МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Приказ
№
52-ос
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Речевая практика »
(Вариант 1)
4 класс
с. Армизонское 2024
1
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Характерное для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в
школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно –
практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и
организующим все разделы программы, является речевая практика.
Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения
предметной области «Язык и речевая практика».
Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой
коммуникации младших школьников интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.
Общие задачи учебного предмета «Речевая практика»:
1) способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
2) корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
3) формировать выразительную сторону речи;
4) учить строить устные связные высказывания;
5) воспитывать культуру речевого общения.
Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с
интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых
формируются коммуникативные умения школьников.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы включает четыре раздела:
1. Аудирование и понимание речи.
2. Дикция и выразительность речи.
3. Общение и его значение в жизни.
4. Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения; примерные
темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи», «Дикция и
выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает целенаправленную
работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать речь на слух, точно её
интонировать, владеть этикетными средствами общения. Как правило, все названные умения
формируются в речевых ситуациях. Вместе с тем специальная работа по отработке каждого
из них должна вестись и на самостоятельных этапах урока. Такая подготовительная работа
создаёт условия для более свободного пользования отработанными ранее умениями в
пределах организуемой речевой ситуации, а далее и в реальных сферах общения.
Большое значение для развития коммуникативных навыков учеников имеет точность
произношения речи. Дети с интеллектуальными нарушениями плохо умеют слушать
2
(слушают, но не слышат), не понимают или избирательно понимают то, что говорит
собеседник, и, даже поняв отвлечённо смысл обращённой к ним речи, не всегда соотносят
содержание воспринятого с жизненными реалиями.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли
собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников
должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут
являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать
неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми
имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой
целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации,
игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности,
активизирующие живое общение школьников.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий
особенности развития каждого ребенка;
- психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и
двигательной активности);
- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует
стимулировать все действующие сенсорные системы);
- связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его
людей.
Программа имеет практико-ориентированную направленность. Основной формой
организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация
(тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного
общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное
общение. Также на уроках используются следующие методы: упражнения, моделирование
речевых ситуаций, беседы, рассказ. По характеру познавательной деятельности основными
методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются:
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
- Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
- Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы
организации деятельности детей.
3.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для IV класса общая нагрузка
составляет: 68 часов в год; 2 часа в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
3
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты обучения:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического работника
по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения педагогического работника;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
ответы на вопросы педагогического работника по содержанию прослушанных и (или)
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений,
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи педагогического
работника и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
5. Содержание учебного предмета
4
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6 —8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с
последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых
ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие
чувства.
Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления,
испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и
жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино,
телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник —устный или письменный?
Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать,
сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро»,
«Мужской туалет», «Женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т.д.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и
др.). Вступление в речевой контакт с не знакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься, пожалуйста, это …».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте»,
«до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)еще»,
«Заходи (те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с…» «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с
помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям,
5
сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…»,
«Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…».
Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные
открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки.
Формулы «Пожалуйста,…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне…»,
«Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность
за поздравления и подарки («Спасибо…имя»), благодарность как ответная реакция на
выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание.
(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»). «Спасибо, и тебя (Вас).
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение,
комплимент.
Одобрение
как
реакция
на
поздравления,
подарки:«Молодец!»,«Умница!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я —
пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок»,
«Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду
письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
Тематическое планирование
Характеристика основных видов учебной деятельности
обучающихся
Аудирование и понимание речи Выполнение простых и составных устных инструкций
учителя.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение
Ряда слоговых комплексов
6
Выбор из 2 близких по содержанию картинок той,
которая соответствует услышанном предложению.
Соотнесение речи и изображения.
Дикция и выразительность речи Развитие артикуляционной моторики.
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и
Выразительное их произнесение.
Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа
Речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения.
Письменное общение
Организация речевого общения Приветствие и прощание в школе и дома.
Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе
утро, до свидания.
Использование как выразительных средств речи, таки их
помощников.
Употребление вежливых слов.
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебные пособия:
1. Комарова С.В. «Речевая практика» 4 кл., 2019. Издательство «Просвещение».
Методические пособия:
1. Агеева И.Д. Загадки про слова.- М.:ТЦ Сфера, 2015. – 192с.
2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на обучения грамоте в 1 – 4
классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2019.
3. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 2014.
Оборудование и приборы:
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
Дидактический материал:
1. Алфавит
2. Слоговые таблицы
3. Художественная литература для внеклассного чтения.
4. Разрезные картинки по временам года
5. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень, растения,
животные).
6. Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный мир, дом,
школа, улица)
7. Настольные игры.
Интернет – ресурсы:
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей
интерактивной форме.
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ.
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации).
7
в
4. Детский портал «Чудо-Юдо».
5. IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2
до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.
8
9
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речевая практика»
4 класс
№
п/
1
Дата
План
Факт
Тема урока
Делимся новостями
Колво
часов
1
2
Делимся новостями
3
Делимся новостями
1
1
4
Делимся новостями
1
5
Я выбираю книгу
1
6
Я выбираю книгу
7
Я выбираю книгу
1
1
8
9
10
11
Я выбираю книгу
1
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
1
Приложение 1
Основное содержание урока и виды работ по теме
Домашнее задание
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса). Приветствия друг другу, представление новых учеников,
поздравления с праздником знаний.
Работа с учебником, рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса. Приветствия друг другу, поздравления с праздником знаний.
Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной
структурой текста. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым
летом».
Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое
интересное событие прошлого лета». Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций).
Работа с учебником, рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса.
Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление
предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций,
обсуждение книг).
Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. Завершение
темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда
может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»).
Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому
и незнакомому человеку. Ролевые игры по теме ситуации.
Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому
и незнакомому человеку. Ролевые игры по теме ситуации.
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Стр. 5 наизусть
Стр. 5 наизусть
Стр. 6 составить рассказ.
Стр. 9 составить рассказ.
Стр. 11-13 прочитать
Стр. 14-15.
Составить рассказ «Моя
любимая книга»
Составить рассказ «Моя
любимая книга»
Индивидуальная
карточка.
Выучить чистоговорку
Иллюстрирование
стихотворения
12
13
«Подскажите,
пожалуйста…»
Я - пассажир
10
Ролевые игры по теме ситуации. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!»)
Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).
Актуализация
имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте.
Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.
Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном
транспорте.
Конструирование возможных диалогов в общественном
транспорте.
Участие в ролевой игре «В автобусе». Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со сказкой
(слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).
Карточка
1
Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по
вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).
Работа с учебником. Инсценирование сказки.
1
Работа с учебником. Инсценирование сказки. Запись видеосюжета.
Стр. 20-21 составить
рассказ.
Подбор декораций и
костюмов
Иллюстрация к сказке
1
1
14
Я - пассажир
1
15
Я - пассажир
16
«Петушок –
Золотой гребешок»
17
«Петушок –
Золотой гребешок»
«Петушок –
Золотой гребешок»
«Петушок –
Золотой гребешок»
Сочиняем сказку
18
19
20
1
1
1
1
21
Сочиняем сказку
1
22
Сочиняем сказку
1
23
Сочиняем сказку
1
24
У телевизора
1
25
26
У телевизора
У телевизора
1
1
Повторить правила.
Выполнить
задания.
тестовые
Раскрасить знаки
Стр. 17-19 прочитать
сказку;
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного
Стр. 23 наизусть
вопроса).
Актуализация знаний о фиксированной структуре текста.
Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части
придумываемой сказки с опорой на вопросный план.
Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части
Стр. 24-25 сочинить
придумываемой сказки с опорой на вопросный план.
сказку
Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на
Иллюстрация к сказке
вопросный план. Иллюстрирование сказки согласно замыслу.
Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников.
Сочинить сказку,
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
оформить в виде
книжки-малышки
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
Стр. 29, отгадать
вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).
загадки;
Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме:
предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в
программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора.
Работа по учебнику. Игра «Поле чудес».
Стр, 30-33.
Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами
Сочинить загадку
рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план.
про телевизор
27
У телевизора
28
«Лисичкасестричка»
«Лисичкасестричка»
«Лисичкасестричка»
Новогодние
истории
29
30
31
32
33
34
Новогодние
истории
Новогодние
истории
1
1
1
1
1
1
1
Знаки-помощники
1
35
Знаки-помощники
1
36
Знаки-помощники
1
37
Знаки-помощники
1
38
В гостях у леса
1
39
В гостях у леса
1
40
В гостях у леса
1
41
В гостях у леса
1
11
Составление персональных телевизионных программ обучающимися.
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со сказкой
(слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).
Работа по учебнику, чтение сказки, создание декораций
Рисунок на тему «Моя
любимая телепередача»
Вырезать персонажей
сказки
Карточка
Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по
вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки.
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). Актуализация знаний о
новогодних сказках, мультфильмах. Обсуждение замысла истории.
Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой
на вопросный план.
Иллюстрирование истории согласно замыслу.
Рассказывание вариантов
истории, получившихся у школьников.
Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование,
демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками
и т. д.)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса). Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта,
знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в
повседневной жизни.
Работа по учебнику. Игра «Поле чудес».
Сочинить загадку про
лису
Выучить стихотворение
к Новому году
Выучить стихотворение
к Новому году
Рисунок
на
тему
«Новый год»
Стр. 35-37 рассмотреть
знаки;
Стр. 38-39 повторить
правила.
улице, Карточка
Моделирование и проигрывание возможных диалогов на
предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.
Участие в экскурсии «Знаки-помощники в нашем городе (посёлке, на нашей Тестовые задания
улице и т. д.)». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного Стр. 41-43, прочитать,
вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы
рассмотреть
на вопросы на основе иллюстраций).
иллюстрации
Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах
Стр. 44-45 ответить на
поведения в лесу.
вопросы.
Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ Карточка
обучающимися (составление рассказов).
Составление «Правил вежливого поведения в лесу». Завершение темы (работа Рисунок «Дары леса»
над рубрикой «Это важно!»)
42
43
44
45
46
Задушевный
разговор
Задушевный
разговор
Задушевный
разговор
Задушевный
разговор
Приглашение
1
1
1
1
1
47
Приглашение
1
48
Приглашение
49
Приглашение
50
Поздравляю!
1
1
1
51
52
Поздравляю!
Поздравляю!
53
Поздравляю!
54
Жду письма!
1
1
1
1
55
Жду письма!
1
56
Жду письма!
1
12
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного
вопроса). Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников.
Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе
иллюстраций.
Участие в игре «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».
Знакомство с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» в аудиозаписи.
Знакомство с рассказом В. Осеевой «Что легче?» в аудиозаписи. Беседа по
вопросам.
Знакомство с рассказом В. Осеевой «На катке» в аудиозаписи. Завершение
темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение
проблемного вопроса). Актуализация имеющихся знаний по теме (участие в
беседе на основе личного опыта).
Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в
зависимости от адресата. Моделирование диалогов, содержащих приглашение
и вежливый отказ.
Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ.
Мозговой штурм «Чем занять гостей?»
Стр. 47 наизусть;
Стр. 48-51 составить
историю.
Отгадать загадки
Карточка
Стр. 53-55, читать
Стр. 56-57 составить
приглашение на
праздник.
Выучить чистоговорку
Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих
Карточка
группах. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
.Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение
Стр. 59 наизусть;
проблемного вопроса). Конструирование поздравлений. Дифференциация в
зависимости от адресата.
Работа с учебником, составление рассказа-описания.
Стр. 58-63
Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке.
Подписать открытку
Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток.
Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней.
Принести конверт
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). Актуализация Составить рассказ о лете.
опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. Составление
коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из
ключевых слов.
Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо
Дописать письмо
…» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены
задания написать письмо другу, родственнику и др.).
Просмотр презентации «День почты». Игра «Почтальон».
Написать адрес
назначения
57
Жду письма!
58
«Извините меня…»
1
1
59
«Извините меня…»
1
60
«Извините меня…»
1
61
«Извините меня…»
1
62
Поздравительная
открытка
1
63
64
65
66
67
68
Поздравительная
открытка
Поздравительная
открытка
Поздравительная
открытка
Во саду ли в
огороде
Во саду ли в
огороде
Во саду ли в
огороде
1
1
1
1
1
1
13
Работа по учебнику. Повторение по теме. Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда
может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини
меня…»). Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.
Закрепление по теме (беседа на основе личного опыта о том, когда может
быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»).
Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.
Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. Ролевые
игры по теме ситуации. Работа по учебнику.
Ролевые игры по теме ситуации. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!»)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций). Прослушивание песен, стихов, рассказов о
Великой Отечественной войне.
Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.
Рисование праздничных открыток.
Рисование праздничных открыток. Конструирование поздравлений с Днём
Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).
Подписывание открыток с поздравлениями. Доставка открыток адресатам
(отправление письмом, доставка лично в руки)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы — работа летом в
саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности).
Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов,
порядка выполнения). Выполнение и представление творческих работ классу
— составление рассказов на основе выполненных рисунков.
Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения
Карточка
Рисунок по теме
Карточка
Выучить стихотворение
Выучить стихотворение
Выучить стихотворение
Участие
в
акции
«Георгиевская лента»
Карточка
Карточка
Рисунок по теме
Выучить
теме
Не задано
загадку по