РП Формирование функциональной грамотности 10-11 класс Орловская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
ВР

Директор школы

________________________
Селянкина Е.Л.
Протокол № 1
от «25» 08 2025 г.

________________________
Каканова Л.С.

________________________
Нерадовских Л.В.
от «29» 08 2025 г.

Приказ № 61-ос
от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного метапредметного курса
«Формирование функциональной грамотности»
для обучающихся 10,11 класса

Программу составил:
Садубов Е.М., руководитель курса

с. Орлово 2025 год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметный курс «Формирование функциональной грамотности», 10 класс
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 10-11 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личностии общества, а также возможности участия в экономической жизни.
•
•
•
•

Личностные результаты
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали иобщечеловеческих ценностей;
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных
знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции нормморали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Метапредметные результаты

•
•

способность находит и извлекать информацию из разных текстов
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем анализ и интеграция информации, полученной
3

•
•
•
•
•

из текста
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации;
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания;
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации;
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных
проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания;
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения.
Предметные результаты

Обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и
глобальный аспекты.
Обучающиеся должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется
умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительноразличных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных
проблем.

4

Содержание программы курса внеурочной деятельности
Метапредметный курс «Формирование функциональной грамотности», 10 класс
Модуль «Основы финансовой грамотности»: Удивительные факты и истории оденьгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутсяденьги? Виды доходов. Заработнаяплата. Почему у всех она разная? От чего это
зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата,проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии,пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.
Модуль «Основы читательской грамотности»: Определение основной темы и идеи вдраматическом произведении. Учебный текст
как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в изменённой ситуации. Типы текстов: текст-инструкция (указания квыполнению работы, правила, уставы,законы). Поиск
ошибок в предложенном тексте. Типы задач награмотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»: Числа и единицы измерения: время, деньги,
масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачина четность (чередование, разбиениена пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»: Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы
тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Моделиатома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения дляизмерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение иконденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Тема и содержание раздела,
количество часов
Модуль
«Основы
финансовой
грамотности», 8 часов
Модуль
«Основы
читательской
грамотности», 8 часов
Модуль «Основы математической
грамотности», 10 часов

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
от предметного содержания. Знания из различных
предметных областей легко актуализируются
5

Воспитательный компонент
Согласно Примерной программе воспитания
у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение

Модуль «Основы естественнонаучной школьником и используются для решения конкрет- в содержании занятий по основным направграмотности», 8 часов
ных проблем.
лениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия. Реализация
курса способствует осуществлению главной
цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.

Содержание программы курса внеурочной деятельности
Метапредметного курса «Формирование функциональной грамотности», 11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет,
уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
6

Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной
информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения
договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования.

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Тема и содержание раздела,
Характеристика основных видов
количество часов
деятельности учащихся
Умение
оценивать,
интерпретировать, делать вы«Обеспеченная старость: возможноводы и строить прогнозы относительно различных
сти пенсионного накопления» (8 ч)
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
Собственный бизнес: как создать и от предметного содержания. Знания из различных
предметных областей легко актуализируются
не потерять» (10 ч.)
школьником и используются для решения конкрет«Риски в мире денег: как защиных проблем.
титься от разорения» (6 ч)

7

Воспитательный компонент
Согласно Примерной программе воспитания
у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение

в содержании занятий по основным направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия. Реализация
курса способствует осуществлению главной
цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.

«Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в
беду» (10 ч)

8

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Метапредметный курс «Формирование функциональной грамотности», 10 класс
№
п/п

Количество
часов

Тема урока

план

Дата
факт

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Факты о деньгах.
Нумизматика
Инвестиции
Социальные выплаты
Социальные выплаты
Виды доходов
Виды доходов
Тестирование по модулю «Основы финансовой грамотности»
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания
Электронный текст как источник информации?
Электронный текст как источник информации?
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся втексте информации?
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся втексте информации?
Типы задач на грамотность.Конструирующие задачи
Тестирование по модулю « Основы читательской грамотности»
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения:время, деньги, масса, температура, расстояние
9

1
1
1
1
1
1
1
1

05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10

1
1
1
1
1

07.11
14.11
21.11
28.11
05.12

1

12.12

1
1

19.12
26.12

1

16.01

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Числа и единицы измерения:время, деньги, масса, температура, расстояние
Вычисление величины, применение пропорций прямопропорциональных отношений для решения проблем.
Вычисление величины, применение пропорций прямопропорциональных отношений для решения проблем.
Вычисление величины, применение пропорций прямопропорциональных отношений для решения проблем.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Графы и их применение в решении задач.
Графы и их применение в решении задач.
Тестирование по модулю « Основы читательской грамотности»
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Масса. Измерение массы тел
Атомы и молекулы
Тепловые явления
Испарение и конденсация. Кипение
Представления о Вселенной.
Царства живой природы
Царства живой природы
Итоговое занятия по изученным темам

1
1

23.01
30.01

1

06.02

1

13.02

1
1
1
1
1

20.02
27.02
06.03
13.03
20.03

1
1
1
1
1
1
1
1

27.03
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
22.05

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Метапредметного курса «Формирование функциональной грамотности», 11 класс
№
п/п
1

Количество
часов

Тема урока
«Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
Что такое пенсия и кому она положена
10

1

Дата
план
факт

05.09

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22

От чего зависит размер пенсии и как его увеличить
Как выбрать программу пенсионного накопления
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»
Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах
Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов)
Решение практических задач и тестов
Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её
потерять». (Г. Форд)
«Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Как создать стартап
Как разработать реальный бизнес-план
Расходы и доходы в собственном бизнесе
Налогообложение малого и среднего бизнеса
Кто может помочь в создании стартапа
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
Игра «Создаём свой бизнес», часть I: подготовительный этап
Игра «Создаём свой бизнес», часть II: этап игрового моделирования
Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?»
Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются
креативностью». (Д. Гуднайт)
«Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Какие бывают финансовые риски.
Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды.
Как управлять инвестиционными рисками
Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?»
11

1
1
1
1
1

12.09
19.09
26.09
03.10
10.10

1
1

17.10
24.10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01

1
1
1
1

30.01
06.02
13.02
20.02

23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их
— искусство». (Б. Авербах)
Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься
от разорения»
«Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Управление рисками и страхование
О правильном страховании
Идентификация рисков и выбор страховой защиты
Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование
Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае
Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании».
Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании».
Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье»
Обобщение изученного материала
Итоговое занятия по изученным темам

12

1

27.02

1

06.03

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13.03
20.03
27.03
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».