РП Основы функциональной грамотности 5-6 кл Армизонская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель по ВР

Директор школы

________________________ ________________________ ________________________
Селянкина Е.Л
Протокол №1 от «25» 08
2025 г.

Нерадовских Л.В.
Каканова Л.С
от «29» 08 2025 г.
Приказ №61-ос от «29» 08
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы функциональной грамотности»
для обучающихся 5-6 классов

Рабочую программу составил(а):
Столбова Н.П., учитель изобразительного искусства

с. Армизонское 2025 год

Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах
оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в
число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее
развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга
PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним
Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их
адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны
эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные
возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния4. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий
уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного

процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 59 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять
активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества,
а также возможности участия в экономической жизни.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5–
9-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся //
Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL:
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 го-да: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П.
5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI

3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в
социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в
психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным
образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например, результаты одних и тех
же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс.
4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в
новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL:
http://www.ug.ru/archive/72357
Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов
и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская

Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

находит
и
извлекает
Уровень
информацию
из
узнавания и
различных текстов
понимания

находит
и
извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте

находит и извлекает
информацию
о
естественнонаучных
явлениях
в
различном
контексте

находит
и
извлекает
финансовую
информацию
в различном
контексте

применяет
извлеченную
из
текста
информацию для
решения разного
рода проблем

применяет
математические
знания
для
решения разного
рода проблем

объясняет
и
описывает
естественнонаучные
явления на основе
имеющихся
научных знаний

применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем

5 класс

6 класс
Уровень
понимания
и
применения

Личностные результаты
Грамотность

5-6
класс
ы

Читательская

Математическая

Естественнонаучна
я

Финансовая

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции
норм
морали
и
общечеловечески
х
ценностей;
формулирует
собственную
позицию
по
отношению
к
прочитанному

объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловечески
х ценностей

объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучны
х знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

оценивает
финансовые
действия
в
конкретных
ситуациях
с
позиции
норм
морали
и
общечеловечески
х ценностей, прав
и
обязанностей
гражданина
страны

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со сплошным
текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие
частиц. Вода. Уникальность воды. Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных
странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие
мошенники? Личные деньги.
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текстповествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы и
карты.

Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:
части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге,
конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния. Тепловые
явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для
измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Как заработать деньги?

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№

Название раздела и тема урока

п\п

Кол-во
часов

5 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, 1
поговорки как источник информации.

2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля

1

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

4

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Работа 1
со сплошным текстом

5

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

6

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

7

Работа со сплошным текстом.

1

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы математической грамотности»
9

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система 1
счисления.

10

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

11

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

12

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду.

1

13

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия.

1

14

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.

1

15

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до 1
Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

16

Комбинаторные задачи. Представление данных
диаграмм, графиков.

17

Проведение рубежной аттестации.

в виде таблиц, 1
1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Звуковые явления
18

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки.

19

Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его 1
воздействие на человека.

1

Строение вещества
20

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. 1
Природные индикаторы.

21

Вода. Уникальность воды.

1

22

Углекислый газ в природе и его значение.

1

Земля и земная кора. Минералы
23

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной 1
породой и рудой.

24

Атмосфера Земли.

25

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на 1
Земле. Свойства живых организмов.

26

Проведение рубежной аттестации.

1

1

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
27

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

28

Деньги в разных странах

1

29

Деньги настоящие и ненастоящие

1

30

Как разумно делать покупки?

1

31

Кто такие мошенники?

1

32

Личные деньги

1

33

Сколько стоит «своё дело»?

1

34

Проведение рубежной аттестации.

1

35

Выполнение диагностической работы

1

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№

Название раздела и тема урока

Кол-во
часов

п\п
6 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
1

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

2

Древнерусская летопись информации о реалиях времени.

1

3

Сопоставление содержания художественных текстов. Определение 1
авторской позиции в художественных текстах.

4

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

5

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

1

6

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

1

7

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль «Основы математической грамотности»
9

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, 1
расстояние.

10

Вычисление
величины,
применение
пропорций
пропорциональных отношений для решения проблем.

прямо 1

11

Текстовые задачи, решаемые арифметическим
проценты, пропорция, движение, работа.

части, 1

12

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

13

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

14

Графы и их применение в решении задач.

1

15

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

16

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, 1
диаграммы, вычисление вероятности.

17

Проведение рубежной аттестации

способом:

1

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Строение вещества
18

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.

1

19

Масса. Измерение массы тел.

1

20

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.

Тепловые явления

21

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления 1
теплового расширения для измерения температуры.

22

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

1

Земля, Солнечная система и Вселенная
23

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

1

24

Модель солнечной системы.

1

Живая природа
25

Царства живой природы

1

26

Проведение рубежной аттестации.

1

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
27

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» 1
деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

28

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

1

29

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

30

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, 1
дивиденты.

31

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

32

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

33

Личные деньги

1

34

Проведение рубежной аттестации.

1

35

Выполнение диагностической работы

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».