Окружающий социальный мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
(Вариант 8.4)
4 класс

с. Армизонское 2024

1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
8.4) МАОУ Армизонская СОШ.
5. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Цели и задачи программы
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые
нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты
питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком",
"Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России, ее культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности,
ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он
включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок
учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная
целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных
представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в
2

различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в
опасной ситуации. Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир"
является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам
"Изобразительная деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком
в ходе работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по
домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том,
что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин,
кафе, вокзал). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей,
учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Окружающий
социальный мир
Час/нед
Час/год

4
2
68

4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
учебного предмета рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям
обучающихся.
Личностные результаты
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета заносятся в СИПР и
с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей
обучающихся:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

3

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
1) Представления о мире, созданном руками человека.
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося
("учитель", "повар", "врач", "водитель");
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах
поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
3) Развитие межличностных и групповых отношений:
представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках;
умение находить друзей на основе личных симпатий;
умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи,
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

умение

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности;
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
жизни:
них;

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в

использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:
4

представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность
личности и достоинства;
представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки,
гражданина.
6) Представление о стране проживания Россия:
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте
проживания;
представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);
представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
5. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Окружающий социальный мир" представлено
следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта",
"Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт",
"Страна", "Традиции и обычаи".
Раздел "Квартира, дом, двор".
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный
(деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего
пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта. Соблюдение
правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с
незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода. Соблюдение правил
пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание
(различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня,
ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений
квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего
адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая
площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья,
место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение)
правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в
квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок,
трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина),
электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности
и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных
насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о
вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в
чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов
(механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения
часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио,
видеотехники и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер,
видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет,
видеоплеер). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном
5

(плеером, планшетом): включение, использование (связь, игра), выключение.
Раздел "Продукты питания".
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе)
по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение)
молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил
хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к
употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина,
говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами
обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки,
консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо
(филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами
обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон,
пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления)
(макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки
(приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание
(различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза,
горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы,
бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание
правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт,
печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Раздел "Предметы быта".
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен,
кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности
при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели
(стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения
предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание
(различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначения предметов посуды. Узнавание
(различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг,
половник, открывалка). Знание назначения кухонного инвентаря.
Узнавание (различение) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть,
ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные
часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов
(частей часов).
Раздел "Школа".
Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание назначения
помещений образовательной организации. Нахождение помещений образовательной
организации. Знание профессий людей, работающих в образовательной организации.
Соотнесение работника образовательной организации с его профессией. Узнавание
(различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной
территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории образовательной
6

организации. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание
(соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш,
точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для
рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене
коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание
положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений
(чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел "Предметы и материалы, изготовленные человеком".
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон), по фактуре (глянцевая,
бархатная). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета,
книга). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой
(ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность,
твердость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из
дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с
помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла
(прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан,
оконное стекло, очки).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из
стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки).
Знание свойств металла (прочность, твердость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание
предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Знание свойств ткани (мягкая,
мнется, намокает, рвется).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала,
постельное белье, обивка мебели). Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (легкость,
хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы,
предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры).
Раздел "Населенный пункт".
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты,
переулки), площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
(аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса,
больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда,
мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический), цирк, жилой дом. Узнавание
(различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон,
работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных
профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание
(различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение)
технических средств организации дорожного движения (дорожный знак ("Пешеходный
переход"), разметка ("зебра"), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы.
Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение)
достопримечательностей своего города (например, Кремль, Троицкий собор, Приказные
палаты, памятник героям).
Раздел "Транспорт".
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание
7

назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного
транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения
воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного
транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения
водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного
средства. Узнавание (различение) космического аппарата. Знание назначения космического
аппарата. Узнавание (различение) составных частей космического аппарата. Знание
(называние) профессий людей, работающих в космической отрасли. Соотнесение
деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание
(соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение)
специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание
назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и
высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка
билета).
Раздел "Страна".
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента Российской
Федерации (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы
России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная
площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи).
Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина
России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России
(паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий
России. Знание выдающихся людей России.
Раздел "Традиции, обычаи".
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций. Знание
символики и атрибутов различных религий. Знание нравственных традиций, принятых в
различных религиях.
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся по классам представлено в приложении.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с
изображением объектов (в образовательной организации, во дворе, в городе), действий,
правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации,
мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила
поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего
социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся
8

доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и
транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных
явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит
обучающимся (в частности, не передвигающимся самостоятельно обучающимся) выезжать в
город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях,
предоставляющих услуги населению.

9

Тема

Дата

Кол-во
часов

Квартира, дом, двор
Мой дом. Из чего
состоит мой дом

1

Типы домов

4

Календарно - тематическое планирование
4 класс (68 ч.)
Формируемые
Материалы и
представления
оборудование
узнавание
(различение) частей
дома (стена, крыша,
окно, дверь, потолок,
пол)
одноэтажный дом,
многоэтажный дом,
каменный дом,
деревянный дом,
городской дом,

Содержание, виды деятельности

Видеопрезентации,
сюжетные иллюстрации,
предметные карточки.
Кубики, дом (игрушка)

Ребенок знакомится со строением дома, его
частями, учится различать и называть их,
рассматривая дом снаружи и изнутри.

Видеопрезентации,
сюжетные
иллюстрации,
предметные
карточки.
Кубики, дом (игрушка)

Ребенок учится различать дома по количеству
этажей, по материалу, из которого они
сделаны. Он рассказывает о своем доме,
называет номер дома, этаж, на котором
проживает.

10

Места
общего
пользования
в
многоквартирном
доме

2

Лифт.
Техника
безопасности

1

сельский дом, дачный
дом
чердак,
подвал,
подъезд,
лифт,
лестничная площадка,
мусоропровод,
домофон,
почтовый
ящик, кодовый замок

Видеопрезентации,
сюжетные иллюстрации,
предметные карточки.
Кубики, дом (игрушка)

С местами общего пользования в доме
ребенок
знакомится
на
примере
многоэтажного дома. Например, ребенок
получает представления о лифте, его
назначении, учится пользоваться лифтом
(входит в лифт, ждет закрытия дверей,
выбирает кнопку с номером этажа, нажимает
ее, стоит во время движения лифта, ждет
открытия дверей, выходит из лифта);
соблюдать правила безопасности в лифте (не
прыгать, не нажимать все кнопки, не
заходить в лифт с незнакомым человеком, в
случае остановки лифта – нажать кнопку
вызова и ждать оказания помощи). Ребенок
учится поддерживать чистоту на лестничной
площадке.
Чердак,
подвал, Видеопрезентации,
С местами общего пользования в доме
подъезд,
лифт, сюжетные
иллюстрации, ребенок
знакомится
на
примере
лестничная площадка, предметные
карточки. многоэтажного дома. Например, ребенок
мусоропровод,
Правила Можно-Нельзя
получает представления о лифте, его
домофон,
почтовый
назначении, учится пользоваться лифтом
ящик, кодовый замок.
(входит в лифт, ждет закрытия дверей,
выбирает кнопку с номером этажа, нажимает
ее, стоит во время движения лифта, ждет
открытия дверей, выходит из лифта);
соблюдать правила безопасности в лифте (не
прыгать, не нажимать все кнопки, не
заходить в лифт с незнакомым человеком, в
случае остановки лифта – нажать кнопку
вызова и ждать оказания помощи). Ребенок
учится поддерживать чистоту на лестничной
11

Правила
безопасности
в
многоквартирном
доме/в
местах
общего
пользования

1

Безопасность
быту

2

Правила
пользования
мусоропроводом

в

1

площадке.
Формируемые
С местами общего пользования в доме
понятия:
чердак,
ребенок
знакомится
на
примере
подвал,
подъезд,
многоэтажного дома. Например, ребенок
лифт,
лестничная
получает представления о лифте, его
площадка,
назначении, учится пользоваться лифтом
мусоропровод,
(входит в лифт, ждет закрытия дверей,
домофон,
почтовый
выбирает кнопку с номером этажа, нажимает
ящик, кодовый замок
ее, стоит во время движения лифта, ждет
открытия дверей, выходит из лифта);
соблюдать правила безопасности в лифте (не
прыгать, не нажимать все кнопки, не
заходить в лифт с незнакомым человеком, в
случае остановки лифта – нажать кнопку
вызова и ждать оказания помощи). Ребенок
учится поддерживать чистоту на лестничной
площадке.
Кран, вода, розетка, Видеопрезентации,
Ребенок знакомится с различными системами
иллюстрации, коммуникаций в квартире, без которых
свет, электричество, сюжетные
предметные карточки.
тепло, батарея.
невозможна комфортная жизнедеятельность
человека. Например, при формировании
представления о водоснабжении ребенок
узнает, что вода поступает в дом, квартиру по
трубам
(водопровод),
перекрывает
поступление воды вентиль, расположенный
на трубе, вода течёт в раковину, ванну из
крана и т.п.
Чердак,
подвал, Видеопрезентации,
С местами общего пользования в доме
подъезд,
лифт, сюжетные
иллюстрации, ребенок
знакомится
на
примере
лестничная площадка, предметные карточки.
многоэтажного дома. Например, ребенок
мусоропровод,
получает представления о лифте, его
домофон,
почтовый
назначении, учится пользоваться лифтом
ящик, кодовый замок.
(входит в лифт, ждет закрытия дверей,
12

Комнаты

3

Назначение
помещений
квартиры

2

Алгоритм

1

выбирает кнопку с номером этажа, нажимает
ее, стоит во время движения лифта, ждет
открытия дверей, выходит из лифта);
соблюдать правила безопасности в лифте (не
прыгать, не нажимать все кнопки, не
заходить в лифт с незнакомым человеком, в
случае остановки лифта – нажать кнопку
вызова и ждать оказания помощи). Ребенок
учится поддерживать чистоту на лестничной
площадке.
Видеопрезентации,
Формируемые
Ребенок учится различать помещения
иллюстрации, квартиры по их назначению (например,
понятия:
квартира, сюжетные
комната,
спальная предметные карточки.
ванная комната – принимать душ, умываться,
комната,
детская
чистить зубы и т.п., кухня – готовить пищу и
т.п.). Для того чтобы ребенку легче было
комната,
гостиная
ориентироваться в помещениях квартиры,
комната,
прихожая,
кухня,
ванная
рекомендуем использовать изображения,
комната,
санузел,
символизирующие определенные помещения
балкон
(например, газовая плита – кухня, кровать –
спальная комната). Ребенок рассказывает о
своей квартире, называет ее номер.
Видеопрезентации,
Формируемые
Ребенок учится различать помещения
сюжетные
иллюстрации,
понятия:
квартира,
квартиры по их назначению (например,
комната,
спальная предметные карточки.
ванная комната – принимать душ, умываться,
комната,
детская
чистить зубы и т.п., кухня – готовить пищу и
т.п.). Для того чтобы ребенку легче было
комната,
гостиная
комната,
прихожая,
ориентироваться в помещениях квартиры,
кухня,
ванная
рекомендуем использовать изображения,
комната,
санузел,
символизирующие определенные помещения
(например, газовая плита – кухня, кровать –
балкон
спальная комната). Ребенок рассказывает о
своей квартире, называет ее номер.
Двор, место отдыха, Видеопрезентации,
Ребенок получает представление о различных
13

действий во дворе.
Правила
безопасности

Правила
безопасности
и
поведения
во
время аварийной
ситуации в доме

2

Мой адрес

4

Школа
Школа

1

игровая
площадка,
спортивная площадка,
место для парковки
автомобилей,
место
для сушки белья,
место для выбивания
ковров, место для
контейнеров
с
мусором, газон.
Кран, вода, розетка,
свет, электричество,
тепло, батарея.

сюжетные
иллюстрации, участках территории двора, их назначении;
предметные карточки.
учится пользоваться ими: кататься на качелях
на игровой площадке, выносить мусор в
специальные контейнеры; выбивать коврик,
сажать цветы на газоне и т.п., соблюдать
правила безопасности и поведения во дворе.

Видеопрезентации,
Ребенок знакомится с различными системами
сюжетные
иллюстрации, коммуникаций в квартире, без которых
предметные карточки.
невозможна комфортная жизнедеятельность
человека. Например, при формировании
представления о водоснабжении ребенок
узнает, что вода поступает в дом, квартиру по
трубам
(водопровод),
перекрывает
поступление воды вентиль, расположенный
на трубе, вода течёт в раковину, ванну из
крана и т.п. Особое внимание обращается на
поведение во время аварийной ситуации
(например, течет батарея, выключился свет и
др.): срочно сообщить взрослому об аварии.
Видеопрезентации,
Формируемые
Ребенок учится называть свой домашний
понятия:
домашний сюжетные иллюстрации,
адрес в определенной последовательности:
предметные карточки.
адрес
название города, улицы, № дома и №
Коммуникативный альбом, квартиры; узнавать свой адрес среди
Глобальное чтение тетрадь нескольких
написанных;
писать
свой
домашний адрес.
Школьный
газоны,
веранда,

двор, Видеопрезентации,
Ребенок учится различать разные участки
гараж, сюжетные
иллюстрации, школьного двора, пользоваться ими в
качели, предметные карточки.
соответствии с их назначением (например,
14

песочница, скамейки,
футбольное поле.

Правила
поведения
школьной
территории

1

Школьный
двор, Видеопрезентации,
газоны,
гараж, сюжетные
иллюстрации,
веранда,
качели, предметные карточки.
песочница, скамейки,
футбольное поле.

Работники школы

2

Мой класс

2

Учитель
класса,
медицинская сестра,
директор, уборщица,
учитель
труда,
учитель
музыки,
учитель физкультуры.
Класс,
место
для
отдыха, место для
игры,
место
для
одевания, место для
занятия, место, где
хранятся игрушки.

Школьный режим
дня

2

на

Видеопрезентации,
сюжетные
иллюстрации,
предметные карточки.

Видеопрезентации,
сюжетные
иллюстрации,
предметные карточки.

Занятие (урок), пауза Видеопрезентации,
иллюстрации,
(перемена), завтрак, сюжетные
прогулка, обед, время предметные карточки.
для отдыха.
15

ездить на велосипеде по велосипедной
дорожке, играть с песком в песочнице и т.д.).
Внимание
ребенка
обращается
на
соблюдение правил поведения на территории
школы (например, не ходить по газонам, не
заходить в гараж и др.).
Ребенок учится различать разные участки
школьного двора, пользоваться ими в
соответствии с их назначением (например,
ездить на велосипеде по велосипедной
дорожке, играть с песком в песочнице и т.д.).
Внимание
ребенка
обращается
на
соблюдение правил поведения на территории
школы (например, не ходить по газонам, не
заходить в гараж и др.).
Ребенок знакомится с профессиями людей,
работающих в школе, особенностями их
деятельности, учится называть профессии,
соотносить с действиями (например, учитель
– учит детей, уборщица – убирает помещения
школы).
Ребенок знакомится с различными зонами
класса,
их
назначением,
учится
ориентироваться в пространстве класса.
Например, показывает место, где лежат
игрушки, находит свой шкаф для раздевания,
место для отдыха, достает предметы и
материалы для занятия.
Ребенок получает представления о том, что
школьный день проходит по определенному
распорядку: в школе есть время для занятий
по предметам, время для отдыха, время для

еды. Последовательность видов деятельности
в течение учебного дня представлена
предметами, изображениями (фото, картинки,
пиктограммы).
2
Друг,
подруга, Видеопрезентации,
Я и другие. Наш
Ребёнок учится выражать различные чувства
дружба,
общность сюжетные
иллюстрации, по отношению к другому близкому человеку
класс
интересов,
любовь, предметные карточки.
(улыбнуться, обнять, поцеловать, подарить
трудолюбие,
цветок, подарок, помочь, вместе погулять),
внимательность,
показывать интерес к другому человеку,
доброта.
определять чувства другого человека по
внешним
проявлениям.
Знакомится
с
нормами поведения в общественных местах:
ограничения в объятиях, поцелуях и др.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Бумага
1
Бумага,
бумажный, Видеопрезентации,
Ребенок получает представления о бумаге:
сюжетные
иллюстрации,
ножницы, шило для
она рвется, мнется, намокает; знакомится с
бумаги,
фигурный предметные карточки.
бумагой,
различной
по
плотности
дырокол.
(альбомный лист, папиросная бумага, картон
и др.) и фактуре (глянцевая, бархатная и др.).
Знакомится с предметами, изготовленными
из бумаги, их назначением: салфетка,
коробка, газета, книга и др.; инструментами,
которыми работают с бумагой.
Дерево
1
Дерево, деревянный, Видеопрезентации,
Ребенок знакомится со свойствами дерева:
иллюстрации, прочность, твёрдость – трудно сломать,
твёрдый,
молоток, сюжетные
предметные карточки.
пила, топор.
плавает в воде, дает тепло, когда горит.
Знакомится с предметами, изготовленными
из дерева (стол, полка, деревянные игрушки,
двери и др.), их назначением; инструментами,
с помощью которых обрабатывают дерево.
Стекло
1
Стекло, стеклянный, Видеопрезентации,
Ребенок знакомится со свойствами стекла:
хрупкий, прозрачный. сюжетные
иллюстрации, хрупкость – легко бьётся; прозрачность –
16

предметные карточки.

Металл

1

Ткань

1

Пластик

1

Растения. Уход за
растениями.
Комнатные
растения

2

через него можно видеть окружающие
предметы.
Знакомится
с
предметами,
изготовленными из стекла (ваза, стакан,
оконное стекло, очки), их назначением.
Внимание
ребенка
обращается
на
соблюдение осторожности при обращении с
предметами, изготовленными из стекла
(осколки – острые, можно пораниться).
Видеопрезентации,
Металл,
Ребенок знакомится со свойствами металла:
сюжетные
иллюстрации,
металлический,
прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет
твёрдый,
прочный, предметные карточки.
в
воде.
Знакомится
с
предметами,
тяжёлый, блестящий.
изготовленными из металла (ведро, игла,
кастрюля и др.), их назначением. Внимание
ребенка обращается на то, что для обработки
металла
необходимо
специальное
оборудование.
Ткань, ножницы, игла. Видеопрезентации,
Ребенок получает представления о ткани: она
сюжетные
иллюстрации, мягкая, мнется, намокает, рвётся. Знакомится
предметные карточки.
с изделиями из ткани (одежда, скатерть,
штора, покрывала, постельное бельё, обивка
мебели и др.), их назначением. Для обработки
ткани пользуются ножницами, иглой.
Пластмасса,
Видеопрезентации,
Ребенок
знакомится
со
свойствами
пластмассовый,
сюжетные
иллюстрации, пластмассы: лёгкость, хрупкость. Знакомится
лёгкий, хрупкий.
предметные карточки.
с изделиями из пластмассы (бытовые
приборы, предметы посуды, игрушки,
фломастеры, контейнеры и т.д.), их
назначением.
горшок, поддон,
Видеопрезентации,
Формирование представления об
лейка, вода, земля
сюжетные иллюстрации,
использовании комнатных растений в
предметные
украшении интерьера квартиры.
карточки.комнатные
Упражнения по различению что красиво –
17

Продукты
Напитки

растения

что не красиво (например, грязная скатерть,
разбросанные по комнате вещи – это не
красиво, цветы в вазе на столе, чистые окна –
это красиво)
Ребенок учится узнавать напитки по
внешнему виду, на вкус. Внимание ребенка
обращается на то, что некоторые напитки
пьют всегда прохладными (лимонад, сок,
минеральная вода, квас), а другие – и
горячими, и холодными (молоко, чай, какао и
др.). Ребенок знакомится с различными
упаковками
напитка:
бутылка,
пакет,
коробка, учится их открывать, наливать в
стакан из больших упаковок и т.п.

1

Формируемые
понятия: вода, чай,
сок, какао, лимонад,
компот, квас, кофе,
напитки

Видеопрезентации,
сюжетные
иллюстрации,
предметные
карточки,
стакан, напитки.

Упаковка.
Напитки

1

Видеопрезентации,
сюжетные
иллюстрации,
предметные
карточки,
стакан, напитки.

Молочные
продукты

1

Формируемые
понятия: вода, чай,
сок, какао, лимонад,
компот, квас, кофе,
напитки
Формируемые
понятия:
молоко,
йогурт,
творог,
сметана,
кефир,
масло, мороженое

Видеопрезентации,
сюжетные
иллюстрации,
предметные
карточки,
стакан, напитки.

18

Ребенок получает представление о том, что
молочные продукты изготавливают из
молока;
учится
различать
молочные
продукты по внешнему виду, на вкус.
Знакомится с различными упаковками
молочных продуктов: бутылка, пакет, банка,
коробка и др., учится их открывать, наливать
и накладывать из больших упаковок и т.п.
Внимание ребенка обращается на то, что
молочные продукты нужно хранить в
холодильнике.

Мясные
продукты. Мясо

2

Рыба. Рыбные
продукты

2

Предметы быта
Электробытовые
приборы. Техника
безопасности.
Алгоритм

2

Формируемые
понятия: мясо, фарш,
колбаса,
сосиска,
сарделька, котлета

Видеопрезентации,
сюжетные
иллюстрации,
предметные
карточки,
стакан, напитки.

Ребенок получает представление о том, что
мясные продукты изготавливают из мяса
животных и птиц. Есть мясные продукты,
готовые к употреблению в пищу (например,
колбаса), но большинство из них необходимо
дополнительно готовить (жарить, варить и
т.п.). Ребенок учится узнавать мясные
продукты по внешнему виду, знакомится с
процессом их приготовления. Внимание
обращается на то, что мясные продукты
нужно хранить в холодильнике.
Видеопрезентации,
Формируемые
Ребенок получает представление о том, что
сюжетные
иллюстрации,
понятия: филе рыбы,
рыбные
продукты
изготавливают
из
карточки, продуктов переработки объектов промысла
крабовые
палочки, предметные
стакан, напитки.
консервы
рыболовства
(рыбы,
млекопитающих,
беспозвоночных и водорослей). Есть рыбные
продукты, готовые к употреблению в пищу
(например,
соленая
сельдь,
консервированный тунец, крабовые палочки
и др.), но некоторые из них необходимо
готовить (жарить, варить и т.п.). Ребенок
учится узнавать рыбные продукты по
внешнему виду, знакомится с процессом их
приготовления. Внимание обращается на то,
что рыбные продукты нужно хранить в
холодильнике.
Видеопрезентации,
Электробытовой
иллюстрации,
прибор, розетка, шнур сюжетные
с вилкой, телевизор, предметные карточки.
утюг,
лампа,
19

Ребенок знакомится с электроприборами, их
назначением и правилами пользования.
Внимание ребенка обращается на то, что у
всех электроприборов есть общая часть —

использования

Мебель

2

Интерьер

1

Часы. Виды часов

1

вентилятор,
обогреватель,
магнитофон,
видеоплеер,
микроволновая печь,
тостер, блендер, фен,
электрический
чайник, кондиционер.
Стол, стул, диван, Видеопрезентации,
иллюстрации,
шкаф, полка, кресло, сюжетные
мебель,
кровать, предметные карточки.
табурет, комод.

шнур с вилкой. Ребенок учится включать
приборы и соблюдать при этом правила
техники
безопасности
(не
трогать
электроприбор и шнур мокрыми руками,
вынимая вилку из розетки, придерживать ее
руками).

Ребенок знакомится с предметами мебели, их
назначением, видами мебели, материалами,
из которых они изготовлены. Например,
получает представление о мягкой мебели,
уходе за ней и т.д. Внимание ребенка
обращается на бережное отношение к
предметам мебели.
Уют, украшение, ваза, Видеопрезентации,
Ребенок знакомится с предметами быта,
иллюстрации, среди которых есть жизненно необходимые и
скатерть, светильник, сюжетные
люстра, бра, зеркало, предметные карточки.
те, без которых можно обойтись. Ребенок
штора,
настольная
знакомится
с
различными
видами
лампа, статуэтка.
светильников в доме (люстра, бра, настольная
лампа). Получает представления о том,
что шторы, картины, фотографии, салфетки,
ваза и др. – это предметы для украшения
нашего быта и создания уюта. Кроме того, в
интерьере помещения могут использоваться
комнатные
растения.
Ребенок
учится
различать что красиво – что не красиво
(например, грязная скатерть, разбросанные по
комнате вещи – это не красиво, цветы в вазе
на столе, чистые окна – это красиво).
Время,
часы, Видеопрезентации,
Сначала ребенок получает представление о
«наручные»
часы, сюжетные
иллюстрации, том, что часы – это прибор для измерения
«настенные»
часы, предметные карточки.
времени, знакомится с видами часов, их
20

Транспорт
Наземный
транспорт

1

Воздушный
транспорт

1

Водный
транспорт

1

«механические» часы,
«электронные» часы,
стрелки, циферблат.

строением.
Ребенок
рассматривает
циферблат, учится различать стрелки:
короткая – часовая, длинная – минутная,
секундная – быстро двигается. Также часы
являются предметом интерьера, который
необходим человеку в быту для ориентации
во времени.

Поезд,
метро,
автомобиль, автобус,
велосипед,
колеса,
руль,
кузов,
двигатель,
паровоз,
вагоны,
грузовой
транспорт,
пассажирский
транспорт.
Самолет,
вертолет,
воздушный
шар, корпус, крылья,
хвост,
шасси,
двигатель, грузовой
транспорт,
пассажирский
транспорт.
Катер, лодка, корабль
(пароход,
теплоход), корпус,
палуба,
якорь,
штурвал,
грузовой
транспорт,
пассажирский

Видеопрезентации,
Ребенок
знакомится
с
наземным
сюжетные
иллюстрации, транспортом, его назначением: рельсовый –
предметные карточки.
поезд, метро; безрельсовый – автомобиль,
автобус, велосипед, троллейбус; знакомится
с составными
частями
некоторых
транспортных средств: автомобиль – колеса,
руль, кузов, мотор; поезд – паровоз, вагоны,
колеса.
Видеопрезентации,
Ребенок
знакомится
с
воздушным
сюжетные
иллюстрации, транспортом, его назначением: самолет,
предметные карточки.
вертолет, воздушный шар; знакомится
с составными
частями
некоторых
транспортных средств: самолет – корпус
(крылья, хвост), шасси, мотор.
Видеопрезентации,
Ребенок знакомится с водным транспортом,
сюжетные
иллюстрации, внешним видом водных транспортных
предметные карточки.
средств, их назначением: катер, лодка,
корабль (пароход, теплоход); знакомится
с составными
частями
некоторых
транспортных средств: корабль, корпус,
палуба, якорь, штурвал.
21

Космический
транспорт

1

Страна
Россия

2

Президент

2

Традиции, обычаи

транспорт, двигатель.
Космическая ракета, Видеопрезентации,
иллюстрации,
космический аппарат, сюжетные
двигатель,
пульт предметные карточки.
управления.

Государство, Россия, Видеопрезентации,
иллюстрации,
столица,
Москва, сюжетные
страна, герб, флаг, предметные карточки.
гимн, президент.

Ребенок
знакомится
с
космическим
транспортом, внешним видом космических
транспортных
средств,
их
назначением: космическая
ракета,
космический
аппарат;
получает
представления о составных частях некоторых
транспортных средств: корпус, двигатель,
пульт управления.

Ребенок знакомится с названием страны,
расположением РФ на географической карте,
многонациональном
населении
(национальных
костюмах,
особенностях
быта,
традициях),
государственной
символикой, получает представление о
президенте России, его обязанностях;
знакомится
с
государственными
праздниками, их атрибутами.
Государство, Россия, Видеопрезентации,
Ребенок знакомится с названием страны,
иллюстрации, расположением РФ на географической карте,
столица,
Москва, сюжетные
страна, герб, флаг, предметные карточки.
многонациональном
населении
гимн, президент.
(национальных
костюмах,
особенностях
быта,
традициях),
государственной
символикой, получает представление о
президенте России, его обязанностях;
знакомится
с
государственными
праздниками, их атрибутами.

22

Праздник

1

Праздник,
подарок, Видеопрезентации,
иллюстрации,
украшение, нарядный, сюжетные
предметные карточки.
торжественный.
(Новый Год, День
Победы,
8 марта,
Масленица,
23
февраля, Пасха).

Ребенок
знакомится
с
разнообразием
праздников, признаками и атрибутами
праздника,
участвует
в
изготовлении
подарков, украшении класса, накрывании
праздничного
стола,
в
праздничном
представлении. Примерный перечень: Новый
год – Дед Мороз, Снегурочка, подарки, елка,
новогодние украшения; Рождество – служба в
церкви; 23 февраля – день защитников
отечества, поздравляем мужчин и мальчиков,
армия, парад; 8 марта – международный
женский день, поздравляем всех девочек и
женщин; День Победы – победа русских
солдат над врагами, поздравляем ветеранов
ВОВ, возложение цветов к памятнику
погибших, вечный огонь, салют; Масленица –
блины, солнце, хоровод, чучело, катание с
горок; Пасха — красим яйца, пасхальный
кулич, служба в церкви.
День Видеопрезентации,
Ребенок знакомится со школьными
День сюжетные
иллюстрации, праздниками, традициями, участвует в
дверей, предметные карточки.
подготовке к празднику (украшении школы,
учебный
приготовлении
угощений,
репетиции
выступления и т.п.), в проведении праздника.
Видеопрезентации,
Ребенок учится следовать общекультурным
сюжетные
иллюстрации, правилам и нравственным устоям, принятым
предметные карточки.
в обществе: брать на себя посильную
ответственность,
помогать
ближнему,
проявлять положительные эмоции и добрые
чувства к другим людям и т.п. Ребенок
учится послушанию, смирению, учится
верить в свои силы, в помощь со стороны
других людей, сопереживать, порадоваться,

Школьные
праздники

2

Нравственность

2

Каникулы,
знаний,
открытых
последний
день.
Добро, зло,

23

сочувствовать.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».