МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________ по ВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Нерадовских Л.В. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Россия –страна возможностей»
для обучающихся 11 классов
Рабочую программу составил (а) :
Садубов Е.М., руководитель курса
с. Армизонское 2025
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральной образовательной программы основного общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Программа направлена на развитие личности в разных направлениях: военно- патриотическое, гражданская активность, информационно- медийное, личностное развитие, курс
рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа
в год.
Цель программы:
1. Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
2. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную
жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе;
3. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
4. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Задачи программы:
1. Готовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых;
2. Учить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности,
противостоять непредвиденным жизненным ситуациям;
3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть
свои сильные и слабые стороны;
4. Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.
11 класс.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия- страна возможностей»
Мы - россияне.
Граждане России - россияне. Россия - многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России.
Российская государственность.
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд.
Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Встреча с депутатом. Участие граждан в
управлении страной.
Россия - демократическое государство.
Демократия - власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем.
Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Гражданин в экономических отношениях.
Государство в экономической жизни людей - история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей - история и современность. Экономические функции
государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в банк «Роль
банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика
государства».
Современное российское общество.
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об истори-
ческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций
«Экологические проекты в России и мире».
Россия в современном мире
Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм
как острая
проблема
современного
мира.
Планируемые
результаты
Личностные результаты.
У обучающегося будет формироваться:
-
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого
и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
России;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- интерес к научно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты Познавательные УУД
Обучающиеся получат возможность научится:
- перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять
значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принциповв практике;
- называть особенности России как федеративного государства, жители которого
представляютразличные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны;
- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в
мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;
- объяснять, почему любовь к Родине — это одно из важнейших чувств человека;
называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране;
давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем
своей малой родины;
- перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять
функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам;
- определять значение экономики в развитии общества;
- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономикистраны, характеристике современного экологического состояния, информацию о
роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и
электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений,
для создания собственных устных или письменных высказываний.
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное.
Регулятивные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- описывать конкретные факты и события;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать.
Тематическое планирование
Наименование разделов
и тем программы
Мы - россияне.
Российская
государственность.
Россия
демократическое государство.
11
Основное содержание
Граждане
России россияне.
Россия - многонациональное государство. Особенности территориального устройств
страны. Культурное
многообразие народов России. Традиции,
обычаи,
праздники народов России. Многообразие
и единств
нашей страны. Малая Родина.
Государство на страже закона, прав и
свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти
в России: правительство, парламент, суд. Власть и политика. Участие граждан в управлении
страной.
Демократия - власть народа: история и
современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая
культура. Взаимодействие государства и
гражданского общества в решении
общественных проблем. Ценности и
принципы демократии.
Гражданин
в эко- Государство в экономической жизни людей - история и современность. Понятие
номических отноше«экономика». Частная собственность и ее
ниях.
роль в
обществе.
Гражданский
кодекс РФ.
Государство в экономической жизни людей - история и современность. Экономические функции государства. Занятость и
трудоустройство
в современной
России .
класс
Деятельность школьников
Экскурсия в Краеведческий музей.
России. Конкурс стихов о России.
Ролевая игра «Выборы».
Встреча с депутатом.
Виртуальная
экскурсия. Исследовательская работа.
Экскурсия в банк «Роль банков в
экономике». Встреча с работником
налоговой
инспекции
«Налоговая
политика государства».
Современное российское общество.
Россия в современном мире
Современное
российское общество
и тенденции его развития. Представление об историческом времени. Прогресс
и регресс
в развитии общества.
Научные открытия и
технические достижения. Встреча
с
представителями религиозных конфессий.
Конфликты
между государствами. Международные отношения.
Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без
войн? Международный терроризм
как острая проблема современного
мира
Создание презентаций
«Экологические проекты в России и
мире».
Диспут «Современный мир»
Календарно-тематическое планирование. «Россия- страна возможностей» 11 класс.
№
урока
Наименование раздела,
тема урока
Кол- во часов
всего
1.
2,3
4,5
6,7
8,9
Форма проведения
Формы контроля
Дата
проведения
беседа
диспут
05.09
теория практика
Граждане
России
россияне
Россия
многонациональное государство
1
1
2
1
1
подготовка проектов
проекты
12.09
19.09
Особенности
территориального устройства
страны
Традиции,
обычаи,
праздники
народов России
2
1
1
подготовка проектов
проекты
26.09
03.10
2
сообщения
10.10
17.10
Малая Родина в составе
России
2
поиск
сайтов
и извлечение нужной
информации
рефераты
защита рефератов
24.10
07.11
2
1
1
10,11
Россия - Родина моя
2
2
12,13
Государство на страже закона, прав и свобод граждан
Органы власти в России.
Ветви власти
Власть и политика
2
2
2
2
Демократия
власть
народа: история и современность
Государство
2
2
14,15
16,17
18,19
20
2
1
1
1
1
стихи о России
стихов
о
России
поиск сайтов и извле- школьный этап Всероссийчение нужной инфорской олимпиады
мации
школьников по праву
игра
ролевая игра «Выборы»
встреча с
депутатом сельской
думы
Поиск сайтов и извлечение
нужной информации
беседа
конкурс
беседа
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
16.01
стенгазеты
23.01
30.01
Дискуссия
проблемного обучения
06.02
в
экономической
ж
изни людей
21
Гражданский кодекс РФ
22,23
Занятость и
2
трудоустройство в современной России
Роль банков в экономике 2
2
Налоговая
по- 1
литика
государства
Современное российское 2
общество и тенденции его
развития
1
24,25
26
27,28
1
беседа
1
2
2
дискуссия
13.02
экскурсия в
экскурсия
Службу занятости населения
экскурсия в банк
экскурсия
20.02
27.02
встреча с работником беседа
налоговой инспекции
беседа
дискуссия
06.03
13.03
20.03
27.03
10.04
29
Научные открытия и
технические достижения
1
30,31
Многообразие религиозных конфессий
2
2
32,33
Экологические проекты в 2
России и мире
2
34
Может
ли
ство
жить без войн
Итого
1
человече- 1
34
беседа
1
10
24
дискуссия
17.04
встречая
с пред- беседа
ставителями религиозных
конфессий
создание презентаций презентации
24.04
08.05
интеллектуальная
неделя
22.05
дискуссия
15.05
22.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Примерная программа «Внеурочная деятельность школьников основного общего
образования» Григорьев Д. В. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение
государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.
2. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.
3. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое
мышление, 1989.-221 с.
4. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
5. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. 2005. - №1. -147 с. Концепция духовно-нравственного воспитания российских
школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.