Математические представления

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Приказ
№
52-ос
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Математические представления»
(Вариант 8.4)
4 класс

с. Армизонское 2024

1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
8.4) МАОУ Армизонская СОШ.
5. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Цель обучения математике - формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой
на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные
представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные
представления", "Временные представления".
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные
соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и
инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение
пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда,
при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества
испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося
закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных
датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
2

Математические
представления
Час/нед
Час/год

4
2
68

4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися учебного
предмета рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям
обучающихся.
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его
цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту
житейских задач:
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными
деньгами;
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и
измерительными приборами;
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам,
соотносить время с началом и концом деятельности.
5. Содержание учебного предмета
3

Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено
следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме",
"Представления
о
величине",
"Пространственные представления",
"Временные
представления".
Раздел "Количественные представления".
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов
в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение
множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение,
уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными
числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа
цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10).
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание)
предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение
(уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на
одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического
примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).
Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков
(монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с
числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку)
предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех
предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение
предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.
Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по
высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов,
частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов.
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов
по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание
линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты)
предметов линейкой.
Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб",
"призма", "брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с
геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической
фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия
4

(прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение.
Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении
частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед
(спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение
месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там),
сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над,
под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху
(верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый)
край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый)
угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из
предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения
порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом,
между. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.
Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены
дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас,
потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение)
месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту.
Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5
минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся по классам представлено в приложении.
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета предполагает использование:
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме,
величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий;
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий,
режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;
макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными
геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой
материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
обучающихся доступных математических представлений.
Учебно-методический комплекс
1. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».

Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2007г.

5

3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов.

Перова М. Н. М., «Владос», 2001.
4. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением
интеллекта. Шипицина Л.М. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
5. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева,
И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2009г
6. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» авторсоставитель Т.М. Головкинаг. Переяславль, 2007 г.
7. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).

6

Приложение

Тема

Кол-во
часов
Количественные представления
Одинаковый.
1
Такой же

Разъединение
множеств

Дата

2

Календарно- тематическое планирование
4 класс (68 ч.)
Формируемые
Материалы и
Содержание, виды деятельности
представления
оборудование
Представления о
внешних свойствах
предметов в процессе
активной предметной
деятельности без
ограничения
материала по форме,
цвету, величине
(длине, высоте,
ширине).

Формируемые
понятия: множество,
пара предметов

Карточки парные,
контейнер парные игрушки
Сюжетные картинки
«Осень», деревья, листья
разного цвета, прищепки,
клей альбом.

Картинки, математическая
тетрадь, коробки, корзина
яблоко,шишки,

Выбор, группировка предметов по
определенному качественному признаку:
форме, цвету и величине, назначению,
используя приемы наложения и приложения,
сличения (по подражанию действиям учителя
«Дай такой»).
Скрепление парных картинок прищепками.
Нахождение предметов в классе (комнате), в
специально подготовленной обстановке.
Нахождение парных предметов (по одному двум признакам) Игра «подбери пару по
размеру» Работа с раздаточным материалом
Ребенок учится разъединять множество,
отодвигая по одному несколько предметов
(выполняется инструкция «Отодвинь»).
Работа ведется на разнородных предметах,
однородных предметах, на однородных
предметах, различных по одному и
нескольким признакам. Кроме того ребенок
учится разъединять множество равными
числовыми группами по 2 предмета, по 3
предмета и т.д.

7

Единое
множество.
Объединение
предметов

2

множество

Картинки, математическая
тетрадь, коробки, корзина
яблоко, шишки, листья,
цветы сухие,

Один-много;
пусто

1

Формируемые
понятия: множество,
один, много, мало,
пусто

Игрушки, счетные палочки,
иллюстрации, игра
«чудесный мешочек»,
аудио- и видеозаписи.
Пластиковые емкости,
песок, крупы.

Для объединения предметов в единое
множество ребенок учится собирать вместе
(в кучку) разложенные на столе предметы
(выполняется инструкция «Придвинь»).
Работа ведется на однородных предметах, на
однородных предметах, различных по
одному и нескольким признакам, на
разнородных предметах.
Понятия «один», «много» формируются
следующим образом. Перед ребенком лежит
множество однородных предметов,
например, 10 карандашей. Учитель выделяет
один предмет из множества, отодвигая его в
сторону, и говорит: «Один карандаш». Затем
обращает внимание ребенка на оставшиеся
карандаши и говорит: «Много карандашей».
После этого ребенок сам выделяет один
предмет из множества, показывает и
называет образовавшиеся множества.
Аналогичным образом проводится работа на
разнородных предметах (например, 10
разных игрушек).
При формировании понятий «мало», «много»
ребенку предъявляют 2 множества, резко
контрастные по количеству (например,
«мало» - 2-3 предмета, «много» - 10 и более
предметов). Ребенок учится выделять из
группы предметов несколько предметов,
обладающих определенными свойствами
(одним или несколькими): цвет, величина,
форма, назначение.Проводить упражнения на
действия с непрерывными множествами:
переливание воды, пересыпание песка и т.д.,
8

Сравнение.
Перерасчёт
множеств

2

Формируемые
понятия: больше,
меньше, одинаковое,
лишние, недостающие
предметы, столько же,
поровну, равное
количество

Картинки, математическая
тетрадь, бутылка, стакан,
контейнер
воды, песка,
крупы ,яблоки ,груши,
(декоративные)

Увеличение,
уменьшение.
Больше-меньше

2

Формируемые
понятия: одинаковое,
больше, меньше,
столько же, поровну,
лишний,
недостающий предмет

Картинки, математическая
тетрадь, контейнер
Крупы, мелкие игрушки
животных, шишки.
Картинка мишки
Пособие,лото.

определяя вместе с учителем величину
множеств. При работе с жидкими и
сыпучими материалами рекомендуем
использовать пластиковые прозрачные
емкости.
Ребенок учится оценивать и сравнивать «на
глаз» одинаковые по количеству множества.
При сравнении неисчисляемых множеств
ребенок учится определять количество
приблизительно, путем зрительного
соотнесения. Например, сравнение разного
количества подкрашенной воды, песка,
крупы и т.п., находящихся в двух
одинаковых прозрачных емкостях (бутылка,
стакан, контейнер). Внимание ребенка
обращается на совпадение количества
предметов двух множеств. Учитель говорит:
«Шишек столько же, сколько желудей. Их
поровну».Затем ребенок учится сравнивать
контрастные по количеству множества:
много – мало. Перед ребенком лежат два
множество предметов, например, 3 блюдца и
10 кружек. После попарного соотнесения
кружек и блюдец внимание ребенка
обращается на то, что некоторых предметов
не хватило, а некоторые предметы остались
лишние.
Перед ребенком лежат два равных множества
(например, 3 мишки и 3 шишки). Затем
количество предметов одного из множеств
изменяют на один (несколько) предметов
(увеличивают или уменьшают). Например:
учитель убирает один предмет из одного
9

Пересчет
предметов по
единице

3

Формируемые
понятия: один, два,
три, четыре, пять,
шесть, семь, восемь,
девять, десять,
сколько

Картинки, математическая
тетрадь, контейнер
Крупы, мелкие игрушки
животных, шишки.
Картинка мишки
Пособие,лото.

множества (например, 1 мишку), после чего
проводит сравнение множеств (шишек
больше, чем мишек). Внимание ребенка
обращается на то, что если из определённого
количества предметов убирать предметы, их
становится меньше; если увеличивать
количество предметов, их становится
больше.
Ребенок учится получать равенство из
неравенства (неравенство из равенства),
добавляя к меньшему количеству один
предмет или убирая из большего количества
один предмет.
Перед ребенком лежат разложенные в ряд
предметы. Ребенок вместе с учителем
пересчитывает их, касаясь указательным
пальцем предметов. Общее количество
сосчитанных предметов ребенок учится
обозначать последним произнесенным
числом, показывая общее количество
сосчитанных предметов, обводящим
движением руки и на пальцах. Ребенку для
пересчета предлагают одинаковые предметы,
также предметы, отличающиеся по цвету,
форме, величине и другим признакам,
расположенные по кругу, в два ряда, сверху
вниз и т.п.
Ребенок учится отсчитывать заданное
количество предметов от большего
количества предметов. Например, взять три
конфеты из вазы с конфетами. Три конфеты
ребенок берет по одной, пересчитывая их
вслух. Внимание ребенка обращается на то,
10

Состав числа

3

Состав числа.

«Чудесный мешочек»,
предметы, игрушки от
одного до двух,
математический счётный
набор, аудио- и
видеозаписи.

Равные
числовые
группы. Счёт

1

Формируемые
понятия: один, два,
три, четыре, пять,
шесть, семь, восемь,
девять, десять,
сколько

Счетный материал,
иллюстрации, шаблоны
цифры 1, раскраски, аудиои видеозаписи.
Картинки, математическая
тетрадь, контейнер
Крупы, мелкие игрушки
животных, шишки.
Картинка елка, новогодние
игрушки, конфеты-муляж
Пособие,лото.

что он должен во время остановиться,
оставив остальные конфеты нетронутыми.
Упражнения на обозначение общего
количества сосчитанных объектов последним
произнесенным числом, сопровождение
произнесения показом сосчитанного
количества на пальцах, цифры на картинке.
Игровые упражнения на выделение одногодвух предметов на основе тактильного
обследования по типу игры «Чудесный
мешочек».
Перед ребенком лежат разложенные в ряд
предметы. Ребенок вместе с учителем
пересчитывает их, касаясь указательным
пальцем предметов. Общее количество
сосчитанных предметов ребенок учится
обозначать последним произнесенным
числом, показывая общее количество
сосчитанных предметов, обводящим
движением руки и на пальцах. Ребенку для
пересчета предлагают одинаковые предметы,
также предметы, отличающиеся по цвету,
форме, величине и другим признакам,
расположенные по кругу, в два ряда, сверху
вниз и т.п.
Ребенок учится отсчитывать заданное
количество предметов от большего
количества предметов. Например, взять три
конфеты из вазы с конфетами. Три конфеты
ребенок берет по одной, пересчитывая их
вслух. Внимание ребенка обращается на то,
что он должен вовремя остановиться, оставив
остальные конфеты нетронутыми.
11

Я знаю цифры!

1

Формируемые
понятия: один, два,
три, четыре, пять,
шесть, семь, восемь,
девять, десять,
сколько

резина, бархат, дерево,
гофрированный картон,
песок, снег-искуственный
Пена для бритья, Счетный
материал, иллюстрации,
шаблоны цифры 1,
раскраски, аудио- и
видеозаписи.
Картинки, математическая
тетрадь, контейнер

Число и цифра
1

1

Цифра 1, число 1.

Число и цифра
2

1

Состав числа 2.

Счетный материал,
иллюстрации, шаблоны
цифры 1, раскраски, аудиои видеозаписи. Презентация
Зима, альбом, горох,
наждачная бумага,
снеговик, елка. , набор
математический ,шишки,
презентация
Счетный материал,
шаблоны, трафареты,
картинки, аудио- и
видеозаписи. , набор
математический ,шишки,
презентация

Для формирования графического образа
цифры рекомендуем выполнять упражнения
с участием не только зрительного, но и
тактильного, двигательного анализатора.
Например, проводить указательным пальцем
по рельефному контуру (резина, бархат,
дерево, гофрированный картон), рисовать на
песке, снегу, в воздухе; узнавать цифры
наощупь в «волшебном» мешочке;
выкладывать цифры на столе из счетных
палочек, трубочек, пластилиновых колбасок
и др. Выполняя упражнения, ребенок учится
называть цифры и соотносить их с
названием.
Игры на выделение одного предмета из
множества. Выкладывание цифры 1 из
палочек, веревки, лепка из пластилина,
зарисовка на бумаге. «Письмо» цифры 1 по
трафарету и по точкам. Упражнения в
самостоятельном письме цифры 1 (исходя из
индивидуальных возможностей учащихся).
Игры и упражнения на обозначение общего
количества сосчитанных объектов последним
произнесенным числом, сопровождение
произнесения обводящим движением руки и
показом сосчитанного количества на пальцах
Упражнения на выбор двух предметов
(игрушки, картинки и т. п.) из множества
Выкладывание цифры 2 из палочек, веревки,
лепка из пластилина, зарисовка на бумаге.
«Письмо» цифры 2 по трафарету и по точкам.
12

Число и цифра
3

2

Число и цифра

Число и цифра
4

2

Число и цифра

Число и цифра
5

2

Число и цифра

Число и цифра
6

2

Число и цифра

Счетные палочки, картинки
с напечатанными цифрами,
счетный материал,
предметные картинки,
набор
математический ,шишки,
презентация
Счетные палочки, картинки
с напечатанными цифрами,
счетный материал,
предметные картинки,
набор
математический ,шишки,
презентация
Счетные палочки, картинки
с напечатанными цифрами,
счетный материал,
предметные картинки,
набор
математический ,шишки,
презентация
Счетные палочки, картинки
с напечатанными цифрами,
счетный материал,
предметные картинки,
набор
математический ,шишки,
презентация

Упражнения на воспроизведение
определенного количества звуковых
сигналов (хлопки, удары молоточком, удары
и барабан), ориентируясь на названное число
или цифру.
Узнавание цифр; соотнесение количества
предметов с числом; обозначение числа
цифрой; написание цифры. Пересчет
предметов по единице.

Узнавание цифр; соотнесение количества
предметов с числом; обозначение числа
цифрой; написание цифры. Пересчет
предметов по единице.

Узнавание цифр; соотнесение количества
предметов с числом; обозначение числа
цифрой; написание цифры. Пересчет
предметов по единице.

Узнавание цифр; соотнесение количества
предметов с числом; обозначение числа
цифрой; написание цифры. Пересчет
предметов по единице.

13

Представления о форме
Круг. Что
похоже на
круг?

2

Круг, круглый (ая,ое,
ые).

Мячи различных форм и
цветов, трафареты,
картинки, аудио- и
видеозаписи.

Квадрат. Что
похоже на
квадрат?

2

Квадрат, квадратный
(ая, ое, ые).

Кубики различных
размеров и форм,
трафареты, шаблоны,
аудио- и видеозаписи.

Треугольник.Чт
о похоже на
треугольник:

2

Треугольник,
треугольный (ая, ое,
ые).

Конструктор, картинки,
шаблоны, аудио- и
видеозаписи.

Прямоугольник
. Что похоже на
прямоугольник
?

2

Прямоугольник

Картинки с изображением
геометрических фигур,
геометрическая мозаика,
счетные палочки, цветные
карандаши, пластилин

Большой, маленький,

Однородные предметы,

II полугодие (51 час)
Представления о величине –16 ч.
Большой1

Повторение изученной ранее формы круг и
соотнесение ее с объемной формой шар.
Рисование круга по трафарету,
самостоятельно (исходя из индивидуальных
особенностей ученика) Изучение свойств
шара (катится)
Лепка из пластилина объемной формы шар.
Повторение формы квадрат и соотнесение ее
с объемной фигурой куб.
Рисование квадрата по трафарету, опорным
точкам.
Изучение свойств куба, отличие от шара.
Повторение фигуры треугольник и
соотнесение ее с объемной фигурой.
Практические упражнения и игровые задания
на группировку предметов по форме: шары,
кубы, треугольные призмы, круги, квадраты,
треугольники (по образцу и по словесной
инструкции),
Узнавание (различение) геометрических
фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник,
круг; сборка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
из 2-х (3-х, 4-х) частей; составление
геометрической фигуры (треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг) из счетных
палочек; рисование геометрической фигуры:
треугольник, квадрат, прямоугольник, круг
Группировка контрастных по величине
14

маленький

Сравнение 2-х
предметов по
величине

средний, больше,
меньше.

2

большой, маленький,
больше, меньше,
одинаковые по
величине, такой же
величины, равные,
средний

контрастные по величине:
стаканы, мячи, стулья,
матрёшки и др. карандаши,
листы с графическими
заданиями. Карточки с
изображением домашних
птиц, плакат
Математическое пособие
Однородные предметы,
контрастные по величине:
посуда, мячи, мячи, кубики
матрёшки и др. карандаши,
листы с графическими
заданиями. Карточки с
изображением мебели и
посуды. куклы
Математическое пособие

предметов, сравнение предметов способом
приставления, наложения. Выбор предмета
заданной величины. Составление
предметного ряда (по возрастанию,
убыванию). Выполнение графических
заданий (нахождение одинаковых по
величине предметов и др.).
С понятиями «большой» и «маленький»
ребенок знакомится следующим образом.
Например, перед ребенком лежат 2 предмета
контрастной величины, например, две куклы.
Учитель показывает большую куклу и
говорит: «Это большая кукла». Затем
показывает на маленькую куклу, говорит:
«Это маленькая кукла». После этого просит
ребенка показать большую, маленькую
куклу.
Понятия «больше», «меньше» вводят при
сравнении 2-х предметов. Предъявив ребенку
два контрастных по величине предмета и
обратив внимание ребенка на большой
предмет, учитель говорит, что этот предмет
большой, и сразу уточняет, что он больше.
Аналогично вводится понятие «меньше».
Понятие «средний» вводится следующим
образом. Перед ребенком стоят три предмета
разной величины в определенном порядке,
например, большой мишка, средний мишка,
маленький мишка. По просьбе учителя
ребенок показывает самого большого мишку
и самого маленького мишку. Внимание
ребенка обращается на мишку, который
15

Длинныйкороткий

1

Длинный-короткий;
длиннее-короче.

Различение
предметов по
длине

1

Формируемые
понятия: длина,
длинный, короткий,
длиннее, короче

Различение
предметов по

1

Формируемые
понятия: ширина,

Иллюстрации, карточки с
изображение мебели
игрушки различных
размеров, шаблоны,
трафареты, аудио- и
видеозаписи.
Математическое пособие
Иллюстрации, карточки с
изображение мебели
игрушки и ленточки
различных размеров,
шаблоны, трафареты,
аудио- и видеозаписи.
Математическое пособие

Иллюстрации, карточки с
изображение мебели

находится между ними. Учитель называет
его: «Это средний мишка».
Знакомство учащихся с представлениями о
высоте, используя для сравнения приемы
наложения и приложения.
Упражнения в раскрашивании, штриховке,
обводке по трафаретам, по опорным точкам
изображений различной величины (по
образцу и по словесной инструкции).
Формирование представлений о длине
начинают на контрастных по длине
однородных предметах с использованием
приемов приложения и наложения.
Два однородных предмета разной длины,
например, карандаши зеленого цвета, кладут
рядом, выравнивая один конец каждого
предмета по метке (линии). Учитель
показывает длинный предмет и называет его,
например, длинный. Затем показывает
короткий предмет и также называет его
(короткий). После этого учитель просит
ребенка показать карандаш определенной
длины. Подобным образом проводится
работа с разнородными предметами.
Сравнение предметов по длине ведётся с
использованием приёмов приложения и
наложения. Раскладывая полоски и другие
предметы разной длины, дети учатся
соотносить края слева (можно использовать
листы с отчерченной вертикальной линией, к
которой прикладывают край полосок).
Формирование представлений о ширине
начинают на однородных контрастных по
16

ширине;

узкий, широкий, уже,
шире

игрушки и ленточки
различных размеров,
шаблоны, трафареты,
аудио- и видеозаписи.
Математическое пособие

Иллюстрации, игрушки
различных размеров,
шаблоны, трафареты,
аудио- и видеозаписи.
карточки с изображение
мебели. Математическое
пособие
Иллюстрации, игрушки
различных размеров,
шаблоны, трафареты,
аудио- и видеозаписи.
карточки с изображение
бруски. Математическое

Широкий-узкий

1

Широкий-узкий -уже

Высота
предмета

2

Формируемые
понятия: высота,
высокий, низкий,
выше, ниже

ширине предметах (ленты, полоски бумаги,
ремешки и др.) с использованием приемов
приложения и наложения. В начале работы
используют два однородных предмета
одинаковой длины, чтобы при наложении
ребенок мог увидеть, края какого предмета
выступают. Вводят понятия «широкий»,
«узкий». После этого учитель просит ребенка
показать предмет определенной ширины.
Подобным образом проводится работа с
разнородными предметами.
Сначала ребенок учится сравнивать два
предмета, контрастных по ширине. Вводят
понятия «шире», «уже». Накладывая
предметы разной ширины, ребенок
выравнивает их по одному краю. Обратив
внимание ребенка на широкий предмет,
учитель говорит, что этот предмет «шире»,
затем сравнивает его с другим предметом,
обозначает, что он «уже».
Знакомство учащихся с представлениями о
ширине (толщине), используя для сравнения
приемы наложения и приложения.
Упражнения в раскрашивании, штриховке,
обводке по трафаретам опорным точкам
изображений различной величины (по
образцу и по словесной инструкции).
Перед ребенком на столе ставят два бруска
одинакового цвета разной высоты. Учитель
обращает внимание ребенка на разницу в
высоте брусков: «Это высокий брусок. Это
низкий брусок». После этого учитель просит
ребенка показать (назвать) предмет
17

пособие

Глубина
предмета

2

Формируемые
понятия: глубина,
глубокий, мелкий,
глубже, мельче

Иллюстрации, игрушки
различных размеров,
шаблоны, трафареты,
аудио- и видеозаписи.
карточки с изображение
посуда. Математическое
пособие

Схема человека.

Иллюстрации,
пиктограммы, аудио- и
видеозаписи.

Пространственные представления
Ориентация в
пространстве

1

определенной высоты. Постепенно
контрастность в размере предметов
уменьшается.
Сначала ребенок учится сравнивать два
предмета, контрастных по высоте, которые
ставит на стол рядом друг с другом. Вводят
понятия «выше», «ниже». Обратив внимание
ребенка на высокий предмет, учитель
говорит, что этот предмет «выше», и сразу
сравнивает его с другим предметом, уточняя,
что он «ниже». При сравнении предметов
используют движения руками, обозначающие
высоту (рука вверх – «высокий», рука вниз –
«низкий»)
Учитель предъявляет ребенку два предмета,
различных по глубине
(например, кружки, банки, кастрюли, ведра).
Учитель обращает внимание ребенка на
разницу в глубине предметов: «Это глубокая
тарелка. Это мелкая тарелка». После этого
учитель просит ребенка показать (назвать)
предмет определенной глубины.
Сначала ребенок учится сравнивать два
предмета, контрастных по глубине.
Внимание ребенка обращается, на, что один
предмет «глубже», а другой «мельче».
Упражнения на уточнение представлений о
схеме собственного тела и лица (руки, ноги,
голова, туловище, глаза, нос, уши). Игровые
упражнения, связанные с перемещением в
пространстве, изменением положения частей
18

Верх -низ,
перед – зад,
право-лево
(ориентация на
бумаге, частях
тела)

2

Формируемы понятия:
части тела, верх
(вверху), низ (внизу),
перед (спереди), зад
(сзади), правая\левая,
сбоку

Иллюстрации,
пиктограммы, аудио- и
видеозаписи.сборноразборные игрушки,
разрезные картинки,
мозаика, пазлы, картинкисхемы, пиктограммы,
аудио- и видеозаписи.

тела по образцу и по словесной инструкции.
Стимулирование учащихся к использованию
речевых и неречевых средств в процессе
называния и показа пространственных
отношений («длинный» — руки разводятся в
стороны, показывая протяженность, высокий
— руки поднимаю вверх, низкий — руки
опускаю вниз и т. п.). Работа с
пиктограммами.
Сначала ребенок учится показывать стороны
тела на себе, на другом человеке, игрушке.
При формировании понятий спереди – сзади
ребенку даётся дополнительный ориентир:
лицо, живот – спереди, спина – сзади.
Поскольку правая и левая стороны тела
визуально не отличаются, важно
использовать дополнительный ориентир
(например, ленточка на правой руке).
Условной границей верха и низа тела
человека является талия, которую можно
обозначить яркой лентой, поясом. Части тела,
расположенные выше линии талии – это
верхняя часть тела; аналогично
рассматривается нижняя часть тела. Если
ребенок хорошо усваивает предлагаемый
материал, вводят понятие «средней линии»
(талия).
Работа с изображениями сначала ведётся в
вертикальной плоскости (на стене, доске),
потом в горизонтальной плоскости (на
столе). Используются разные упражнения:
составление картинки из двух и более частей,
сортировка картинок человека,
19

Я вижу
предмет.
Предметы в
пространстве

Перемещение в
заданном
направлении

2

1

близко (около, рядом,
здесь), далеко (там),
сверху (вверху), снизу
(внизу), впереди,
сзади, справа, слева,
на, в, внутри, перед,
за, над, под, напротив,
между, в середине, в
центре

Иллюстрации, игрушки
различных размеров,
шаблоны, трафареты,
аудио- и видеозаписи.
Математическое пособие,
тетрадь с заданиями, мячи,
суджок, коробка

Формируемы понятия: Иллюстрации, игрушки
вверх, вниз, вперёд,
различных размеров,
назад, вправо, влево
шаблоны, трафареты,
аудио- и видеозаписи.
Математическое пособие,
тетрадь с заданиями, мячи,
суджок, коробка

изображенного спереди / со спины.
Месторасположение предметов в
пространстве ребенок определяет
относительно себя, по отношению друг к
другу, а также учится перемещать предметы
в указанное положение. Например, учитель
просит ребенка положить игрушку в коробку,
на стул, под стол.
Внимание ребенка обращается на то, что
предметы по-разному удалены от него в
пространстве («близко» - например, можно
дотянуться рукой, «далеко» - не дотянуться
рукой).
Рекомендуем контрастные понятия
отрабатывать попарно: «сверху» - «снизу»,
«спереди» - «сзади», «справа» - «слева».
Выполняя задание на перемещения в
пространстве, ребенок ориентируется на
объекты, которые являются конечной целью
его передвижения («Иди вперёд, к столу»).
Перед началом движения ребёнка просят
указать рукой направление движения к этому
объекту. Ребёнок протягивает руку вперёд,
назад, влево или вправо, и называет
направление предстоящего движения.
Проговаривать направление движения важно
до его начала, так как двигаться ребёнок
каждый раз будет только вперёд, к
конкретному объекту.
Изучаемое пространство не ограничено
помещением класса, оно включает и другие
20

помещения школы, пространство школьного
двора.
Временные представления
День. Части
2
суток

Утро, день, вечер,
ночь.

Презентация, стихи,
потешки, картинки, аудиои видеозаписи.
Работа с сюжетными
картинками

Утро-деньвечер-ночь

2

Формируемые
понятия: утро, день,
вечер, ночь, сутки,
рано, поздно

Презентация, стихи,
потешки, картинки, аудиои видеозаписи.
Работа с сюжетными
картинками

Представление
о неделе

4

Формируемые
понятия: понедельник,
вторник, среда,
четверг, пятница,
суббота, воскресенье,
неделя, сегодня,
завтра, вчера сейчас,

Стихи, календари
различных видов
(настенный, настольный,
отрывной) иллюстрации,
аудио- и видеозаписи.

Беседа о распорядке дня. Просмотр
презентации по теме. Чтение стихов о частях
суток.
Игра «когда это бывает?» на занятиях по
предмету «Природа и человек» внимание
детей обращается на характерные признаки
отрезка времени (день – светло, светит
солнце, дети идут в школу и т.д.), то на
математике – на их последовательную смену
(сначала будет день – потом наступит ночь и
т.д.). Формируется обобщённое понятие
«сутки».
Игра «когда это бывает?» на занятиях по
предмету «Природа и человек» внимание
детей обращается на характерные признаки
отрезка времени (день – светло, светит
солнце, дети идут в школу и т.д.), то на
математике – на их последовательную смену
(сначала будет день – потом наступит ночь и
т.д.). Формируется обобщённое понятие
«сутки».
Беседа о днях недели. Чтение стихов про дни
недели. Знакомство с календарем.
Заучивание названий дней недели.
Игра «Что мы делаем в выходные и в будние
дни?»
Игра «Живая неделька». Сначала ребенок
знакомится с названием дней недели.
21

потом, раньше, на
следующий день,
позавчера,
послезавтра, давно,
недавно, рано, поздно

Сегодня-завтра

2

Сегодня, завтра.

Стихи, иллюстрации,
презентация, аудио- и
видеозаписи.

Представление
о годе

5

Осень, зима, весна,
лето.

Иллюстрации,
пиктограммы, бумага,
краски, карандаши, стихи,
сказки, аудио- и
видеозаписи.

Каждый день с утра учитель говорит о том,
что начинается новый день, называет его и
обозначает его словом или символом. При
формировании обобщённого понятия
«неделя» последовательность дней должна
быть представлена наглядно.
При формировании понятия «сейчас»
ребенку предлагают выполнить знакомое для
него интересное задание (например, что-то
нарисовать). Учитель обозначает этот
временной промежуток, используя понятие
«сейчас» («Сейчас ты рисуешь»).
При формировании понятий «вчера» и
«завтра» рекомендуем отталкиваться от
знакомого регулярно происходящего
события, например, ночной сон: «вчера» - то,
что происходило до сна; «завтра» - то, что
будет происходить после сна. Понятие
«сегодня» дается как временной промежуток
между двумя ночами, события
рассматриваются в прошедшем, настоящем и
будущем времени: что уже было, что
происходит сейчас, что еще произойдет.
Объяснение учащимся значений слов вчера,
сегодня, завтра, используя конкретные
примеры из их жизни. Просмотр
презентации. Чтение стихов по теме.
Уточнение представлений учащихся о
временах года, осенних признаках.
Совместные с учащимися наблюдения за
природными явлениями Совместное с
учащимися рисование осенних картинок,
рассматривание фотографий, картин.,
22

Ознакомление и уточнение представлений
учащихся о жизни животных и птиц,
готовящихся к зиме и т.п.
Рассматривание фотографий, на которых
изображены учащиеся в разное время года и
в разных погодных условиях. Определение
погодных явлений. Чтение учащимся
литературных произведений (стихотворений,
потешек, сказок), в которых рассказывается о
временах года, частях суток, о жизни людей,
животных и растений в разные временные
периоды.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».