РП Биология 7К класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ №61-ос
от «25» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 448252)
учебного предмета «Биология»
для обучающихся 7 коррекционного класса

Рабочую программу составила:
Столбова Н.П.,
учитель биологии

с.Армизонское 2025 год

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016,
2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
3.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.
М.: ВЛАДОС, 2010 г., сборник 1.
4.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ Армизонской СОШ
В данной рабочей программе представлено содержание изучаемого материала в 7 классе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида: «Растения, г р и б ы , бак т е р и и » (7 к л ас с )
Цель обучения биологии: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития,
о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии:
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о
строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной
жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии
Принципы обучения:
 принцип коррекционной направленности в обучении;


принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
 принцип научности и доступности обучения;

принцип систематичности и последовательности в обучении;

принцип наглядности в обучении;

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы обучения:
 Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
 Наглядные - наблюдение, демонстрация
 Практические – упражнения, работа с контурными картами
 Методы изложения новых знаний
 Методы повторения, закрепления знаний
 Методы применения знаний
 Методы контроля
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических
работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и
программированных заданий.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся
по триместрам и по итогам года.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе,
располагает большими коррекционно- образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента:
«академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный
образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной
программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие
потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня
жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях
семьи и гражданского общества.
Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить

бережно и ответственно относиться к природной среде. Преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков
интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность,
речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязи живых организмов между
собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияния на нее.
Биология дает благодатный материал для экологического, эстетического и патриотического воспитания учащихся. Построение
содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных
связей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плаун а изучение предмета «Биология» в 7 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении
органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее
распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений. В 7 классе предлагается изучение наиболее
распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их
сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и
значении грибов и бактерий.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах,
сформированности мотивации к обучению и познанию
Личностные:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
Развитая мотивация
учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и
расширении знаний и способов действий;
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем
плану
оформлять свои мысли в устной и письменной форме б) познавательные универсальные учебные
действия: находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, понимать информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем.
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
умение высказывать своё отношение к получаемой информации; оформлять свои мысли в устной и письменной форме
в) коммуникативные универсальные учебные действия
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). сотрудничать со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности. слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают
полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемыхработ источники знаний, показывают
необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. Отметка «4». Практическая или
самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой
последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при
характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику,
страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение
умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже
выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают
знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не
позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического
материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся
неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
строение и общие биологические особенности цветковых растений;
разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений,
особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь: отличать цветковые растения других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
Различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян;
приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно- декоративные растения (в саду и дома);
Различать грибы и растения.
6. Содержание учебного предмета
Введение.
Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на
примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков.
Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания
семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа:

определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:


условия, необходимые для прорастания семян;
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в
жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни
растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение
этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:

испарение воды листьями;

дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к
другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:

передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение — целостный организм ( взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:

Органы цветкового растения.

Строение цветка.

Строение семени фасоли.

Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии:

в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие
бактерий, грибов, растений.
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их
размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, ц в е т к о в ы е . Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:

в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например
— фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные р а с т е н и я
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).
Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, ч е с н о к — многолетние о в о щ н ы е р а с т е н и я . Выращивание: п о с е в , ух о д , у б о р к а . Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия,тюльпан).
Практические работы:

перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторная работа:

Строение луковицы.
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:

Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая з емляник а (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых
растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин —
многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование
человеком.
Практические работы:

в саду, на школьном учебно-опытном участке;

вскапывание приствольных кругов;

рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:

Весенние работы в саду.
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.

№ п/п
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
Тема раздела
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
Введение
2
Беседа
Лекция
Растения.
29
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
8
ч.
Однодольные цветковые растения.
Беседа
Лекция
Индивидуальный практикум
Контрольная работа
20
ч.
Двудольные цветковые растения.
Беседа
Лекция
Демонстрация
Практическая работа
Лекция
Контрольная работа
3
ч.
Беседа
Многообразие бактерий и грибов.
Лекция
Демонстрация
Практическая работа
Контрольная работа
Обобщение материала.
1
Беседа
Практические работы с комнатными и
садовыми растениями.

Итого:

5 ч.
68

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа Воронковой В. В. 2014 г. Москва Владос Естествознание (биология) Неживая природа 2 часа в неделю. Всего 68 часов
Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Биология.
Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс З.А. Клепинина, Москва Просвещение
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З.А. Клепинина Москва Просвещение.
Электронные пособия и ресурсы:
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Кабинет:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.

Приложение к рабочей программе по биологии 7 класс
Календарно – тематическое биология 7 класс

Тема

Количеств
о
часов

№

Дата проведения
План

Введение. 2 ч.
1

Многообразие живой природы

1

02.09.

2

Значение растений и их охрана

1

03.09.

Цветок. (6ч.)
3

Внешнее строение цветкового растения.

1

08.09.

4

Строение цветка.

1

10.09.

5

Виды соцветий.

1

15.09.

6

Опыление и оплодотворение цветков

1

17.09.

7

Разнообразие плодов и семян.

1

22.09.

8

Распространение плодов и семян.

1

24.09.

Семя растения. (5ч.)
9

Строение семени с двумя семядолями (фасоль).

1

29.09.

10

Строение семени с одной семядолей (пшеница).

1

01.10.

11

Условия прорастания семян.

1

06.10.

Факт

12

Определение всхожести семян.

1

08.10.

13

Правила заделки семян в почву.

1

13.10.

Корень. 4ч.
14

Разнообразие корней

1

15.10.

15

Корневые системы.

1

20.10.

16

Значение корня.

1

22.10.

17

Строение корня. Видоизменение корней.

1

05.11.

Лист. 5ч.
18

Внешнее строение листа.

1

10.11.

19

Значение листьев в жизни растений.

1

12.11.

20

Испарение воды листьями.

1

17.11.

21

Дыхание растений.

1

19.11.

22

Листопад и его значение.

1

24.11.

Стебель. 3 ч.
23

Строение стебля.

1

26.11.

24

Значение стебля в жизни растений.

1

01.12.

25

Разнообразие и видоизменение побегов.

1

03.12.

Растение – целостный организм. 2ч.
26

Взаимосвязи органов растения.

1

08.12.

27

Взаимосвязи растений с окружающей средой обитания.

1

10.12.

Растения (4ч.)
28

Деление растений на группы.

1

17.12.

29

Мхи.

1

22.12.

30

Папоротники.

1

24.12.

31

Голосемянные хвойные растения.

1

12.01.

Однодольные цветковые растения (8ч.)
32

Злаковые. Общие признаки злаковых.

1

19.01.

33

Хлебные злаковые культуры.

1

21.01.

34

Выращивание зерновых.

1

26.01.

35

Использование злаков в народном хозяйстве.

1

28.01.

36

Лилейные. Общие признаки лилейных.

1

02.02.

37

Цветочно-декоративные лилейные.

1

04.02.

38

Овощные лилейные. Строение луковицы.

1

09.02.

39

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1

11.02.

Двудольные цветковые растения. 20ч.
40

Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

1

18.02.

41

Дикорастущие пасленовые. Паслен.

1

25.02.

42

Овощные и технические пасленовые. Картофель.

1

02.03.

43

Выращивание картофеля.

1

04.02.

44

Овощные пасленовые. Томат.

1

11.03.

45

Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

1

16.03.

46

Цветочно-декоративные пасленовые.

1

18.03.

47

Бобовые. Общие признаки бобовых.

1

23.03.

48

Пищевые бобовые растения.

1

25.03.

49

Кормовые бобовые растения.

1

06.04.

50

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

1

08.04.

51

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

1

13.04.

52

Плодово-ягодные розоцветные. Груша.

1

15.04.

53

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

1

20.04.

54

Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

1

22.04.

55

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

1

27.04.

56

Южные плодовые розоцветные культуры – персик и абрикос.

1

29.04.

57

Сложноцветные. Общие признаки.

1

04.05.

58

Пищевые сложноцветные растения.

1

06.05.

59

Цветочно-декоративные сложноцветные растения.

1

13.05.

Многообразие бактерий и грибов

60

Бактерии.

1

20.05.

61

Грибы, их строение.

1

25.05.

62

Разнообразие грибов.

1
Практические работы с комнатными и садовыми растениями.

63

Выращивание комнатных растений.

1

64

Выращивание комнатных растений.

1

65

Практическая работа на пришкольном участке.

1

66

Практическая работа на пришкольном участке.

1

67

Весенние работы в саду. Экскурсия.

1
Обобщение материала о растениях. 1ч.

68

Растение - живой организм. Обобщение материала о растениях.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».