МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Рисование ( изобразительное искусство)»
(Вариант1)
4 класс
с. Армизонское 2024
1
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)»
разработана на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1).
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» имеет исключительно важное
значение для развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью).
На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они
знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами
искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных
художников. Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
воспитанию у него положительных навыков и привычек.
2.
Общая характеристика учебного предмета.
Коррекционные цели и задачи учебного предмета «Рисование»:
• воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к
познанию, доброжелательности и др.);
• воспитание интереса к знаниям изобразительной деятельностью;
• развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
• развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов
познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
• формирование
практических
умений в разных видах художественноизобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
• воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с
правилами (по инструкции) и самостоятельно;
• формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в
цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие пространственных представлений и ориентации;
3. развитие основных мыслительных операций;
4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
6. обогащение словаря.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
• рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по
представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование;
2
• лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
• выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости
(«подвижная аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с
помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение
сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;
• проведение беседы с обучающимися о содержании рассматриваемой репродукции с
картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.
3.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» вместе с предметом
«Музыка» составляют предметную область «Искусство».
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для IV класса общая нагрузка: 34 часа в
год, 1 час в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Рисование
(изобразительное искусство)":
3
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
знание
некоторых
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий
и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений
в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов ("Дымково",
"Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
4
природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
5. Содержание учебного предмета.
Обучение композиционной деятельности
Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:
• уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными
вблизи от наблюдателя;
• загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний,
средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем,
заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев,
разных по величине).
Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с
использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему
достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на
курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками,
похожими на руки, и т. п.
Примерные задания
Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане»
(композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это - Я)».
Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и
деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»;
«Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. 3айки в лесу. Следы на снегу» (пейзаж с
двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки (возможно
сочетание с аппликацией).
Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек». Узоры в полосе и в квадрате
(элементы узора - листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учёт явления
центральной симметрии в квадрате).
Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по
образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин); «Портрет
человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин).
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная
бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная
работа с помощью педагога.
Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные
учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или
сиреневый фон).
Развитие у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
3акрепление умений обследовать предметы с целью их изображения.
Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно
передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.
При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический
5
диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).
3акрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную
погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.
Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике
(человек делает зарядку, идёт и др.) в соответствии с изобразительными возможностями
детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.
Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека,
черты лица.
Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в
лепке, аппликации и затем в рисунке.
Закрепление приёмов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.
Использование приёмов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».
3акрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление
узора в круге и овале с учётом центральной симметрии (элементы узора - геометрические и
стилизованные формы растительного и животного мира).
Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу
каргопольской игрушки); «3айка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся).
Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья
коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение
вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого).
«Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по выбору
учащихся).
Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из
вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов,
листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.
Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и
овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других
элементов выполняется фломастером.
Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения
берёзы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде
цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета).
Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчленённой формы в
осенней окраске (лист сирени, берёзы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике
«по-мокрому».
Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над
аппликацией над образом деревьев): «Берёза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть).
Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или
гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору
учащихся).
Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и
аппликации на ту же тему) (простой карандаш).
Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш).
Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин»,
«Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).
Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи
3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.
Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения
краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков
(светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.).
6
Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных
рисунках, в декоративном рисовании.
Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге
(«по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при изображении
солнца и его лучей.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью
учителя).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя):
добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и
тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его
пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения):
«Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками).
«Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».
Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов
росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами).
Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка»
и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.
«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).
Обучение восприятию произведений искусства
Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных
промыслов. Беседы на темы:
1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина,
карандаши, тушь и др.).
2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст,
группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И.
Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др.
(по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору
учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково.
Работа над развитием речи
Закрепление
речевого
материала
1,
2,
3
классов.
Новые слова, словосочетания:
искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет;
картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная
группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);
рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
7
красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер,
русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры
Гжели.
Новые фразы:
Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре
листа, не большой и не маленький).
Рисуй по памяти (как запомнил).
Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по
памяти).
Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).
Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
Наименование разделов
Рисование
Всего
часов
17
Аппликация
8
Лепка
5
Беседы по темам
4
ИТОГО
34
Основные виды
учебной деятельности
Работа с красками, гуашью. Знакомство с
различными
техниками
рисования.
Рассматривание
картин
художника,
рассуждение о своих впечатлениях.
Работа с бумагой, картоном. Знакомство с
различными
техниками
аппликации.
Рассматривание
натур,
иллюстраций,
рассуждение о своих впечатлениях.
Работа с пластилином. Знакомство с
различными
техниками
лепки.
Рассматривание
натур,
иллюстраций,
рассуждение о своих впечатлениях.
Беседа, ответы на вопросы; объяснение
значения понятий по техникам рисования,
аппликации и лепки.
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебные пособия
1. Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство» 4 кл. 2020. Издательство
«Просвещение».
Методические пособия
1. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М. Бражниковой, М: Владос.; 2010.
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией
кандидата психологических наук, профессора И.М. Бражниковой. М: Гумманитарный
издательский центр.; 2018.
3. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS) под
редакцией Лори Фрост, Энди Бонди, Москва, РБОО Центр лечебной педагогики, 2019.
4. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной
школе. М.: Педагогика, 2020. – 120с.
8
5. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.:
Просвещение, 2018.
6. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной
школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 175с.
7. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2022. – 208с.
8. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное
искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 2019
Оборудование и приборы
1. Карточки PECS система альтернативной коммуникации.
2. Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
Дидактический материал
1. Муляжи: фрукты, овощи, продукты бакалеи
2. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень,
растения, животные).
3. Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный мир, дом,
школа, улица)
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо»
5. IQша (Айкьюша) — это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от
2 до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоуплэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.
9
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по предмету «Рисование (изобразительное искусство)»
4 класс
№
урок
а
Дата
Пла
н
Фак
т
Тема урока
Колво
часо
в
1
1
Рисование с натуры листьев
2
Рисование на тему «Деревья
осенью»
1
3
Рисование на тему «В деревне»
1
4
Лепка: барельеф на картоне
«Дерево на ветру»
1
5
Приёмы работы красками и
кистью
1
Основное содержание урока
и виды работ по теме
Рисование с натуры в ходе экскурсии на школьный
двор или в парк.
Работа с дидактическим материалом.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Лепка (барельеф) по памяти после проведенных
наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе о видах скульптуры с учителем и
одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой
бумаге.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Домашнее
задание
Подготовить
природный
материал.
Принести
краски.
Дорисовать
ствол и ветки
деревьев.
Закончить
работу.
Карточка
«Дорисуй
картинку».
6
Техника рисования по мокрому
листу. Изображение неба
1
7
Раскрашивание осенних листьев
акварелью по мокрой бумаге
1
8
Беседа на тему: «Как и о чём
создаются картины»
1
9
Аппликация: «Улица города: дома,
деревья, машины»
1
10
Аппликация: «Улица города: дома,
деревья, машины»
1
11
Аппликация: «Овальная салфетка»
1
Выполнение игровых упражнений.
Рисование красками и кистью по мокрой бумаге,
рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе
Рисование красками и кистью по мокрой бумаге,
рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений,
тестирование.
Аппликация, рисование по памяти после проведенных
наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Аппликация, рисование по памяти после проведенных
наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Аппликация, знакомство с декоративно-прикладным
искусством.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
Рассмотреть
иллюстрацию.
Работа над
деталями.
Принести
образец.
Рассмотреть
иллюстрацию.
Закончить
рисунок.
Рассмотреть
картину, стр.
18-19.
12
Декоративное рисование:
«Полотенце» (элементы узора –
листья, цветы)
1
13
Лепка: Каргопольская игрушка.
игрушка «Лошадка»
1
14
Рисование на тему: «Ёлки в
зимнем лесу. Следы на снегу»
1
15
Рисование на тему: «Новогодняя
ёлка. Дед Мороз у ёлки»
1
16
Аппликация с дорисовыванием:
«Неваляшка»
1
17
Аппликация с дорисовыванием:
1
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Декоративное рисование, знакомство с декоративноприкладным искусством.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Лепка, знакомство с декоративно-прикладным
искусством, национальными промыслами
(каргопольской игрушкой).
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика). Работа с наглядным материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.
Прорисовать
детали.
Принести
гуашь.
Выучить
стихотворение
.
Рассмотреть
картины
художников,
стр. 24.
Оформить
бумажный
пакет для
подарков.
Дорисовать
«Мишка»
18
Аппликация с дорисовыванием:
«Чебурашка»
1
19
Зарисовка игрушек по выбору
обучающихся
1
20
Раскрашивание игрушек
акварелью
1
21
Беседа на тему: «Знакомство со
скульптурой»
1
22
Лепка фигуры человека в
статической позе
1
23
Рисование фигуры человека
1
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование по памяти.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой
бумаге.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Рисование с натуры.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой
бумаге.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение практических заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений,
тестирование.
Лепка с натуры (развитие умений рассматривать
предмет, находить его форму, выделять части, видеть
пропорции).
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать
предмет, находить его форму, выделять части, видеть
орнамент.
Принести
игрушки.
Вырезать
шаблон.
Прочитать
информацию,
стр. 58-59.
Принести
пластилин
Принести
цветные
карандаши.
Подготовить
сообщение о
24
Рисование с натуры «Ваза с
цветами»
1
25
Рисование с натуры машинкиигрушки
1
26
Рисование акварелью «Сказочные
цветы»
1
27
Беседа на тему «Знакомство с
гжельской росписью»
1
28
Рисование элементов росписи
посуды Гжели
1
пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать
предмет, находить его форму, выделять части, видеть
пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать
предмет, находить его форму, выделять части, видеть
пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Рисование акварельными красками по сухой бумаге,
выполнение упражнений на развитие воображения.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Беседа,
знакомство
с
декоративно-прикладным
искусством, национальными промыслами (гжельской
росписью).
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выход на экскурсию в музей.
Рисование, знакомство с декоративно-прикладным
искусством, национальными промыслами (гжельской
росписью посуды).
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
цветах
Прочитать
сказку, стр. 61.
Выучить
стихотворение
.
Подписать
открытку.
Принести
краски.
Принести
акварель.
29
Рисование кистью «Праздничный
салют»
1
30
Лепка предметов симметричной
формы «Бабочка»
1
31
Лепка предметов симметричной
формы «Стрекоза»
1
32
Аппликация: «Сказочная птица»
1
33
Аппликация: «Сказочная птица»
1
34
Беседа на тему «Мастера
народных промыслов»
1
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Рисование акварельными красками по мокрой бумаге,
выполнение
творческих
заданий
на
развитие
воображения.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических
заданий.
Лепка по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Лепка по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Аппликация (составление целого изображения из
частей).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Аппликация (составление целого изображения из
частей)
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма
или видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске.
Выполнение практических заданий, упражнений,
тестирование.
Закончить
рисунок.
Рассмотреть
иллюстрацию,
стр.78-79
Принести
клей, цветную
бумагу,
ножницы.
Рассмотреть
изображения,
стр. 66.
Повторить
пословицы.
Закончить
рисунок.