МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Приказ
№
52-ос
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Мир природы и человека»
(Вариант1)
3 класс
с. Армизонское 2024
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Цель:
подготовка к жизни в современном обществе обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирование у них первоначальных
знаний о живой и неживой природе;
понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи:
- расширение и обогащение представлений об окружающем мире,
- формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении
другим предметам,
- формирование умения использовать знания о свойствах и качествах предмета в
быту;
- выработка умений наблюдать природные явления;
- формирование способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы,
- формирование умения устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности,
- обогащение словаря учащихся,
- воспитание бережного отношение к окружающему миру.
1. Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
Предмет «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а
также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой
принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их
новыми сведениями. Предмет «Мир природы и человека» не строится по принципу
планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки,
последовательность и время изучения которых может варьироваться учителем
самостоятельно, с опорой на учебный план конкретного образовательного учреждения. На
уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные
объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе
описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной
природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на
уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство,
технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.
2. Описание места предмета в учебном плане.
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для
детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит
пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера
«Природоведение», «Биология», «География».
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса общая нагрузка представлена в
таблице:
Учебный предмет:
Мир природы и человека
Нагрузка:
в неделю
в год
Количество часов
1
34
3. Личностные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
учебного предмета рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям
обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Мир природы и
человека":
Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его
выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5 предложений об
изученных объектах по предложенному картинному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной организации, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и обучающихся, проявление к
ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
4. Содержание учебного предмета.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное
поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и
солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. ни недели, порядок
следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние,
зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец
зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение
солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость
изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе Изменения, происходящие в природе в
разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных
изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе
наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака,
тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода),
почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы,
рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с
названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и
появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное
время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года Одежда людей в
разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых
занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов
неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе
двигается Земля.
Живая природа
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека.
Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход. Растения
дикорастущие.
Деревья.
Кустарники.
Травянистые
растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах
размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение
растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.
Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела.
Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни
человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник,
ферма. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы.
Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и
весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности
птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными
растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям,
правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с
видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек,
взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши.
Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание,
обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств.
Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны труда, режима работы и отдыха.
Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена
питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные
продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной),
прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи,
одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения
ребенка Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая
техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница.
Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в
учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт.
Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые,
метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский
транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн
России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности.
Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны.
Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги
нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) –
прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными
людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений
врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и
стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из
поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации, приведшей к травме и своего состояния (что и где болит).
Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе Правила
поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для
практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с
горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
п/п
Тематическое
планирование
1
Сезонные изменения
2
Неживая природа
3
Живая природа
4
Человек
5
Безопасное поведение
Характеристика основных видов учебной деятельности
обучающихся
Временные изменения. Времена года. Сезонные
изменения в неживой природе, в живой природе.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время
года
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок,
глина, камни. Почва Вода.
Простейшие признаки объектов неживой природы по
основным параметрам: внешний вид, наиболее
существенные и заметные свойства
Растения культурные. Зерновые культуры. Внешний
вид, место произрастания, использование. Значение для
жизни человека.
Употребление в пищу. Растения комнатные. Название.
Внешнее строение Уход. Растения
дикорастущие
Мальчик и девочка. Возрастные группы. Строение тела
человека. Гигиена. Человек – член общества: член
семьи, ученик, одноклассник, друг
Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика.
Правила поведения человека при контакте с домашним
животным. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу.
6. Материально-техническое обеспечение предполагает использование:
Учебные пособия.
1. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. Куртова Т.О.
«Мир природы и
человека»3 кл. В 2-х частях. Ч1, Ч 2, 2020 . Издательство «Просвещение»
Методические пособия
1. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М.Бражниковой, М: Владос.; 2010
2. Агеева И.Д. Загадки про слова.- М.:ТЦ Сфера, 2015. – 192с.
3. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте. –
М.: Просвещение, 2016.
Оборудование и приборы
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
2. EduPlay. Система с подсвечиваемой клавиатурой.
3. Музыкальный центр с набором компакт-дисков
Дидактический материал
1. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень,
растения, животные).
2. Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный мир, дом,
школа, улица)
3. Настольные игры
4. Пособия по развитию речи «Театр».
5. Комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,
динамических картин и схем по разделам программы;
6. Учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных
дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных
опытов;
7. Оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы,
бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
8. Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии;
модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
9. Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
10. Натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения,
плоды с/х культур и пр.;
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо»
5. IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2
до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Дата
Пла
н
Фак
т
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Мир природы и человека»
3 класс
Тема урока
Количеств
Основное
о часов
содержание урока
и виды работ по
теме
Сезонные
1
Объяснение,
изменения в
беседа,
природе.
рассмотрение
Погода
наглядного
материала.
Признаки
1
Объяснение,
осени.
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Сезонная
1
Объяснение,
работа на
беседа,
огороде и в
рассмотрение
саду
наглядного
материала.
Улица, на
1
Объяснение,
которой
беседа,
расположена
рассмотрение
школа
наглядного
материала.
Экскурсия
1
Экскурсия
вокруг школы
Наземный
1
Объяснение,
транспорт
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Правила
1
Объяснение,
дорожного
беседа,
движения.
рассмотрение
Экскурсия к
наглядного
светофору
материала.
Посуда
1
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Мебель
1
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Уход за
1
Объяснение,
мебелью
беседа,
Приложение 1
Домашнее
задание
Наблюдения за
погодой
составить рассказ
об осени
рисунок на тему
"Осень"
знать адрес
школы
знать адрес
школы
рисунок по теме
выучить
стихотворение
Чтение сказки
"Федорино горе"
выучить загадки
индивид.
карточки
11
Одежда и
сезонные
предпочтения
1
12
Одежда и ее
разновидность
1
13
Одежда.
Повторение
1
14
Обувь и ее
виды
1
15
Обувь. Уход за
обувью
1
16
Овощи
1
17
Овощи. Их
значение
1
18
Бахчевые
культуры
1
19
Деревья.
Экскурсия в
парк
Комнатные
растения и их
разновидности
1
Комнатные
1
20
21
1
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Экскурсия в парк
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
Рисунок "Зимняя
одежда"
Наблюдение за
погодой
выучить
стихотворение
Составить
рассказ об обуви.
Уход за обувью.
Нарисовать три
овоща.
Повторить
названия овощей
Нарисовать
арбуз, дыню.
Записать 4
названия дерева
уход за
комн.раст.
Полить
растения.
Уход
22
Садовые
цветы
1
23
Лекарственны
е растения
1
24
Домашние
животные
1
25
Дикие
животные
1
26
Животные .
Обобщение.
1
27
Зимующие и
перелетные
птицы
1
28
Местные
птицы.
Экскурсия.
1
29
Домашние
птицы
1
30
Насекомые
1
31
Раннецветущи
е растения
1
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
комнатные
растения
Рисунок по теме
раскрасить
рисунки
Сообщение о
дом. животном.
Сообщения о
диких животных
Загадки о
животных
выучить наизусть
Загадки о птицах.
ответить на
вопросы
сообщения о
домашних птицах
Рассказ о
насекомых
рассказ о
раннецветущем
растении
32
Охрана
здоровья
1
33
Уход за
зубами
1
34
Экскурсия.
Растения на
клумбах
1
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Объяснение,
беседа,
рассмотрение
наглядного
материала.
Экскурсия
кроссворд
карточка
наблюдения в
природе