МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Рисование ( изобразительное искусство)»
(Вариант1)
2 класс
с. Армизонское 2024
1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни
и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета
предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать
их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в
нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно
выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения во 2
классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в
тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них
готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. В
процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и
художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности
ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его
познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.
Изобразительная деятельность для учащихся имеет важное коррекционноразвивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию
личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек. Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности детей с
отставанием в умственном развитии характеризуются низким уровнем развития и
недостаточностью проявлений воображения, неспособность планировать и самостоятельно
определять приемы работы. Проводимые исследования познавательных и моторных функций
детей с отклонениями в умственном развитии выявляют не сформированность ВПФ, общей и
мелкой моторики, пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционноразвивающей работы, прямо направленная на последовательное формирование способностей в
различных видах изобразительной творческой деятельности.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
—
коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
— развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно
выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
—
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
—
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
3. Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 класса общая нагрузка представлена
составляет 34 часа в год с расчета 1 час в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) по учебному предмету «Рисование
(изобразительное искусство)» предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования по учебному
предмету «Рисование (изобразительное искусство)» включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) овладение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных
технологий для коммуникации;
7) проявление предпосылок к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) проявление предпосылок к принятию и освоению социальной роли обучающегося,
проявлению социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) овладение начальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) проявление предпосылок к формированию установки на безопасный, здоровый
образ жизни, проявление мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление предпосылок готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП УО (вариант 1) по учебному предмету
«Рисование (изобразительное искусство)» относятся:
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание
некоторых
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий
и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, передача в рисунке содержания несложных произведений в
соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
5. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)»
представлено 5 разделами: подготовительный период обучения, обучение композиционной
деятельности, развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию, развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его
в живописи, обучение восприятию произведений искусства.
Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства;
правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации
рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной
деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и
обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и
рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),
прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного восприятия
объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ...,
слева от ..., посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью
пластилина;
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линий, линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование
по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на
карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по
образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности.
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.
Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр
(зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами
листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе
- больше, дальше - меньше, загораживания.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь",
"часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура",
"барельеф", "симметрия", "аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных
из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии;
рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике
(повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по
форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок.
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа,
его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись
(лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства.
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов,
И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» (34 ч.)
2 класс
Дата
1
план
Тема урока
Количество
часов
Основное содержание урока и виды работ по
теме
Домашнее задание
факт
1.
Вспоминаем лето красное.
Рисование
1
Повторение названий художественных
Не предусмотрено
материалов и инструментов – карандаши, бумага,
ластик, точилка для карандашей, ножницы,
краска гуашь, кисть, палитра.
Организация рабочего места.
Повторение навыка правильного захвата
карандаша.
Повторение цветов.
Рисование по воспоминаниям о лете
2.
Рисование разных линий
1
Повторение линий (прямые, волнистые,
ломаные).
Тренировка в изображении различных линий.
Использование линий в рисунке
3.
Здравствуй, золотая осень!
Рисование
1
Не предусмотрено
Повторение названий художественных
материалов и инструментов – карандаши, бумага,
ластик, точилка для карандашей, ножницы,
краска гуашь, кисть, палитра.
Организация рабочего места.
Повторение навыка правильного захвата
карандаша.
Повторение цветов.
Рисование осенних листьев
4.
Ветка с вишнями.
Лепка
1
Повторение свойств пластичных материалов и
приемов работы с пластилином.
Подготовка рабочего места для занятий лепкой.
Повторение техники безопасности при работе с
Не предусмотрено
Не предусмотрено
пластилином
Не предусмотрено
5.
Грибы.
Лепка
1
Беседа «Съедобные и несъедобные грибы».
Рассматривание иллюстраций.
Части гриба.
Подготовка рабочего места для занятий лепкой.
Повторение техники безопасности при работе с
пластилином
6.
Форма и цвет разных деревьев.
Аппликация
1
Рассматривание картин художников И. Шишкина Не предусмотрено
«Рожь», И. Левитана «Березовая роща».
Повторение свойств бумаги.
Повторение техники аппликации «рваной»
бумаги
7.
Деревья.
Береза, елка осенью. Рисование
1
Рассматривание и сравнение деревьев летом и
осенью.
Изучение породы деревьев.
Изучение строения деревьев – ствол, ветки
(толстые, тонкие), крона, иголки.
Использование линий при рисовании деревьев
8.
Смешивание красок.
Гуашь
1
Рассматривание картин К. Коровин «Гурзуф,
Не предусмотрено
Картина с фруктами», «Розы. Гурзуф», В Ван-Гог
«Море в Сент-Мари».
Изучение способов смешивания красок.
Разбавление красок белым цветом, для получения
светлых оттенков.
Смешивание красок для получения новых цветов
9.
Белые уточки на реке.
Рисование
1
Не предусмотрено
Беседа по картине А. Сислей «Пасущая гусей»
Знакомство с понятием «фон».
«Фон на картине. Светлый и тёмный фон».
Рассматривание иллюстраций, определение фона:
тёмный или светлый
10.
Акварельные краски
1
Знакомство с акварельными красками.
Правила рисования акварельными красками.
Подготовка рабочего места для рисования
Не предусмотрено
Не предусмотрено
красками «акварель»
11.
Рисование фона. Небо
1
Умение разводить акварель для рисования фона.
Использование яркости тона акварели и
количества воды.
Умение рисовать слева направо
Не предусмотрено
12.
Главные цвета.
Составные цвета
1
Усвоение понятий основные, главные цвета
(красный, желтый, синий).
Усвоение понятий составные цвета
(оранжевый зеленый, фиолетовый).
Радостные и грустные цвета.
Развитие навыков работы с акварельными
красками
Не предусмотрено
13.
Овощи и фрукты. Рисование
1
Подготовка рабочего места для рисования
Не предусмотрено
гуашью.
Повторение свойств гуаши.
Повторение ТБ при работе с красками.
Повторение названий, форм овощей и фруктов.
Знакомство с картиной З. Серебряковой «Овощи»
П. Кончаловский «Кладовая».
Практика работы с красками
14.
Рисование картины.
Акварель
1
Рассматривание картин В. Поленова
«Московский дворик», И. Шишкин «Дождь в
дубовом лесу».
Знакомство с понятием - композиция рисунка.
Выражение настроения в изображении.
Развитие навыков работы с красками, цветом.
Практика работы с красками
15.
Лепка игрушек.
Весёлый Петрушка
1
Не предусмотрено
Беседа об игрушках.
Повторение свойств пластичных материалов и
приемов работы с пластилином.
Подготовка рабочего места для занятий лепкой.
Техника безопасности при работе с пластилином.
16.
Снеговик.
Лепка
1
Рассматривание картины Ф. Сычкова «Зимние
игры»
Не предусмотрено
Не предусмотрено
Формирование интереса к лепке.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Различение частей снеговика, метлы
17.
Снеговики во дворе.
Рисование
1
Не задано
Беседа «Зимние развлечения детей».
Разбавление красок белым цветом, для получения
светлых оттенков
Рисунок по описанию
18.
Веточки ели с новогодними
шарами. Рисование
1
Беседа украшение новогодней елки.
Повторение геометрической формы шар
Практика работы с красками
Не задано
19.
Любимые домашние животные.
Лепка
1
Наблюдение за животными.
Породы собак и кошек.
Строение животных.
Передача пропорций и движений в лепке
Не задано
20.
Человек в движении. Лепка
1
Наблюдение за движениями людей.
Строение тела человека.
Передача пропорций и движений в лепке
Не задано
21.
Знакомство с Дымковской
игрушкой.
Элементы узора
Барыня. Лепка
1
Не задано
22.
Знакомство с Дымковской
игрушкой.
Элементы узора
Рисование Дымковской игрушки
1
Знакомство с Дымковской игрушкой.
Развитие навыков лепки игрушки из частей,
соблюдая принцип — от простого к сложному.
Соединение в одно целое.
Соблюдение пропорций.
Украшение игрушки.
Украшение Дымковской игрушки (части узора)
23.
Знакомство с Дымковской
игрушкой.
Элементы узора
Рисование Дымковской игрушки
1
24.
Птицы. Лепка
1
Не задано
Не задано
Наблюдение за птицами в природе.
Строение птиц.
Большие и маленькие.
Не задано
Изображение птиц в лепке
Не задано
25.
Птицы. Рисование
1
Наблюдение птиц в природе.
Разнообразие птиц.
Изучение средств художественной
выразительности, которые используют
художники для передачи облика птицы
(подчеркивание забавности, беззащитности,
осторожности, стремительности движения).
Изображение птиц в рисунке
26.
Домик для птиц. Аппликация
1
Развитие конструктивной фантазии и
Не задано
наблюдательности - рассматривание «птичьих
домиков» — скворечников на деревьях.
Изучение приемов работы в технике аппликации.
Формирование умений видеть конструкцию
(геометрию) предмета, т. е. то, как он построен
27.
Ваза. Аппликация
1
Знакомство с понятиями «форма», «простая
Не задано
форма».
Развитие способности целостного обобщенного
видения формы.
Развитие художественных навыков при создании
аппликации
28.
Цветы в работах известных
художников
1
29.
Цветы. Рисование
1
Рассматривание картин художников П.
Кончаловский «Сирень в корзине» А. Дейнека
«Гладиолусы с рябиной» И. Левитан «Ночные
фиалки и незабудки».
Рисование весенних цветов
30.
Открытка к 1 и 9 Мая
1
31.
Открытка к 1 и 9 Мая
1
32.
Весенняя веточка. Рисование
1
Не задано
Не задано
Создание поздравительных открыток к 1 Мая по Не задано
образцу.
Не задано
Изучение многообразия открыток.
Закрепление умения выделять главное в рисунке
цветом и размером.
Развитие эстетических чувств
Рисование весенней веточки с цветами и
Не задано
листьями.
Изучение части ветки: стебель, лист, цветок.
Правильное расположение ветки в центре листа.
Создание фона.
Уточнение цветов: стебель и ветки – коричневые,
цвет листьев – зеленый, цвет цветочков – белый и
розовый
33.
Нарисуй свою картину
1
34.
Нарисуй свою картину
1
Не задано
Выполнение композиции «В парке весной».
Выражение в творческой работе весеннего
Не задано
настроения.
Закрепление умений выделять главное в рисунке
цветом и размером
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебные пособия.
1. Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство» 2 кл. 2020г. Издательство
«Просвещение»
Методические пособия
1. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М.Бражниковой, М: Владос.; 2010
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией
кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М: Гумманитарный
издательский центр., 2017 г.
3. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS) под
редакцией Лори Фрост, Энди Бонди, Москва, РБОО Центр лечебной педагогики,2011.
4. Головина Т.Н.. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной
школе. М.: Педагогика, 2010. – 120с.
5. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.:
Просвещение, 2018.
6. Грошенков И.А.. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе.
Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 175с.
7. Грошенков И.А.. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2012. – 208с.
8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2
кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2011.
9. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное
искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 2019
10.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 2015.
Оборудование и приборы
Карточки PECS система альтернативной коммуникации.
Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.
Кубики Коса
Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления и мягкой ступенькой к
1.
2.
3.
4.
бассейну
5. Фиброоптическая тактильная панель
6. Акустическая тактильная панель
7. Тактильно-развивающая панель с домино
8. Тактильно-развивающая панель с замочками
9. Тактильно-развивающая панель с различными текстурами
10. Стол-мозаика
11. Световой стол для рисования песком
12. Тактильная дорожка 7-ми модульная
13. Фиброоптический туннель
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
2. EduPlay. Система с подсвечиваемой клавиатурой.
3. Музыкальный центр с набором компакт-дисков
4. Световой проектор со встроенным ротатором
5. Колесо спецэффектов («жидкое» с неповторяющимся рисунком)
6. Колесо спецэффектов («твердое»)
15
Дидактический материал
1. Муляжи: фрукты, овощи, продукты бакалеи
2. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень, растения,
животные).
3. Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный мир, дом,
школа, улица)
4.
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо»
5. IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2
до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.
16