МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Приказ
№
52-ос
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Мир природы и человека»
(Вариант 1)
2 класс
с. Армизонское 2024
1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ
Армизонская СОШ.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между
миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся
умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции,
поведения
младших
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности
к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения",
"Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения во 2
классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его
доступность и практическая значимость.
Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания
материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с
жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию
полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных
задач из ближайшего социального окружения.
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также
с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой
принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять
их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на
определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и
время изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно, с опорой на
учебный план конкретного образовательного учреждения. На уроках следует
использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,
муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на
их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной
природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на
уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство,
технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.
3. Описание места предмета в учебном плане.
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для
детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и
служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера
«Природоведение», «Биология», «География».
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для второго класса общая нагрузка
составляет 1 час в неделю, 34 часа в год.
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета.
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) по учебному предмету «Мир
природы и человека» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных
и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования по учебному
предмету «Мир природы и человека» включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) овладение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) проявление предпосылок к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) проявление предпосылок к принятию и освоению социальной роли
обучающегося, проявлению социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) овладение начальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) проявление предпосылок к формированию установки на безопасный, здоровый
образ жизни, проявление мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление предпосылок готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП УО (вариант 1) по учебному предмету
«Мир природы и человека» относятся:
Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его
выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5 предложений
об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной организации, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при
наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и обучающихся,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
5. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» представлено 7
разделами: сезонные изменения, солнце и изменения в неживой и живой природе,
неживая природа, живая природа, магазины, наша Родина – Россия, безопасное поведение.
Сезонные изменения.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и
солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели,
порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние,
зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина,
конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение
солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость
изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в
разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных
изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на
основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака
(облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка
птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное
время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года,
погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара).
Неживая природа.
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов
неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе
двигается Земля.
Живая природа.
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни
человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель,
лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие
растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела.
Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни
человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор,
птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия.
Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в
природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными
растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим
растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода
за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования,
ознакомление с видами помощи диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой
человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка
в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела:
кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена
полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека
(глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг,
получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе,
соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха.
Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка),
гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб,
молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием
ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки, школьные канцелярские
принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей
ближайшего окружения обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая
техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника.
Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении.
Правила поведения в магазине.
Транспорт.
Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и
грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской
пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила
поведения.
Наша Родина – Россия.
Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент
России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные
костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение
нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение.
Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание,
одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и
рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной
(постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция
больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по
назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в
больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего состояния (что и где
болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми
грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния
больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил
дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход, правила
нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару,
переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для
практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с
горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
«Мир природы и человека»
2 класс
№
Дата
план
Тема урока
Количество
часов
факт
1
Влияние солнца на смену
времен года.
1
2
Сутки.
1
3
Долгота дня летом.
1
4
Долгота дня зимой.
1
Основное содержание урока и виды
работ по теме
Рассматривание рисунка
Показ разных времен года на рисунке
Рассказ о влиянии солнца на смену времен
года
Чтение стихов-закличек
Ответы на вопросы о дате рождения, о
занятиях в разное время года
Прослушивание вводного слова учителя о
сутках
Рассматривание рисунка
Наблюдения за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер, ночь Дополнение
предложений
Ответы на вопросы о занятиях людей в
разное время суток
Рассматривание рисунков
Дополнение предложений
Составление рассказа о долготе дня и ночи
летом
Ответы на вопросы по теме урока
Объяснение смысла пословицы
Рассматривание рисунков
Дополнение предложений
Составление рассказа о долготе дня и ночи
Домашнее задание
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
5
Изменения в природе осенью.
Экскурсия.
1
6
Растения осенью.
1
7
Животные и птицы осенью.
Перелётные птицы.
1
8
Занятия людей осенью.
1
зимой
Ответы на вопросы по теме урока
Объяснение смысла пословицы
Экскурсия в осенний парк
Просмотр видео об осени
Рассматривание схемы
Составление рассказа по схемам
Ответы на вопросы
Чтение стихотворения
Рассматривание картины Левитана, ответы
на вопросы
Называние осенних месяцев
Просмотр видео
Не предусмотрено
Ответы на вопросы
Называние деревьев, растений, кустарников,
нахождение на картинке
Рассматривание рисунка
Соотнесение картинок
Рассматривание рисунка
Не предусмотрено
Чтение текста
Называние перелётных птиц, узнавание на
картинке
Отгадывание загадок
Ответы на вопросы о жизни и птиц
животных осенью
Чтение текста
Не предусмотрено
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Называние осенних плодов по картинкам
Знакомство с понятием «гербарий».
Чтение стихотворения
9
Вода. Свойства воды.
1
Просмотр видео
Проведение опытов с водой с помощью
учителя
Чтение текста
Не предусмотрено
10
Температура воды.
1
11
Вода в природе.
1
Составление рассказа как люди используют Не предусмотрено
горячую воду Рассматривание рисунка
Пользование термометром с помощью
учителя
Знакомство с термометром
Практическая работа с термометром
Рассматривание рисунка
Не предусмотрено
Называние водоемов по картинке
Ответы на вопросы учителя
Составление рассказа о водоеме
12
Значение воды.
1
Просмотр видео
Рассматривание рисунка
Составление рассказа о значении воды в
природе по картинкам
Ответы на вопросы учителя
Чтение текста
Не предусмотрено
13
Время года: зима. Признаки
зимы. Названия зимних месяцев.
1
Просмотр видео
Рассматривание рисунка
Называние признаков зимы Повторение
названий зимних месяцев
Работа с опорными словами Знакомство и
объяснение смысла пословицы
Чтение стихотворения
Не предусмотрено
14
Природа зимой.
1
15
Растения и животные зимой.
1
16
Занятия людей зимой.
1
17
Растения. Части растений.
1
18
Жизнь растений. Комнатные
растения.
1
Экскурсия в зимний парк
Подкормка птиц в кормушках
Слушание рассказа учителя
Ответы на вопросы
Рассматривание иллюстраций
Отгадывание загадки
Чтение рассказа
Описание животного по плану
Отгадывание животного по описанию
Называние диких животных
Прослушивание вводного слова учителя
Рассматривание рисунков
Называние зимней одежды по рисунку
Называние видов деятельности людей зимой
Рассказ об играх детей зимой
Просмотр сказки «Два Мороза»
Ответы на вопросы по рисунку
Рисование в рабочей тетради снежинки
Правила безопасности зимой: (гололед,
сосульки с крыш)
Рассматривание изображения растений
Называние по картинке частей растений
Чтение текста
Ответы на вопросы с опорой на рисунки
Работа с опорными словами
Заучивание стихотворения
Рассматривание картинки
Чтение текста
Сравнение рисунков
Проговаривание правил
ухода за комнатными растениями
Ответы на вопросы с опорой на картинки
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Стр. 5 выучить.
Нарисовать комнатное
растение.
19
Овощи. Сад.
1
20
Домашние и дикие животные.
1
21
Породы животных. Сходство и
различия.
1
Описание овощей с опорой на рисунок
Называние овощей, их признаков
Рассматривание схемы, нахождение
знакомых овощей
Чтение текста
Отгадывание загадки
Чтение стихотворения
Перечисление любимых овощей.
Проговаривание рецепта салата и варенья
Рисование овощей и фруктов в тетрадь
Ответы на вопросы
Сравнение домашних и диких
животных по картинке Рассматривание
рисунков Составление рассказа о
домашних и диких животных Ответы на
вопросы
Сравнение домашних и диких
животных по картинке
Рассматривание изображения животных
Сравнение домашнего и дикого животного
Ответы на вопросы
Рисование животного
Чтение текста
Составление рассказа
Отгадывание загадки
Ознакомление с правилами ухода за
домашним питомцем
Составление рассказа по рисунку
Стр. 26 ответить на
вопросы.
Нарисовать в тетр. 1
дикое и 1 домашнее
животное.
Стр. 45-46 читать.
22
Рыбы.
1
23
Сезонные изменения в природе
весной.
1
24
Растения весной.
1
Рассматривание изображения рыбы
Нахождение частей тела рыбы
Ответы на вопросы
Чтение текста
Ответы на вопросы
Составление рассказа по схеме
Просмотр видео об аквариуме
Рисование аквариума с рыбой
Экскурсия в весенний парк
Наблюдение за набуханием почек на ветках
(опыт)
Определение времени года Называние
признаков весны (потепление, таяние снега,
ручьи, капель, лужи)
Работа по схемам
Закрепление правил поведения весной
Составление рассказа по рисункам об
основных приметах весны
Названия весенних месяцев
Наблюдение за молодой листвой на деревьях
Показ объектов природы на рисунках,
ответы на вопросы
Составление рассказа о цветении березы и
тополя
Нахождение и называние распустившихся
цветов
Заучивание заклички
Составление рассказа о приходе весны по
картинке
Стр. 51 читать.
Стр. 42 выучить
весенние месяцы.
Стр. 46 рассмотреть
рисунок и составить по
нему рассказ.
25
Животные и птицы весной.
1
26
Занятия людей весной.
1
27
Гигиена тела человека.
1
28
Питание человека. Органы
пищеварения.
1
29
Пища человека. Правильное
питание.
1
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Показ животных и птиц на рисунке
Просмотр видео
Ответы на вопросы
Составление рассказа о жизни животных и
птиц весной
Рассматривание рисунка
Чтение текста
Ответы на вопросы
Чтение стихотворения
Рассказ о занятиях людей весной
Проговаривание правил безопасности на
водоемах весной
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Составление рассказа о пользе закаливания
по картинкам
Разучивание комплекса утренней
гимнастики
Рассматривание рисунка
Нахождение и называние на картинке
органов пищеварения человека
Чтение текста
Ответы на вопросы
Выбор полезных продуктов по рисунку
Рассматривание рисунка
Называние принципов правильного питания
Выбор меню на день
Запись в тетрадь главных правил питания
Составление рассказа о пользе фруктов и
овощей
Стр. 47 рассказ о
животных и птицах
весной.
Стр. 48-49 читать.
Стр. 54 комплекс
утренней гимнастики.
Стр. 56 прочитать и
ответить на вопросы
Стр. 65-66 прочитать и
ответить на вопросы.
30
Профилактика пищевых
отравлений.
1
31
Изменения в природе летом.
Экскурсия.
1
32
Растения летом.
1
33
Животные летом.
1
Прослушивание вводного слова учителя
Рассматривание рисунков
Проговаривание основных правил
профилактики пищевых отравлений
Составление рассказа по рисунку
Чтение стихотворения
Просмотр видео
Рассматривание рисунков
Называние летних месяцев Называние
признаков лета
Чтение текста
Ответы на вопросы
Составление рассказа об изменениях в
природе летом
Рассматривание рисунков
Чтение текста, запоминание названия ягод,
цветов Составление рассказа
Рисование рисунка о правилах поведения в
лесу Рассматривание рисунка, составление
по нему рассказа о летнем лесе
Рассматривание рисунка
Запоминание и называние
детенышей
Определение по рисунку способа питания и
места проживания животных
Рассматривание и называние опасных
насекомых
Слушание текста, ответы на вопросы
Стр. 69-70 запомнить
правила.
Стр. 52 выучить летние
месяцы.
Стр. 55 рассказ о летнем
лесе.
Стр. 56 читать.
34
Занятия людей летом.
Безопасные летние каникулы.
1
Называние летней одежды
Составление рассказа
Рассматривание рисунка
Составление рассказа о своих любимых
занятиях во время прогулок летом
Повторение правил безопасности в летние
каникулы
Нарисовать рисунок.
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебные пособия.
1. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. Куртова Т.О.
«Мир природы и
человека»2 кл. В 2-х частях. Ч1., Ч2., 2020. Издательство «Просвещение»
Методические пособия
1. 350 развивающих упражнений по русскому языку:Увлекательное пособие для
учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2014г.
2. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М.Бражниковой, М: Владос.; 2010
3. Агеева И.Д. Загадки про слова.- М.:ТЦ Сфера, 2015. – 192с.
4. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на обучения грамоте в 1 – 4
классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2019.
5. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 2014
6. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной
школы. – М.: Просвещение, 2014.
7. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте. –
М.: Просвещение, 2016.
8. Дмитриева О.И., Казакова О.В. Поурочные разработки обучению письму. М.;
Вако, 2017.
9. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку.
М., 2017.
10. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по
развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2016.
Оборудование и приборы
1. Карточки PECS система альтернативной коммуникации.
2. Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.
3. Кубики Коса
4. Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления и мягкой ступенькой к
бассейну
5. Фиброоптическая тактильная панель
6. Акустическая тактильная панель
7. Тактильно-развивающая панель с домино
8. Тактильно-развивающая панель с замочками
9. Тактильно-развивающая панель с различными текстурами
10. Стол-мозаика
11. Световой стол для рисования песком
12. Тактильная дорожка 7-ми модульная
13. Фиброоптический туннель
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
2. EduPlay. Система с подсвечиваемой клавиатурой.
3. Музыкальный центр с набором компакт-дисков
4. Световой проектор со встроенным ротатором
5. Колесо спецэффектов («жидкое» с неповторяющимся рисунком)
6. Колесо спецэффектов («твердое»)
Дидактический материал
1. Слоговые таблицы
2. Художественная литература для внеклассного чтения.
3. Разрезные картинки по временам года
4. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень,
растения, животные).
5. Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный мир, дом,
школа, улица)
6. Настольные игры
7. Пособия по развитию речи «Театр».
8. Комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,
динамических картин и схем по разделам программы;
9. Учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных
дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных
опытов;
10. Оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы,
бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
11. Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии;
модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
12. Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
13. Натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения,
плоды с/х культур и пр.;
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо»
5. IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2
до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.