РП русский язык 8 (коррекц) класс Калмакская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
Калмакская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
________________________ УВР
Селянкина Е.Л ________________________
Протокол №1
Обухова О.Ф
от «25» 08 2025 г.
Протокол №1
от «29» 08 2025 г.

Директор школы
________________________
Каканова Л.С.
Приказ 61-ос
от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7606735)
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 8(коррекционного) класса
Программу составили: Фефилова Н.А.,
учитель русского языка и литературы

с.Калмакское 2025год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая
практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год
(4 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Русский
язык».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция
недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости.
Задачи обучения:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе определяет
следующие задачи:
 совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к различным
частям речи (имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол,
наречие), по существенным признакам;

 совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным
признакам, разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
 формирование умений построения простого распространённого предложения,
простого предложения с однородными членами, сложного

предложения;

 совершенствование умения написания изложения и сочинения, повествовательных
текстов и текстов с элементами описания и рассуждения;
 развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг (заметка в стенгазету,
автобиография, анкета, заявление о приёме на

работу, об увольнении с работы и др.,

объяснительная записка);
 развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения
написания слов;
 воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать знания в
повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение русскому языку в 8 классе носит коррекционную, практическую и
коммуникативную направленность.
В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое
внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение
элементарного курса грамматики и правописания.
Основными темами являются «Состав слова» и «Части речи».
Состав слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей
слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе
упражнений у обучающихся формируются навыки правописания (единообразное
написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения
правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся
для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и
активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

к

самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В
процессе выполнения упражнений у обучающихся формируются навыки построения

простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию
навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в
письменной форме весьма ограничены.
В 8 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся
получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, объявление,
письмо и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной
форме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального

взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями,

использование

доступных

информационных

технологий

для

коммуникации;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей речи;
 разбирать слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец;
 иметь представление о грамматических разрядах слов;
 различать изученные части речи по вопросу и значению;
 использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный
образец;
 устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с

помощью учителя);
 находить в тексте однородные члены предложения; различать предложения, разные
по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью
учителя);
 участвовать в обсуждении фактического материала высказывания для раскрытия его
темы и основной мысли;
 выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме
текста;
 оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
 писать

небольшие

по

объему

изложения

повествовательного

текста

и

повествовательного текста с элементами описания (45-50 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 составлять

и

писать

небольшие

по

объему

сочинения

(до

50

слов)

повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, по опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и дифференцировать их по существенным признакам;
 разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным
признакам;
 определять

некоторые

грамматические

признаки

изученных

частей

(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам
учителя;
 находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под
руководством учителя);
 использовать орфографический словарь для уточнения написания слова;
 составлять простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;
 устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
 находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных

схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец; различать
предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли
текста (с помощью учителя);
 выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и
основной мысли текста;
 оформлять все виды изученных деловых бумаг;
 писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 60 слов);
 писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств.
Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

10

1

14

1

Практические
работы

Раздел 1.
Повторение. Предложение. Текст
Раздел 2.
Состав слова. Текст
Раздел 3.
Части речи. Текст.

1изл

21

1

Имя прилагательное

18

1

Местоимение

21

1

Глагол

22

1

1изл

Наречие

13

1

1соч

10

1

Имя существительное

Раздел 4.
Предложение. Текст
Раздел 5.
Повторение пройденного

7

1соч

Итого:

124

8

2соч- 2изл

Поурочное планирование
П№ Тема урока

Кол-во
часов

Дата план

1

Простые и сложные предложения

1

02.09.25

2

Составление сложных предложений

1

04.09.25

3

Выделение однородных членов из
предложения

1

05.09.25

4

Использование однородных членов в
предложении

1

08.09.25

5

Деловое письмо:объяснительная
записка.

1

09.09.25

6

Знаки препинания при обращении

1

11.09.25

7

Использование обращений в
предложениях

1

12.09.25

8

Предложение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания

1

15.09.25

9

Контрольная работа (входная) по
теме: «Предложение»

1

16.09.25

10

Работа над ошибками контрольной
работы

1

18.09.25

11

Корень. Однокоренные слова

1

19.09.25

12

Приставка, суффикс, окончание

1

22.09.25

13

Разбор слов по составу

1

23.09.25

14

Проверка орфограмм
слова

в корне

1

25.09.25

15

Нахождение орфограмм в корне
слова и их проверка

1

Правописание приставок

1

16

26.09.25

29.09.25

Дата
факт

Орфограммы в корне слова и
приставке

1

18

Текст. Составление плана текста

1

02.10.25

19

Сложные слова с соединительными
гласными «О, Е»

1

03.10.25

20

Сложные слова без соединительной
гласной

1

06.10.25

21

Сложные слова с соединительной
гласной и без неё

1

07.10.25

22

Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания

1

09.10.25

23

Деловое письмо: автобиография.

1

10.10.25

24

Проверочный тест по теме: «Состав
слова»

1

13.10.25

25

Различение частей речи

1

14.10.25

26

Имя существительное.

1

16.10.25

17

30.09.25

Значение существительных в речи
27

Имена существительные, близкие по
значению

1

17.10.25

28

Род, число и падеж имён
существительных

1

20.10.25

29

Определение склонения имён
существительных

1

21.10.25

30

Ударные и безударные окончания
имён существительных

1

23.10.25

31

Правописание падежных окончаний
имён существительных 1-го
склонения

1

24.10.25

32

Правописание падежных окончаний
имён существительных 2-го
склонения

1

06.11.25

33

Правописание падежных окончаний
имён существительных 3-го
склонения

1

07.11.25

34

Правописание падежных окончаний
имён существительных в
единственном числе

1

10.11.25

35

Изменение по падежам имён
существительных во множественном
числе

1

11.11.25

36

Постановка падежных вопросов к
именам существительным во
множественном числе

1

13.11.25

37

Падежные окончания имён
существительных во множественном
числе

1

14.11.25

38

Ударные и безударные падежные
окончания имён существительных во
множественном числе

1

17.11.25

39

Правописание падежных окончаний
имён существительных во
множественном числе

1

18.11.25

40

Окончания родительного падежа
имён существительных во
множественном числе

1

20.11.25

41

Склонение имён существительных.
Закрепление знаний

1

21.11.25

42

Имя существительное. Закрепление
знаний. Контрольные вопросы и
задания

1

24.11.25

43

Самостоятельное изложение
повествовательного текста с
предварительным разбором,
составлением плана и опорными
словами

1

25.11.25

44

Самостоятельная работа по теме:
«Склонение имён существительных»

1

27.11.25

Деловое письмо: заметка в стенгазету
об участии в общешкольных
мероприятиях.

1

28.11.25

46

Имя прилагательное. Значение имён
прилагательных в речи

1

01.12.25

47

Имена прилагательные, близкие по
значению

1

02.12.25

48

Словосочетания с именами
прилагательными

1

04.12.25

49

Род и число имён прилагательных

1

05.12.25

50

Изменение окончаний имён
прилагательных по вопросам

1

08.12.25

51

Постановка вопросов к именам
прилагательным

1

09.12.25

52

Правописание падежных окончаний
имён прилагательных в единственном
числе

1

11.12.25

53

Текст.Подбор примеров для
подкрепления основной мысли текста

1

12.12.25

54

Выделение словосочетаний с
именами прилагательными во
множественном числе

1

15.12.25

55

Изменение имён прилагательных во
множественном числе по падежам

1

16.12.25

56

Постановка вопросов к именам
прилагательным во множественном
числе

1

18.12.25

57

Правописание падежных окончаний
имён прилагательных во
множественном числе

1

19.12.25

58

Склонение имён прилагательных.
Закрепление знаний

1

22.12.25

Имя прилагательное. Закрепление
знаний. Контрольные вопросы и
задания.

1

23.12.25

45

59

60

Деловое письмо. Записка

1

25.12.25

61

Коллективное сочинение по плану и
опорным словосочетаниям

1

26.12.25

62

Контрольная работа по теме: «Имя
прилагательное»

1

12.01.26

63

Работа над ошибками по теме: «Имя
прилагательное».Словарный диктант

1

13.01.26

64

Местоимение. Значение местоимений
в речи

1

15.01.26

Различение местоимений по лицам и
числам

1

16.01.26

66

Наблюдение за склонением
местоимения 1-го лица
единственного числа

1

19.01.26

67

Склонение местоимения 1-го лица
единственного числа

1

20.01.26

68

Наблюдение за склонением
местоимения 1-го лица
множественного числа

1

22.01.26

69

Склонение местоимений 1-го лица
множественного числа

1

23.01.26

70

Склонение местоимений 1-го лица
единственного и множественного
числа

1

26.01.26

71

Наблюдение за склонением
местоимения 2-го лица
единственного числа

1

27.01.26

72

Склонение местоимения 2-го лица
единственного числа

1

29.01.26

73

Наблюдение за склонением
местоимения 2-го лица
множественного числа

1

30.01.26

74

Склонение местоимения 2-го лица
множественного числа

1

02.02.26

65

Склонение местоимений 2-го лица
единственного и множественного
числа

1

03.02.26

76

Наблюдение за склонением
местоимения 3-го лица
единственного числа

1

05.02.26

77

Склонение местоимения 3-го лица
единственного числа

1

06.02.26

78

Наблюдение за склонением
местоимения 3-го лица
множественного числа

1

09.02.26

79

Склонение местоимения 3-го лица
множественного числа

1

10.02.26

80

Склонение местоимений 3-го лица
единственного и множественного
числа

1

12.02.26

81

Местоимение. Закрепление знаний.

1

13.02.26

75

Контрольные вопросы и задания
82

Самостоятельная работа по теме:
«Местоимение»

1

16.02.26

83

Работа над ошибками по теме:
«Местоимение».Словарный диктант

1

17.02.26

84

Деловое письмо: написание
заявления о приёме на работу и
увольнении.

1

19.02.26

85

Глагол. Значение глаголов в речи

1

20.02.26

86

Глаголы, близкие по значению

1

24.02.26

87

Частица «не» с глаголами.

1

26.02.26

88

Неопределённая форма глагола

1

27.02.26

89

Изменение глаголов по временам и
числам

1

02.03.26

90

Знакомство с глаголами 1-го лица

1

03.03.26

91

Постановка вопросов к глаголам 1-го
лица

1

05.03.26

92

Употребление глаголов в 1-м лице
единственного и множественного
числа

1

06.03.26

93

Знакомство с глаголами 2-го лица

1

10.03.26

94

Постановка вопросов к глаголам 2-го
лица

1

12.03.26

95

Правописание глаголов 2-го лица
единственного числа

1

13.03.26

96

Употребление глаголов во 2-м лице
единственного и множественного
числа

1

16.03.26

97

Знакомство с глаголами 3-го лица

1

17.03.26

98

Постановка вопросов к глаголам 3-го
лица

1

19.03.26

99

Употребление глаголов в 3-м лице
единственного и множественного
числа

1

20.03.26

100

Правописание глаголов, которые
заканчиваются на –тся и -ться

1

23.03.26

101

Различение глаголов по лицам и
числам

1

24.03.26

102

Глагол.

1

26.03.26

Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
103

Деловое письмо. Написание расписки

1

27.03.26

104

Изложение рассказа по коллективно
составленному плану (с включением
в изложение имен прилагательных)

1

06.04.26

105

Самостоятельная работа по теме:
«Глагол»

1

07.04.26

106

Работа над ошибками
самостоятельной работы по теме:
«Глагол».Словарный диктант

1

09.04.26

107

Наречие как часть речи

1

10.04.26

108

Наречие – неизменяемая часть речи

1

13.04.26

109

Значение наречий в речи

1

14.04.26

110

Образование наречий от
прилагательных

1

16.04.26

111

Наречия, противоположные и
близкие по значению

1

17.04.26

112

Наречия, отвечающие на вопрос
«Как?»

1

20.04.26

113

Наречия, отвечающие на вопрос
«Где?»

1

21.04.26

114

Наречия, отвечающие на вопрос
«Когда?»

1

23.04.26

115

Наречия, отвечающие на вопросы:
«Куда? Откуда?»

1

24.04.26

116

Постановка вопросов к наречиям

1

27.04.26

117

Подбор наречий с опорой на вопросы

1

28.04.26

118

Наречие, закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.

1

04.05.26

Проверочная работа по теме:
«Наречие»
119

Сочинение по картине А.К.
Саврасова «Грачи прилетели»

1

05.05.26

120

Простое предложение с однородными
членами

1

07.05.26

121

Распространение предложений
однородными членами

1

08.05.26

122

Сложное предложение без союзов

1

11.05.26

123

Сложные предложения с союзами «и,
а, но»

1

12.05.26

124

Составление сложных предложений с
союзами «и, а, но»

1

14.05.26

125

Сравнение простых и сложных
предложений

1

15.05.26

126

Распространение простых и сложных
предложений

1

18.05.26

127

Предложение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания

1

19.05.26

128

Контрольный диктант (итоговый)

1

21.05.26

129

Работа над ошибками диктанта

1

22.05.26

130

Состав слова

1

22.05.26

131

Имя существительное

1

25.05.26

132

Имя прилагательное

1

25.05.26

133

Местоимение

1

26.05.26

134

Глагол

1

26.05.26

135

Наречие

1

28.05.26

136

Предложение

1

28.05.26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».