Рисование (изобразительное искусство) 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Рисование ( изобразительное искусство)»
(Вариант1)
4 класс

с. Армизонское 2024

1

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)»
разработана на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1).
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» имеет исключительно важное
значение для развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью).
На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они
знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами
искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных
художников. Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
воспитанию у него положительных навыков и привычек.
2.

Общая характеристика учебного предмета.

Коррекционные цели и задачи учебного предмета «Рисование»:
• воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к
познанию, доброжелательности и др.);
• воспитание интереса к знаниям изобразительной деятельностью;
• развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
• развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов
познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
• формирование
практических
умений в разных видах художественноизобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
• воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с
правилами (по инструкции) и самостоятельно;
• формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в
цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие пространственных представлений и ориентации;
3. развитие основных мыслительных операций;
4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
6. обогащение словаря.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
• рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по
представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование;
2

• лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
• выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости
(«подвижная аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с
помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение
сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;
• проведение беседы с обучающимися о содержании рассматриваемой репродукции с
картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.
3.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» вместе с предметом
«Музыка» составляют предметную область «Искусство».
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для IV класса общая нагрузка: 34 часа в
год, 1 час в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Рисование
(изобразительное искусство)":
3

Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
знание
некоторых
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий
и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений
в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов ("Дымково",
"Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
4

природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
5. Содержание учебного предмета.

Обучение композиционной деятельности
Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:
• уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными
вблизи от наблюдателя;
• загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний,
средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем,
заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев,
разных по величине).
Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с
использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему
достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на
курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками,
похожими на руки, и т. п.
Примерные задания
Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане»
(композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это - Я)».
Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и
деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»;
«Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. 3айки в лесу. Следы на снегу» (пейзаж с
двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки (возможно
сочетание с аппликацией).
Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек». Узоры в полосе и в квадрате
(элементы узора - листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учёт явления
центральной симметрии в квадрате).
Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по
образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин); «Портрет
человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин).
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная
бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная
работа с помощью педагога.
Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные
учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или
сиреневый фон).
Развитие у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
3акрепление умений обследовать предметы с целью их изображения.
Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно
передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.
При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический
5

диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).
3акрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную
погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.
Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике
(человек делает зарядку, идёт и др.) в соответствии с изобразительными возможностями
детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.
Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека,
черты лица.
Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в
лепке, аппликации и затем в рисунке.
Закрепление приёмов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.
Использование приёмов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».
3акрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление
узора в круге и овале с учётом центральной симметрии (элементы узора - геометрические и
стилизованные формы растительного и животного мира).
Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу
каргопольской игрушки); «3айка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся).
Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья
коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение
вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого).
«Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по выбору
учащихся).
Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из
вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов,
листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.
Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и
овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других
элементов выполняется фломастером.
Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения
берёзы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде
цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета).
Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчленённой формы в
осенней окраске (лист сирени, берёзы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике
«по-мокрому».
Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над
аппликацией над образом деревьев): «Берёза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть).
Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или
гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору
учащихся).
Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и
аппликации на ту же тему) (простой карандаш).
Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш).
Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин»,
«Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).
Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи
3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.
Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения
краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков
(светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.).
6

Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных
рисунках, в декоративном рисовании.
Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге
(«по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при изображении
солнца и его лучей.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью
учителя).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя):
добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и
тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его
пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения):
«Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками).
«Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».
Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов
росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами).
Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка»
и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.
«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).
Обучение восприятию произведений искусства
Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных
промыслов. Беседы на темы:
1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина,
карандаши, тушь и др.).
2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст,
группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И.
Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др.
(по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору
учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково.
Работа над развитием речи
Закрепление
речевого
материала
1,
2,
3
классов.
Новые слова, словосочетания:
 искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет;
картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
 скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная
группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
 радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
 смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);
 рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
 рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
7

 красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер,
русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры
Гжели.
Новые фразы:
 Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
 Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре
листа, не большой и не маленький).
 Рисуй по памяти (как запомнил).
 Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
 Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по
памяти).
 Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).
 Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

обучающихся

Наименование разделов
Рисование

Всего
часов
17

Аппликация

8

Лепка

5

Беседы по темам

4

ИТОГО

34

Основные виды
учебной деятельности
Работа с красками, гуашью. Знакомство с
различными
техниками
рисования.
Рассматривание
картин
художника,
рассуждение о своих впечатлениях.
Работа с бумагой, картоном. Знакомство с
различными
техниками
аппликации.
Рассматривание
натур,
иллюстраций,
рассуждение о своих впечатлениях.
Работа с пластилином. Знакомство с
различными
техниками
лепки.
Рассматривание
натур,
иллюстраций,
рассуждение о своих впечатлениях.
Беседа, ответы на вопросы; объяснение
значения понятий по техникам рисования,
аппликации и лепки.

7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебные пособия
1. Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство» 4 кл. 2020. Издательство
«Просвещение».
Методические пособия
1. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М. Бражниковой, М: Владос.; 2010.
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией
кандидата психологических наук, профессора И.М. Бражниковой. М: Гумманитарный
издательский центр.; 2018.
3. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS) под
редакцией Лори Фрост, Энди Бонди, Москва, РБОО Центр лечебной педагогики, 2019.
4. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной
школе. М.: Педагогика, 2020. – 120с.
8

5. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.:
Просвещение, 2018.
6. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной
школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 175с.
7. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2022. – 208с.
8. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное
искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 2019
Оборудование и приборы
1. Карточки PECS система альтернативной коммуникации.
2. Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
Дидактический материал
1. Муляжи: фрукты, овощи, продукты бакалеи
2. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень,
растения, животные).
3. Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный мир, дом,
школа, улица)
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо»
5. IQша (Айкьюша) — это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от
2 до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоуплэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.

9

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по предмету «Рисование (изобразительное искусство)»
4 класс
№
урок
а

Дата
Пла
н

Фак
т

Тема урока

Колво
часо
в
1

1

Рисование с натуры листьев

2

Рисование на тему «Деревья
осенью»

1

3

Рисование на тему «В деревне»

1

4

Лепка: барельеф на картоне
«Дерево на ветру»

1

5

Приёмы работы красками и
кистью

1

Основное содержание урока
и виды работ по теме
Рисование с натуры в ходе экскурсии на школьный
двор или в парк.
Работа с дидактическим материалом.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Лепка (барельеф) по памяти после проведенных
наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе о видах скульптуры с учителем и
одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой
бумаге.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.

Домашнее
задание
Подготовить
природный
материал.
Принести
краски.

Дорисовать
ствол и ветки
деревьев.
Закончить
работу.

Карточка
«Дорисуй
картинку».

6

Техника рисования по мокрому
листу. Изображение неба

1

7

Раскрашивание осенних листьев
акварелью по мокрой бумаге

1

8

Беседа на тему: «Как и о чём
создаются картины»

1

9

Аппликация: «Улица города: дома,
деревья, машины»

1

10

Аппликация: «Улица города: дома,
деревья, машины»

1

11

Аппликация: «Овальная салфетка»

1

Выполнение игровых упражнений.
Рисование красками и кистью по мокрой бумаге,
рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе
Рисование красками и кистью по мокрой бумаге,
рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений,
тестирование.
Аппликация, рисование по памяти после проведенных
наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Аппликация, рисование по памяти после проведенных
наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Аппликация, знакомство с декоративно-прикладным
искусством.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на

Рассмотреть
иллюстрацию.

Работа над
деталями.

Принести
образец.

Рассмотреть
иллюстрацию.

Закончить
рисунок.

Рассмотреть
картину, стр.
18-19.

12

Декоративное рисование:
«Полотенце» (элементы узора –
листья, цветы)

1

13

Лепка: Каргопольская игрушка.
игрушка «Лошадка»

1

14

Рисование на тему: «Ёлки в
зимнем лесу. Следы на снегу»

1

15

Рисование на тему: «Новогодняя
ёлка. Дед Мороз у ёлки»

1

16

Аппликация с дорисовыванием:
«Неваляшка»

1

17

Аппликация с дорисовыванием:

1

интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Декоративное рисование, знакомство с декоративноприкладным искусством.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Лепка, знакомство с декоративно-прикладным
искусством, национальными промыслами
(каргопольской игрушкой).
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика). Работа с наглядным материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.

Прорисовать
детали.

Принести
гуашь.

Выучить
стихотворение
.

Рассмотреть
картины
художников,
стр. 24.
Оформить
бумажный
пакет для
подарков.
Дорисовать

«Мишка»

18

Аппликация с дорисовыванием:
«Чебурашка»

1

19

Зарисовка игрушек по выбору
обучающихся

1

20

Раскрашивание игрушек
акварелью

1

21

Беседа на тему: «Знакомство со
скульптурой»

1

22

Лепка фигуры человека в
статической позе

1

23

Рисование фигуры человека

1

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование по памяти.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой
бумаге.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Рисование с натуры.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой
бумаге.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение практических заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений,
тестирование.
Лепка с натуры (развитие умений рассматривать
предмет, находить его форму, выделять части, видеть
пропорции).
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать
предмет, находить его форму, выделять части, видеть

орнамент.

Принести
игрушки.

Вырезать
шаблон.

Прочитать
информацию,
стр. 58-59.
Принести
пластилин

Принести
цветные
карандаши.

Подготовить
сообщение о

24

Рисование с натуры «Ваза с
цветами»

1

25

Рисование с натуры машинкиигрушки

1

26

Рисование акварелью «Сказочные
цветы»

1

27

Беседа на тему «Знакомство с
гжельской росписью»

1

28

Рисование элементов росписи
посуды Гжели

1

пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать
предмет, находить его форму, выделять части, видеть
пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать
предмет, находить его форму, выделять части, видеть
пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Рисование акварельными красками по сухой бумаге,
выполнение упражнений на развитие воображения.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Беседа,
знакомство
с
декоративно-прикладным
искусством, национальными промыслами (гжельской
росписью).
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выход на экскурсию в музей.
Рисование, знакомство с декоративно-прикладным
искусством, национальными промыслами (гжельской
росписью посуды).
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма

цветах

Прочитать
сказку, стр. 61.

Выучить
стихотворение
.

Подписать
открытку.

Принести
краски.

Принести
акварель.

29

Рисование кистью «Праздничный
салют»

1

30

Лепка предметов симметричной
формы «Бабочка»

1

31

Лепка предметов симметричной
формы «Стрекоза»

1

32

Аппликация: «Сказочная птица»

1

33

Аппликация: «Сказочная птица»

1

34

Беседа на тему «Мастера
народных промыслов»

1

или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Рисование акварельными красками по мокрой бумаге,
выполнение
творческих
заданий
на
развитие
воображения.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Лепка по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Лепка по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Аппликация (составление целого изображения из
частей).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Аппликация (составление целого изображения из
частей)
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений,
тестирование.

Закончить
рисунок.

Рассмотреть
иллюстрацию,
стр.78-79
Принести
клей, цветную
бумагу,
ножницы.
Рассмотреть
изображения,
стр. 66.
Повторить
пословицы.

Закончить
рисунок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».