МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Приказ
№
52-ос
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Адаптивная физическая культура»
(Вариант1)
2 класс
с. Армизонское 2024
1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического
развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава обучающихся начального звена по психическим,
двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического
воспитания:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося для
освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических
упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических
сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения.
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества
здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа педагогического работника;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную
инструкцию педагогического работника;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
2. Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения во 2
классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в
тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них
готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. На
уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» детей и подростков учат:
в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к
выполнению движений;
согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные
усилия для закрепления формируемых навыков;
дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной
самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами
спорта.
В процессе обучения физической культуре учащихся:
знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат
(название движений, действий);
учат последовательности движений без предметов, с предметами (мячами,
гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;
учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в
подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время уроков.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для второго класса общая нагрузка
соответствует 102 часа в год, 3 часа в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования по учебному
предмету «Адаптивная физическая культура» включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) овладение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных
технологий для коммуникации;
7) проявление предпосылок к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) проявление предпосылок к принятию и освоению социальной роли обучающегося,
проявлению социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) овладение начальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) проявление предпосылок к формированию установки на безопасный, здоровый
образ жизни, проявление мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление предпосылок готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП УО (вариант 1) по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура» относятся:
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством педагогического
работника;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их
применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении
строевых команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчет
при выполнении общеразвивающих упражнений;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр,
элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством
педагогического работника;
знание правил бережного обращения с инвентарем и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки,
спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития
мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием
педагогического работника: бег, ходьба, прыжки;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчета при выполнении
общеразвивающих упражнений;
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в процессе участия в
подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных
правил при выполнении двигательных действий под руководством педагогического
работника;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарем и оборудованием в
повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
5. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура» представлено
5 разделами: знания о физической культуре, гимнастика, легкая атлетика, лыжная
подготовка, игры.
Знания о физической культуре.
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека.
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала,
снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий:
опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка.
Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах.
Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.
Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика.
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о
гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия:
колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие
двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал. Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления
мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого
пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования
правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; малыми обручами; малыми
мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и
перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика.
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега;
ознакомление обучающихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление
обучающихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков,
метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и
физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за
учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем
своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам,
перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам
педагогического работника. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким
подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением
упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук:
вперед, вверх, с хлопками.
Бег. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в
заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на
месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием
голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку,
оббегание стойки). Быстрый бег. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Специальные
беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий
бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо,
влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки в длину с
места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с
высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого
разбега в длину.
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и
двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне.
Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей.
Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя
руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя
руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность.
Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание
теннисного мяча на дальность с места.
Лыжная и конькобежная подготовка.
Лыжная подготовка.
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах.
Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках
лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника.
Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение
попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и
обморожений.
Игры.
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во
время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор
места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по
овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу.
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
Игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и
перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
«Адаптивная физическая культура» (102 ч.)
2 класс
№
Дата
план
Тема урока
Количество
часов
факт
1
Правила поведения на уроках
физической культуры (техника
безопасности).
1
2
Правила поведения на уроках
физической культуры (техника
безопасности).
1
3
Форма
одежды
на
уроке
физической культуры и личная
гигиена.
Ходьба в колонне.
1
4
1
Основное содержание урока и виды
работ по теме
Домашнее задание
Тренировочные упражнения в быстромНе предусмотрено
переодевании и аккуратном складывании
одежды.
Построение парами.
Передвижение парами в спортивный зал.
Беседа о правилах поведения на уроках
физкультуры.
Разучивание подвижной игры с элементами
общеразвивающих упражнений
Тренировочные упражнения в быстромНе предусмотрено
переодевании и аккуратном складывании
одежды.
Построение парами.
Передвижение парами в спортивный зал.
Беседа о правилах поведения на уроках
физкультуры.
Разучивание подвижной игры с элементами
общеразвивающих упражнений
Построение в шеренгу по росту.
Не предусмотрено
Беседа о форме одежды на уроках
физической культуры и личной гигиене.
Передвижение, исполнение команд вНе предусмотрено
колонне сохраняя дистанцию и равнение в
затылок.
Знакомство с бегом в чередовании с
ходьбой.
5
Ходьба в колонне.
1
6
Ходьба с изменением скорости.
1
7
Ходьба с изменением скорости.
1
8
Бег в колонне по прямой и со
сменой
направлений
по
ориентирам.
1
9
Бег в колонне по прямой и со
сменой
направлений
по
ориентирам.
1
Подвижная игра на внимание
Передвижение, исполнение команд вНе предусмотрено
колонне сохраняя дистанцию и равнение в
затылок.
Знакомство с бегом в чередовании с
ходьбой.
Подвижная игра на внимание
Построение в шеренгу.
Не предусмотрено
Выполнение поворотов на месте налево и
направо переступанием.
Выполнение
ритмичной
ходьбы
с
сохранение заданного темпа ходьбы.
Выполнение общеразвивающих упражнений.
Подвижная игра с бегом
Построение в шеренгу.
Не предусмотрено
Выполнение поворотов на месте налево и
направо переступанием.
Выполнение
ритмичной
ходьбы
с
сохранение заданного темпа ходьбы.
Выполнение общеразвивающих упражнений.
Подвижная игра с бегом
Построение в шеренгу.
Не предусмотрено
Подвижная игра с элементами перестроений.
Выполнение бега с высоким поднимание
бедра, сохраняя дистанцию и правильную
осанку.
Выполнение комплекса упражнений типа
зарядки.
Подвижная
игра
с
элементами
общеразвивающих упражнений
Построение в шеренгу.
Не предусмотрено
Подвижная игра с элементами перестроений.
Выполнение бега с высоким поднимание
бедра, сохраняя дистанцию и правильную
10
Прыжки на одной ноге на месте,
с продвижением вперед, в
стороны.
1
11
Прыжки в высоту.
1
12
Прыжки в высоту.
1
13
Ускорения до 30 м.
1
осанку.
Выполнение комплекса упражнений типа
зарядки.
Подвижная
игра
с
элементами
общеразвивающих упражнений
Знакомство
с
общеразвивающими Не предусмотрено
упражнениями с малыми мячами.
Ориентирование в направлении движений.
Выполнение
несколько
подпрыгиваний
подряд в заданном направлении.
Подвижная игра с метанием
Выполнение различных видов ходьбы в Не предусмотрено
колонне.
Выполнение общеразвивающих упражнений
с флажками.
Знакомство с переноской гимнастических
матов.
Выполнение прыжка в высоту.
Подвижная игра с метанием
Выполнение различных видов ходьбы в
колонне.
Выполнение общеразвивающих упражнений
с флажками.
Знакомство с переноской гимнастических
матов.
Выполнение прыжка в высоту.
Подвижная игра с метанием
Выполнение
ходьбы
с
различными Не предусмотрено
положениями рук.
Перестроение в круг.
Выполнение упражнений для укрепления
мышц голеностопных суставов и стоп.
Выполнение ускорений на дистанции 30 м
Подвижная игра с прыжками
14
Медленный бег до 1-2 мин.
1
15
Бег с преодолением простейших
препятствий.
1
16
Бег с преодолением простейших
препятствий.
1
17
Челночный бег 3x10 м.
1
18
Челночный бег 3x10 м.
1
Выполнение
ходьбы
с
хлопками.Не предусмотрено
Выполнение равномерного бега по длинной
дистанции.
Выполнение упражнений с флажками.
Выполнение прыжка в высоту.
Подвижная игра с метанием
Выполнение построений в шеренгу, вНе предусмотрено
колонну по одному.
Выполнение упражнений на основные
положения и движения рук, ног, головы,
туловища.
Освоение бега с препятствиями.
Коррекционная игра на развитие точности
движений
Выполнение построений в шеренгу, вНе предусмотрено
колонну по одному.
Выполнение упражнений на основные
положения и движения рук, ног, головы,
туловища.
Освоение бега с препятствиями.
Коррекционная игра на развитие точности
движений
Построение в две колонны.
Не предусмотрено
Знакомство с челночным бегом.
Выполнение упражнений для укрепления
мышц ног.
Подвижная игра с элементами лазания
Построение в две колонны.
Не предусмотрено
Знакомство с челночным бегом.
Выполнение упражнений для укрепления
мышц ног.
Подвижная игра с элементами лазания
19
Прыжок в глубину.
1
20
Прыжок с 3-5 беговых шагов в
длину с разбега.
1
21
Прыжок с 3-5 беговых шагов в
длину с разбега.
1
22
Метание большого мяча двумя
руками из-за головы.
1
23
Метание большого мяча двумя
руками из-за головы.
1
Подвижная игра с элементами перестроений. Не предусмотрено
Выполнение бега в чередовании с ходьбой.
Выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений. Выполнение прыжка в глубину.
Подвижная игра с бросками и ловлей
Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Не предусмотрено
Выполнение общеразвивающих упражнений
с малыми мячами.
Выполнение произвольного метания малого
мяча.
Выполнение прыжка в длину с разбега.
Коррекционная подвижная игра
Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Не предусмотрено
Выполнение общеразвивающих упражнений
с малыми мячами.
Выполнение произвольного метания малого
мяча.
Выполнение прыжка в длину с разбега.
Коррекционная подвижная игра
Выполнение бега по коридорчику.
Не предусмотрено
Принятие правильного положение во время
метания, выполнение метания большого
мяча способом из-за головы. Подвижная
игра с бегом
Выполнение бега по коридорчику.
Не предусмотрено
Принятие правильного положение во время
метания, выполнение метания большого
мяча способом из-за головы. Подвижная
игра с бегом
24
Чередование бега и ходьбы по
сигналу.
1
25
Чередование бега и ходьбы по
сигналу.
1
26
Прыжки в высоту с шага.
1
27
Значение
упражнений
человека.
1
физических
для
здоровья
Выполнение построений в шеренгу, вНе предусмотрено
колонну по одному.
Освоение бега в медленном темпе,
чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений на основные
положения и движения рук, ног, головы,
туловища.
Коррекционная игра на развитие точности
движений
Выполнение построений в шеренгу, в
колонну по одному.
Освоение бега в медленном темпе,
чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений на основные
положения и движения рук, ног, головы,
туловища.
Коррекционная игра на развитие точности
движений
Выполнение различных видов ходьбы в Не предусмотрено
колонне.
Выполнение общеразвивающих упражнений
с флажками.
Знакомство с переноской гимнастических
матов.
Выполнение прыжка в высоту.
Подвижная игра с метанием
Беседа о значении физических упражнений. Не предусмотрено
Выполнение
строевых
действий,
ориентирование в пространстве.
Коррекционная игра
28
Правила поведения на уроках.
29
Перестроение
круг.
из
шеренги
в
1
30
Перестроение
круг.
из
шеренги
в
1
31
Перестроение из колонны по
одному в шеренгу по одному,
размыкание на вытянутые руки.
1
1
Подвижная игра с элементами построений. Не предусмотрено
Беседа
о
правилах
поведения
и
предупреждения травматизма во время
занятий.
Знакомство с метание малого мяча в цель.
Подвижная игра с элементами лазания
Выполнение простейших перестроений.
Не предусмотрено
Бег с изменением направлений.
Выполнение
комплекса
утренней
гимнастики.
Выполнение прыжка с высоты.
Коррекционная игра
Выполнение простейших перестроений.
Не предусмотрено
Бег с изменением направлений.
Выполнение
комплекса
утренней
гимнастики.
Выполнение прыжка с высоты.
Коррекционная игра
Выполнение
организующих
строевых Не предусмотрено
команд и приемов
Выполнение ходьбы со сменой положений
рук.
Знакомство с упражнениями для развития
мышц кистей рук и пальцев.
Выполнение приставных шагов в сторону,
ориентирование в пространстве.
Подвижная игра с метанием
32
Перестроение из колонны по
одному в шеренгу по одному,
размыкание на вытянутые руки.
1
33
Перестроение из колонны по
одному в шеренгу по одному,
размыкание на вытянутые руки.
1
34
Основные
положения
и
движения рук, ног, туловища,
асимметричные
головы:
движения рук.
1
Выполнение
организующих
строевых Не предусмотрено
команд и приемов
Выполнение ходьбы со сменой положений
рук.
Знакомство с упражнениями для развития
мышц кистей рук и пальцев.
Выполнение приставных шагов в сторону,
ориентирование в пространстве.
Подвижная игра с метанием
Выполнение
организующих
строевых Не предусмотрено
команд и приемов
Выполнение ходьбы со сменой положений
рук.
Знакомство с упражнениями для развития
мышц кистей рук и пальцев.
Выполнение приставных шагов в сторону,
ориентирование в пространстве.
Подвижная игра с метанием
Выполнение построений в шеренгу, вНе предусмотрено
колонну по одному.
Освоение бега в медленном темпе,
чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений на основные
положения и движения рук, ног, головы,
туловища.
Коррекционная игра на развитие точности
движений
35
Основные
положения
и
движения рук, ног, туловища,
головы:
асимметричные
движения рук.
1
36
Дыхание во время ходьбы и
бега.
1
37
Переползание на четвереньках в
медленном
темпе
по
горизонтальной гимнастической
скамейке.
1
38
Упражнения с гимнастическими
палками.
1
Выполнение построений в шеренгу, вНе предусмотрено
колонну по одному.
Освоение бега в медленном темпе,
чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений на основные
положения и движения рук, ног, головы,
туловища.
Коррекционная игра на развитие точности
движений
Выполнение бега в чередовании с ходьбой вНе предусмотрено
колонне по одному. Построение в круг и
выполнение общеразвивающих упражнений.
Выполнение тренировочных упражнений на
дыхание
во
время
ходьбы,
бега,
проговаривание
звуков
на
выдохе.
Подвижная игра на внимание
Выполнение обыкновенной
ходьбы в Не предусмотрено
чередовании
с
ходьбой
по
линии,
обозначенной на полу, сохраняя равновесие.
Выполнение упражнений на осанку.
Выполнение упора на коленях и на
четвереньках, правильное удержание за
скамейку.
Подвижная игра с бросанием и ловлей
Выполнение построений в шеренгу и Не предусмотрено
колонну.
Выполнение бега в чередовании с ходьбой.
Выполнение комплекса упражнений с
гимнастической палкой.
Подвижная игра с бросками и ловлей
39
Упражнения для расслабления
мыщц.
1
40
Тренировка дыхания.
1
41
Ходьба по линии на носках, на
пятках
с
различными
положениями рук.
1
42
Упражнения для развития
пространственнодифференцировки.
1
43
Упражнения для развития
пространственнодифференцировки.
1
Выполнение построений в шеренгу, в Не предусмотрено
колонну по одному.
Чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений для расслабления
мышц.
Коррекционная игра на развитие точности
движений
Выполнение бега в чередовании с ходьбой в Не предусмотрено
колонне по одному.
Выполнение тренировочных упражнений на
дыхание
во
время
ходьбы,
бега,
проговаривание
звуков
на
выдохе.
Подвижная игра с прыжками
Выполнение комплекса упражнений в Не предусмотрено
движении.
Выполнение упражнений на сохранение
равновесия в ходьбе.
Выполнение лазания по гимнастической
стенке.
Подвижная игра с прыжками и бегом.
Ориентирование
в
пространстве
приНе предусмотрено
выполнении перестроений и построений по
ориентирам.
Подвижная игра с метанием и ловлей
Ориентирование
в
пространстве
приНе предусмотрено
выполнении перестроений и построений по
ориентирам.
Подвижная игра с метанием и ловлей
44
Упражнения
для
точности движений.
развития
1
45
Упражнения для
мышц туловища.
укрепления
1
46
Подлезание под препятствием
высотой 40-50 см.
1
47
Перелезание через препятствие
высотой 40-50 см.
1
Выполнение построений в шеренгу и Не предусмотрено
колонну.
Выполнение
ходьбы
по
ориентирам,
начерченным на полу.
Прыжок в длину с места толчком двух ног в
начерченный ориентир.
Подвижная игра с бегом
Выполнение ходьбы в колонне по одному с Не предусмотрено
различными заданиями для рук.
Выполнение комплекса упражнений на
укрепление мышц туловища.
Подвижная игра с прыжками
Выполнение бега в медленном темпе,Не предусмотрено
чередование ходьбы и бега.
Построение в круг.
Выполнение упражнений для укрепления
туловища.
Повторение
правильного
исходного
положения для выполнения подлезания под
препятствием.
Коррекционная игра
Выполнение ходьбы со сменой положения Не предусмотрено
рук.
Выполнение упражнений для укрепления
голеностопных суставов и стоп.
Выполнение упражнения в перелезании
опираясь на предплечья и колени, на животе.
Подвижная игра с прыжками
48
Ходьба
по
гимнастической
скамейке прямо, правым, левым
боком
с
различными
положениями рук.
1
49
Комплекс
упражнений
гимнастической скакалкой.
с
1
50
Упражнения для формирования
правильной осанки.
1
51
Упражнения для формирования
правильной осанки.
1
Выполнение ходьбы
с различными Не предусмотрено
движениями рук.
Комплекс упражнений на укрепление кистей
рук и пальцев.
Прохождение по гимнастической скамейке,
сохраняя равновесие.
Коррекционная игра
Выполнение ходьбы с прыжками, доставая Не предусмотрено
рукой ленточки.
Выполнение общеразвивающих упражнений
в колонне по одному в движении.
Выполнение упражнений со скакалкой:
удержание,
складывание,
завязывание
скакалки.
Выполнение прыжков через скакалку
Выполнение ходьбы по канату.
Не предусмотрено
Выполнение
ходьбы
с
различными
положениями рук за учителем и за
направляющим сохраняя правильную осанку
Выполнение общеразвивающих упражнений
с малыми мячами.
Подвижная игра с бегом
Выполнение ходьбы по канату.
Не предусмотрено
Выполнение
ходьбы
с
различными
положениями рук за учителем и за
направляющим сохраняя правильную осанку
Выполнение общеразвивающих упражнений
с малыми мячами.
Подвижная игра с бегом
52
Упражнения с малыми мячами.
1
53
Стойка на одной ноге, другая
согнута
вперед,
руки
в
различных
исходных
положениях.
1
54
Упражнения с большим мячом.
1
55
Игры
с
элементами
корригирующих
упражнений:
«Ловишка,
бери
ленту»,
«Салки».
1
Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Не предусмотрено
Выполнение упражнений с малыми мячами:
перекладывание,
подбрасывание,
перебрасывание мяча, бросание в пол, в
стену и ловля его.
Подвижная
игра
с
элементами
общеразвивающих упражнений
Выполнение построений в шеренгу, вНе предусмотрено
колонну по одному.
Освоение бега в медленном темпе,
чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений на основные
положения и движения рук, ног, головы,
туловища.
Удержание равновесия во время выполнения
упражнения.
Коррекционная игра на развитие точности
движений
Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Не предусмотрено
Выполнение упражнений с большим мячом:
перекладывание,
подбрасывание,
перебрасывание мяча, бросание в пол, в
стену и ловля его.
Подвижная игра с прыжками
Выполнение ходьбы со сменой положения Не предусмотрено
рук.
Выполнение упражнений для укрепления
голеностопных суставов и стоп.
Выполнение игровых упражнений в беге в
различных направлениях,на скорость не
наталкиваясь, друг на друга, действие по
сигналу и согласно правилам игры
56
Игры
с
элементами
корригирующих
упражнений:
«Ловишка,
бери
ленту»,
«Салки».
1
57
Игры на развитие внимания,
памяти, точности движений:
«Школа мяча», «Сбей кеглю».
1
58
Игры на развитие внимания,
памяти, точности движений:
«Школа мяча», «Сбей кеглю».
1
59
Одежда и обувь для занятий
лыжной подготовкой, техника
безопасности на лыжне.
1
60
Правила
безопасного
поведения на уроках лыжной
подготовки. Инструктаж по
технике безопасности.
1
Выполнение ходьбы со сменой положения Не предусмотрено
рук.
Выполнение упражнений для укрепления
голеностопных суставов и стоп.
Выполнение игровых упражнений в беге в
различных направлениях,на скорость не
наталкиваясь, друг на друга, действие по
сигналу и согласно правилам игры
Ходьба с хлопками.
Не предусмотрено
Выполнение упражнений с волейбольным
мячом.
Выполнение игровых заданий в бросках и
ловле мяча из разных положений, двумя
руками, правой и левой рукой
Ходьба с хлопками.
Не предусмотрено
Выполнение упражнений с волейбольным
мячом.
Выполнение игровых заданий в бросках и
ловле мяча из разных положений, двумя
руками, правой и левой рукой
Беседа об этапах подготовки к занятию Не предусмотрено
лыжами: одежда и обувь, основные
требования к технике безопасности.
Тренировочные упражнения по подбору и
одеванию одежды и обуви для занятий.
Подвижная игра с бегом
Правила поведения на уроках лыжной Не предусмотрено
подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж
и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила
поведения на уроках лыжной подготовки.
61
Правила
безопасного
поведения на уроках лыжной
подготовки. Инструктаж по
технике безопасности.
1
62
Элементарные
понятия
о
ходьбе и передвижении на
лыжах.
Элементарные
понятия
о
ходьбе и передвижении на
лыжах.
Техника безопасности и правила
поведения.
1
65
Игры
с
элементами
общеразвивающих упражнений.
1
66
Игры
с
элементами
общеразвивающих упражнений.
1
63
64
1
1
Правила поведения на уроках лыжной Не предусмотрено
подготовки. Лыжный инвентарь; выбор
лыж и палок. Одежда и обувь лыжника.
Правила поведения на уроках лыжной
подготовки.
Правильное техническое выполнение Не предусмотрено
попеременного
двухшажного
хода.
Виды подъемов и спусков.
Правильное
техническое
выполнениеНе предусмотрено
попеременного двухшажного хода. Виды
подъемов и спусков.
Беседа
о
правилах
поведения
иНе предусмотрено
предупреждения травматизма во время
занятий
физическими
упражнениями.
Выполнение комплекса упражнений для
утренней зарядки.
Подвижная игра с бегом и прыжками
Выполнение ходьбы с хлопками.
Не предусмотрено
Выполнение упражнений с волейбольным
мячом.
Подвижная игра на повторение движений
педагога или ведущего, действие
по
сигналу, согласно правилам игры
Выполнение ходьбы с хлопками.
Не предусмотрено
Выполнение упражнений с волейбольным
мячом.
Подвижная игра на повторение движений
педагога или ведущего, действие по
сигналу, согласно правилам игры
67
Игры
с
элементами
общеразвивающих упражнений.
1
68
Игра с бросанием и ловлей мяча:
«Бросить и поймать».
1
69
Подвижная
заяц».
«Бездомный
1
70
Подвижная игра с прыжками
«Скок, поскок…».
1
71
Подвижная игра на развитие
координации «Не намочи ноги».
1
игра
Выполнение ходьбы с хлопками.
Не предусмотрено
Выполнение упражнений с волейбольным
мячом.
Подвижная игра на повторение движений
педагога или ведущего, действие по
сигналу, согласно правилам игры
Выполнение бега в чередовании с ходьбой в Не предусмотрено
колонне по одному.
Построение
в
круг
и
выполнение
общеразвивающих
упражнений
типа
зарядки.
Подвижная игра в подбрасывании мяча,
ловли его и быстром беге
Выполнение ходьбы со сменой положений Не предусмотрено
рук.
Знакомство с упражнениями для развития
мышц кистей рук и пальцев.
Подвижная игра на перемещения бегом в
различных направлениях, ориентировки в
пространстве
Выполнение бега в чередовании с ходьбой в Не предусмотрено
колонне по одному. Построение в круг и
выполнение общеразвивающих упражнений
Подвижная игра на выполнение ритмичной
ходьбы, прыжков
Выполнение комплекса упражнений вНе предусмотрено
движении.
Выполнение упражнений на сохранение
равновесия в ходьбе.
Выполнение лазания по гимнастической
стенке.
Подвижная игра на сохранение равновесия,
выполнение действий согласно правилам
игры
72
Подвижные игры
«Пустое место».
с
бегом:
73
Эстафеты с предметами.
1
74
Коррекционная игра «День и
ночь».
1
75
Игры и строевые упражнения:
«Воробьи и вороны».
1
76
Игра с метанием мяча
«Передай мяч».
1
1
Выполнение различных видов ходьбы в Не предусмотрено
колонне.
Выполнение общеразвивающих упражнений
с флажками.
Знакомство с переноской гимнастических
матов.
Выполнение прыжка в высоту.
Подвижная игра с бегом на скорость
Подвижная игра с элементами перестроений. Не предусмотрено
Выполнение бега в чередовании с ходьбой.
Выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений.
Эстафета с предметами
Выполнение
ходьбы
с
хлопками.Не предусмотрено
Выполнение равномерного бега по длинной
дистанции.
Выполнение упражнений со скакалкой.
Выполнение игровых действия соблюдая
правила игры
Выполнение комплекса упражнений в Не предусмотрено
движении.
Выполнение упражнений на сохранение
равновесия в ходьбе.
Выполнение игровых действия соблюдая
правила игры
Выполнение обыкновенной
ходьбы в Не предусмотрено
чередовании
с
ходьбой
по
линии,
обозначенной на полу, сохраняя равновесие.
Выполнение упражнений на осанку.
Выполнение ползания по гимнастической
скамейке.
Подвижная игра с бросанием и ловлей
77
Игры на развитие выносливости.
1
78
Эстафеты
координации.
на
развитее
1
79
Эстафеты
координации.
на
развитее
1
80
Передача предметов.
1
81
Переноска
предметов,
спортивного инвентаря.
1
82
Подвижная игра на развитие
основных движений - лазания:
«Перелет птиц».
1
Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Не предусмотрено
Выполнение упражнений с большим мячом:
перекладывание,
подбрасывание,
перебрасывание мяча, бросание в пол, в
стену и ловля его.
Подвижная игра
Подвижная игра с элементами перестроений. Не предусмотрено
Выполнение бега в чередовании с ходьбой.
Выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений.
Эстафета с предметами
Подвижная игра с элементами перестроений. Не предусмотрено
Выполнение бега в чередовании с ходьбой.
Выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений.
Эстафета с предметами
Выполняют ходьбу с прыжками, доставаяНе предусмотрено
рукой ленточки.
Выполнение общеразвивающих упражнений
в колонне по одному в движении.
Выполнение упражнений со скакалкой:
удержание,
складывание,
завязывание
скакалки.
Игровые задания в передаче предметов
Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Не предусмотрено
Выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений.
Освоение правил переноски предметов и
спортивного инвентаря
Подвижная игра с элементами залезания наНе предусмотрено
оборудование приподнятое над полом
(землей), лазания по гимнастической стенке,
ориентирование в пространстве по сигналу
83
Удары мяча о пол, о стенку и
ловля его двумя руками.
1
84
Перекатывание мяча вперед,
вправо, влево, стоя, сидя.
1
85
Эстафета с мячом.
1
86
Преодоление
препятствий.
простейших
1
87
Преодоление
препятствий.
простейших
1
Выполнение бега в чередовании с ходьбой в Не предусмотрено
колонне по одному.
Построение
в
круг
и
выполнение
общеразвивающих
упражнений
типа
зарядки.
Подвижная игра в подбрасывании мяча,
ловли его и быстром беге
Выполнение ходьбы с прыжками, доставая Не предусмотрено
рукой ленточки.
Выполнение общеразвивающих упражнений
в колонне по одному в движении.
Выполнение упражнений со скакалкой:
удержание,
складывание,
завязывание
скакалки.
Игровые задания в перекатывании мяча
Подвижная игра с элементами перестроений. Не предусмотрено
Выполнение бега в чередовании с ходьбой.
Выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений.
Эстафета с предметами
Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Не предусмотрено
Выполнение общеразвивающих упражнений.
Преодоление
простейших
препятствий:
перепрыгивание, пролезание, оббегание.
Коррекционная игра
Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Не предусмотрено
Выполнение общеразвивающих упражнений.
Преодоление
простейших
препятствий:
перепрыгивание, пролезание, оббегание.
Коррекционная игра
88
Прыжок в длину с места
толчком двух ног в начерченный
ориентир.
1
89
Прыжок в длину с места
толчком двух ног в начерченный
ориентир.
1
90
Прыжок в длину с места.
1
91
Прыжок в длину с места.
1
Выполнение построений в шеренгу и Не предусмотрено
колонну.
Выполнение
ходьбы
по
ориентирам,
начерченным на полу.
Прыжок в длину с места толчком двух ног в
начерченный ориентир.
Подвижная игра с бегом
Выполнение построений в шеренгу и Не предусмотрено
колонну.
Выполнение
ходьбы
по
ориентирам,
начерченным на полу.
Прыжок в длину с места толчком двух ног в
начерченный ориентир.
Подвижная игра с бегом
Выполнение ходьбы со сменой положения Не предусмотрено
рук.
Выполнение упражнений для укрепления
голеностопных суставов и стоп.
Знакомство с названием и техникой
выполнения прыжка.
Выполнение прыжка в длину с места.
Подвижная игра с прыжками
Выполнение ходьбы со сменой положения Не предусмотрено
рук.
Выполнение упражнений для укрепления
голеностопных суставов и стоп.
Знакомство с названием и техникой
выполнения прыжка.
Выполнение прыжка в длину с места.
Подвижная игра с прыжками
92
Метание
стену.
теннисного
мяча
в
1
93
Метание
стену.
теннисного
мяча
в
1
94
Метание
цель.
теннисного
мяча
в
1
95
Метание
цель.
теннисного
мяча
в
1
Выполнение бега по прямой в шеренге.Не предусмотрено
Выполнение общеразвивающих упражнений.
Знакомство с названием мяча для метания.
Освоение
правильного
захвата
и
произвольного метания малого мяча в стену.
Игры с элементами общеразвивающих
упражнений
Выполнение бега по прямой в шеренге.Не предусмотрено
Выполнение общеразвивающих упражнений.
Знакомство с названием мяча для метания.
Освоение
правильного
захвата
и
произвольного метания малого мяча в стену.
Игры с элементами общеразвивающих
упражнений
Выполнение ходьбы с прыжками, доставая Не предусмотрено
рукой ленточки.
Выполнение общеразвивающих упражнений
в колонне по одному в движении.
Выполнение упражнений со скакалкой:
удержание,
складывание,
завязывание
скакалки.
Выполнение метания мяча с большой
амплитудой
Выполнение ходьбы с прыжками, доставая Не предусмотрено
рукой ленточки.
Выполнение общеразвивающих упражнений
в колонне по одному в движении.
Выполнение упражнений со скакалкой:
удержание,
складывание,
завязывание
скакалки.
Выполнение метания мяча с большой
амплитудой
96
Метание теннисного мяча на
дальность.
1
97
Метание теннисного мяча на
дальность.
1
98
Метание теннисного мяча на
дальность.
1
99
Круговые эстафеты до 20 м.
1
Выполнение ходьбы в колонне по одному сНе предусмотрено
различными заданиями для рук. Выполнение
комплекса упражнений для укрепления
туловища.
Освоение правильного удержания мяча,
ориентирование
в
пространстве,
соразмерение своих усилий
Выполнение метания на дальность
сильнейшей рукой
Выполнение ходьбы в колонне по одному сНе предусмотрено
различными заданиями для рук. Выполнение
комплекса упражнений для укрепления
туловища.
Освоение правильного удержания мяча,
ориентирование
в
пространстве,
соразмерение своих усилий
Выполнение
метания
на
дальность
сильнейшей рукой
Выполнение ходьбы в колонне по одному сНе предусмотрено
различными заданиями для рук. Выполнение
комплекса упражнений для укрепления
туловища.
Освоение правильного удержания мяча,
ориентирование
в
пространстве,
соразмерение своих усилий
Выполнение метания на дальность
сильнейшей рукой
Подвижная игра с элементами перестроений. Не предусмотрено
Выполнение бега в чередовании с ходьбой.
Выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений.
Эстафета на скорость
100
Круговые эстафеты до 20 м.
1
101
Высокий старт 30 м.
1
102
Медленный бег до 1-2 мин.
1
Подвижная игра с элементами перестроений. Не предусмотрено
Выполнение бега в чередовании с ходьбой.
Выполнение комплекса общеразвивающих
упражнений.
Эстафета на скорость
Выполнение ходьбы со сменой положения Не предусмотрено
рук.
Выполнение упражнений для укрепления
голеностопных суставов и стоп.
Ускорение на дистанции в 30 м,
Знакомство с понятием высокий старт
Выполнение различных видов ходьбы в Не предусмотрено
колонне.
Выполнение общеразвивающих упражнений
с малыми мячами.
Выполнение бега по длинной дистанции,
технически
правильно
удерживание
корпуса и рук в медленном беге в
сочетании с дыханием
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Методические пособия
1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М., 2015
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2019
3. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательной
школы средствами физического воспитания. – Красноярск, 2027
4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М. –
2016
5. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей с
задержкой психического развития // Дефектология. – 2010
6. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М.,
2017
7. Мозговой В.М. Развитие двигательных возможностей учащихся коррекционной
школы. – М., 2011
8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребёнка. – М., 2012
9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее
обучение: организационнопедагогические аспекты. – М., 2017
Оборудование и приборы
Карточки PECS система альтернативной коммуникации.
Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.
Кубики Коса
Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления и мягкой ступенькой к
1.
2.
3.
4.
бассейну
5. Фиброоптическая тактильная панель
6. Акустическая тактильная панель
7. Тактильно-развивающая панель с домино
8. Тактильно-развивающая панель с замочками
9. Тактильно-развивающая панель с различными текстурами
10. Стол-мозаика
11. Световой стол для рисования песком
12. Тактильная дорожка 7-ми модульная
13. Фиброоптический туннель
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
2. EduPlay. Система с подсвечиваемой клавиатурой.
3. Музыкальный центр с набором компакт-дисков
4. Световой проектор со встроенным ротатором
5. Колесо спецэффектов («жидкое» с неповторяющимся рисунком)
6. Колесо спецэффектов («твердое»)
Дидактический материал
1. Баскетбольные мячи
2. Бревно гимнастическое
3. Волейбольные мячи
4. Гимнастическая скамейка
5. Гимнастическая стенка
6. Гимнастические коврики
7. Гимнастические мячи (фитболы)
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Гимнастические палки
Гимнастический козел
Деревянные массажеры для стоп.
Кегли
Клюшки
Коврики для гимнастики
Коньки
Лыжи
Массажные коврики
Маты
Мостик для прыжков
Набивные мячи
Набивные мячи
Обручи
Ортопедические коврики
Санки
Скакалки
Теннисный стол
Турник
Футбольные мячи
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо»
5. IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2
до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом