МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель по ВР
Директор школы
________________________ ________________________ ________________________
Селянкина Е.Л
Протокол №1 от «25» 08
2025 г.
Нерадовских Л.В.
Каканова Л.С
от «29» 08 2025 г.
Приказ №61-ос от «29» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы функциональной грамотности»
для обучающихся 5-6 классов
Рабочую программу составил(а):
Столбова Н.П., учитель изобразительного искусства
с. Армизонское 2025 год
Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах
оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в
число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее
развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга
PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним
Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их
адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны
эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные
возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния4. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий
уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного
процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 59 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять
активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества,
а также возможности участия в экономической жизни.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5–
9-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся //
Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL:
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 го-да: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П.
5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в
социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в
психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным
образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например, результаты одних и тех
же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс.
4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в
новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL:
http://www.ug.ru/archive/72357
Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов
и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
Финансовая
находит
и
извлекает
Уровень
информацию
из
узнавания и
различных текстов
понимания
находит
и
извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте
находит и извлекает
информацию
о
естественнонаучных
явлениях
в
различном
контексте
находит
и
извлекает
финансовую
информацию
в различном
контексте
применяет
извлеченную
из
текста
информацию для
решения разного
рода проблем
применяет
математические
знания
для
решения разного
рода проблем
объясняет
и
описывает
естественнонаучные
явления на основе
имеющихся
научных знаний
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем
5 класс
6 класс
Уровень
понимания
и
применения
Личностные результаты
Грамотность
5-6
класс
ы
Читательская
Математическая
Естественнонаучна
я
Финансовая
оценивает
содержание
прочитанного с
позиции
норм
морали
и
общечеловечески
х
ценностей;
формулирует
собственную
позицию
по
отношению
к
прочитанному
объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловечески
х ценностей
объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучны
х знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей
оценивает
финансовые
действия
в
конкретных
ситуациях
с
позиции
норм
морали
и
общечеловечески
х ценностей, прав
и
обязанностей
гражданина
страны
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со сплошным
текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие
частиц. Вода. Уникальность воды. Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных
странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие
мошенники? Личные деньги.
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текстповествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы и
карты.
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:
части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге,
конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния. Тепловые
явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для
измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Как заработать деньги?
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
Название раздела и тема урока
п\п
Кол-во
часов
5 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, 1
поговорки как источник информации.
2
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля
1
3
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
4
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Работа 1
со сплошным текстом
5
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
6
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
7
Работа со сплошным текстом.
1
8
Проведение рубежной аттестации.
1
Модуль «Основы математической грамотности»
9
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система 1
счисления.
10
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
11
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
1
12
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду.
1
13
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия.
1
14
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.
1
15
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до 1
Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
16
Комбинаторные задачи. Представление данных
диаграмм, графиков.
17
Проведение рубежной аттестации.
в виде таблиц, 1
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Звуковые явления
18
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки.
19
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его 1
воздействие на человека.
1
Строение вещества
20
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. 1
Природные индикаторы.
21
Вода. Уникальность воды.
1
22
Углекислый газ в природе и его значение.
1
Земля и земная кора. Минералы
23
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной 1
породой и рудой.
24
Атмосфера Земли.
25
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на 1
Земле. Свойства живых организмов.
26
Проведение рубежной аттестации.
1
1
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
27
Как появились деньги? Что могут деньги?
1
28
Деньги в разных странах
1
29
Деньги настоящие и ненастоящие
1
30
Как разумно делать покупки?
1
31
Кто такие мошенники?
1
32
Личные деньги
1
33
Сколько стоит «своё дело»?
1
34
Проведение рубежной аттестации.
1
35
Выполнение диагностической работы
1
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
Название раздела и тема урока
Кол-во
часов
п\п
6 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
1
2
Древнерусская летопись информации о реалиях времени.
1
3
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение 1
авторской позиции в художественных текстах.
4
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
1
5
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
1
6
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
1
7
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
1
8
Проведение рубежной аттестации.
1
Модуль «Основы математической грамотности»
9
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, 1
расстояние.
10
Вычисление
величины,
применение
пропорций
пропорциональных отношений для решения проблем.
прямо 1
11
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
проценты, пропорция, движение, работа.
части, 1
12
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
13
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
14
Графы и их применение в решении задач.
1
15
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
1
16
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, 1
диаграммы, вычисление вероятности.
17
Проведение рубежной аттестации
способом:
1
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Строение вещества
18
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
1
19
Масса. Измерение массы тел.
1
20
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления
21
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления 1
теплового расширения для измерения температуры.
22
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
1
Земля, Солнечная система и Вселенная
23
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
1
24
Модель солнечной системы.
1
Живая природа
25
Царства живой природы
1
26
Проведение рубежной аттестации.
1
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
27
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» 1
деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
28
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
1
29
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
1
30
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, 1
дивиденты.
31
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
32
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
33
Личные деньги
1
34
Проведение рубежной аттестации.
1
35
Выполнение диагностической работы
1