МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
Калмакская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора по
________________________ УВР
Селянкина Е.Л ________________________
Протокол №1
Обухова О.Ф
от «25» 08 2025 г.
Протокол №1
от «29» 08 2025 г.
Директор школы
________________________
Каканова Л.С.
Приказ 61-ос
от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7606735)
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 8(коррекционного) класса
Программу составили: Фефилова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
с.Калмакское 2025год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая
практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год
(4 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Русский
язык».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция
недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости.
Задачи обучения:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе определяет
следующие задачи:
совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к различным
частям речи (имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол,
наречие), по существенным признакам;
совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным
признакам, разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
формирование умений построения простого распространённого предложения,
простого предложения с однородными членами, сложного
предложения;
совершенствование умения написания изложения и сочинения, повествовательных
текстов и текстов с элементами описания и рассуждения;
развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг (заметка в стенгазету,
автобиография, анкета, заявление о приёме на
работу, об увольнении с работы и др.,
объяснительная записка);
развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения
написания слов;
воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать знания в
повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение русскому языку в 8 классе носит коррекционную, практическую и
коммуникативную направленность.
В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое
внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение
элементарного курса грамматики и правописания.
Основными темами являются «Состав слова» и «Части речи».
Состав слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей
слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе
упражнений у обучающихся формируются навыки правописания (единообразное
написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения
правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся
для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и
активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
к
самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В
процессе выполнения упражнений у обучающихся формируются навыки построения
простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию
навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в
письменной форме весьма ограничены.
В 8 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся
получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, объявление,
письмо и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной
форме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных
технологий
для
коммуникации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать отличительные грамматические признаки основных частей речи;
разбирать слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образовывать слова с новым значением с опорой на образец;
иметь представление о грамматических разрядах слов;
различать изученные части речи по вопросу и значению;
использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный
образец;
устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с
помощью учителя);
находить в тексте однородные члены предложения; различать предложения, разные
по интонации;
находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью
учителя);
участвовать в обсуждении фактического материала высказывания для раскрытия его
темы и основной мысли;
выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме
текста;
оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
писать
небольшие
по
объему
изложения
повествовательного
текста
и
повествовательного текста с элементами описания (45-50 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составлять
и
писать
небольшие
по
объему
сочинения
(до
50
слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, по опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знать значимые части слова и дифференцировать их по существенным признакам;
разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным
признакам;
определять
некоторые
грамматические
признаки
изученных
частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам
учителя;
находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под
руководством учителя);
использовать орфографический словарь для уточнения написания слова;
составлять простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;
устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных
схем;
составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец; различать
предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли
текста (с помощью учителя);
выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и
основной мысли текста;
оформлять все виды изученных деловых бумаг;
писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 60 слов);
писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
10
1
14
1
Практические
работы
Раздел 1.
Повторение. Предложение. Текст
Раздел 2.
Состав слова. Текст
Раздел 3.
Части речи. Текст.
1изл
21
1
Имя прилагательное
18
1
Местоимение
21
1
Глагол
22
1
1изл
Наречие
13
1
1соч
10
1
Имя существительное
Раздел 4.
Предложение. Текст
Раздел 5.
Повторение пройденного
7
1соч
Итого:
124
8
2соч- 2изл
Поурочное планирование
П№ Тема урока
Кол-во
часов
Дата план
1
Простые и сложные предложения
1
02.09.25
2
Составление сложных предложений
1
04.09.25
3
Выделение однородных членов из
предложения
1
05.09.25
4
Использование однородных членов в
предложении
1
08.09.25
5
Деловое письмо:объяснительная
записка.
1
09.09.25
6
Знаки препинания при обращении
1
11.09.25
7
Использование обращений в
предложениях
1
12.09.25
8
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
1
15.09.25
9
Контрольная работа (входная) по
теме: «Предложение»
1
16.09.25
10
Работа над ошибками контрольной
работы
1
18.09.25
11
Корень. Однокоренные слова
1
19.09.25
12
Приставка, суффикс, окончание
1
22.09.25
13
Разбор слов по составу
1
23.09.25
14
Проверка орфограмм
слова
в корне
1
25.09.25
15
Нахождение орфограмм в корне
слова и их проверка
1
Правописание приставок
1
16
26.09.25
29.09.25
Дата
факт
Орфограммы в корне слова и
приставке
1
18
Текст. Составление плана текста
1
02.10.25
19
Сложные слова с соединительными
гласными «О, Е»
1
03.10.25
20
Сложные слова без соединительной
гласной
1
06.10.25
21
Сложные слова с соединительной
гласной и без неё
1
07.10.25
22
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
1
09.10.25
23
Деловое письмо: автобиография.
1
10.10.25
24
Проверочный тест по теме: «Состав
слова»
1
13.10.25
25
Различение частей речи
1
14.10.25
26
Имя существительное.
1
16.10.25
17
30.09.25
Значение существительных в речи
27
Имена существительные, близкие по
значению
1
17.10.25
28
Род, число и падеж имён
существительных
1
20.10.25
29
Определение склонения имён
существительных
1
21.10.25
30
Ударные и безударные окончания
имён существительных
1
23.10.25
31
Правописание падежных окончаний
имён существительных 1-го
склонения
1
24.10.25
32
Правописание падежных окончаний
имён существительных 2-го
склонения
1
06.11.25
33
Правописание падежных окончаний
имён существительных 3-го
склонения
1
07.11.25
34
Правописание падежных окончаний
имён существительных в
единственном числе
1
10.11.25
35
Изменение по падежам имён
существительных во множественном
числе
1
11.11.25
36
Постановка падежных вопросов к
именам существительным во
множественном числе
1
13.11.25
37
Падежные окончания имён
существительных во множественном
числе
1
14.11.25
38
Ударные и безударные падежные
окончания имён существительных во
множественном числе
1
17.11.25
39
Правописание падежных окончаний
имён существительных во
множественном числе
1
18.11.25
40
Окончания родительного падежа
имён существительных во
множественном числе
1
20.11.25
41
Склонение имён существительных.
Закрепление знаний
1
21.11.25
42
Имя существительное. Закрепление
знаний. Контрольные вопросы и
задания
1
24.11.25
43
Самостоятельное изложение
повествовательного текста с
предварительным разбором,
составлением плана и опорными
словами
1
25.11.25
44
Самостоятельная работа по теме:
«Склонение имён существительных»
1
27.11.25
Деловое письмо: заметка в стенгазету
об участии в общешкольных
мероприятиях.
1
28.11.25
46
Имя прилагательное. Значение имён
прилагательных в речи
1
01.12.25
47
Имена прилагательные, близкие по
значению
1
02.12.25
48
Словосочетания с именами
прилагательными
1
04.12.25
49
Род и число имён прилагательных
1
05.12.25
50
Изменение окончаний имён
прилагательных по вопросам
1
08.12.25
51
Постановка вопросов к именам
прилагательным
1
09.12.25
52
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных в единственном
числе
1
11.12.25
53
Текст.Подбор примеров для
подкрепления основной мысли текста
1
12.12.25
54
Выделение словосочетаний с
именами прилагательными во
множественном числе
1
15.12.25
55
Изменение имён прилагательных во
множественном числе по падежам
1
16.12.25
56
Постановка вопросов к именам
прилагательным во множественном
числе
1
18.12.25
57
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных во
множественном числе
1
19.12.25
58
Склонение имён прилагательных.
Закрепление знаний
1
22.12.25
Имя прилагательное. Закрепление
знаний. Контрольные вопросы и
задания.
1
23.12.25
45
59
60
Деловое письмо. Записка
1
25.12.25
61
Коллективное сочинение по плану и
опорным словосочетаниям
1
26.12.25
62
Контрольная работа по теме: «Имя
прилагательное»
1
12.01.26
63
Работа над ошибками по теме: «Имя
прилагательное».Словарный диктант
1
13.01.26
64
Местоимение. Значение местоимений
в речи
1
15.01.26
Различение местоимений по лицам и
числам
1
16.01.26
66
Наблюдение за склонением
местоимения 1-го лица
единственного числа
1
19.01.26
67
Склонение местоимения 1-го лица
единственного числа
1
20.01.26
68
Наблюдение за склонением
местоимения 1-го лица
множественного числа
1
22.01.26
69
Склонение местоимений 1-го лица
множественного числа
1
23.01.26
70
Склонение местоимений 1-го лица
единственного и множественного
числа
1
26.01.26
71
Наблюдение за склонением
местоимения 2-го лица
единственного числа
1
27.01.26
72
Склонение местоимения 2-го лица
единственного числа
1
29.01.26
73
Наблюдение за склонением
местоимения 2-го лица
множественного числа
1
30.01.26
74
Склонение местоимения 2-го лица
множественного числа
1
02.02.26
65
Склонение местоимений 2-го лица
единственного и множественного
числа
1
03.02.26
76
Наблюдение за склонением
местоимения 3-го лица
единственного числа
1
05.02.26
77
Склонение местоимения 3-го лица
единственного числа
1
06.02.26
78
Наблюдение за склонением
местоимения 3-го лица
множественного числа
1
09.02.26
79
Склонение местоимения 3-го лица
множественного числа
1
10.02.26
80
Склонение местоимений 3-го лица
единственного и множественного
числа
1
12.02.26
81
Местоимение. Закрепление знаний.
1
13.02.26
75
Контрольные вопросы и задания
82
Самостоятельная работа по теме:
«Местоимение»
1
16.02.26
83
Работа над ошибками по теме:
«Местоимение».Словарный диктант
1
17.02.26
84
Деловое письмо: написание
заявления о приёме на работу и
увольнении.
1
19.02.26
85
Глагол. Значение глаголов в речи
1
20.02.26
86
Глаголы, близкие по значению
1
24.02.26
87
Частица «не» с глаголами.
1
26.02.26
88
Неопределённая форма глагола
1
27.02.26
89
Изменение глаголов по временам и
числам
1
02.03.26
90
Знакомство с глаголами 1-го лица
1
03.03.26
91
Постановка вопросов к глаголам 1-го
лица
1
05.03.26
92
Употребление глаголов в 1-м лице
единственного и множественного
числа
1
06.03.26
93
Знакомство с глаголами 2-го лица
1
10.03.26
94
Постановка вопросов к глаголам 2-го
лица
1
12.03.26
95
Правописание глаголов 2-го лица
единственного числа
1
13.03.26
96
Употребление глаголов во 2-м лице
единственного и множественного
числа
1
16.03.26
97
Знакомство с глаголами 3-го лица
1
17.03.26
98
Постановка вопросов к глаголам 3-го
лица
1
19.03.26
99
Употребление глаголов в 3-м лице
единственного и множественного
числа
1
20.03.26
100
Правописание глаголов, которые
заканчиваются на –тся и -ться
1
23.03.26
101
Различение глаголов по лицам и
числам
1
24.03.26
102
Глагол.
1
26.03.26
Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
103
Деловое письмо. Написание расписки
1
27.03.26
104
Изложение рассказа по коллективно
составленному плану (с включением
в изложение имен прилагательных)
1
06.04.26
105
Самостоятельная работа по теме:
«Глагол»
1
07.04.26
106
Работа над ошибками
самостоятельной работы по теме:
«Глагол».Словарный диктант
1
09.04.26
107
Наречие как часть речи
1
10.04.26
108
Наречие – неизменяемая часть речи
1
13.04.26
109
Значение наречий в речи
1
14.04.26
110
Образование наречий от
прилагательных
1
16.04.26
111
Наречия, противоположные и
близкие по значению
1
17.04.26
112
Наречия, отвечающие на вопрос
«Как?»
1
20.04.26
113
Наречия, отвечающие на вопрос
«Где?»
1
21.04.26
114
Наречия, отвечающие на вопрос
«Когда?»
1
23.04.26
115
Наречия, отвечающие на вопросы:
«Куда? Откуда?»
1
24.04.26
116
Постановка вопросов к наречиям
1
27.04.26
117
Подбор наречий с опорой на вопросы
1
28.04.26
118
Наречие, закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
1
04.05.26
Проверочная работа по теме:
«Наречие»
119
Сочинение по картине А.К.
Саврасова «Грачи прилетели»
1
05.05.26
120
Простое предложение с однородными
членами
1
07.05.26
121
Распространение предложений
однородными членами
1
08.05.26
122
Сложное предложение без союзов
1
11.05.26
123
Сложные предложения с союзами «и,
а, но»
1
12.05.26
124
Составление сложных предложений с
союзами «и, а, но»
1
14.05.26
125
Сравнение простых и сложных
предложений
1
15.05.26
126
Распространение простых и сложных
предложений
1
18.05.26
127
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
1
19.05.26
128
Контрольный диктант (итоговый)
1
21.05.26
129
Работа над ошибками диктанта
1
22.05.26
130
Состав слова
1
22.05.26
131
Имя существительное
1
25.05.26
132
Имя прилагательное
1
25.05.26
133
Местоимение
1
26.05.26
134
Глагол
1
26.05.26
135
Наречие
1
28.05.26
136
Предложение
1
28.05.26