МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол № 1 Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету «Окружающий природный мир» (Вариант 8.4) 4 класс с. Армизонское 2024 1. Пояснительная записка Нормативные документы Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599. 3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598. 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) МАОУ Армизонская СОШ. 5. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская СОШ. Цели и задачи программы Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. 2. Общая характеристика учебного предмета Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы". В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к 2 ней. Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Окружающий природный мир Час/нед Час/год 4 2 68 4. Личностные и предметные результаты освоения предмета Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся. Личностные результаты Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 3 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы; представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения жизнедеятельности, охраны здоровья; правил 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние"); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки). 3) Элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года; представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году. 5. Содержание учебного курса Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы". Раздел "Растительный мир": Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни 4 человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса. Раздел "Животный мир". Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) 5 детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание). Объекты природы. Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение 6 месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Временные представления. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. 6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по классам представлено в приложении. 7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у 7 обучающихся доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица. По возможности, в организации создаются "живые уголки" для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и (или) поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния обучающихся в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки обучающихся в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства. 8 Приложение Тема Дата Временные представления Сутки Кол-во часов 2 Календарно- тематическое планирование 4 класс (68 ч.) Формируемые представления утро, день, вечер, ночь, светло, темно Материалы и оборудование Сюжетные предметные раскраски 9 Содержание, виды деятельности иллюстрации, Ребенок получает первые представления о картинки, единицах измерения времени (сутки). Знакомится с признаками дня и ночи, утра и вечера (например, день – на небе светит солнце, облака, светло; ночь – на небе появляются луна, звезды, темно), знакомится со сменой частей суток, ориентируясь на положение солнца в Мой день. Режим дня Дни недели Неделя Рабочие дни и выходные 1 Год 4 Явления природы в разные времена года 2 Месяц 1 Какая погода? сегодня Животный мир 1 1 1 1 Рабочие дни, выходные Сюжетные дни, понедельник, предметные вторник, среда, четверг, календарь пятница, суббота, воскресенье разное время суток (утром солнце поднимается над землей, днем – стоит высоко, вечером – опускается к земле, ночью – солнца нет, появляются луна /месяц, звезды), знакомится с видами деятельности людей в разные части суток. иллюстрации, Ребенок знакомится с единицей измерения картинки, времени – неделей, состоящей из дней; получает представления о днях недели, их названии, последовательности, связывает их с определёнными видами деятельности (например, в понедельник хожу в бассейн); учится различать рабочие и выходные дни. осень, листопад, зима, Сюжетные иллюстрации, снег, мороз, лето, жарко, предметные картинки, весна, почки, ледоход, календарь, раскраски время года, последовательность месяцев сезон погода, ясно, пасмурно, облачно, осадки Сюжетные предметные раскраски 10 иллюстрации, картинки, Ребенок получает представление о характерных признаках времени года, учится их называть, наблюдает за изменениями в природе, погоде (например, осенью листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, опадают; изменяется долгота дня, изменяется температура, часто идет дождь); знакомится с сезонными изменениями, происходящими в жизни животных (например, зимой медведь спит) и человека (например, весной сажают растения). Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер); соотнесение явлений природы с временем года Представление о годе как о последовательности сезонов Рассказ о погоде текущего дня Представление животном о 3 Домашние животные 1 Значение домашних животных в жизни человека Уход за домашними животными 2 Дикие животные 1 Значение диких животных в жизни человека Птицы 1 1 2 животное, голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога. Сюжетные иллюстрации, предметные картинки, набор резиновых игрушек, раскраски Знание основных признаков животного; знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши); установление связи строения тела животного с его образом жизни. Ребенок получает представление о животном, его строении на примере собаки и лошади, их отличии от других представителей животного мира. домашние животные, Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) домашних животных корова, теленок, свинья, предметные картинки, набор (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, поросенок, игрушек, собака); знание питания домашних животных лошадь, резиновых жеребенок, коза, раскраски Знание значения домашних животных в жизни козленок, овца, ягненок, человека баран, кот, котенок, собака, щенок, голова, Уход за домашними животными (котом, туловище, лапы, ноги, собакой и др.) рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши. дикие животные, волк, Сюжетные иллюстрации, Знакомство с дикими животными, волчонок, лиса, лисенок, предметные картинки, набор особенностями их внешнего вида, их питанием, медведь, медвежонок, резиновых игрушек, способом передвижения. Ребенок учится заяц, зайчонок, белка, раскраски называть их, объединять в группу по месту бельчонок, ёж, иголки, обитания (живут в лесу, сами добывают себе голова, туловище, лапы, корм); знакомится с детенышами диких животных. ноги, рога, хвост, копыта, шерсть, уши. Знание значения диких животных в жизни человека птица, голова, клюв, Сюжетные туловище, хвост, ноги, предметные крылья, перья раскраски 11 иллюстрации, Представление о строении птицы на примере картинки, голубя, его отличии от других представителей животного мира. Их тело приспособлено к полету, хотя некоторые виды птиц, например киви и пингвины, потеряли способность летать. Домашние птицы 2 домашняя птица, Сюжетные курица, цыпленок, утка, предметные утенок, гусь, гусенок, раскраски индюк, индюшонок, петух, яйцо, корм Зимующие птицы 2 перелётные птицы, Сюжетные зимующие птицы, предметные голубь, ворона, воробей, раскраски снегирь, синица Перелетные птицы 2 перелётные птицы, журавль, аист, зимующие птицы Сюжетные предметные раскраски 12 Перья имеют важное значение в жизни птицы: сохраняют тепло тела и защищают птицу от намокания; благодаря перьям крыльев птицы могут летать, оперение придает телу птицы обтекаемую форму, которая также облегчает передвижение в воздухе. Птицы издают разнообразные звуки. Одни используют для этого клюв, другие — оперение. Большинство птиц голосовыми сигналами и песнями общаются друг с другом. иллюстрации, Знакомство с домашними птицами, картинки, особенностями их внешнего вида, звуками, которые издают домашние птицы, чем питаются, как передвигаются. Ребенок учится называть их, объединять в группу по месту обитания (живут рядом с человеком, и он ухаживает за ними), знакомится со значением птиц в жизни человека; знакомится с детенышами домашних птиц. иллюстрации, Ребенок знакомится с птицами, особенностями картинки, их внешнего вида, их питанием, способом передвижения. Ребенок учится называть их, объединять в группу по месту обитания (живут в лесу, в городе). Значение птиц в жизни человека и в природе. Ребенок получает представление о зимующих и перелетных птицах, учится объединять их в группы. Внимание обращается на то, что зимующие птицы нуждаются в заботе человека (корм, кормушки). иллюстрации, Знакомство с птицами, особенностями их картинки, внешнего вида, их питанием, способом передвижения. Ребенок учится называть их, объединять в группу по месту обитания (живут в лесу, в городе). Значение птиц в жизни человека и в природе. Ребенок получает Водоплавающие птицы Значение птиц жизни человека 2 в 1 Рыбы 2 Речные рыбы 2 Значение рыб жизни человека Насекомые в 1 1 Строение насекомых 2 Значение насекомых в жизни человека Объекты природы 1 представление о зимующих и перелетных птицах, учится объединять их в группы. Внимание обращается на то, что зимующие птицы нуждаются в заботе человека (корм, кормушки). водоплавающая птица, Сюжетные иллюстрации, Знакомство с водоплавающими птицами, лебедь, утка, гусь предметные картинки, местом обитания, особенностями их внешнего раскраски вида, их питанием, способом передвижения, учится называть их, определять значение птиц в жизни человека, в природе. II полугодие (36 часов) перелётные птицы, Сюжетные иллюстрации, Знание значения птиц в жизни человека журавль, аист, предметные картинки, зимующие птицы, раскраски голубь, ворона, воробей, снегирь, синица, дикая утка, дикий гусь рыба, голова, туловище, Сюжетные иллюстрации, Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, хвост, плавники, чешуя, предметные картинки, плавники, жабры); установление связи строения жабры раскраски тела рыбы с ее образом жизни рыба, окунь, щука, Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) речных рыб (окунь, голова, туловище, хвост, предметные картинки, щука) плавники, чешуя, жабры раскраски Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе насекомое, голова, Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) речных насекомых грудь, брюшко, усики, предметные картинки, (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела) крылья раскраски Знание строения насекомого; установление связи строения тела насекомого с его образом жизни знание питания насекомых; знание способов передвижения насекомых Знание значения насекомых в жизни человека 13 Земля и небо 1 Земля, дерево, дом, Сюжетные человек, небо, звезда, предметные луна, облако раскраски Глобус 1 Воздух 1 Земля, глобус, модель Земли, суша, изображение воздух, прозрачность Суша и водоем 1 Суша, вода Лес 1 Правила поведения в лесу Водоёмы 1 Правила поведения на водоёмах Значение водоёмов в жизни человека, в природе Растительный мир Дерево, куст, трава 1 Части растений 1 Берёза, ель, сосна 2 Фрукты 2 1 иллюстрации, Узнавание Солнца; знание значения солнца в картинки, жизни человека и в природе; узнавание Луны; Знание значения луны в жизни человека и в природе Глобус, изображение Земли Узнавание изображения Земли из космоса; узнавание глобуса – модели Земли Сюжетные иллюстрации, Сюжетные раскраски лес, деревья, грибы, Сюжетные лесные ягоды, дикие предметные животные раскраски Сюжетные предметные раскраски суши (водоема); иллюстрации, Узнавание (различение) узнавание реки картинки, Соблюдение правил поведения на реке; соблюдение правил поведения на озере (пруду) Знание значения водоемов в природе и жизни человека дерево, куст, трава, Сюжетные корень, ветка, цветок, предметные ствол, стебель, лист раскраски иллюстрации, Узнавание (различение) растений (дерево, куст, картинки, трава); знание значения растений в природе и жизни человека Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок); знание значения частей растения иллюстрации, Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, картинки, сосна); знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья); узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев иллюстрации, Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, картинки, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, река, берег, глубина озеро, 1 1 Знание свойств воздуха; знание значение воздуха в природе и жизни человека иллюстрации, Различение земли, неба; определение месторасположения земли и неба иллюстрации, Узнавание леса; знание значения леса в природе картинки, и жизни человека Соблюдение правил поведения в лесу дерево, берёза, ель, сосна, лиственные, хвойные, корень, ствол, ветка, лист, иголка, кора фрукт, фруктовый сад, яблоко, банан, Сюжетные предметные раскраски Сюжетные предметные 14 Овощи 2 Ягоды 2 Грибы 2 Садовые цветочнодекоративные растения (астра, роза) Дикорастущие цветочнодекоративные растения (ромашка, колокольчик) 2 лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви, косточка, кожура, долька, кислый, сладкий овощ, огород, грядка, лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кожура, ботва ягода, лесные ягоды, садовые ягоды, клубника, малина, черника, брусника, клюква, кислый, сладкий гриб, белый гриб, мухомор, поганка, съедобные грибы, несъедобные грибы, шляпка, ножка астра, роза 1 ромашка, колокольчик раскраски, набор резиновых игрушек абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху); знание значения фруктов в жизни человека Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) овощей (лук, предметные картинки, картофель, морковь, свекла, тыква) по раскраски, набор игрушек внешнему виду (вкусу, запаху); знание значения овощей в жизни человека Сюжетные иллюстрации, Узнавание (различение) ягод (клубника, малина, предметные картинки, черника, брусника, клюква) по внешнему виду раскраски (вкусу, запаху); знание значения ягод в жизни человека Сюжетные предметные раскраски иллюстрации, Узнавание (различение) грибов (белый гриб, картинки, мухомор, поганка) по внешнему виду; знание строения гриба (ножка, шляпка); знание значения грибов в природе и жизни человека Сюжетные предметные раскраски иллюстрации, Узнавание (различение) садовых цветочнокартинки, декоративных растений (астра, роза); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок) иллюстрации, Узнавание (различение) дикорастущих картинки, цветочно-декоративных растений (ромашка, колокольчик); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок) Сюжетные предметные раскраски 15