РП Читаем считаем думаем 4 класс Калмакская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора
по ВР

Директор

________________________

________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «25» 08
Приказ
№
61-ос
Нерадовских Л.В.
2025 г.
от «29» 08 2025 г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем»
для обучающихся 4 класса

Программу составила:
Усольцева М.Н.,
учитель начальных классов

с. Калмакское 2025 год

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
факультатив «Читаем, считаем, думаем»
Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем» в 4 классе является составной частью
основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в
соответствии с
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного
приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286;
 Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2022-2023 уч.год;
 Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ
Учебный курс предназначен для обучающихся 4 класса; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем»
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных
взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для
решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые
средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые
средства.
Личностные
Читательская грамотность
Оценивает содержание
прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственную позицию по

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни
на основе математических
знаний с позиции норм морали и

Объясняет гражданскую позицию
в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм морали и

Оценивает финансовые
действия в конкретных
ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих
ценностей, прав и

отношению к прочитанному
формулирует собственную точку
зрения

Тема
раздела
программы
,
количество
отводимых
часов
Основы
читательск
ой
грамотност
и, 9 часов

общечеловеческих ценностей

общечеловеческих ценностей

обязанностей гражданина
страны

Содержание курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем»
Основное содержание
Характеристика основных видов
Планируемые предметные результаты
материала темы
деятельности учащихся

Определение основной темы и
главной мысли в
произведении. Определение
авторской позиции в
художественном тексте. Как
понимать информацию,
содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели
дальнейшего использования.
Работа с текстом. Типы
текстов: повествование,
описание, рассуждение.
Учебный текст как источник
информации. Составление
плана на основе исходного
текста. Создавать собственные

Работа над текстом: выделение темы и
главной мысли, позиции автора. Знакомство
с учебным текстом - как источником
информации. Умение различать разные
типы текстов. Практическая работа по
составлению плана текста. Сочинение.
Комплексная работа. Выполнение заданий в
форме ВПР.

Создавать собственные тексты, применять
информацию из текста при решении учебнопрактических задач.

тексты, применять
информацию из текста при
решении учебно-практических
задач.
Основы
Применение чисел и действий
математич над ними. Сюжетные задачи,
еской
решаемые с конца. Задачи на
грамотност взвешивание. Логические
и, 8 часов
задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда
говорит правду. Наглядная
геометрия. Комбинаторные
задачи. Обобщающее занятие.
Основы
Движение и взаимодействие
естественн частиц. Воздух и его свойства.
онаучной
Углекислый газ в природе и
грамотност его значение. Вода.
и, 9 часов
Уникальность воды. Почвы и
их свойства. Земля,
внутреннее строение Земли.
Знакомство с минералами,
горной породой и рудой.
Уникальность планеты Земля.
Обобщающее занятие.
Основы
Как появились деньги? Деньги
финансово в разных странах. Деньги
й
настоящие и ненастоящие. Как
грамотност разумно делать покупки? Кто
и, 8 часов
такие мошенники? Личные
деньги. Сколько стоит «своё
дело»? Обобщающее занятие.
Всего часов: 34

Выполнение последовательности действий;
Нахождение решения задач. Поиск
закономерности. Логические упражнения на
простейшие умозаключения. Составление
фигур из и частей. Комплексная работа в
форме ВПР.

Способность ориентироваться в
информационном потоке, правильно оценивать
надежность, достоверность, целесообразность
информации.

Вспомнить признаки химических реакций.
Работа в форме ВПР. Работа над текстами
по теме. Выполнение заданий из банка
PISA, TIMSS. Познакомиться с условиями
для существования жизни на Земле. Узнать
свойства живых организмов.
Комплексная работа.

Развивать навыки устанавливать и выявлять
причинно-следственные связи в окружающем
мире.
Осознавать целостность окружающего мира,
осваивать основы экологической грамотности.

Решение задач с величинами «цена», «колво», «стоимость». Знакомство с валютой
разных стран. Практическая работа. Работа
с текстом, содержащим данные по теме.
Чтение текстов и беседа по теме.
Практическая работа. Комплексная работа.

Анализировать информацию, представленную
в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые
для решения коммуникативных задач
сведения.

Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),
художественное творчество. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекцияобзор, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем»
№ п/п

Тема

Основы читательской грамотности
Определение основной темы и главной мысли
в
1.
произведении.
Определение авторской позиции в художественном
2.
тексте.
Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
3-4.
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования.
Работа с текстом. Типы текстов: повествование,
5.
описание, рассуждение.
6.
Учебный текст как источник информации.
7.
Составление плана на основе исходного текста.
Создание собственных текстов, применение информации
8.
из текста при решении учебно-практических задач.
9.
Обобщающее занятие.
Основы математической грамотности
10.
Применение чисел и действий над ними.
11.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
12.
Задачи на взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех,
13.
кто всегда говорит правду.

Кол-во
часов
9 ч.
1
1

Кол-во часов
теория
практика
2
7
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
8ч.
1
1
1
1

08.09

0,5

15.09

2

22.09
29.09

0,5

0,5

06.10

0,5

1
0,5
1

13.10
20.10
10.11

1
6
0,5
0,5
1
0,5

17.11

2

1

Дата
план

2
0.5
0.5
0,5

24.11
01.12
08.12
15.12

факт

14.
15-16.

Наглядная геометрия.
Комбинаторные задачи.

17.
Обобщающее занятие.
Основы естественнонаучной грамотности
18.
Движение и взаимодействие частиц.
19.
Воздух и его свойства.
20.
Углекислый газ в природе и его значение.
21.
Вода. Уникальность воды.
22.
Почвы и их свойства.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
23.
минералами, горной породой и рудой.
24-25.
Уникальность планеты Земля.
26.
Обобщающее занятие.
Основы финансовой грамотности
27.
Как появились деньги?
28.
Деньги в разных странах.
29.
Деньги настоящие и ненастоящие.
30.
Как разумно делать покупки?
31.
Кто такие мошенники?
32.
Личные деньги.
33.
Сколько стоит «своё дело»?
34.
Обобщающее занятие.
Всего часов:

1
2
1
9 ч.
1
1
1
1
1
1
2
1
8 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
34

0,5

3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5

0,5
0,5
9

1
1,5
1
6
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1,5
1
6
0,5
0,5
1
1
0,5
1
0,5
1
25

22.12
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
16.03
23.03
06.04
13.04
20.04
27.04
04.05
04.05
18.05
18.05
25.05
25.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.