МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Труд ( технология)»
(Вариант1)
2 класс
с. Армизонское 2024
1
1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности
обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует
развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов
в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи);
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
2
предметами;
развитие
аналитико-синтетической
деятельности,
деятельности
сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы,
последовательном изготовлении изделия;
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного трудового материала.
Воспитательные задачи:
воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей
жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
воспитание
нравственных,
морально-волевых
качеств
(настойчивости,
ответственности), навыков культурного поведения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения во 2
классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в
тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них
готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к
трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием
для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность
оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у
воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность.
Учащиеся обучаются таким видам ручного труда, как элементарное конструирование,
лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом,
алюминиевой фольгой, древесными материалами, металлами, проволокой.
Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при
правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает
практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время
отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера, они изучают
технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда.
Программа обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень изделий,
изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Обучение ручному труду
предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора
природного материала.
3. Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 класса общая нагрузка составляет 34
часа в год, 1 час в неделю.
3
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) по учебному предмету «Труд
(Технология)» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования по учебному
предмету «Труд (Технология)» включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) овладение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных
технологий для коммуникации;
7) проявление предпосылок к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) проявление предпосылок к принятию и освоению социальной роли обучающегося,
проявлению социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) овладение начальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) проявление предпосылок к формированию установки на безопасный, здоровый
образ жизни, проявление мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление предпосылок готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП УО (вариант 1) по учебному предмету
«Труд (Технология)» относятся:
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать
в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
4
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда, знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного
труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и
свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глина и пластилин; природные
материалы; бумага и картон; нитки и ткань; проволока и металл; древесина);
конструирование из металлоконструктора;
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении
трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономное расходование
материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание
простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их
результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской после
уроков труда (технологии)."
5. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Труд (Технология)» представлено 10 разделами:
работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой; работа
с текстильными материалами; работа с древесными материалами; работа металлом; работа с
алюминиевой фольгой; работа с проволокой; работа с металлоконструктором;
комбинированные работы с разными материалами.
5
Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).
Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Пластилин материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как
правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из
глины
и
пластилина
разными
способами:
конструктивным,
пластическим,
комбинированным. Приемы работы: "разминание", "отщипывание кусочков пластилина",
"размазывание по картону" (аппликация из пластилина), "раскатывание столбиками"
(аппликация из пластилина), "скатывание шара", "раскатывание шара до овальной формы",
"вытягивание одного конца столбика", "сплющивание", "прищипывание", "примазывание"
(объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар).
Лепка из пластилина, изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную
и шарообразную форму.
Работа с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из
природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (ножницы) и правила работы с
ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация,
объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага
для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для
работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику). Понятия:
"линейка", "угольник". Их применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: "разрез по короткой прямой линии", "разрез по короткой наклонной
линии", "надрез по короткой прямой линии", "разрез по длинной линии", "разрез по
незначительно изогнутой линии", "округление углов прямоугольных форм", "вырезание
изображений предметов, имеющих округлую форму", "вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам".
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков
от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: "сгибание
треугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол"; "сгибание прямоугольной
формы пополам", "сгибание сторон к середине", "сгибание углов к центру и середине",
"сгибание по типу "гармошки", "вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей).
6
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: "точечное", "сплошное".
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона.
Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека.
Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона
ткани, шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их
назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и
приспособления, используемые при работе с тканью.
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия "дерево" и
"древесина". Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными
материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки). Клеевое
соединение древесных материалов.
Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла.
Работа с алюминиевой фольгой.
Приемы обработки фольги: "сминание", "сгибание", "сжимание".
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо".
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы,
гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами.
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань;
бумага, древесные материалы.
6.
1
Дата
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Тема урока
Количест Основное содержание урока и
во часов
виды работ по теме
Домашнее
задание
план факт
1.
Повторение
пройденного
в
1
1
Правила поведения и работы Не
на уроках труда.
предусмотрено
7
классе.
Лепка из пластилина
геометрических тел
прямоугольной
формы
Подготовка и содержание в
порядке рабочего места.
Виды
ручного
труда,
поделочных материалов и
инструментов, используемых
при их обработке.
Глина и пластилин как
поделочный материал.
Глина как о строительный
материал.
Геометрическое тело «брус».
Сравнение бруса с реальными
предметами.
Обработка
пластилина
с
применением резака, стеки.
Анализ объекта по вопросам
учителя, составление плана
работы над изделием с опорой
на наглядные материалы с
помощью учителя
2.
Лепка
столярных
инструментов,
имеющих
прямоугольную
геометрическую
форму.
«Молоток»
1
Лепка из пластилина изделия, Не
состоящего
из
деталей предусмотрено
прямоугольной
геометрической формы.
Анализ
изделия,
ориентируясь на образец.
Составление плана работы
над изделием с опорой на
предметно-операционный
план с помощью учителя.
Работа по плану.
Текущий контроль
3.
Виды
и
сорта
бумаги.
Поздравительная
открытка «Спасибо,
учитель»
1
Сорта
бумаги
(писчая,Не
газетная,
рисовальная, предусмотрено
салфеточная),
свойства
бумаги (прочность, толщина,
гибкость, влагоустойчивость).
Фактура бумаги.
Словарная работа: газетная,
книжная, писчая, почтовая,
конвертная,
салфеточная,
туалетная,
обойная,
упаковочная. Анализ объекта
(поздравительная открытка),
выделение его признаков и
свойств.
Составление плана работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно
или
по
вопросам учителя.
Изготовление
8
поздравительной открытки по
образцу
4.
Заготовка
природных
материалов.
Орнамент из листьев
1
Виды природных материалов,Не
их
применение,
правилапредусмотрено
сбора, сушки и хранения.
Использование листьев для
украшения предметов быта.
Функциональная значимость
рамок.
Анализ образца, выполнение
аппликации по предметнооперационному плану.
Понятие «орнамент»,
«наклеивание листьев на
бумажную поверхность»
5.
Изготовление
игрушек из
скорлупы ореха.
«Кораблик»,
«Черепаха», «Рыбка»
1
Изделия, игрушки, сделанные Не
из природных материалов.
предусмотрено
Плоды деревьев (желуди).
Анализ
изделия,
с
ориентировкой на образец, по
вопросам учителя.
Составление
плана
выполнения многодетальной
поделки и оценивание своего
изделия по вопросам учителя.
Изготовление изделий из
скорлупы грецкого ореха с
применением
другого
поделочного материала.
Навыки обработки
пластилина: сминание,
скатывание, сплющивание,
вытягивание
6.
Технология
изготовления
аппликации из мятой
бумаги по образцу.
Аппликации «Дерево
осенью», «Дерево
зимой под снегом»
1
Сезонные
изменения
вНе
природе (зима, весна, лето,предусмотрено
осень).
Состояние деревьев в разные
времена года.
Сходства и различия деревьев
в этих состояниях.
Анализ, с опорой на образец,
по вопросам учителя.
Составление
плана
выполнения аппликации и
оценивание своего изделия по
вопросам учителя.
Обработка
бумаги
с
использованием
приемов
сминания.
Правила работы с клеем и
кистью.
9
Пространственная
ориентировка на листе бумаги
(картона) и размещение
предметного изображение на
его поверхности
7.
Технология
изготовления
аппликации из мятой
бумаги по образцу.
Аппликации «Дерево
весной»,
«Дерево
летом»
1
Сезонные
изменения
вНе
природе (зима, весна, лето,предусмотрено
осень).
Состояние деревьев в разные
времена года.
Сходства и различия деревьев
в этих состояниях.
Анализ, с опорой на образец,
по вопросам учителя.
Составление
плана
выполнения аппликации и
оценивание своего изделия по
вопросам учителя.
Обработка
бумаги
с
использованием
приемов
сминания.
Правила работы с клеем и
кистью.
Пространственная
ориентировка на листе бумаги
(картона)
и
размещение
предметного изображение на
его поверхности
8.
Технология
складывания
фигурки из бумаги.
«Маска собачки»
1
Геометрические
фигуры Не
(квадрат, треугольник).
предусмотрено
Сходство и различия этих
фигур (стороны, углы).
Коррекция
восприятия
пространства (наверху, внизу,
слева, справа)
Ориентировка в пространстве
геометрической
фигуры
«квадрат».
Чтение изобразительнографического плана с
помощью учителя
9.
Разметка
геометрических
фигур по шаблонам.
«Геометрические
фигуры: квадрат,
прямоугольник,
треугольник, круг,
овал»
1
Картон. Предметы, сделанныеНе
из картона, функциональнаяпредусмотрено
значимость в быту, игре,
учебе.
Технические
сведения
о
картоне: сорт (переплетный,
коробочный); цвет (серый,
белый, желтый, цветной),
физические
свойства
(гладкий,
шероховатый,
10
рифленый);
особенности
(картон впитывает влагу и
коробится; толстый картон
ломается по сгибу, тонкий
легко сгибается, режется).
Понятие «шаблон» и его
геометрические формы.
Правила работы с шаблоном.
Разметка фигур на бумаге по
образцу
10.
Лепка из пластилина
предметов
цилиндрической
формы. «Кружка»
1
Представления о глине как оНе
материале для изготовленияпредусмотрено
посуды.
Геометрическое
тело
«цилиндр».
Проверка
знаний
о
пластилине и его физических
свойствах.
Лепка чашки цилиндрической
формы.
Приемы
«раскатывание
пластилина в ладонях до
овальной
формы»,
«вдавливание
пластилина
пальцем».
Работа с опорой на предметно
—операционный план с
частичной помощью учителя
11.
Лепка из пластилина
предметов
конической формы
(конструктивный
способ). «Чашка из
пластилиновых
жгутиков»
1
Пластилин и его физическиеНе
свойства.
предусмотрено
Лепка
конструктивным
способом изделия конической
формы.
Понятия «конус», «усеченный
конус».
Прием
«скатывание
пластилина
столбиком
(палочкой)».
Осуществление
контроля
способом сравнивания длины
вылепленной из пластилина
заготовки со схемами в
рабочей тетради.
Планирование
работы
с
опорой на изобразительнографический план
12.
Разметка бумаги и
картона по
шаблонам сложной
конфигурации.
1
Проверка знаний о картоне: Не
сорт, цвет, физические
предусмотрено
свойства, особенности
Правила работы с шаблоном.
11
«Машина»
Понятия «контур», «силуэт».
Вырезание ножницами по
контурной линии
13.
Изготовление
плоских елочных
игрушек,
украшенных
аппликацией.
«Яблоко», «Рыба»
1
Приемы
изготовления Не
плоских елочных игрушек впредусмотрено
форме
стилизованных
изображений.
Понятие «бумажная мозаика».
Приемы:
«разметка
по
шаблону», «вырезание по
контурной
линии»,
«обрывание
бумаги»,
«наклеивание
небольших
кусочков бумаги на основу».
Анализ изделия из бумаги и
картона, выделение признаков
и свойств.
Изготовление изделий по
предметно-операционному
плану с частичной помощью
учителя
14.
Изготовление
из
бумаги игрушек в
форме шара.
«Шар из кругов»
1
Геометрические
формы Не
«круг» и «шар», их признаки. предусмотрено
Анализ объекта, выделение
его признаков и свойств.
Изготовление шара из бумаги,
состоящего из двух кругов.
Понятие «симметрия».
Приемы
«разметка
по
шаблону»,
«симметричное
вырезание
из
бумаги,
сложенной пополам», «надрез
по прямой линии».
Сборка способом соединения
заготовок в прорези
15.
Изготовление
игрушек в форме
шара из бумаги.
«Шар из полос»
1
Геометрические
формы Не
«круг» и «шар», их признаки. предусмотрено
Анализ объекта, выделение
его признаков и свойств.
Изготовление шара из бумаги,
состоящего из 4—5 и более
полос бумаги.
Технические
приемы
«разметка полос по шаблону»,
«разрез по длинной линии»,
12
«склеивание
полосызаготовки кольцом».
Сборка способом склеивания
заготовок
16.
Уникальные поделки
из металла:
технологические
приемы
1
Элементарные сведения о
Не
металле, его применении,
предусмотрено
видах, технологических
приемах:
ковка (горячая и холодная),
штамповка, прессование,
резка, сверление,
фрезерование, токарные и
слесарные работы,
соединение элементов
конструкции сваркой, пайкой,
заклепками, болтами и
винтами, хомутами
17.
Элементарные
сведения о
проволоке.
Изготовление
поделки из
синельной
проволоки «Елочная
игрушка»
1
Упражнения на усвоениеНе задано
элементарных сведений о
проволоке. Анализ объекта,
выделение его признаков и
свойств.
Изготовление жгутиков из
проволоки
скручиванием,
плетением.
Сборка изделия.
Правила безопасной работы с
проволокой
18.
Лепка по образцу
стилизованных
фигур животных.
«Медвежонок»
1
Представления о глине как оНе задано
поделочном материале и ее
применение для изготовления
скульптуры.
Понятие
«скульптура»
и
произведения
этого вида
искусства.
Лепка фигурок животных
конструктивным способом.
Анализ образца, выделение
основных
геометрических
форм.
Составление плана лепки
изделия
с
опорой
на
наглядность.
Приемы соединения деталей в
одно целое
19.
Лепка
стилизованных
фигур птиц.
1
Сведения о скульптуре и ее Не задано
предназначении.
Конструктивный
способ
13
«Утка»
лепки.
Пластический способ лепки
из пластилина.
Приемы лепки «скатывание
овальной
и
конической
форм»,
«вытягивание»,
«прищипывание»,«вдавливан
ие».
Составление плана лепки
изделия
с
опорой
на
наглядность и с частичной
помощью учителя
20.
Изготовление
из
шишки
стилизованных
фигурок человечка и
птички.
«Человечек
из
шишки».
«Сова», «Утка»,
«Журавль»,
«Лебедь»
1
Представления
о Не задано
растительном мире (хвойные
деревья).
Ели
и
ее
характерные
особенностями.
Сосна и ее особенности.
Строение сосновой и еловой
шишек.
Изготовление
из
шишек
человечка с использованием
дополнительных поделочных
материалов (пластилин).
Составление плана работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично
по вопросам учителя.
Работа в соответствии с
планом и отчет о проделанной
работе
21.
Аппликация
«Утенок. Лягушка.
Лиса. Собака»
1
22.
Аппликация
«Грузовик»
1
Анализ
композиции, Не задано
состоящей из геометрических
фигур.
Способ разметки деталей поНе задано
линейке.
Резание
ножницами
по
размеченным линиям.
Составление аппликаций из
размеченных
деталей
(«Грузовик»
и
«Автофургон»).
Осуществление контрольных
действий
23.
Поздравительная
открытка
«Сказочный цветок
для мамы»
1
Анализ
объекта Не задано
(поздравительная открытка),
выделение его признаков и
свойств.
Составление плана работы с
опорой на наглядный образец
14
самостоятельно
или
по
вопросам учителя.
Способ вырезания из бумаги,
сложенной пополам.
Изготовление
поздравительной открытки по
образцу
24.
Сматывание ниток в
клубок.
«Шарики из ниток
разной величины»
1
Представления о нитках.
Не задано
Правила хранения ниток в
виде бобин, катушек, мотков,
клубков.
Геометрическая форма «шар»
и его признаки.
Приемы наматывания ниток
на картон.
Сматывание ниток в клубок
на бумажный шарик.
Приемы сминания бумаги и
скатывания в шарик
25.
Изготовление
стилизованных ягод
из ниток, связанных
в пучок.
«Ягоды»
1
Свойства ниток, виды работыНе задано
с
нитками
(вязание,
вышивание, шитье, плетение,
связывание в пучок).
Анализ изделия из ниток.
План изготовления изделия
по предметно-операционному
плану с частичной помощью
учителя.
Приемы
наматывания,
связывания, резания ниток.
Оценка
качества
выполненной
работы
в
сравнении с образцом
26.
Изготовление
стилизованных
фигурок
из
связанных
пучков
нитей.
«Девочка»,
«Мальчик»
1
Представления об изделиях изНе задано
ниток как о декоративных
украшениях.
Анализ изделия из ниток,
выделение его признаков и
свойств по вопросам учителя.
Изготовление изделия по
предметно-операционному
плану с частичной помощью
учителя.
Приемы
наматывания,
связывания, резания ниток
27.
Составление
коллекции тканей.
«Коллекция тканей».
1
Применение и назначение Не задано
ткани в жизни людей.
Процесс изготовления ткани.
15
Раскрой из ткани
заготовки изделия.
28.
Пришивание
пуговиц с
сквозными
отверстиями.
29.
Различение ткани по окраске
и другим свойствам.
Сорта ткани и их применение
в одежде.
Составление коллекции
тканей.
Профессия портного.
Инструменты
и
приспособления,
необходимые для швейных
работ.
Технология раскроя и резания
ткани по выкройке
1
Назначение пуговиц, цвет,Не задано
форма, материал, из которых
производят пуговицы.
Представления об одежде.
Проверка знаний о нитках,
инструментах, применяемых
при работе с нитками.
Вдевание нитки в иголку.
Прием завязывания узелка на
конце нити.
Пришивание пуговиц с двумя
сквозными отверстиями к
ткани.
Прием шитья «игла вверхвниз».
Планирование с опорой на
предметно-операционный
план с частичной помощью
учителя
Элементарные
сведения о
древесине.
Изготовление
сувенира из
деревянных
заготовок
1
Упражнения на усвоениеНе задано
понятий
"дерево"
и
"древесина". Упражнение на
различение древесины по
свойствам
(цвет,
запах,
текстура).
Анализ объекта, выделение
его признаков и свойств.
30.
Работа с
алюминиевой
фольгой. Приемы
обработки
1
Приемы обработки фольги: Не задано
"сминание", "сгибание",
"сжимание". Правила
безопасной работы с фольгой
31.
Изготовление из
алюминиевой
фольги игрушки
«Паучок»
1
Анализ объекта, выделение Не задано
его признаков и свойств.
Изготовление жгутиков из
полос фольги.
Технические
приемы
двумя
16
"сминание",
"сгибание",
"сжимание". Сборка изделия.
Правила безопасной работы с
фольгой
32.
Элементарные
сведения о
металлоконструктор
е. Сборка по образцу
квадрата,
прямоугольника
1
Упражнения на усвоение Не задано
элементарных сведений о
металлоконструкторе, наборе
деталей металлоконструктора
(планки, пластины, косынки,
углы,
скобы
планшайбы,
гайки, винты), инструментов
для
работы
с
металлоконструктором
(гаечный ключ, отвертка).
Освоение
приемов
соединения планок винтом и
гайкой. Сборка по образцу
квадрата, прямоугольника
33.
Изготовление
композиции из
комбинированных
материалов к сказке
«Колобок»
1
Понятия «иллюстрация» и Не задано
«макет».
Анализ
содержания
иллюстративного материала к
сказке «Колобок».
Составление плана работы с
опорой на наглядность.
Изготовление
изделия
конструктивным способом из
комбинированных материалов
с опорой на предметно—
операционный план
34.
Аппликации из
комбинированных
материалов
«Мальчик»,
«Девочка»
1
Представления о сочетании Не задано
материалов, их
художественновыразительных свойствах.
Понятие «аппликация».
Анализ аппликации и
выделение основных
признаков и свойств
аппликационных
изображений.
Составление аппликации из
комбинированных материалов
с опорой на предметно—
операционный план в
коллективной беседе
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Кузнецова
Л.А.
Технология.
«Ручной
труд» 2 кл.,
2020.
Издательство
17
«Просвещение».
2. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М. Бражниковой, М: Владос.; 2010
3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией
кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М: Гумманитарный
издательский центр., 2017 г.
4. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS) под редакцией
Лори Фрост, Энди Бонди, Москва, РБОО Центр лечебной педагогики,2011.
Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные, гуашевые;
- фломастеры разного цвета;
- цветные карандаши;
- бумага рисовальная а3, а4 (плотная);
- бумага цветная разной плотности;
- картон цветной, серый, белый;
- бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);
- набор разноцветного пластилина;
- нитки (разные виды);
- ткани разных сортов;
- природные материалы;
- древесные опилки; алюминиевая фольга;
- проволока цветная;
- карандашная стружка;
- клей ПВА, клеящий карандаш;
- шнурки для обуви (короткие, длинные);
Инструменты:
- кисти беличьи № 5, 10, 20;
- кисти из щетины № 3, 10, 20;
- ножницы;
- линейки;
- угольники;
- карандашная точилка;
-металлоконструктор
Вспомогательные приспособления:
- подкладные доски;
- подкладной лист или клеенка;
- коробка для хранения природных материалов;
- подставка для кисточки;
- баночка для клея;
- листы бумаги для работы с клеем (макулатура);
- коробочка для мусора;
- тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук;
Печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративноприкладному искусству; дидактический раздаточный материал:
- карточки-задания по технологии изготовления изделия;
- информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы по
ручному труду;
- технические средства обучения;
- экранно-звуковые пособия;
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно- прикладного
искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека,
животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций;
конструкторы.
18
20