Человек

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Человек»
(Вариант 8.4)
4 класс

с. Армизонское 2024

1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
8.4) МАОУ Армизонская СОШ.
5. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Цели
Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи
1) формирование гигиенических навыков;
2) коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие
мелкой моторики рук;
3) обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических
требований при использовании различных материалов;
4) формирование организационных умений и навыков;
5) формирование навыков культурой еды;
6) развитие умений ориентироваться в задании;
7) воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов
самообслуживания;
8)
продолжать
самообслуживания.

развивать

самостоятельность

в

выполнении

навыков

2. Общая характеристика учебного предмета
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его
активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания
себя в системе социального мира. Социальную природу "я" ребенок начинает понимать в
процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает формирование
представлений о себе как "Я" и своем ближайшем окружении и повышение уровня
2

самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: "Представления о себе", "Семья",
"Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи".
Раздел "Представления о себе" включает следующее содержание: представления о
своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа
жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и
вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел "Гигиена тела" включает задачи по
формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь
ногти, причесываться. Раздел "Обращение с одеждой и обувью" включает задачи по
формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий
при одевании и снятии предметов одежды. Раздел "Прием пищи" предполагает обучение
использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в
тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в
туалете включены в раздел "Туалет". В рамках раздела "Семья" предполагается
формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,
взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и
нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения
для обучающегося являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим,
спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к
ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например,
работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки,
проводится с обучающимися младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица,
мытью в душе проводится с обучающимися более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям,
например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать
руки. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих
операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих
навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования
умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится
принимать душ, мыть голову.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия
специалистов и родителей (законных представителей). Работа, проводимая в
образовательной организации, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает
больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Человек
Час/нед
Час/год

4
3
102

4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
учебного предмета рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих
3

индивидуальным
обучающихся.

возможностям

и

специфическим

образовательным

потребностям

Личностные результаты
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением
в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
4

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной
роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
5. Содержание учебного курса
Содержание учебного предмета "Человек" представлено следующими разделами:
"Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием
пищи".
Раздел "Представления о себе".
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание
(различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки
(локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей
тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа).
Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие,
печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек.
Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние
своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных
изменений человека.
Раздел "Гигиена тела".
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с
помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,
намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.
Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение
покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание
лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание
крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание
воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий
при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой,
намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание
рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
5

Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение
последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос,
вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном:
включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки
головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла,
вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.
Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование
косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой,
духами).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка,
шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка,
трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения
предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии,
заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли,
сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная,
рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание
(различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения
головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов
одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая,
домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава,
стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого
рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого
ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание
левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например,
верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки,
расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы,
кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс,
вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк).
Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление
ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог).
Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например,
надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль
своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны
одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
Выворачивание одежды.
Раздел "Туалет".
6

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или
большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности
действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк,
колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование
туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива
воды, мытье рук.
Раздел "Прием пищи".
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана):
захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана),
втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание
жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки,
зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки
пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в
тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка
пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование
салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Раздел "Семья".
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и
взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей
членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся по классам представлено в приложении.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Печатные пособия:
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
Плакаты, иллюстрации и загадки
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др).
Экранно-звуковые пособия
Видеоматериалы, презентации,
мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
внутрисемейные взаимоотношения
Обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений
речи;
Технические средства обучения
Аудиопроигрыватель
Световой экран
Компьютер
Оборудование класса
7

Ученические столы одно- и двуместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Стол для рисования песком
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М.Бражниковой, М: Владос.; 2010
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией
кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М: Гумманитарный
издательский центр., 2007 г.
3. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS) под редакцией
Лори Фрост, Энди Бонди, Москва, РБОО Центр лечебной педагогики,2011.

8

Приложение

Тема

Дата

Кол-во

Календарно- тематическое планирование
4 класс (102 ч.)
Формируемые
Материалы и

9

Содержание, виды деятельности

Представление о себе
Я-человек.

Моё имя

Я и другие

часов

представления

оборудование

4

Восприятие частей тела
как отдельных элементов
тела. Представления о
собственном теле.
Отнесение себя к
определенному полу.
Умение определять
"мое" и "не мое".

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски.

Ребенок получает представление о строении
тела человека: голова (волосы, уши, шея,
лицо). Знает, понимает, что у него есть/как
называется часть тела, её функцию.

3

Знание своего имени,
фамилии и умение
давать отклик на имя
доступным способом.
Формирование
зрительного образа «Я»
умения узнавать себя в
зеркале, умение узнавать
себя на фотографиях и
Формирование знания о
собственной гендерной
принадлежности
(мальчик, девочка) и
возрастных
представлений(ребенок,
взрослый, малыш,
большой).
Представление о
возрастных изменениях
человека.
Мои одноклассники:

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски.

Ребенок учится соотносить себя и других.
Может назвать имя, откликаться на своё имя
с помощью вербальных и невербальных
средств

4

Ребенок учится соотносить себя и других с
определенной половой категорией (мальчик,
девочка)
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, кукла.

10

Ребенок учится соотносить себя и других с
определенной половой категорией (мальчик,
девочка)

имена, фамилии
Узнавание (различение)
частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб,
рот (губы, язык, зубы);

Моё лицо

3

Внутренние
органы человека

3

Скелет, мышцы, кожа,
кровь, внутренние
органы, сердце, легкие,
печень, почки, желудок,
вредные привычки,
здоровье

Как я себя
чувствую?

2

Здоровый человек,
больной человек,
простуда

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, кукла.

Ребенок получает представление о том, что
люди отличаются друг от друга
биологическими характеристиками: цветом
глаз, волос, формой носа, рта. Ребенок
учится находить части лица на другом
человеке, на себе, кукле, изображении и
знакомится с их назначением. Например, у
меня есть рот, он мне нужен для того, чтобы
пить, есть, говорить, смеяться.
Иллюстративный
Ребенок получает представление о том, что
материал,
у каждого человека есть скелет, мышцы,
видеопрезентации,
кожа, кровь и внутренние органы (сердце,
раскраски, скелет-муляж. легкие, печень, почки, желудок). Ребенок
рассматривает внутренние органы человека
на муляжах, фотографиях, иллюстрациях,
видео; знакомится с их расположением и
назначением, взаимодействием органов
между собой. Рекомендуем познакомить
детей с вредными привычками, которые
влияют на работу внутренних органов и в
целом на здоровье человека. Например,
переедание вызывает боль в желудке, из-за
курения портятся зубы, появляется кашель и
одышка, чтение в положении «лежа»
приводит к нарушению зрения,
неправильная посадка ведет к искривлению
позвоночника.
Иллюстративный
Ребенок учится оценивать свое комфортное
материал,
состояние как здоровое: я чувствую себя
видеопрезентации.
хорошо, у меня ничего не болит, я здоров.
Если у него что-то болит, он учится
сообщать об этом с помощью жестов,
11

например, у меня болит зуб, голова.
Ребенок учится называть свой домашний
адрес в определенной последовательности:
название города, улицы, № дома и №
квартиры; узнавать свой адрес среди
нескольких написанных; писать свой
домашний адрес.

Мой адрес

4

Адрес

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации.

Семья
Моя семья

2

Сын, внук, дочь, внучка

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации

Кто есть в моей
семье?

2

Сын, внук, мама,
бабушка.

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации

Я и семья. Время
вместе.

2

Работа моей
семьи.

2

Домашняя работа.
Культурно-досуговая
деятельность
Учитель, врач, водитель.

Дети и взрослые

2

Семья, мама, папа,
бабушка, дедушка.

Гигиена тела
Использование

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации

Ребенок получает представление о добром,
заботливом, уважительном отношении
членов семьи друг к другу, учится понимать
свою социальную роль в семье (например, я
– сын, внук).
Ребенок получает представление о добром,
заботливом, уважительном отношении
членов семьи друг к другу, учится
определяет социальные роли других членов
семьи (например, тетя – сестра мамы, папа –
сын бабушки и дедушки, которые живут
вместе с нами).
Ребенок получает представление о
домашней хозяйственной деятельности
членов семьи.
Ребенок знакомится с профессиями
взрослых членов семьи; расширяется
представление о ранее знакомых
профессиях.
Ребенок учится узнавать среди других
людей членов своей семьи (в том числе на
фотографии, видео).

2

Различение вентилей с

Иллюстративный

Ребенок учится различать вентили с горячей

12

воды. Гигиена
тела.

горячей и холодной
водой

материал,
видеопрезентации,
опорные картинки

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, полотенце
(бумажное, тканевое)
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, мыло,
полотенце.

Вытирание рук

2

Вытирание рук
бумажным и тканевым
полотенцем.

Автоматическая
сушилка

2

Сушка рук с помощью
автоматической
сушилки.

Последовательнос
ть действий при
мытье и
вытирании рук

2

Соблюдение последовате
льности действий при
мытье и вытирании рук.

Вытирание лица

2

Вытирание лица

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
13

и холодной водой, открывая кран,
ориентируясь на цветовой знак (синий цвет
— холодная вода, красный цвет — горячая
вода). При пользовании рычагом, ребенок
также учится ориентироваться на цветовой
знак, поворачивая рычаг в сторону,
например, синего цвета, если ему нужна
холодная вода.
Ребенок учится вытирать руки бумажным
или тканевым полотенцем, брать полотенце
и промачивать ладонь и тыльную сторону
рук.
Ребенок учится пользоваться
автоматической сушилкой, подставлять
руки под струю воздуха и удерживает их до
полного высыхания.
Ребенок учится соблюдать
последовательность действий в совместной
работе с учителем, по подражанию, по
образцу, по словесной инструкции или с
опорой на изображения (фото, картинки,
пиктограммы). Время удержания рук под
струей воды увеличивается до 1
минуты. Сначала ребенок учится потирать
рука о руку без воды, затем под струей
воды.
Ребенок берет полотенце и располагает его
так, чтобы оно лежало на его ладонях.
Потом он подносит полотенце к лицу и
промокает лоб, щеки и другие части лица.

карточки, полотенце.
Последовательнос
ть действий при
мытье и
вытирании лица

2

Соблюдение
последовательности
действий при мытье и
вытирании лица

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, полотенце.

Чистка зубов

2

Соблюдение
последовательности
действий при чистке
зубов, открывание
тюбика с зубной пастой,
намачивание щетки,
выдавливание зубной
пасты на зубную щетки,
чистка зубов, полоскание
рта, мытье щетки,
закрывание тюбика с
зубной пастой.

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, зубная паста,
зубная щетка

Последовательнос
ть действий при
чистке зубов и
полоскании
полости рта

2

Соблюдение
последовательности
действий при чистке
зубов, открывание
тюбика с зубной пастой,
намачивание щетки,
выдавливание зубной
пасты на зубную щетки,

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, зубная паста,
зубная щетка
14

Пользуясь влажной салфеткой, ребенок
держит ее одной или двумя руками (как ему
удобнее) и протирает лицо.
Ребенок берет полотенце и располагает его
так, чтобы оно лежало на его ладонях.
Потом он подносит полотенце к лицу и
промокает лоб, щеки и другие части
лица. Если ребенок не осваивает одну из
операций последовательности действий при
мытье и вытирании лица, то она разбивается
на более мелкие шаги и отрабатывается
отдельно.
Обучение ребенка чистке зубов начинается
с беседы учителя с родителями, в ходе
которой учитель выясняет состояние зубов
ребенка, получает информацию о том, какой
зубной пастой и щеткой пользуется ребенок.
Чистить зубы ребенок
учится выметающими движениями
(наружную и внутреннюю поверхность - от
десны к краю зуба) и горизонтальными
движениями (жевательную
поверхность). Удерживая руку ребенка со
щеткой в своей руке, учитель дает образец
выполнения действий.
Обучение ребенка чистке зубов начинается
с беседы учителя с родителями, в ходе
которой учитель выясняет состояние зубов
ребенка, получает информацию о том, какой
зубной пастой и щеткой пользуется ребенок.
Чистить зубы ребенок
учится выметающими движениями
(наружную и внутреннюю поверхность - от

чистка зубов, полоскание
рта, мытье щетки,
закрывание тюбика с
зубной пастой
Мои волосы. Для
чего нужна
расчёска?

2

Последовательность
действий при
расчесывании волос

Последовательнос
ть действий при
мытье и
вытирании волос

2

Намачивание волос,
намыливание волос,
смывание шампуня с
волос, вытирание волос

Одевание и раздевание
Предметы одежды

2

Куртка, шапка, шарф,
варежки, кофта,
футболка, майка, трусы,
штаны, шорты, носки.

Назначение

3

Куртка, шапка, шарф,

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, расческа,
щетка для волос
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, шампунь,
полотенце

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
одежды
Иллюстративный
15

десны к краю зуба) и горизонтальными
движениями (жевательную
поверхность). Удерживая руку ребенка со
щеткой в своей руке, учитель дает образец
выполнения действий
Ребенок учится перед зеркалом проводить
расческой по волосам, начиная от корней
волос и по направлению к концам.
Внимание обращается на расчесывание
волос со всех сторон головы.
Ребенок учится тщательно намачивать
волосы, удерживая голову под струей воды.
Взяв определенное количество шампуня
(образец задает взрослый), ребенок
распределяет его по ладоням обеих рук,
после чего тщательно втирает в волосы.
Затем ребенок подставляет голову под
струю воды и смывает шампунь со всех
участков головы. Если ребенок не осваивает
одну из операций последовательности
действий при мытье и вытирании волос, то
она разбивается на более мелкие шаги и
отрабатывается отдельно.
Ребенок знакомится с предметами верхней
одежды, нижним бельем и др. Внимание
обращается на то, чем один предмет одежды
отличается от другого.
Ребенок знакомится с предметами верхней

предметов
одежды.
Одеваемся гулять
в разное время
года.
Детали одежды

варежки, кофта,
футболка, майка, трусы,
штаны, шорты, носки.

2

Пуговицы, рукава,
карманы.

Назначение
деталей предметов
одежды

2

Пуговицы, рукава,
карманы.

Моя обувь

2

Сапоги, ботинки,
кроссовки, сандалии,
тапки.

Назначение видов
обуви

2

Спортивная, домашняя,
выходная, рабочая,
зимняя, летняя,
демисезонная обувь.

Различение
сезонной обуви

2

Спортивная, домашняя,
выходная, рабочая,

материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
одежды.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
одежды.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
одежды
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
обуви
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
обуви
Иллюстративный
материал,
16

одежды, нижним бельем и др. Уточняется
назначение отдельных предметов одежды
(например, куртку носят зимой в мороз,
шорты носят летом в жару).
Ребенок знакомится с деталями предмета
одежды (пуговицы и др.). Внимание
обращается на то, чем один предмет одежды
отличается от другого (например, у свитера
нет пуговиц, а у кофты есть пуговицы; у
футболки есть короткие рукава, а майка без
рукавов).
Ребенок рассматривает детали предмета
одежды (пуговицы и др.). Уточняется
назначение деталей предметов одежды.

Ребенок знакомится с предметами обуви.
Внимание обращается на то, чем один
предмет обуви отличается от другого
(например, у сапог есть молния, а у
кроссовок есть шнурки).
Ребенок знакомится с назначением
отдельных видов обуви (например, зимнюю
обувь носят, когда на улице снег и холодно,
сандалии носят летом в жару, тапки
обувают в помещении).
Ребенок знакомится с предметами обуви,
рассматривает детали предмета обуви

(зимняя, летняя,
демисезонная)

зимняя, летняя,
демисезонная обувь.

видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
обуви

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, головные
уборы
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, головные
уборы
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
одежды, обуви, головные
уборы

Головные уборы

2

Шапка, кепка, панама.

Назначение
головных уборов

2

Шапка, кепка, панама.

Различение по
сезонам предметов
одежды, обуви,
головных уборов

2

Зимняя одежда, летняя
одежда, осенняя одежда,
весенняя одежда.

Какая бывает
одежда?

2

Повседневная одежда,
праздничная одежда,
домашняя одежда,
спортивная одежда.

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
17

(молнии, липучки, шнурки). Внимание
обращается на то, чем один предмет обуви
отличается от другого (например, у сапог
есть молния, а у кроссовок есть шнурки).
Уточняется назначение отдельных видов
обуви (например, резиновые сапоги носят,
когда на улице лужи и грязь, сандалии носят
летом в жару, тапки обувают в помещении).
Ребенок знакомится с головными уборами,
находит различия (поля, козырек и др.).

Ребенок знакомится с назначением
головных уборов (например, теплую шапку
носят зимой в мороз, панаму носят летом в
солнечную погоду).
Ребенок учится различать летнюю,
весеннюю/осеннюю и зимнюю одежду,
обувь, головные уборы: зимняя одежда –
куртка, сапоги, шапка, варежки, шарф;
летняя одежда – футболка, шорты,
сандалии, кепка, панама; весенняя/осенняя
одежда – куртка, плащ, шапка, ботинки,
сапоги.
Ребенок получает представление о том, что
выбор одежды зависит от предстоящих
событий, видов деятельности (например,
день рождения – нарядная одежда, занятия

Алгоритм
одевания одежды

3

Верхняя одежда, снятие
варежек, снятие шапки,
расстегивание куртки,
снятие куртки.

Как я выгляжу?

3

Контроль своего
внешнего вида.

Лицевая,
изнаночная,
передняя, задняя
стороны, верх, низ
одежды

2

Различение лицевой
(изнаночной), передней
(задней) стороны
одежды, верха (низа)
одежды.

Приём пищи
Я хочу пить.
Напитки.

2

Сообщение о желании
пить

Наливание
жидкости

3

Наливание жидкости в
кружку

карточки, предметы
одежды.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
одежды.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
одежды.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, предметы
одежды.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
18

спортом - спортивная одежда).
Сначала ребенок учится снимать комплект
предметов одежды, который определяет
учитель. Последовательность снятия
одежды может быть различной и зависит от
того, какие предметы одежды носит ребенок
(например, шапка без завязок, шапка на
завязках) и как он их носит (например,
шарф повязанный на куртку или под нее).
Ребенок учится контролировать свой
внешний вид: расправлять воротничок
блузки, заправлять рубашку, застегивать
ширинку брюк, отряхивать одежду и т.д.
Ребенок учится надевать одежду лицевой
стороной наружу, изнаночной стороной к
телу. Внимание обращается на наличие
швов, этикеток на изнаночной стороне
одежды.
Ребенка учат просить пить, например,
говорить «Дай пить» или выражать желание
жестом, причмокиванием.
Ребенка учат наливать жидкость в кружку.
Наливая сок, воду и др. из коробки,
бутылки, чайника и т.п. ребенок ставит
кружку на стол и наливает жидкость до

карточки, кружка,
емкость с водой

Я хочу есть.
Продукты
питания.

2

Сообщение о желании
есть.

Еда вилкой

3

Правила
поведения за
столом. Салфетка.

1

Захват вилки,
накалывание кусочка
пищи, поднесение вилки
ко рту, снятие с вилки
губами кусочка пищи,
опускание вилки в
тарелку.
Использование салфетки
во время приема пищи

Режим дня

7

Режим дня школьника:
утро, день, вечер, ночь.
Здоровое питание.

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки.
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, вилка
Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки, салфетка

Иллюстративный
материал,
видеопрезентации,
раскраски, опорные
карточки
19

определенного уровня (метки на кружке), не
проливая. Потом ребенок учится наполнять
кружку, ориентируясь на край кружки/ в
соответствии со своим желанием (наливать
столько жидкости, сколько хочет выпить).
Ребенка учат просить есть, например,
говорить «Дай есть» или выражать желание
жестом, причмокиванием.
Ребенка учат есть вилкой. В зависимости от
двигательных возможностей ребенка ему
подбирают специальную вилку (с насадкой,
изгибом и т.п.). Пищу режут на кусочки,
удобные для накалывания вилкой и
пережевывания.
Ребенка учат пользоваться салфеткой во
время приема пищи. В начале обучения во
время приема пищи перед ребенком ставят
зеркало, чтобы он видел остатки пищи на
лице, которые следует убрать. Ребенок
учится брать салфетку, вытирать
(промокать) остатки пищи с лица.
Использованную салфетку ребенок кладет
рядом со своей тарелкой.
Ребёнка учат соблюдать режим дня.
Принимать пищу в разные часы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».