МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Ритмика»
(вариант 1)
2 класс
с. Армизонское 2024
1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Целью коррекционного курса является развитие двигательной активности ребенка в
процессе восприятия музыки.
Исходя из цели, задачами коррекционного курса являются:
Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях
Научить
согласовывать движения с характером музыки, наиболее
яркими средствами выразительности.
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку,
слуховые представления).
Развивать
чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой
моторики, пространственной ориентировки;
Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с
музыкальным сопровождением.
Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
Развивать координацию движений.
Развивать умение слушать музыку.
Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с
речевым сопровождением и пением.
Развивать творческие способности личности.
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
2. Общая характеристика коррекционных занятий
Отличительными особенностями коррекционных занятий являются: определение
видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных и
предметных результатов освоения учебного курса. В основу реализации программы
положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации
организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых
результатов.
Программа "Ритмика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и
физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в
зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания. Поэтому содержание
программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования.
И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку
всех детей, имеющих разные способности.
3. Описание места коррекционных занятий в учебном плане
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 класса общая нагрузка составляет 1
час в неделю, 34 часа в год.
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционных занятий
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) по коррекционным занятиям
«Ритмика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные
результаты
освоения курса коррекционно-развивающей
области «Ритмика:
Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое
место в строю.
Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
Принимать участие в творческой жизни коллектива.
К предметным результатам освоения АООП УО (вариант 1) по коррекционному курсу
«Ритмика» относятся:
Минимальный уровень:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
Ходить свободным естественным шагом;
Выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
5. Содержание учебного предмета
Содержание коррекционных занятий «Ритмика» представлено 5 разделами:
упражнения на ориентировку в пространстве, ритмико-гимнастические упражнения,
упражнения с детскими музыкальными инструментами, музыкальные игры, танцевальные
упражнения.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Правильное исходное положение. Ходьба и бег по ориентирам. Построение и
перестроение. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений.
Упражнения на расслабление мышц.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Упражнения для кистей рук. Отстукивание простых ритмических рисунков на
музыкальных инструментах. Игра на музыкальных (детских) инструментах.
Музыкальные игры.
Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки.
Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения.
Знакомство с танцевальными движениями. Разучивание детских танцев.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
1
Дата
Тема урока
Количест Основное содержание урока и
виды работ по теме
во часов
Домашнее
задание
план факт
1.
Инструктаж по ОТ и
ТБ. Упражнения на
ориентировку в
пространстве.
Совершенствование
навыков ходьбы и
бега
1
Повторение правил поведения Не
и техники безопасности во
предусмотрено
время проведения занятий.
Закрепление представлений о
предмете «Ритмика»
2.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве.
Построение
1
Не
предусмотрено
3.
Ходьба вдоль стен с
чёткими поворотами
в углах зала
1
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона
Закрепление правил входа в
зал, построения с соблюдением
интервала в танцевальном зале.
Формирование
пространственных
представлений через движения
вперед – назад, вправо-влево
(шаг вперед, два назад, шаг
вправо, два влево)
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Выполняют упражнения в
ходьбе в различном темпе с
поворотами
90 градусов.
Ритмико-гимнастическое
упражнение
4.
Построения в
шеренгу, колонну,
цепочку, круг, пары
1
Построение с соблюдением
интервала
Выполнение поклона.
Упражнения на построение в
колонну, цепочку, круг, пары.
Определение своего места в
шеренге и колонне.
Движение по кругу в
соответствии с темпом и
ритмом музыки
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
5.
Построение в
колонну по два
1
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Выполнение упражнения на
выработку осанки.
Выполнение построения в
колонну по два, по алгоритму
действий, под ритмическое
отстукивание
Не
предусмотрено
6.
Перестроение из
колонны парами в
колонну по одному
1
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Выполнение перестроения из
колонны парами в колонну по
одному под ритмическое
отстукивание.
Выполнение упражнения на
выработку осанки
Не
предусмотрено
7.
Построение круга из
шеренги и из
движения
врассыпную
1
8.
Выполнение во
время ходьбы и бега
несложных заданий
с предметами
1
9.
Ритмикогимнастические
упражнения.
Общеразвивающие
упражнения
1
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Перестроения из шеренги в
круг.
Выполнение действия под
ритмическое отстукивание.
Построение в круг после
хаотичного движения по залу
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона.
Выполнение упражнения на
выработку осанки.
Выполнение действий с
предметами во время движения
по залу в разном темпе: обегать
их, собирать, передавать друг
другу, перекладывать с места
на место
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона.
Общеукрепляющие
упражнения и упражнения на
выработку осанки.
Выполнение упражнений под
ритмическое отстукивание
(прохлопывание), начиная и
заканчивая синхронно с ритмом
10.
Разведение рук в
стороны,
раскачивание их
перед собой,
круговые движения,
упражнения с
лентами
1
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона.
Выполнение упражнения на
выработку осанки.
Выполнение движений руками,
корпусом.
Ходьба с сохранением
заданного темпа.
Упражнения с лентой.
11.
Наклоны и
повороты головы
вперёд, назад, в
стороны, круговые
движения
1
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона.
Наклоны и повороты головы
вперёд, назад, в стороны,
круговые движения.
Выполнение построения и
перестроения в шеренгу,
колонну. Действия в шеренге и
колонне под ритмическое
отстукивание.
Ритмичное выполнение
наклонов головы вперед, назад,
вправо, влево.
Выполнение упражнения на
выработку осанки.
Музыкально-ритмическая игра
(по выбору учителя)
12.
Наклоны туловища,
сгибая и не сгибая
колени
1
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона и разминки.
Ритмичное выполнение
наклонов туловища, сгибая и не
сгибая колени.
Музыкально-ритмическая игра
(по выбору учителя)
13.
Наклоны и
повороты туловища
в сочетании с
движениями рук
вверх, в стороны, на
затылок, на пояс
1
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона.
Ритмичное выполнение
движений корпусом в
сочетании с движениями рук.
Музыкально-ритмическая игра
(по выбору учителя)
14.
Повороты туловища
с передачей
предмета (флажки,
мячи)
1
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
Не
предусмотрено
осанки
и координацию движений.
Музыкально-ритмическая игра
(по выбору учителя)
15.
Выставление правой
и
левой
ноги
поочерёдно вперёд,
назад, в стороны, в
исходное положение
1
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Выполнение ритмичных
чередующихся движений
ногами.
Выполнение
расслабляющих
упражнений
16.
Резкое поднимание
согнутых в колене
ног, как при
маршировке
1
Построение с соблюдением
Не
интервала. Выполнение
предусмотрено
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Поочередное выполнение
маховых движений ногами,
согнутыми в колене.
Музыкально-ритмическая игра
(по выбору учителя)
17.
Движения правой
руки вверх-вниз с
одновременным
движением левой
руки от себя-к себе
перед грудью
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Выполнение упражнения на
координацию движений.
Выполнение
скоординированных
ритмичных движений руками в
разных направлениях
18.
Разнообразные
перекрёстные
движения правой
ноги и левой руки,
левой ноги и правой
руки
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Ритмичные перекрестные
движения ногами (отведение
правой ноги в сторону и
возвращение).
Музыкально-ритмическая игра
(по выбору учителя)
19.
Ускорение и
замедление
движений в
1
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Не задано
соответствии с
изменением темпа
музыкального
сопровождения
Упражнения на выработку
осанки.
Выполнение ритмичных
движений ускоряющихся и
замедляющихся движений в
соответствии с изменением
темпа музыкального
сопровождения движений.
Музыкально-ритмическая игра
(по выбору учителя)
20.
Выполнение
движений в
заданном темпе и
после
остановки музыки
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала.
Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Выполнение движений в
заданном темпе под
музыкальное сопровождение и
без него
21.
Упражнения для
кистей рук с
колокольчиками
1
Построение в колонну.
Не задано
Выполнение поклона.
Упражнения на развитие
гибкости кистей рук.
Знакомство со способами
звукоизвлечения с помощью
колокольчика.
Игра
под
музыкальное
сопровождение
ровными
длительностями:
целыми,
половинными, четвертями
22.
Отстукивание на
бубне ровными
долями
1
Построение в колонну.
Не задано
Выполнение поклона.
Упражнения на развитие
гибкости кистей рук.
Знакомство со способами
звукоизвлечения из бубна
(удары по мембране, тремоло
(долгое встряхивание).
Игра
на
музыкальном
инструменте
23.
Знакомство
со
способом
извлечения звука на
ложках
1
Построение в колонну.
Выполнение поклона.
Упражнения на развитие
гибкости кистей рук.
Выполнение упражнений по
звукоизвлечению из ложек
(выполнение встречных и
скользящих ударов).
Игра на музыкальном
Не задано
инструменте
24.
Отстукивание ритма
народной
песни
«Веселые гуси» на
ложках
1
Построение в колонну.
Не задано
Выполнение поклона.
Игра
на
музыкальном
инструменте.
Исполнение
народной
песни
«Веселые
гуси» ровными долями
25.
Игры под музыку.
Выполнение
движений с
разнообразным
характером музыки,
динамикой (громко,
умеренно, тихо),
регистрами
(высокий)
1
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки и развитие чувства
динамики.
Игры на развитие чувства
характера музыки, на
определение регистров
26.
Упражнения на
самостоятельное
различение
темповых,
динамических и
мелодических
изменений в музыке
и выражение их в
движении
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
и определение темпа музыки,
динамики.
Музыкально-ритмическая игра
(по выбору педагога)
27.
Выразительное
исполнение в
свободных плясках
знакомых движений
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала.
Выполнение поклона.
Повторение знакомых
движений под музыкальное
сопровождение.
Игра «Змейка»
- построение нескольких
команд параллельно в колонны,
которые называются
«змейками»;
- движение каждой «змейки»
под свою мелодию (полька,
вальс, марш) определенным
танцевальным движением в
различных направлениях.
28.
Выразительная и
эмоциональная
передача в
движениях игровых
образов и
содержания песен
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Игры на развитие творческого
мышления.
Игра «Прогулка»-
Не задано
танцевальные движения в
свободной последовательности
29.
Самостоятельное
создание
музыкальнодвигательного
образа.
Музыкальные игры
с предметами
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала.
Выполнение поклона.
Повторение знакомых
танцевальных движений.
Игра «Дудочка»:
- выполнение движений по
кругу;
- выполнение на специальное
вступление (делают 2 хлопка, 2
притопа (2 раза),
- под звучание дудочки
выполнение одним из
обучающихся придуманного
движения;
- движение по кругу при
повторении мелодии;
- выполнение придуманного
движения следующим
участником, стоящим по кругу
и т.д.
Музыкальные игры с
предметами
30.
Игры с пением и
речевым
сопровождением.
Инсценирование
песен
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала.
Выполнение поклона.
Игра «Погуляем»:
- выполнение ритма стиха с
акцентированием голосом
сильной доли;
- выполнение движений;
- передача в движении ритма и
темпа стиха с выделением
сильной доли.
Инсценирование
песни
«Веселая зарядка»
31.
Танцевальные
упражнения.
Повторение
элементов танца.
Тихая
настороженная
ходьба, высокий
шаг,
мягкий пружинящий
шаг
1
Построение с соблюдением
Не задано
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Выполнение
танцевальных
движений. Отработка шагов
разного вида. Ритмическая игра
(по выбору учителя)
32.
Простой
1
Построение с соблюдением
Не задано
хороводный шаг
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Выполнение хороводного шага
на полупальцах с замедлением
и ускорением темпа движения.
Соблюдение дистанции при
движении в хороводе.
Упражнения на расслабление
мышц ног
33.
Подпрыгивание на
двух ногах
1
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Выполнение упражнения на
выработку осанки.
Выполнение танцевальных
движений. Отработка техники
прыжка. Упражнения на
расслабление мышц ног
34.
Прямой галоп
1
Построение с соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Упражнения на выработку
осанки.
Выполнение танцевальных
движений. Отработка техники
выполнения прямого галопа.
Упражнения на расслабление
мышц спины
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методическая и справочная литература:
Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта
специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург
И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических
материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во
«Гном» и Д.
Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» №
2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному
воспитанию умственно отсталых учащихся».
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред.
Л.А.Барейбойма. - М.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой.
М.
Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного
развития / Дошкольное воспитание.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение
Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии
и
коррекционная
«Академия»
ритмика. /
Под
ред.
Е.А.Медведевой.
-
М.
Издательский
центр
учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя,
нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного
инструментального исполнительства);
демонстрационный комплект: музыкальные инструменты;
дидактический раздаточный материал;
наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: карточки с изображением
нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы.
Аудио и видео материалы
информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
принтер;
музыкальный центр;
DVD.
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: цифровое пианино.
комплект элементарных музыкальных инструментов: бубен;
бубенцы; колокольчики; кастаньеты; ритмические палочки; ручной барабан;
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки); маракас;
металлофон; погремушки; треугольник;
театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки, коврики,
платочки, флажки и пр.).