МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Приказ
№
52-ос
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Музыка»
(Вариант1)
4 класс
с. Армизонское 2024
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Музыка является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и
умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной
социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в
области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкальной деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания,
оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и
последовательности, наглядности.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения в 4 классе
в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его доступность и
практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и
содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса
с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию
полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач
из ближайшего социального окружения.
2
«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования обучающихся
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений
и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей,
мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета
«Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие
музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных
инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального
восприятия, музыкально- исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения
о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная
направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими
психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной
деятельности.
Музыкально-образовательный
процесс
основан
на
принципах
природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации
процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической
перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
3. Описание места предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка»
является обязательным учебным предметом. Учебный предмет «Музыка» в 4 классе
проводится 1 раз в неделю, 34 часа в год.
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета.
Рабочая программа по предмету «Музыка» обеспечивает достижение планируемых
личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки. Определенные рабочей программой для 4 классов планируемые личностные
результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного
развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению
предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся,
планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе,
следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета,
и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы
с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням:
минимальному и достаточному.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
3
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Музыка».
Личностные результаты:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и
другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе
сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в
урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с
обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- сформированность
музыкально-эстетических
предпочтений
потребностей,
ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие
доброжелательности,
отзывчивости,
открытости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к
собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,
гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического
работника);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен
с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений
(веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических
оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
4
речи.
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной
5. Содержание учебного предмета.
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме
следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение,
элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического
материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений:
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,
скрипка).
Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный
материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и
явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.
5
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора
на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения
брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха,
удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной
смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки,
интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие
умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие
умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие
умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого,
грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен
с простейшими элементами динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание
пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся;
развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1
– до 2;
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной
грамоты входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano);
6
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная
линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
16.2.4. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник;
металлофон; ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
Наименование
раздела
Хоровое пение
Кол- во Характеристика основных видов деятельности обучающихся
часов
Использование
ритуала
«музыкальное
приветствие»,
«музыкальное прощание».
Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка,
зайчик) с использованием дидактического материала.
Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но,
га-га, мяу).
Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном
сопровождении.
Формирование навыков пения кантилены с помощью работы
над элементарными дыхательными упражнениями: «надуться
как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием».
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи
«логопедических жестов».
Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя.
Развитие умения слушать вступление и правильно начинать
пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению
одноклассников на примере разучиваемых песен
Восприятие музыки
Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать
(элементы
новые короткие песенки.
Знакомые попевки различать при выборе из двух.
музыкальной
грамоты)
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую
часть музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная,
марш.
Ознакомление с силой звучания: громко, тихо. Ознакомление с
темпами в музыке: быстро, медленно
Игра на инструментах
Формирование
интереса
к
звучанию
музыкальных
детского шумового
инструментов, эмоциональному восприятию музыки: «стук
оркестра
дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон
капели» (треугольник).
Формирование у детей предпосылок к общению со
сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают.
Формирование
навыка
прислушиваться
к
звучанию
7
Музыкально –
ритмические
движения
музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под
бубен, треугольник, барабан.
Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный
или четырёхдольный размер с первой сильной долей.
Формирование навыка игры ровными длительностями:
деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны.
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч.
«дрова»), металлофоны, круговые трещётки, рубель
Формирование навыка построения в круг, движения в кругу:
• Хоровод спокойным шагом
• Быстрый шаг по кругу со сменой направления
• Выставление ноги на пятку, на носок
• Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
• Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета включает:
Методические пособия.
1. 1.Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М.Бражниковой, М: Владос.; 2010
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией
кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М: Гумманитарный
издательский центр., 2007 г.
3. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS) под
редакцией Лори Фрост, Энди Бонди, Москва, РБОО Центр лечебной педагогики,2011.
4. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.:
Просвещение, 2013
5. Е.А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и
6. коррекционная ритмика. Изд. центр «Академия». 2016
7. Е. Д. Макшанцева Детские забавы. Москва «Просвещение» 2010
Оборудование и приборы
1. Карточки PECS система альтернативной коммуникации.
2. Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.
3. Кубики Коса
4. Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления и мягкой ступенькой к
бассейну
5. Фиброоптическая тактильная панель
6. Акустическая тактильная панель
7. Тактильно-развивающая панель с домино
8. Тактильно-развивающая панель с замочками
9. Тактильно-развивающая панель с различными текстурами
10. Стол-мозаика
11. Световой стол для рисования песком
12. Тактильная дорожка 7-ми модульная
13. Фиброоптический туннель
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
2. EduPlay. Система с подсвечиваемой клавиатурой.
3. Музыкальный центр с набором компакт-дисков
8
4.
5.
6.
Световой проектор со встроенным ротатором
Колесо спецэффектов («жидкое» с неповторяющимся рисунком)
Колесо спецэффектов («твердое»)
Дидактический материал
Музыкальные инструменты (ложки, бубенцы, барабаны, шумовые инструменты,
бубен, маракасы, дудочки, губные гармошки, мелафон, колокольчики, музыкальные
шкатулки, инсценировочные костюмы, мультимедийное оборудование, маски для
театрализованных представлений).
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо»
5. IQша (Айкьюша) — это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от
2 до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.
Список литературы
1. Воспитание и обучение детей подростков с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Под редакцией И.М.Бражниковой, М: Владос.; 2010
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией
кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М: Гумманитарный
издательский центр., 2007 г.
3. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS) под
редакцией Лори Фрост, Энди Бонди, Москва, РБОО Центр лечебной педагогики,2011.
4. Е. Д. Макшанцева Детские забавы. Москва «Просвещение» 2010
9
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО
ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА». 4 класс (34 ч.)
на 2024-2025 уч. г.
Тема
Дата
план
Дата
факт
Кол-во
часов
Формируемые
представления
Материалы и
оборудование
Вводный урок.
Повторение песен
за 3 класс
1
обучение певческой установке:
непринужденное, но
подтянутое положение корпуса
с расправленными спиной и
плечами, прямое свободное
положение головы
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Связь музыки с
жизнью людей
1
Развитие эмоциональной
отзывчивости и
эмоционального реагирования
на произведения различных
музыкальных жанров и разных
по своему характеру;
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Роль музыки в
трудовой жизни
людей, отдыхе
1
Развитие эмоциональной
отзывчивости и
эмоционального реагирования
на произведения различных
музыкальных жанров и разных
по своему характеру;
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Роль музыки в
трудовой жизни
людей, отдыхе
1
Развитие эмоциональной
отзывчивости и
эмоционального реагирования
на произведения различных
музыкальных жанров и разных
по своему характеру;
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи,
музыкальные
инструменты.
Виды деятельности
Пение гаммы с названием нот. Работа
над певческим дыханием: развитие
умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы
Музыкальное
сопровождение
русская народная
сказка «Теремок»
1
Решение проблем творческого и
поискового характера;
формирование умения
планировать, контролировать и
оценивать;
Музыкальные
характеристики
героев сказки
1
Развитие умения передавать
словами внутреннее
содержание музыкального
произведения;
Музыкальные
характеристики
героев сказки
1
Формирование основ
музыкальной культуры через
знакомство с музыкальной
сказкой;
Праздничные
музыка и песни.
Обобщающий
урок по теме
«Музыка в жизни
человека»
1
Развитие умения определять
разнообразные по форме и
характеру музыкальные
произведения (марш, танец,
песня, веселая, грустная,
спокойная мелодия);
Поем любимые
песни
1
Интонационное
своеобразие
1
Развитие умения
самостоятельно узнавать и
называть песни по вступлению;
развитие умения различать
мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении.Развитие умения
различать части песни (запев,
припев, проигрыш, окончание);
Работа над певческим
дыханием: развитие умения
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи,
музыкальные
инструменты.
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи,
флажки.
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
компьютер,
аудиозаписи,
Обучение игре на ударно-шумовых
инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки);
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
народной музыки
- распевность на
нескольких звуках
одного слога
бесшумного глубокого,
одновременного вдоха,
соответствующего характеру и
темпу песни; формирование
умения брать дыхание перед
началом музыкальной фразы;
Игра на музыкальных
инструментах детского
оркестра:
видеозаписи,
музыкальные
инструменты.
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Представления о народных
музыкальных инструментах и их
звучании (балалайка);
Представления о русских народных
музыкальных инструментах и их
звучании(гармонь)
Русские народные
инструменты:
балалайка
1
Русские народные
инструменты:
ложки, бубенцы
1
Игра на музыкальных
инструментах детского
оркестра:
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Русские народные
инструменты:
гармонь
1
Игра на музыкальных
инструментах детского
оркестра:
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Части песни
(запев, припев,
вступление,
заключение)
1
Различение
вступления, компьютер,
запева, припева, проигрыша, аудиозаписи,
окончания песни;
видеозаписи.
Части песни
(запев, припев,
вступление,
заключение)
1
Определение разнообразных
по содержанию и характеру
музыкальных произведений
(веселые, грустные и
спокойные);
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Обобщение тем
четверти «Музыка
моего народа»
1
Представления об
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
особенностях мелодического
голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
Представления о народных
музыкальных инструментах и их
звучании (ложки, бубенцы)
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Повторение темы
«Музыка моего
народа»
1
Самостоятельное исполнение
разученных детских песен;
знание динамических оттенков
(форте-громко, пиано-тихо);
Понятия темп и
ритм
1
Передача ритмического
рисунка попевок (хлопками,
на металлофоне, голосом);
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Ритмический
рисунок
1
Передача ритмического
рисунка попевок (хлопками, на
металлофоне, голосом);
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Нотная грамота.
Ноты, стан,
скрипичный ключ.
1
Владение элементарными
представлениями о нотной
грамоте.
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Музыкальный лад.
Мажор. Минор
1
Определение разнообразных
по содержанию и характеру
музыкальных произведений
(веселые, грустные и
спокойные);
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Элементы
1
Ясное и четкое произнесение
компьютер,
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
музыкальной
речи. Лад
А.Дворжак
«Юмореска»
слов в песнях подвижного
характера;
аудиозаписи,
видеозаписи.
Плавное и
отрывистое
звучание мелодии.
С.Рахманинов
«Итальянская
полька»
1
Представления об особенностях
мелодического голосоведения
(плавно, отрывисто,
скачкообразно).
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Элементы
музыкальной речи
1
Правильное формирование
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Урок – обобщение
«Знакомые
мотивы»
1
Правильная передача
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Обобщение темы
«Элементы
музыкальной
речи»
1
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Музыкальные
инструменты и их
звучание: арфа,
Правильное формирование
при пении гласных звуков и
отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в
середине слов.Правильная
передача мелодии в
диапазоне ре1 - си1.
1
при пении гласных звуков и
отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в
середине слов;
мелодии в диапазоне ре1 си1.
Представления о некоторых
музыкальных инструментах и
их звучании(арфа, орган,
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Пение, распевание, музыкальноритмические упражнения.
орган, флейта
Музыкальный
коллектив –
ансамбль.
(ДУЭТ), (ТРИО)
1
флейта).
Ознакомление с пением соло
и хором; формирование
представлений о различных
музыкальных коллективах
(ДУЭТ), (ТРИО)
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Музыкальный
коллектив –
ансамбль.
(КВАРТЕТ)
1
Ознакомление с пением соло
и хором; формирование
представлений о различных
музыкальных коллективах
(КВАРТЕТ);
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Музыкальный
коллектив ансамбль.
(Квинтет, сикстет)
1
Ознакомление с пением соло
и хором; формирование
представлений о различных
музыкальных коллективах
(Квинтет, сикстет).
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Музыкальный
коллектив –
ансамбль. (ВИА)
1
Ознакомление с пением соло
и хором; формирование
представлений о различных
музыкальных
коллективах(ВИА);
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
Музыкальный
коллектив – хор.
К.Вебер «Хор
охотников» из
оперы
«Волшебный
стрелок»
Закрепление темы
1
Ознакомление с пением
хором; формирование
представлений о различных
музыкальных коллективах.
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
1
Ознакомление с пением хором;
компьютер,
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
«Музыкальный
коллектив»
Обобщение тем
четверти
«Музыкальный
коллектив»
1
формирование представлений о
различных музыкальных
коллективах.
аудиозаписи,
видеозаписи.
Систематизировать знания
обучающихся о музыкальных
коллективах, уметь
распознавать звучание и
особенности коллективов.
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи.
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
Работа над певческим дыханием:
развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной
фразы.
18