.edu.ru/
11
Информационно-образовательный портал «Клякс@. net»- http://www.klyaksa.net
Образовательно-информационный ресурс «Методическая копилка учителя» - http://metod- kopilka.ru
Мобильное электронное образование МЭО - https://niz.mob-edu.ru/
Сайт готовых материалов к урокам "Копилка уроков - сайт для учителей "- https://kopilkaurokov.ru/
Сайт издательства «Просвещение»- https://media.prosv.ru/
Онлайн-школа «Фоксфорд» - https://foxford.ru/
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php
Яндекс.Учебник - образовательная платформа - https://education.yandex.ru/
11