МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Приказ
№
52-ос
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Мир природы и человека»
(Вариант1)
4 класс
с. Армизонское 2024
1
1. Пояснительнаязаписка.
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на
основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014№ 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между
миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции,
поведения
младших
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном
виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных
ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
2
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения",
"Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Предмет решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные
задачи:
• уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой природе,
даёт новые знания об основных её элементах;
• на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к
условиям внешней среды;
• вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
• формирует знания учащихся о природе своего края;
• формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
учит детей бережному отношению к природе.
Наряду с этими задачами на уроках решаются специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников:
• Развитие внимание:
- учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;
- развивать наблюдательность;
- учить ориентироваться в незнакомом материале;
- распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.); формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;
- развивать интеллектуальную активность;
- развивать устойчивое внимание;
- учить умению самостоятельно концентрировать внимание;
• Развитие восприятия:
- формировать восприятия величины объектов;
- формировать восприятия формы объектов;
- формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;
- формировать временные представления.
• Развитие памяти:
- развивать двигательную память;
- развивать эмоциональную память;
- развивать образную память;
- развивать словесно-логическую память;
- развивать смысловую память - механическую.
• Развитие мышления:
- выделять отдельные свойства предметов;
- выделять признаки предметов;
- учить сравнивать похожие, непохожие объекты;
- учить устанавливать общие признаки объекта;
- учить выделять главное;
3
- учить устанавливать причинно – следственные зависимости.
• Формирование пространственных отношений:
- формировать понятия лево – право;
- формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый,
правый, нижний левый, правый);
- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;
- научить ориентироваться в пространстве;
- формировать понятия (около, над, под).
• Развитие речи:
- активизировать речь;
- пополнять запас активного и пассивного словаря;
- расширять запас общих представлений;
- уточнять сведения об окружающем мире;
- формировать связную речь.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для
детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит
пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера
«Природоведение», «Биология», «География».
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для IV класса общая нагрузка составляет:
34 часа в год; 1 час в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения предмета:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально4
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Мир
природы и человека":
Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его
выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной организации, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и обучающихся, проявление к
ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
5. Содержание учебного предмета.
5
Основное внимание при изучении учебного предмета «Мир природы и человека»
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Структура курса представлена следующими разделами:
Сезонные изменения:
• в неживой природе;
• растения и животные в разное время года;
• одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Неживая природа.
Живая природа:
• растения;
• грибы;
• животные;
• человек.
Безопасное поведение:
• предупреждение заболеваний и травм;
• безопасное поведение в природе;
• правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте;
• телефоны первой помощи, звонок по телефону экстренных служб.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной школы не даёт
возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и
органическом мире.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
• полисенсорности восприятия объектов;
• практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном
виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных
ситуациях;
• накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и
т.п.;
• закрепления представлений, постоянное обращение к уже изуче6нному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
• постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем. Программа не строится по принципу
планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения
которых может варьироваться учителем самостоятельно.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
п/п
Тематическое планирование
Характеристика основных
деятельности обучающихся
видов
учебной
1
Сезонные изменения в природе
2
Неживая природа
3
Живая природа
4
Человек
5
Безопасное поведение
Временные
изменения.
Времена
года.
Сезонные изменения в неживой природе, в
живой природе. Одежда людей, игры детей,
труд людей в разное время года.
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля:
песок, глина, камни. Почва Вода.
Простейшие признаки объектов неживой
природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные
свойства.
Растения культурные. Зерновые культуры.
Внешний
вид,
место
произрастания,
использование. Значение для жизни человека.
Употребление в пищу. Растения комнатные.
Название. Внешнее строение Уход. Растения
дикорастущие.
Мальчик и девочка. Возрастные группы.
Строение тела человека. Гигиена. Человек –
член общества: член семьи, ученик,
одноклассник, друг.
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика. Правила поведения человека
при контакте с домашним
животным. Правила
поведение в лесу, на воде, в грозу.
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
Учебные пособия:
1. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. Куртова Т.О. «Мир природы и
человека» 4 кл. В 2-х частях. Ч1, Ч 2, 2020. Издательство «Просвещение»
Методические пособия:
1. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М. Бражниковой, М: Владос.; 2010.
2. Агеева И.Д. Загадки про слова.- М.:ТЦ Сфера, 2015. – 192с.
3. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте. – М.:
Просвещение, 2016.
7
Оборудование и приборы:
1. Интерактивный комплект (доска, проектор).
Дидактический материал:
1. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень, растения,
животные);
2. Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный мир, дом,
школа, улица);
3. Настольные игры;
4. Пособия по развитию речи «Театр»;
5. Комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических
картин и схем по разделам программы;
6. Учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных
дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных
опытов;
7. Оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы,
бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
8. Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии;
модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
9. Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
10.
Натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные
растения, плоды с/х культур и пр.
Интернет – ресурсы:
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме;
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ;
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации;
4. Детский портал «Чудо-Юдо»;
5. IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2
до 11 лет;
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.
8
Календарно – тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»
4 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
1
Сезонные изменения в
природе.
Влияние
солнца на смену времен
года. Признаки осени.
1
Стр. 4-9, часть 1.
Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме.
Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних
месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков
осени. Составление рассказа об осенних месяцах.
2
Растения
осенью.
1
3
Труд людей осенью.
1
4
Растения. Огород.
1
Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин Стр. 10-13, часть 1.
признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов, овощей.
Составление рассказа об использовании овощей. Чтение текста.
Нахождение объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение
ответов. Разгадывание загадок. Нахождение и показ на рисунке
знакомых объектов.
Стр. 13-14, часть 1.
Самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником.
Иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире.
Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление Стр. 4-7, часть 2.
инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная Индивидуальная
работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, карточка – составить
нахождение ответов на вопросы в тексте.
рассказ.
5
Лес. Ориентировка
лесу.
План
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Приложение 1
Домашнее задание
Факт
и
животные
в
1
Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление Стр. 7-8, часть
названий лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Рассмотреть
Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). иллюстрацию.
Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и
незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта
природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок.
Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники)
Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право,
лево, сзади, спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в
пространстве (компас).
9
2.
6
Сад.
Растения
культурные
и
дикорастущие.
1
7
Парки.
1
8
Растения полей. Поле в
разное время года.
1
9
Растения культурные и
дикорастущие.
1
10
Лекарственные растения.
Красная книга.
1
Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, Стр. 15, часть 1.
определение их предназначения. Запись названий садового
инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление
рассказа о правилах использования садового инструмента на основе
рисунков и текста Нахождение определения дикорастущих и
культурных растений, ответов на вопросы в тексте учебника.
Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие,
сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов,
семян). Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на
вопросы.
Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея, сквер). Стр. 22, часть 2.
Описание парка (сквера). Называние известных парков, Собрать гербарий.
расположенных вблизи местожительства.
Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Стр. 23, часть 2.
Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных объектов. Составить композицию
Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. из
природного
Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, материала.
колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в разное время года),
беседа по рисункам. Отгадывание загадок. Сравнение двух объектов
(пшеница и рожь; овес и гречиха). Изготовление поделки из соломы.
Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, стр. 14-17, часть 2.
определение их предназначения. Запись названий садового
инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление
рассказа о правилах использования садового инструмента на основе
рисунков и текста Нахождение определения дикорастущих и
культурных растений, ответов на вопросы в тексте учебника.
Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие,
сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов,
семян). Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на
вопросы
Работа в рабочей тетради, решение кроссворда. Знать названия Стр. 18-21, часть 2.
лекарственных растений.
10
11
Человек. Мозг человека.
1
Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Стр. 50-55, часть 2.
Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга
собаки и лягушки по рисункам
12
Режим дня. Часы.
1
13
Зима. Растения зимой.
1
14
Животные зимой.
1
15
Труд людей зимой.
1
16
Неживая
Почва.
1
17
Состав почвы.
1
18
Рельеф. Горы, холмы,
равнины, овраги.
1
Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время Стр. 55-59, часть 2.
суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на вопросы в Составить свой режим
тексте учебника. Составление рассказа о любимом занятии вечером. дня.
Рассматривание часов. Определение предназначения часов
(будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по
определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь.
Составление рассказа. Умением использовать принятые ритуалы Стр.. 15-16, часть 1
социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками,
учителями. Определять и формулировать цель деятельности на
уроке с помощью учителя.
Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа. Стр. 19-20, часть 1.
Нахождение объектов по заданию. Прослушивание и чтение текста.
Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника. Рассматривание
объектов на рисунке. Называние знакомых объектов. Составление
рассказа о жизни растений и животных зимой.
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основеСтр. 20-21, часть 1.
работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать поСоставить рассказ к
предложенному учителем плану.
иллюстрации.
Стр. 48-50, часть 1.
Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке.
Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с
рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов).
Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста
учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на
рисунке.
Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с Стр.51-55, часть 1.
рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов).
Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста
учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на
рисунке.
Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Стр. 56-59, часть 1.
Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов,
нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради гор и холмов,
природа.
11
19
Загрязнение
воды, почвы.
воздуха,
20
Охрана природы.
21
Правила поведения
быту, вшколе.
в
1
22
Правила
дорожного
движения.
Дорога.
Пешеходный
переход.
1
23
Транспорт.
пассажиры.
1
24
Признаки весны.
Мы
1
1
-
1
подпись названий Словарная работа (равнины, овраги).
Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на рисунках,
ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов природы (равнина,
овраг).
Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам. Определение Стр. 59-60
действий человека по очистке воздуха. Придумывание пиктограмм,
условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста
учебника, выделение ответов на вопросы.
Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение Рисунок
действий человека по очистке воды. Придумывание пиктограмм,
условных знаков, запрещающих загрязнение воды. Чтение текста
учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин
загрязнения почвы по рисункам
Определение
правильного
поведения
по
иллюстрациям. Стр. 69-70, часть 2.
Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного Изучить памятку.
поведения в стихотворном тексте. Заучивание телефонов экстренной
помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра
«Телефонный звонок». Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций
по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам
поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на уроке.
Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами Стр. 72-75, часть 2.
(проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар). Выучить
Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил поведения на стихотворение.
дороге. Практическая отработка правил поведения на дороге.
Рассматривание иллюстраций. Нахождение предложения в тексте по
заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход». Практическая
отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу,
светофору.
Прослушивание текста. Работа с опорными словами (пассажирский Стр. 76-77, часть 2.
транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель,
кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Чтение правил
поведения в общественном транспорте. Практическая отработка
правил поведения транспорте и общественных местах (экскурсия).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя Стр. 22-24, часть 1.
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке. Составление загадок по схеме, опорным словам, вопросам.
12
25
Растения
весной.
и
животные
1
26
Труд людей весной.
1
27
Домашние
животные.
Лошадь, корова.
1
28
1
29
Птицы. Польза и вред
птиц.
Водоплавающие
птицы.
Дикие птицы.
30
Домашние птицы.
1
1
Интерактивная викторина по изучаемой теме.
Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за Стр. 28-30, часть 1.
погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение свойств
объекта по рисунку с доказательством выбора. Отгадывание загадок.
Сравнение рисунков. Отработка названий весенних цветов.
Нахождение в тексте объектов природы. Составление рассказа по
рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь. Название детенышей
животных.
Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке. Стр. 31-32, часть 1.
Составление рассказа о труде людей. Разучивание стихотворения.
Составление рассказа о весне, осени по рисункам. Прослушивание
текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние
растения, садовые инструменты). Практическая работа на
пришкольном участке (сгребание листвы). Правила безопасного
использования садового инструмента.
Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке Стр. 30-34, часть 2.
знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на
вопросы. Составление рассказа об известном животном.
Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы.
Выделение частей тела. Описание животного по плану. Словарная
работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об использовании
лошади, коровы человеком.
Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по Стр. 35-38, выучить
плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на рисунках. названия, часть 2.
Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания.
Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Стр. 39-41, часть 2.
Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их назначения.
Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по тексту.
Изготовление (в домашних условиях) кормушки для птиц.
Словарная работа (водоплавающие птицы).
Стр. 41-45, часть 2.
Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние
знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, Нарисовать рисунок.
селезень). Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по
контуру. Зарисовка контура птицы Нахождение птиц на рисунках.
13
31
Насекомые. Пчелы.
1
Название насекомых. Работа по
известных насекомых на рисунках.
32
Лето.
Растения летом.
1
Нахождение в тексте определений явлений природы.Стр. 33-38. Часть 1.
Определение месяцев по рисункам, знакомых растений.Составить рассказ о
Определение и разучивание названий растений сада и огорода.лете.
Зарисовка растений. Работа со стихотворным текстом.
Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по Стр. 39-42, часть 1.
опорному плану. Составление рассказа о ферме.
33
Животные летом.
1
34
Труд людей летом.
1
цепочке.
Нахождение Стр. 45-79, часть 2.
Составление рассказа о работе людей летом. Чтение стихотворения, Стр. 43-47, часть 1.
нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о
правилах купания. Запись предложения в тетрадь.
14