РП Функциональная грамотность 9 класс Калмакская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО
Методическим советом

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора
________________________ по ВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «25» 08
Приказ
№
61-ос
от
Нерадовских Л.В.
2025 г.
«29» 08 2025 г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Функциональная грамотность»
для обучающихся 9 класса

Программу составил(а)
Попкова Н.А.

с. Калмакское 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса « Функциональной грамотности» для 9 класса создана в
основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачахразвития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
№ 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897»;
В Программе содержание внеурочной деятельности ФГ структурно представлено шестью
модулями обеспечивающими непрерывность освоения на уровне основного общего образования:
модуль
№1
«Читательская
грамотность»;
модуль
№2
«Математическая
грамотность»; модуль №3 «Естественнонаучная грамотность»;
модуль №4 «Глобальные компетенции»; модуль №5 «Финансовая грамотность»; модуль №6
«Креативное мышление»;
Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания,
основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для
функционально грамотного человека умения и способы действия. Актуальность
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы
делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом
новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, мета-предметных и
предметных планируемых образовательных результатов.

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного
образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их
интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям
функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной
компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с
возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на
различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного
мышления.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи
обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций.
Программа нацелена на развитие: любознательности (активного интереса к обучению,
заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов; воображения как способности к
продуцированию собственных идей; способности оценивать предложенные идеи и умения
быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» в в 9
классе отводиться 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность,
математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность,
глобальные компетенции и креативное мышление.
Модуль:
Читательская
действовать» (5 ч)

грамотность

1

Смысл жизни (я и моя жизнь)

2

Человек и книга

3

Познание

«Шаг

за

пределы

текста:

пробуем

Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» (5 ч)
1

Наука и технологии

2

Мир живого

3

Вещества, которые нас окружают

4

Наше здоровье

Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)

1

Креативность
в учебных
ситуациях
взаимодействия. Анализмоделей и ситуаций.
Модели заданий:

и

ситуациях

социального

тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС), схемы, опорные конспекты (ВС),
социальные инициативы и взаимодействия (СПр), изобретательство и
рационализаторство (ЕНПр).

2

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при
решениишкольных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного
решения учебныхпроблем.

3

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность.
Когда науроке мне помогла креативность?

Моделируем учебную
выполнении задания.

ситуацию: как можно

проявить креативность при

4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на
основекомплексного задания

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1

В профессиях

2

В общественной жизни

3

В общественной жизни

4

В профессиях

Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч)
1

Финансовые риски и взвешенные решения

2

Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять

3

Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать

4

Самое главное о сбережениях и накоплениях

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
1

«Сосчитать – после не хлопотать»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч)

1

Социальные нормы – основа общения

2
3

Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем общих
целей

4

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

5

Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех
направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего местав
мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту,технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание
ценности самостоятельности и инициативы;

наличие
мотивации
к целенаправленной
социально
значимой
деятельности;
стремление бытьполезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;стремление к самоизменению; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,окружающим людям и
жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования
на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитиенеобходимых
умений;
осознанный
выбор
и построение
индивидуальной
траектории
образования
и
жизненныхпланов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в
жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность
к разнообразной
совместной
деятельности,
активное
участие
коллективныхучебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; проявление
уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережногоотношения к
личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-

в

среде.
Личностные
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение
социального
опыта, основных
социальных
ролей; осознание
личной
ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать
и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
ипреодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие
умение учиться:
овладение универсальными
учебными познавательными действиями;
овладение
универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными
действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
способность
организовать
и
реализовать
собственную
познавательную
деятельность;способность к совместной деятельности;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов
в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1)

базовые логические действия:

владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,анализа, синтеза, обобщения, выделения
главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знакосимволическихсредств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать
существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемыхфактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;выявлять причинно-следственные
связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2)
базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу
об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
3)
работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
илиданных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию
различныхвидов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею,версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную
форму представления информации
и
иллюстрироватьрешаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работникомили сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой
универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков
у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1)

общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2)
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи

между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);

1)

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;

2)

самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебнойзадачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить
коррективы
в деятельность
на основе
новых
обстоятельств,
изменившихся ситуаций,установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;

3)

эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и
анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать
способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и
такое же право другого;принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков
личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики
содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по
формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык илитература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально- деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально- смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулированиевопросов по
содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устнойи письменной
форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;

извлечение
оперирование ею;

информации

из

различных

источников,

ее

осмысление

и

анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с
точки зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова
по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию,
учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности
языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях
решения различных учебных задач и

удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение
слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по учебному предмету
«Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математическиеумения и навыки:
сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные
дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы,
арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин,
процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные
задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы,перебор всех
возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены,
массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;

интерпретировать
результаты
решения
задач
с
учетом
ограничений,
связанных
со
свойствамирассматриваемых объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и
круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач;
представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики;
оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах числового набора;
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверныхи
маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг;
распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина,
ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму
изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими
понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их
распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов
треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний,
площадей;

находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки;
находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь
фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем
куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины,
площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости
между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать
иинтерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики
для определения свойств процессов и зависимостей; переходить от словесной формулировки задачи к
ее алгебраической модели с помощью
составления
уравнения
или
системы
уравнений,
интерпретировать в соответствии с контекстом задачи
полученный результат; использовать неравенства при
решении различных задач;
решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать
свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:

умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять
методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом
собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающуюприродную
среду;
умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных
экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать

лженаучным манипуляциям в области здоровья; умение характеризовать принципы действия
технических устройств промышленныхтехнологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые
финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой
сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере
общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и
финансового благополучия;
формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений
осохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;

формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными
финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного
финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
формирование предпосылок научного типа мышления;

освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжетыи
сценарии, диалоги и инсценировки;
проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и
т.п.;
предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, вобласти
межличностных взаимоотношений;
ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложенияпо
изобретательству.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема

Кол- во Основное содержание
часов

Основные видыдеятельности

Формы
проведения
занятий

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса.
1.

Введение

1

Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная грамотность»,
«составляющие функциональной
грамотности (читательская,
математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность,
глобальные компетенции,
креативное мышление). Ожидания
каждого школьника и группы в
целом от совместной работы.
Обсуждение планов иорганизации
работы в рамках программы.

Развить мотивациюк
целенаправленной социально
значимой деятельности;
стремление быть полезным,
интерес к социальному
сотрудничеству;Сформировать
внутреннюю позиции личности
как особого ценностного
отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом;
Сформировать установку на
активное участие
в решении практических задач,
осознанием важности
образования напротяжении всей
жизни для успешной
профессиональной деятельности
иразвитием необходимых
умений; Приобрести опыт
успешного межличностного
общения; готовность к
разнообразной совместной
деятельности, активное участие
в коллективных учебноисследовательских, про- ектных
и других творческих работах

Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)

Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать занятия.
Беседа,работа в
группах,
планирование
работы.

Портал
Российской
электронной
школы
(https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевойкомплекс
информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
ru/);
Материалы
из
пособий
«Функциональная
грамотность.
Учимся для жизни»
издательства «Просвещение»
Материалы образовательного
ресурса издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

2-3. Человек и
книга

4-5. Познание

Особенности чтенияи понимания
электронных текстов

2

2

Научная информация: анализ и
оценка

Использовать информацию из
текста для различных целей

Использовать информацию из
текста для различных целей

Практикум в
компьютерном
классе

«Книга из интернета»
(http://skiv.instrao.ru)

Конференция

«Исчезающая пища. Бананы»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещние»
(https://media. prosv.ru/func/)

«Милорд»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение» (https://media.
prosv.ru/func/)

«Исчезающая пища»:
(Читательская грамотность.
Сборник эталонныхзаданий.
Выпуск 2.Учеб. пособие для
общеобразоват. организаций.
В 2-х ч.Часть 2. – Москва,
Санкт-Петербург:
«Просвещение»,2021).
«Новости» (http://
skiv.instrao.ru)
6.

Смысл жизни
(я и моя
жизнь)

1

Художественный текст как
средство осмысления
действительности

Интегрировать и
интерпретироватьинформацию

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч)

Творческая
лаборатория

«За тенью» (http://
skiv.instrao.ru)
«Зачем?»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение» (https://media.
prosv.ru/func/)

7-8. Наука
и
технологии

9.

Мир живого

2

1

Выполнение заданий «Поехали на
водороде» и «На всехпарусах»

Выполнение задания
«Что вы знаете оклонах?»

Объяснение принципов действия
технологий. Выдвижение идей по
использованию знаний для
разработки и совершенствования
технологий.

Работа
индивидуально
или в парах.
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий.

«Поехали на водо- роде»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

Объяснение происходящих
процессовна основе полученных
новых знаний.Анализ методов
исследования и интерпретация
результатов экспериментов.

Работа
индивидуально
или в парах.
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий.

Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций /

Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г.
С. Ковалевой, А. Ю. Пентина.
— М. ; СПб.
: Просвещение, 2021. Портал
РЭШ (https://fg.resh.edu.ru)

под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю.
Пен- тина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.

10. Вещества,
которые нас
окружают

11.. Наше здоровье

1

1

Выполнение задания «От
газировкик «газированному»
океану»

Выполнение задания
«Экстремальные профессии»

Получение выводовна основе
интерпретации данных
(табличных, числовых),
построение рассуждений.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.

Работа в парахили
группах.
Презентация
результатов
выполнения
заданий.

Объяснение происходящих
процессов. Анализ методов
исследования и интерпретация
результатов экспериментов.

Работа
индивидуально
или в парах.
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий.

«Углекислый газ: от газировки
к «газированному» океану»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой,А. Ю. Пентина. —
М. ; СПб. : Просвещение,
2021.

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)

Сетевой комплекс
информационного
взаимодействиясубъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной грамотности
учащихся»(http://skiv.instrao.
ru)

12. Креативность в
учебных
ситуациях и
ситуациях
социального
взаимодействия

1

Анализ моделей иситуаций.
Модели заданий:
тематика и названия, слоганы,
имена героев
схемы, опорныеконспекты,
социальные
инициативы
взаимодействия
изобретательство и
рационализаторство.

Совместное чтениетекста
заданий.
Маркировка текстас целью
выделенияглавного. Совместная
деятельность по анализу
и предложенных ситуаций.
Выдвижение идейи обсуждение
различных способов
проявления креативности в
ситуациях:
создания сюжетови сценариев,
создания эмблем,плакатов,
постеров и других аналогичных
рисунков,
решения экологических
проблем (ресурсо- и
энергосбережения, утилизации
и переработки и др.),
выдвижения гипотез.

Работа в парах и
малых группах над
различными
комплексными
заданиями.
Презентация
результатов
обсуждения и
подведение
итогов

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Комплексные задания
8 кл., Названиекниги,
8 кл., Рекламный слоган, 8 кл.,
Фанфик,
8 кл., Лесные пожары
8 кл., Быть чуткими
7 кл., Одни дома

13.

Выдвижение
разно-образных
идей.

1

Выдвижение разнообразных идей.
Проявляем гибкость и беглость
мышления при решении школьных
проблем. Использование
имеющихся знаний для креативного
решенияучебных проблем.

Совместное чтениетекста
заданий.
Маркировка текстас целью
выделенияосновных
требований. Совместная
деятельность по анализу
предложенных ситуаций и
сюжетов. Моделирование
ситуаций, требующих
применения дивергентного
мышления. Примеры: Описание
областей применимости,
Выявление разных точек зрения
Преобразование утверждений,
на- пример,
«Скажи по-другому», Поиск
альтернатив, Поиск связей и
отношений Подведение
итогов:
– для ответа на какие
вопросы на уроке обычно
требуется выдвижение
разнообразных идей? (Кому
нужно/важно это знание? Где
это применяется? Какэто
связано с …? Ит..п.)

Работа в парах и
малых группах.
Презентация
результатов
обсуждения и
подведение
итогов

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Комплексные задания
(задания на выдвижение
разнообразных идей, оценку и
отбор идей)
8 кл., Говорящиеимена, 8 кл.,
Система,
8 кл., Литературные места
России,
8 кл., ВращениеЗемли,
8 кл., Зоопарк, Креативное
мышление, выпуск 2,
Просвещение,
8 кл., Теплопередача
«Транспорт будущего»:
образовательныйресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

14. Выдвижение
креативных
идей и их
доработка.

1

Оригинальность и проработанность. Совместное чтениетекста
Обсуждение проблемы: Когда на
заданий.
уроке мне помогла креативность?
Маркировка текстас целью
выделенияосновных требований.
Совместная деятельность по
анализу предложенных
ситуаций.
Моделируем ситуацию: как
можно проявить креативность
при выполнении задания?
Моделирование ситуаций,
требующихприменения
креативного мышления при
изучении нового материала.
Примеры:
Описание свойствизучаемого
объекта с опорой на
воображение,
Преобразованиеутверждений,
Проверка утверждений «на
прочность», определение границ
применимости,
Выявление гланого,
Представлениерезультатов,
Поиск связей иотношений
Подведение итогов: – для
ответа на какие вопросы на
уроке обычно требуется
выдвигать креативные идеи?
(Какой ответнапрашивается?
А как еще можно рассуждать?
Какой другой ответ можнодать?)
- для ответа на какие вопросы на
уроке обычно требуется
доработка идей? (Удобно ли это
решение?

Работа в малых
группах по поиску
аналогий, связей,
ассоциаций Работа
в парахи малых
группах по анализу
и моделированию
ситуаций,
по подведению
итогов.
Презентация
результатов
обсуждения

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Комплексные задания
(задания на выдвижение
креативных идей, доработку
идей)
6 8 кл., Говорящиеимена,
6 8 кл., Система,
6 8 кл., Литературные места
России,
6 8 кл., ВращениеЗемли,
6 8 кл., Зоопарк, Креативное
мышление, выпуск 2,
Просвещение,
6 8 кл., Теплопередача
«Реклама чтения»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

Можно ли сделатьлучше/
быстрее /экономнее …?)

15. От
выдвижения до
доработки
идей

1

Использование навыков
креативного мышления для
создания продукта.

Выполнение проекта на
основе комплексного
задания (по выборуучителя):
6 конкурс идей
«Знакомимся с эпохой
писателя»,

Работа в малых
группах
Презентация
результатов
обсуждения

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)

Индивидуальная
работа. Работа в
парах.

Портал РЭШ (https://
fg.resh.edu.ru)

6 социальное проектирование.
«Как я вижу своебудущее?»,
6 подготовка и проведение
социально значимого
мероприятия (например, охраны
лесов от пожаров),
6 подготовка и проведение
классногочаса для младших
подростков
«Физика/биология … в твоей
жизни»,
6 планирование и
организация
системы мероприятий по помощи
вучебе.
16.

Диагностика и
рефлексия.
Самооценка

1

Креативное мышление.
Диагностическая работа для 8
класса.

Выполнение итоговой работы.
Обсуждение результатов.
Взаимо- и самооценка
результатов выполнения

По выбору учителя
8 кл., Литературные места
России
7 кл., Нужныйпредмет,
8 кл., Лесные пожары,
8 кл., Зоопарк. Креативное
мышление, выпуск 2,
Просвещение,
8 кл., ВращениеЗемли,
7 кл., Поможемдруг другу

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Диагностическая работа для 8
класса.
Креативное мышление.
Вариант 1. Пока непришла
мама Вариант 2. Космос в
повседневной жизни

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.

17. Подведение
итогов первой
части
программы.
Самооценка
результатов
деятельности
на занятиях

1

Самооценка уверенности при
решении жизненных проблем.
Обсуждение результатов
самооценки с целью достижения
большей уверенностипри решении
задач по функциональной
грамотности.

Беседа
Оценивать результаты своей
деятельности. Аргументировать
иобосновывать своюпозицию.
Задаватьвопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности.
Предлагать варианты решений
поставленной проблемы.

Приложение

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
18. В профессиях

19.

В
общественной
жизни

1

1

Геометрические фигуры, взаимное
расположение фигур,Числовые
закономерности, Дроби

Извлекать информацию (из
текста, таблицы, диаграмм-мы).
Распознаватьматематические

объекты. Описывать ход и
результаты действий.
Предлагать и обсуждать
способырешения. Прикидывать,
оценивать,вычислять результат.
Устанавливатьи использовать
Перебор возможных вариантов.
зависимости между величинами,
Множества. Числовые выражения и данными. Читать, записывать,
неравенства. Геометрические
сравнивать математические
фигуры, измерение длин и
объекты (числа, величины,
расстояний
фигуры). Применять правила,
свойства (вычислений,
нахождения результата).

Беседа, групповая
работа,
индивидуальная
работа,
практическая
работа
(моделирование)
Групповая работа,
индивидуальная
работа, мозговой
штурм

«Формат книги»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Площади интересных
фигур»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
«Доставка обеда»,
«Столики в кафе»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Абитуриент»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

20.

21.

В
общественной
жизни

В профессия

1

1

Статистические характеристики.
Представление данных (таблица).
Вычисления с рациональными
числами

Геометрические фигуры и их
свойства (треугольник,
прямоугольник), Измерение
геометрических
величин, Тригонометрические
соотношения в прямоугольном
треугольнике

Применять приемыпроверки
результата. Интерпретировать
ответ, данные. Выдвигать
и обосновывать гипотезу.
Формулировать обобщения
и выводы. Распознавать
истинные и

Беседа, групповая
работа,
индивидуальная
работа,
исследование
источников
информации,
презентация
(инфографика)

ложные высказывания об
объектах. Строить
высказывания. Приводить
примеры и контрпримеры.
Выявлять сходства и различия
объектов.Измерять объекты.
Конструировать математические
отношения. Моделировать
ситуациюматематически.
Наблюдать и проводить
аналогии.
Беседа, групповая
работа,
индивидуальная
работа,
практическая

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)

работа
(моделирование),
презентация
(техническое
задание, смета)

«Пассажиропоток аэропортов»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Аренда автомобиля»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

«Освещение зимнегосада»
(http://skiv. instrao.ru/)
РЭШ: «Установка зенитных
фонарей»
«Молодые ученые»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

22. Финансовые
рискии
взвешенные
решения

1

Финансовый риск Инвестиции
Инфляция и ее последствия. Виды
инвестирования Ценные бумаги:
акции, облигации. Что является
грамотным финансовым
решением?

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания.
Обосновывать финансовое
решение.

Решение
ситуативных и
проблемных задач
Беседа/ролевая
игра/ дебаты

Акция или облигация
(http://skiv. instrao.ru/)

Банк как финансовый институт,
инфляция и ее последствия: виды
банковских вкладов, кредит,
банковские проценты, источники
банковской прибыли,банковский
договор. Правила пользования
различными банковскими
продуктами

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания.
Обосновывать финансовое
решение.

Решение
ситуативных
проблемных
задач.
Беседа /
практическая
работа /игра /
дискуссия

«Как приумножить
накопления» (http://
skiv.instrao.ru)

Делаем
финансовые
вложения: как
приумножить
и непотерять

1

24.

Уменьшаем
финансовые
риски: что и
какможем
страховать

1

Страховая компаниикак
финансовый институт; виды
страхования; страховой полис.

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания.
Обосновывать финансовое
решение.

Решение
ситуативных
и
проблемных
задач.
Беседа /
практическая
работа / ролевая
игра / дискус-сия /
дебаты

«Страховка для спортсмена»
(http://skiv. instrao.ru/)
«Медицинская страховка»,
«Страхование здоровья»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https:// media.prosv.ru/func/)

25.

Самое главное
о сбережениях
инакоплениях

1

Сбережения и накопления: общее и
разница Правила рациональных
сбережений и накоплений

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания.
Обосновывать финансовое
решение.

Решение
ситуативных
проблемных
задач

«Инвестиции»
(http://skiv.instrao.ru/)

23.

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)

Беседа /
практическая
работа / игра

и

«Как накопить деньги»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

и

«Сокращение расходов»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

627.

«Сосчитать,
после не
хлопотать»
«Сберегательн
ые вклады»

2

Финансовая грамотность:

Финансовая грамотность:

Финансовый рыноки посредники.
Финансовый риск.
Грамотное финансовое решение.

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые
проблемы.
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое
решение.
Математическая грамотность:

Математическая грамотность:
Зависимость
«цена – количество стоимость».
Действия с числамии величинами.
Вычисление процентов.
Вычисление процента от числа и
числа по его проценту

Извлекать информацию (из
текста,таблицы, диаграммы).
Распознавать математические
объекты.
Моделировать ситуацию
математически.
Устанавливать и
использовать
зависимости между величинами,
данными.
Предлагать
и
обсуждать
способырешения.
Прикидывать, оценивать,
вычислять результат

Решение
ситуативных
и
проблемных
задач
Беседа /
практическая
работа / игра
групповая работа,
индивидуальная
работа

«Где взять деньги?»,
«Как взять кредити не
разориться?»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Сберегательныевклады»
(https://instrao.ru/)
«Банковский кредит»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету Мы живем в обще-стве: соблюдаем нормы общения и
действуем для будущего» (5 ч)
28.

Социальные
нормы –
основа
общения

1

Что такое стереотипы и как они
проявляются в нашей жизни.

Анализировать примеры
социального взаимодействия,
связанного с соблюдением или
нарушением социальных норм,
со
стереотипами. Выявлять и
оцениватьразличные мнения и
точки зрения
о необходимости соблюдения
семейных и общественных
традиций.
Аргументировать

Беседа /
обсуждение /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

«Новый ученик»: Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий.Выпуск 2.
«Новый ученик»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

свое мнение о ролитрадиций в
поддержании культурного
многообразия.
Оценивать риски и последствия
отказа от соблюдения традиций.
2930.

Общаемсясо
старшими и с
младшими.
Общаемся
«по правилам»
идостигаем
общих целей

2

Межкультурное взаимодействие:
рольи причины противоречий в
межкультурном взаимодействии.
Проблемы различных социальных
групп в современноммире.
Демографические группы.
Миграция и мигранты

Определять стратегии
поведения в конфликтных
социальных взаимодействиях.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения о причинахконфликтных
ситуаций.

Ситуации
6 «Поговорим вежливо»,
6 «Пост хвастовства»,
«Самоуправление в школе»,
6 «Рождение детей иСМИ»
(http://skiv.instrao.ru/)

Дискуссия /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

Ситуации «Связь поколений»,
«Детская площадка»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Миграции и ми- гранты»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Ситуация «Миграция и
мигранты» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий.Выпуск 2.

31.

Прошлое и
будущее:
причины и
способы
решения
глобальных
проблем

1

Глобальные проблемы: причины
возникновения, особенности
проявления в различных регионах
Земли.

Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения, связанныес
проявлением глобальных
проблем в различных регионах
Земли. Объяснять сложные
региональныеситуации и
проблемы. Оцениватьдействия
по преодолению сложных
ситуаций и их последствий

Обсуждение
информации,
предложенной
руководителем
занятия
/ решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

«Африка как зеркало
глобальных проблем»,
«Цивилизация и мусор»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Ситуации «Африка как зеркало
глобальных проблем»,
«Цивилизация и мусор»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2.
Ситуации «Леса или
сельскохозяйственные угодья»,
«Озелененные территории»,
«Пластик, о которомвсе
знают» (http:// skiv.instrao.ru/)

32.

Действуем для
будущего:
сохраняем
природные
ресурсы

1

Глобальные проблемы: концепция
устойчивого развития и решение
глобальных проблем. Сущность
концепции устойчивого развития.
Возможности решения глобальных
проблем на примерах
энергетической и сырьевой
проблем

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

Объяснять сложные ситуации и
проблемы, связанные с
устойчивымразвитием.
Аргументировать свое мнение о
возможности преодоления
энергетической и сырьевой
глобальных проблем.
Оценивать действия людей и
сообществс позиций
достижения устойчивого
развития

Обсуждение
информации,
предложенной
руководителем
занятия / решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

«Глобальные проблемы и
ценности устойчивого
развития», «Чистая вода»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
«Глобальные проблемы и
ценности устойчивого развития»: Глобальные
компетенции. Сборник
эталонныхзаданий. Выпуск 2.
Стр. 12–16.
Ситуации «Шопоголик»,
«Бензин или метан», «Цель №
7», «Энергетическая
проблема», «Этичное
производство и потребление»
(http://skiv.instrao. ru/)

33. Подведение
итогов
программы.
Самооценка
результатов

1

деятельности
на занятиях

34.

Итоговое
занятие

Оценка (самооценка) уровня
сформированности функциональной
грамотностипо шести
составляющим. Обсуждение
возможных
действий, направленных на
повышение уровня ФГ отдельных
учащихся и группы в целом.

1

Демонстрация итоговвнеурочных
занятий по ФГ (открытое
мероприятие для школы и
родителей).

Оценивать результаты своей
деятельности. Аргументировать
и обосновыватьсвою позицию.
Осуществлять сотрудничество

Групповая работа

со сверстниками. Учитывать
разныемнения.

Решение практических задач,
успешное межличностного
общение в совместной
деятельности, активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных и других творческих
работах.
Просмотр слайд- шоу с
фотографиями и видео,
сделанными педагогами
и детьми во время занятий.
Благодарности друг другу за
совместную работу.

Театрализованное
представление,
фестиваль, выставка
работ

Для конкретизации проявления
сформированности отдельных
уровней ФГ используются
примеры заданий разного
уровня ФГ
(http://skiv.instrao.ru/)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Виды, формы контроля
Количество часов

Дата
изучения

всего

Практиче
ские

Тема занятия

Контрольн
ые

№

4.09

1

Введение

1

0

1

2

Человек и книга

1

0

1

3

Человек и книга

1

0

1

4

Познание

1

0

1

5

Познание

1

0

1

1

0

1

6

Смыслы, явные искрытые

11.09
18.09
25.09

Конференция

2.10

Конференция

9.10
16.10

7

Наука и технологии

1

0

1

23.10
8

Наука и технологии

1

0

1

6.11
9

Мир живого

1

0

1

13.11
10

Вещества,
окружают

которые

нас

1

0

1

20.11
11

Наше здоровье

1

0

1

Игры
и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут посещать
занятия. Беседа, работа в
группах, планирование
работы
Практикум в компьютерном
классе
Практикум в компьютерном
классе

Творческая лаборатория
Работа индивидуально или в
парах.
Обсуждение
результатов выполнения
заданий.
Работа индивидуально или в
парах.
Обсуждение
результатов выполнения
заданий.
Работа индивидуально или в
парах.
Обсуждение
результатов выполнения
заданий.
Работа в парах или группах.
Мозговой штурм.
Презентация
результатов
выполнения заданий.
Работа в парах или группах.
Мозговой штурм.
Презентация
результатов
выполнения заданий.

12

Креативность в учебных
ситуациях,
ситуациях
личностного
роста
и
социального
проектирования

27.11
1

0

1

4.12
13

Выдвижение
разнообразных идей.

1

0

1

11.12
Выдвижение креативных
идей и ихдоработка.
14

15
16

17

От
выдвижения
доработки идей

1

0

1

18.12

до

Диагностика и
рефлексия. Самооценка
Подведение итогов
первой части программы.
Самооценкарезультатов
деятельности назанятиях

1

0

1

1

0

1

25.12

В профессиях

1

0

1

В общественной жизни

0

1

1

0

1

5.02
20

21

В общественной жизни

1

0

1

В профессиях

1

0

1

22

Финансовые риски
взвешенные решения

23

Делаем финансовые
вложения:
приумножить
и
потерять

и

1

0

1

0

(измерение на местности)
Беседа, групповая работа,
индивидуальная
работа,
изучение интернет-ресурсов,
презентация
Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа

19.02

Решение ситуативных и
проблемных задач
Беседа/ практическая работа/
решение кейсов/ игра
Решение ситуативных и
проблемных задач Беседа/
практическаяработа/игра

1

1

Беседа, групповая работа,
индивидуальная
работа,
исследование
информационных
источников,
опрос,
презентация, круглый стол
Групповая работа,
индивидуальная
работа,
практическая
работа

12.02

26.02
как
не

работа.

Беседа

1

29.01
19

Индивидуальная
Работа в парах.

15.01

22.01

18

Работа в парах и малых
группах надразличными
комплексными
заданиями.
Презентация результатов
обсуждения и подведение
итогов
Работа в парах и малых
группах.
Презентация
результатов обсуждения и
подведение итогов.
Работа в малых группах по
поиску аналогий, связей,
ассоциаций. Работа в парах и
малых группах по анализу и
моделированию ситуаций, по
подведению итогов.
Презентация
результатов
обсуждения.
Работа в малых группах
Презентация
результатов
обсуждения

24

Уменьшаем финансовые
риски: что и как можем
страховать

5.03
1

0

1

12.03
Самое
25

26

27

главное

сбережениях
накоплениях

о
и

«Сосчитать, после не
хлопотать» ,
«Сберегательныевклады»
«Сосчитать, после
хлопотать» ,
«Сберегательные
вклады»

1

0

1

19.03
1

0

1

2.04

не
1

0

1

9.04
28

29

30

31

32

33

34

Социальные нормы
основа общения

–

Общаемся со старшими
и с младшими. Общаемся
«по
правилам»
и
достигаемобщих целей
Общаемся со старшими
и с младшими. Общаемся
«по
правилам»
и
достигаемобщих целей
Прошлое и будущее:
причины
и
способы
решения
глобальных
проблем
Действуем для
будущего:
сохраняем
природные ресурсы
Подведение итогов
программы. Самооценка
результатов
Итоговое занятие

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

1

Решение ситуативных и
проблемных задач.
Беседа / практическая работа
/решение кейсов / игра
Решение ситуативных и
проблемных задач.
Беседа / практическая работа
/решение кейсов / дискуссия/
игра «Агентство по
трудоустройству»
Решение ситуативных и
проблемных задач
Беседа/ практическая работа/
игра
Решение ситуативных и
проблемных задач
Беседа/ практическая работа/
игра,
групповая
работа,
индивидуальная работа
Обсуждение информации,
предложенной
руководителем занятия /
игровая
деятельность

16.04
1

0

1

Дискуссия
/
познавательных
разбор ситуаций

решение
задач и

Дискуссия
/
познавательных
разбор ситуаций

решение
задач и

23.04
1

0

1

1

0

1

Дискуссия / конференция /
решение
познавательных
задач и разбор ситуаций

14.05

Групповая работа

21.05

Театрализованное
представление,
фестиваль,
выставка работ

1

0

34

7.05
1

0

1

Дискуссия / конференция /
решение
познавательных
задач и разбор ситуаций

1

0

1

30.04

1

0

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная]; под ред. Г.С.
Ковалёвой. – 2-еизд. – СПб.: Просвещение, 2021.
2.
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. Пособие для
общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная]; под ред. Г.С.
Ковалёвой. – 2-еизд. – СПб.: Просвещение, 2021.
3.
Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер. 7-9 классы: учебное пособие
для общеобразоват. организаций / [Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С.] / Под ред. Алексашиной И.Ю. –
М.:Просвещение,2021
4.
Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций/ [Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г. Яковлева]; подред.
Г.С. Ковалёвой О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.; СПб.: Просвещение, 2021. – 126 с.: ил. –
(Функциональная
грамотность.
Учимся
для
жизни).
//
URL:https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/
5.
Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.сост. М.А.Пинская, А.М.Михайлова. – М.: ООО Корпорация
«Росучебник»,2019, 76с.
6.
Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций
/Т.Ф.Сергеева– М.:Просвещение, 2020
7.
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2 частях: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, Рослова Л.О., Квитко Е.С. и др.]; под ред.
Г.С.Ковалёвой.– 2-еизд. – СПб.: Просвещение, 2021.
8.
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2 частях: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, Рослова Л.О., Квитко Е.С. и др.]; под ред.
Г.С.Ковалёвой.– 2-еизд. – СПб.: Просвещение, 2021.
9.
Российскаяшкола:началоXXIвека.ПодредакциейС.Г.Косарецкого,И.Д.Фрумина.
дом Высшей школы экономики, Москва, 2019.

Издательский

10. Функциональная грамотность. Креативное мышление: Разговор с экспертом. Группа компаний
«Просвещение».
8
октября
2020
года
URL:https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7oSbR
XL0uhouWx
KMsHS.pdf
11.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2-х частях: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А.,
Чабан Т.Ю.] ;под ред. Ю.Н. Гостевой. –2- еизд.–СПб.:Просвещение,2021.

12.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2-х частях: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А.,
Чабан Т.Ю.] ;под ред. Ю.Н. Гостевой. –2-еизд. –СПб.: Просвещение, 2021.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».