МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Чтение»
(Вариант1)
2 класс
с. Армизонское 2024
1
1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ Армизонская СОШ.
4. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская
СОШ.
Основная цель изучения учебного предмета «Чтение»: социализация личности
обучающегося, коррекция и развитие речемыслительных способностей, формирование
эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:
воспитание у обучающихся интереса к чтению;
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение
постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст
вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа;
развитие умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического
работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о
прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки,
коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
2. Общая характеристика учебного предмета
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с
умственной отсталостью.
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения «Чтения» в
1классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в
тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них
готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
Чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в
дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное
овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки умственно
отсталых учащихся к жизни. Овладению доступными профессионально-трудовыми
навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений.
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
2
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной
адаптации в условиях современного общества.
3. Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 класса общая нагрузка составляет 136
часов в год, 4 часа в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) по учебному предмету «Чтение»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования по учебному
предмету «Чтение» включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) овладение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных
технологий для коммуникации;
7) проявление предпосылок к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) проявление предпосылок к принятию и освоению социальной роли обучающегося,
проявлению социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) овладение начальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально3
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) проявление предпосылок к формированию установки на безопасный, здоровый
образ жизни, проявление мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление предпосылок готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП УО (вариант 1) по учебному предмету
«Чтение» относятся:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5 - 7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника,
картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений.
5. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Чтение» представлено 6 разделами: содержание
чтения (круг чтения), примерная тематика произведений, жанровое разнообразие, навык
чтения, работа с текстом, внеклассное чтение.
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие
рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни
обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их
дружбе и товариществе; произведений о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных
диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части,
составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под
4
руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста
или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
1
Дата
Тема урока
план факт
Количест Основное содержание урока и
во часов
виды работ по теме
Домашнее
задание
1.
Стихотворение
«Кончилось лето»
1
Восприятие стихотворения Не
на слух, ответы на вопросы предусмотрено
учителя.
Расширение знаний о
приметах осени.
Формирование навыка
чтения по слогам
2.
«Игра в слова»
1
Формирование навыка
чтения по слогам.
Обобщение знаний о
гласных буквах
3.
По В. Голявкину.
Рассказ «Все куданибудь идут»
1
Знакомство с правилами
Не
поведения в школе.
предусмотрено
Восприятие текста на слух,
ответы на вопросы учителя.
Формирование навыка
чтения по ролям
4.
Рассказ «Первый
урок»
1
Восприятие текста на слух, Не
ответы на вопросы учителя. предусмотрено
Соотнесение иллюстрации с
текстом
Формирование навыка
чтения по слогам
5.
Рассказ «Мы
рисуем»
1
Ответы на вопросы к тексту, Не
прочитанному учителем.
предусмотрено
Составление рассказа по
иллюстрации.
Формирование навыка
чтения
6.
Я. Аким.
Стихотворение
«Грибной лес»
1
Определение основной
Не
мысли текста, прочитанного предусмотрено
учителем.
Подбор слов к
иллюстрациям.
Формирование навыка
Не
предусмотрено
5
чтения
7.
«Игра в слова»
1
Ответы на вопросы к тексту, Не
прочитанному учителем.
предусмотрено
Выделение и называние
согласных букв.
Формирование навыка
чтения по слогам.
Соотнесение
текста
с
иллюстрацией
8.
По В. Дурову.
Сказка «Слон Бэби»
1
Восприятие текста на слух, Не
ответы на вопросы учителя. предусмотрено
Составление рассказа по
иллюстрации.
Формирование навыка
чтения
9.
Б. Заходер.
Стихотворение
«Птичья школа»
1
Повторение правил
Не
поведения на уроке.
предусмотрено
Подбор слов к
иллюстрациям. Составление
рассказа о правилах
поведения на уроке
10.
По Н. Сладкову.
Рассказ «Осенние
подарки»
1
Восприятие сказки на слух, Не
ответы на вопросы.
предусмотрено
Знакомство с приметами
осени.
Формирование навыка
чтения. Составление
рассказа по иллюстрации
11.
Рассказ «В парке»
1
Ответы на вопросы к тексту, Не
прочитанному учителем.
предусмотрено
Соотнесение картинки с
текстом, подбор слов из
рассказа.
Нахождение в тексте
образных сравнений.
Формулирование основной
мысли текста
Формирование навыка
чтения по слогам
12.
«Отгадай загадку»
1
Выделение и называние
согласных букв.
Чтение и отгадывание
загадки.
Соотнесение отгадки с
картинками
13.
М. Ивенсен.
Стихотворение
«Падают, падают
листья»
1
Восприятие стихотворения Не
на слух, ответы на вопросы предусмотрено
учителя.
Составление рассказа по
Не
предусмотрено
6
иллюстрации.
Формирование навыка
чтения.
Заучивание стихотворения
наизусть
14.
По
В. Корабельникову.
Рассказ «Осенний
лес»
1
Ответы на вопросы к тексту, Не
прочитанному учителем.
предусмотрено
Правильное чтение трудных
слов. Формирование навыка
выборочного чтения.
Составление рассказа по
иллюстрации
15.
По К. Ушинскому.
Рассказ
«Всякой
вещи свое место»
1
Восприятие текста на слух, Не
ответы на вопросы учителя. предусмотрено
Соотнесение картинки с
текстом, подбор слов из
рассказа.
Формирование
навыка
чтения по слогам
16.
«Игра в слова»
1
Знание и называние пар
Не
букв. Формирование навыка предусмотрено
чтения по слогам.
Соотнесение слов с
иллюстрациями
17.
Д. Летнёва.
Стихотворение
«Хозяин в доме»
1
Восприятие стихотворения Не
на слух, ответы на вопросы предусмотрено
учителя.
Подбор слов к
иллюстрациям.
Сравнение поступков героев
стихотворения и героя
рассказа К. Ушинского
«Всякой вещи свое место».
Формирование навыка
чтения
18.
По В. Голявкину.
Рассказ «Зачем дети
ходят в школу?»
1
Ответы на вопросы к тексту, Не
прочитанному учителем.
предусмотрено
Элементарная оценка
поступков героев рассказа.
Соотнесение картинки с
текстом, подбор слов из
рассказа.
Формирование навыков
чтения по слогам.
Составление рассказа о
школе с опорой на картинки
19.
Стихотворение
«Игра в слова»
1
Знание и называние
согласных букв.
Чтение слогов и слов.
Соотнесение текста с
Не
предусмотрено
7
иллюстрациями.
Составление предложений
по сюжетным картинкам
20.
По А. Тумбасову.
Рассказ «Серый
вечер».
Обобщение по
разделу «Осень
пришла - в школу
пора»
1
Ответы на вопросы к сказке, Не
прочитанной учителем.
предусмотрено
Пересказ текста по вопросам
учителя.
Формирование навыка
выборочного чтения.
Составление рассказа по
картинке про осень.
Выполнение теста по
разделу
«Осень пришла- в школу
пора».
Ответы на вопросы по
разделу
21.
По А. Шибаеву.
Рассказ «Одна
буква»
1
22.
А. Усачев.
Стихотворение
«Слоги»
1
Восприятие текста на слух, Не
ответы на вопросы учителя. предусмотрено
Выделение главной мысли
произведения.
Формирование навыка
Не
участия в частичнопредусмотрено
поисковой беседе по тексту.
Формирование
навыка
чтения
Выразительное чтение
стихотворения.
Составление слов из слогов
23.
Стихотворение
«Игра в слова»
1
Правильное чтение слогов и Не
слов.
предусмотрено
Отгадывание загадки,
соотнесение отгадки с
картинкой.
Ответы на вопросы к тексту
24.
По С. Иванову.
Сказка «Дразнилка»
1
Ответы на вопросы к тексту, Не
прочитанному учителем.
предусмотрено
Подбор слов к
иллюстрациям.
Формирование
навыка
чтения
25.
К. Чуковский.
Стихотворение
«Черепаха»
1
Определение основной
Не
мысли текста, прочитанного предусмотрено
учителем.
Правильное чтение трудных
слов.
Составление рассказа по
картинке
26.
Дж. Ривз.
Стихотворение
1
Восприятие стихотворения Не
текста на слух, ответы на
предусмотрено
8
«Шумный Ба-Бах»
вопросы учителя.
Правильное чтение трудных
слов.
Составление рассказа по
картинке
27.
Л. Яхнин.
Стихотворение
«Если плачет кто-то
рядом»
1
Восприятие стихотворения Не
на слух, ответы на вопросы предусмотрено
учителя.
Правильное чтение трудных
слов.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение картинки с
текстом
28.
Загадки про
животных
1
Выразительное чтение
загадок. Отгадывание
загадки.
Нахождение отгадки на
картинках
Не
предусмотрено
29.
Стихотворение
«Доскажи
словечко»
1
Выразительное чтение
стихотворения.
Отгадывание загадки.
Нахождение
отгадки
картинках
Не
предусмотрено
30.
Сказка «Кто
квакает, кто
крякает, а кто
каркает».
Обобщение по
разделу
«Почитаемпоиграем»
1
Определение главной мысли Не
сказки, прочитанной
предусмотрено
учителем.
Ответы на вопросы.
Выполнение теста по
разделу «Почитаемпоиграем».
Формирование навыка
чтения.
Пересказ по вопросам
учителя
31.
Русская народная
сказка «Лиса и
волк»
1
Восприятие сказки на слух, Не
ответы на вопросы учителя. предусмотрено
Оценка поступков героев.
Соотнесение текста с серией
сюжетных картинок.
Пересказ по вопросам
учителя.
Чтение по ролям с передачей
тона героев сказки
32.
Русская народная
сказка «Гуси и
лиса»
1
Восприятие сказки на слух, Не
определение главных героев. предусмотрено
Формирование навыков
чтения по ролям.
Передача голосом
интонации,
на
9
соответствующие характеру
героя.
Пересказ сказки по вопросам
учителя
с
опорой
на
картинку
33.
Русская народная
сказка «Лиса и
козел»
1
Ответы на вопросы сказки, Не
прочитанной учителем,
предусмотрено
определение главных героев.
Формирование навыков
чтения по ролям.
Пересказ сказки по
сюжетным картинкам
34.
По Л. Толстому.
Сказка «Мышка
вышла гулять»
1
Определение главной мысли Не
сказки, прочитанной
предусмотрено
учителем.
Оценка поступков героев.
Соотнесение текста с
картинкой.
Пересказ по вопросам
учителя.
Чтение по ролям с
вопросительной и
восклицательной
интонацией
35.
Стихотворение
«Отгадай загадку»
1
Выразительное чтение и
отгадывание загадки.
Соотнесение отгадки с
картинками.
Рисование отгадки
36.
Литовская сказка
«Волк и баран»
1
Ответы на вопросы к сказке, Не
прочитанной учителем.
предусмотрено
Оценка поступков героев.
Соотнесение текста с
картинкой.
Пересказ по вопросам
учителя
37.
По С. Прокофьевой.
Сказка «Сказка о
том, как зайцы
испугали серого
волка»
1
Определение главной мысли Не
сказки, прочитанной
предусмотрено
учителем.
Определение героев и
оценка их поступков.
Чтение по ролям.
Соотнесение текста с
картинками
38.
Литовская сказка
«Рак и ворона»
1
Определение главной мысли Не
сказки, прочитанной
предусмотрено
учителем.
Не
предусмотрено
10
Определение героев и
оценка их поступков.
Выразительное чтение по
ролям.
Пересказ по вопросам
учителя
39.
Казахская сказка
«Заяц и черепаха»
1
Восприятие сказки на слух Не
ответы на вопросы.
предусмотрено
Определение главных
героев.
Выразительное чтение
сказки.
Составление предложений к
картинкам
40.
Мордовская сказка
«Благодарный
медведь»
1
Определение главной мысли Не
сказки, прочитанной
предусмотрено
учителем.
Определение героев и
оценка их поступков.
Пересказ сказки по картинке
и вопросам учителя
41.
Стихотворение
«Игра в слова»
1
Называние букв Ь и Ъ.
Не
Правильное чтение слов и предусмотрено
предложений с буквами Ь и
Ъ.
Соотнесение текста с
картинками
42.
Якутская сказка
«Как белка и заяц
друг друга не
узнали»
1
Ответы на вопросы к сказке, Не
прочитанной учителем.
предусмотрено
Определение главной мысли
сказки.
Формирование навыка
чтения, ответы на вопросы.
Соотнесение текста с
картинками
43.
Армянская сказка
«Волк и ягненок»
1
Восприятие сказки на слух, Не
определение главной мысли. предусмотрено
Формирование навыка
чтения, ответы на вопросы.
Называние героев,
показывание их на
картинках.
Пересказ сказки по вопросам
учителя
44.
Русская народная
сказка «Умей
обождать!»
Обобщение по
разделу
1
Ответы на вопросы к сказке, Не
прочитанной учителем.
предусмотрено
Определение героев и
оценка их поступков.
Выполнение теста по
11
«В гостях у сказки»
разделу «В гостях у сказки».
Пересказ сказки по картинке
и вопросам учителя
45.
Индийская сказка
«Умная собака»
1
Ответы на вопросы к сказке, Не
прочитанной учителем.
предусмотрено
Называние главных героев.
Выразительное чтение
сказки.
Составление предложений к
картинкам
46.
Чтение
стихотворений про
животных
1
Выразительное чтение слов, Не
соотнесение их с
предусмотрено
картинками.
Чтение стихотворений про
животных.
Показ и называние
животных на картинках
47.
По Э. Шиму.
Рассказ «Я домой
пришла!»
1
Ответы на вопросы к
рассказу, прочитанному
учителем.
Выразительное чтение
текста.
Составление рассказа по
картинке
48.
Русская народная
присказка
«Лошадка»
1
Восприятие сказки на слух, Не
ответы на вопросы.
предусмотрено
Обучение навыку
выразительного чтения,
чтения по ролям.
Соотнесение текста с
картинками
49.
По Е.Чарушину.
Рассказ «Кролики»
1
Ответы на вопросы к тексту, Не
прочитанному учителем.
предусмотрено
Формирование навыка
выразительного чтения.
Составление рассказа по
картинке про кроликов
50.
В.Лифшиц.
Стихотворение
«Баран»
1
Восприятие рассказа на
слух, определение главной
мысли.
Ответы на вопросы,
называние героев.
Выразительное чтение.
Составление рассказа по
картинке
Не
предусмотрено
51.
Чтение
стихотворений про
птиц
1
Чтение слов и соотнесение
их с картинками.
Выразительное чтение
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
12
стихотворения про птиц.
Составление рассказа по
картинкам
52.
По Б. Житкову.
Рассказ «Храбрый
утенок»
1
Ответы на вопросы к сказке, Не
прочитанной учителем.
предусмотрено
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение текста с
картинками
53.
По Э. Шиму.
Рассказ «Всё умеют
сами»
1
Восприятие рассказа на
слух, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте
подписи к картинке.
Формирование навыка
выразительного чтения
54.
М. Бородицкая.
Стихотворение
«Котенок»
1
Восприятие стихотворения Не
на слух, ответы на вопросы. предусмотрено
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение слова текста с
картинкой
55.
Стихотворение
«Игра в слова»
1
Правильное чтение слов и Не
соотнесение их с
предусмотрено
картинками.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Самостоятельное рисование
изображения к тексту
56.
По В. Сутееву.
Сказка «Три
котенка»
1
Определение главной мысли Не
сказки, прочитанной
предусмотрено
учителем, называние героев.
Ответы на вопросы к тексту.
Формирование навыка
выразительного чтения
Пересказ сказки по
картинкам и вопросам
учителя
57.
По К. Ушинскому.
Рассказ «Петушок с
семьей»
1
Восприятие сказки на слух, Не
ответы на вопросы.
предусмотрено
Формирование навыка
выразительного чтения.
Выбор предложений в тексте
и соотнесения их с
картинками
58.
Сказка «Упрямые
козлята»
1
Определение главной мысли Не
сказки, прочитанной
предусмотрено
учителем, называние героев.
Не
предусмотрено
13
Формирование навыка
чтения, ответы на вопросы.
Соотнесение текста с
картинками
59.
В. Лифшиц.
Стихотворение
«Пёс».
Обобщение по
разделу «Животные
рядом с нами»
1
Восприятие стихотворения Не
на слух.
предусмотрено
Выразительное чтение,
ответы на вопросы.
Соотнесение текста с
картинками.
Выполнение теста по
разделу «Животные рядом с
нами».
Составление рассказа про
собаку
60.
Я. Аким.
Стихотворение
«Первый снег»
1
Ответы на вопросы к
стихотворению,
прочитанному учителем.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Составление рассказа по
картинке
61.
По Э. Киселевой.
Сказка «Большой
Снег»
1
Ответы на вопросы к сказке, Не
прочитанной учителем.
предусмотрено
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение текста с
картинкой.
Подбор признаков к слову
«снег»
62.
По Н. Калининой.
Рассказ «Снежный
колобок»
1
Восприятие рассказа на
слух, определение главной
мысли.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Составление рассказа о
зимних забавах
63.
По С. Вангели.
Сказка «Снеговик –
новосел»
1
Определение основной
Не
мысли рассказа,
предусмотрено
прочитанного учителем,
определение главных героев.
Ответы на вопросы к тексту.
Составление рассказа по
картинке
64.
По Е. Шведеру.
Рассказ
«Воробышкин
домик»
1
Восприятие рассказа на
слух, ответы на вопросы.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Составление рассказа по
картинке о добрых делах
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
14
65.
Г. Ладонщиков.
Стихотворение
«Зимние картинки»
1
Ответы на вопросы к
Не задано
стихотворению,
прочитанному учителем.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение картинки с
текстом.
Заучивание наизусть 1 части
стихотворения
66.
Е. Самойлова.
Рассказ «Миша и
Шура»
1
Восприятие рассказа на
Не задано
слух, определение главной
мысли.
Называние героев, оценка их
поступков.
Соотнесение картинки с
текстом
67.
Ш. Галиев.
Стихотворение
«Купили снег»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Составление рассказа о
новогодней ёлке
68.
По Г. Юдину.
Рассказ «Буратиний
нос»
1
Умение определять главную Не задано
мысль рассказа,
прочитанного учителем.
Ответы на вопросы.
Пересказ текста по картинке
и вопросам учителя
69.
И. Токмакова.
Стихотворение
«Живи, елочка!»
1
Формирование навыка
выразительного чтения.
Ответы на вопросы.
Соотнесение текста с
картинками.
Заучивание стихотворения
наизусть
70.
По В. Сутееву.
Рассказ «Про ёлки»
1
Ответы на вопросы к тексту, Не задано
прочитанному учителем.
Чтение по слогам.
Составление рассказа о
новогоднем празднике
71.
По В. Голявкину.
Рассказ «Коньки
купили не
напрасно»
1
Восприятие рассказа на
Не задано
слух, определение главной
мысли.
Определение главных
героев, оценка их поступков.
Пересказ текста по
картинкам и вопросам
учителя
72.
По
1
Ответы на вопросы к сказке, Не задано
Не задано
15
М. Пляцковскому.
Сказка «Ромашки в
январе»
прочитанной учителем.
Чтение по слогам.
Составление рассказа по
картинке
73.
Русская народная
сказка «Мороз и
Заяц»
1
Восприятие сказки на слух, Не задано
определение героев.
Ответы на вопросы.
Чтение по слогам.
Пересказ сказки по вопросам
учителя
74.
Литовская народная
песенка «Вьюга»
1
Восприятие песни на слух.
Выразительное чтение по
ролям.
Соотнесение картинки с
текстом
75.
По Г. Скребицкому.
Рассказ «На лесной
полянке».
Обобщение по
разделу
«Ой ты, зимушказима!»
1
Определение главной мысли Не задано
сказки, прочитанной
учителем.
Чтение по слогам.
Составление рассказа по
картинке о жизни животных
зимой.
Выполнение теста по
разделу «Ой ты, зимушказима!»
76.
По А. Митту.
Рассказ «Коля
заболел»
1
Определение основной
Не задано
мысли рассказа,
прочитанного учителем.
Определение героев, оценка
их поступков.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение картинки с
текстом
77.
Д. Летнева.
Стихотворение
«Подружки
рассорились»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы.
Чтение по слогам.
Соотнесение картинки с
текстом
78.
По В. Голявкину.
Рассказ
«Вязальщик»
1
Ответы на вопросы рассказа, Не задано
прочитанного учителем.
Определение главных
героев, оценка их поступков.
Подбор к картинкам
предложения из текста.
Чтение по слогам
Не задано
16
79.
Г. Ладонщиков.
Стихотворение
«Самокат»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы.
Чтение по слогам.
Подбор предложений к
картинке.
Заучивание наизусть части
стихотворения
80.
По Э. Киселевой.
Рассказ «Скамейка,
прыгуны-гвоздики
и Алик»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем.
Определение главных
героев, оценка их поступков.
Пересказ с опорой на
вопросы учителя и картинки
81.
По Е. Пермяку.
Рассказ
«Торопливый
ножик»
1
Восприятие рассказа на
слух, ответы на вопросы.
Чтение по слогам.
Соотнесение картинки с
текстом
82.
По
В. Сухомлинскому.
Рассказ «Вьюга»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем. Чтение по слогам,
ответы на вопросы.
Подбор к картинке
предложения из текста
83.
По И. Бутмину.
Рассказ «Трус»
1
Восприятие рассказа на
слух, называние главных
героев.
Подбор предложений из
текста к картинкам.
Формирование навыка
выразительного чтения
84.
По В. Голявкину.
Рассказ «Как я под
партой сидел»
1
Ответы на вопросы к
Не задано
рассказу, прочитанному
учителем.
Определение героев, оценка
их поступков.
Пересказ с опорой на
картинки и вопросы учителя
85.
Б. Заходер.
Стихотворение
«Петя мечтает»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение текста с
картинками
Не задано
Не задано
17
86.
По В. Витка.
Рассказ «Мёд в
кармане»
1
Восприятие рассказа на
слух, называние главных
героев.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Чтение по слогам
Не задано
87.
По В. Донниковой.
Рассказ «Канавка»
1
Определение рассказа,
прочитанного учителем,
называние главных героев.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Чтение по слогам
Не задано
88.
Узбекская сказка
«Назло Солнцу»
1
Восприятие сказки на слух, Не задано
ответы на вопросы.
Определение героев, оценка
их поступков.
Пересказ с опорой на
картинки и вопросы учителя
89.
А. Барто.
Стихотворение
«Мостки»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Составление рассказа о
добрых делах.
Формирование навыка
выразительного чтения
90.
По М. Дружининой.
Рассказ «Песенка
обо всем»
1
Восприятие рассказа на
слух, называние главных
героев.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Чтение по слогам
91.
Л. Квитко.
Стихотворение
«Лемеле
хозяйничает»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Подбор слов.
Формирование навыка
выразительного чтения
Не задано
18
92.
По И. Туричину.
Рассказ «Неряха».
Обобщение по
разделу «Что такое
хорошо и что такое
плохо»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем, называние
главных героев.
Ответы на вопросы.
Выполнение теста по
разделу «Что такое хорошо и
что такое плохо».
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по картинкам
93.
Я. Аким.
Стихотворение
«Март»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Заучивание наизусть
94.
По Ю. Ковалю.
Рассказ
«Невидимка»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем, называние
главных героев.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Чтение по слогам
95.
В. Берестов.
Стихотворение
«Праздник мам»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
96.
По В. Драгунскому.
Рассказ «Подарок к
празднику»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем, называние
главных героев.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по картинкам.
Составление рассказа о
празднике
19
97.
Бурятская сказка
«Снег и заяц»
1
Восприятие сказки на слух, Не задано
ответы на вопросы.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение текста с
картинкой.
Пересказ по вопросам
учителя
98.
Г. Ладонщиков.
Стихотворение
«Помощники
весны»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
99.
По М. Пришвину.
Рассказ
«Лягушонок»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем, называние
главных героев.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по картинкам
100.
Г. Ладонщиков.
Стихотворение
«Весна»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
101.
По Е. Чарушину.
Рассказ «Барсук»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем, называние
главных героев.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по картинкам
102.
С. Маршак.
Стихотворение
«Весенняя песенка»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
103.
По И. СоколовуМикитову.
Рассказ «На краю
леса»
1
Восприятие рассказа на
слух, называние главных
героев.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Чтение по слогам
Не задано
20
104.
По В. Голявкину.
Рассказ
«Подходящая
вещь»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем, называние
главных героев, оценка их
поступков.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
105.
М. Пляцковский.
Стихотворение
«Деньки стоят
погожие…»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
106.
По С. Козлову.
Сказка «Ручей и
камень»
1
Восприятие рассказа на
Не задано
слух, называние главных
героев.
Ответы на вопросы.
Составление предложений к
картинкам.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
107.
Русская народная
сказка «Как птицы
лису проучили»
1
Определение главной мысли Не задано
сказки, прочитанной
учителем, ответы на
вопросы.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение текста с
картинкой.
Пересказ по вопросам
учителя
108.
По Т. Шарыгиной.
Сказка «Вкусный
урок»
1
Восприятие сказки на слух, Не задано
ответы на вопросы.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Соотнесение текста с
картинкой.
Пересказ по вопросам
учителя
109.
С. Косенко.
Стихотворение
«Почему скворец
веселый?»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
110.
Э. Шим.
Рассказ «Храбрый
1
Определение основной
мысли сказки,
Не задано
21
птенец»
прослушанной учителем,
называние главных героев.
Ответы на вопросы.
Чтение по ролям.
Подбор предложений к
картинкам.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
111.
По М. Быкову.
Рассказ «Кому
пригодилась старая
Митина шапка».
Обобщение по
разделу
«Весна идёт!»
1
Восприятие рассказа на
слух, называние главных
героев.
Ответы на вопросы.
Чтение по ролям.
Подбор предложений к
картинкам.
Выполнение теста по
разделу «Весна идёт!».
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
Не задано
112.
По Г. Цыферову.
Сказка «Лосёнок»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем, называние
главных героев.
Ответы на вопросы.
Чтение по ролям.
Подбор предложений к
картинкам.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
113.
О. Дриз.
Стихотворение
«Игра»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
114.
Г. Цыферов.
Сказка «Удивление
первое»
1
Восприятие рассказа на
слух, называние главных
героев.
Ответы на вопросы.
Чтение по ролям.
Подбор предложений к
картинкам.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
115.
По Г. Снегиреву.
Рассказ
«Осьминожек»
1
Определение главной мысли Не задано
рассказа, прочитанного
учителем, называние
главных героев.
Ответы на вопросы.
Подбор предложений к
Не задано
22
картинкам.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
116.
По С. Козлову.
Рассказ «Друзья»
1
Восприятие рассказа на
Не задано
слух, называние главных
героев, оценка их поступков.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам.
Составление рассказа о
животных
117.
По С. Козлову.
Сказка
«Необыкновенная
весна»
1
Определение основной
мысли рассказа,
прочитанного учителем,
называние главных героев,
оценка их поступков.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
118.
Э. Мошковская.
Стихотворение «Не
понимаю»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
119.
По Г. Скребицкому.
Рассказ «Кот
Иваныч»
1
Восприятие рассказа на
Не задано
слух, называние главных
героев, оценка их поступков.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
120.
По М. Пришвину.
Рассказ «Золотой
луг»
1
Определение основной
мысли рассказа,
прочитанного учителем,
называние главных героев,
оценка их поступков.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
Не задано
121.
По В. Бианки.
1
Восприятие рассказа на
Не задано
Не задано
23
Рассказ «Неродной
сын»
слух, называние главных
героев, оценка их поступков.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
122.
Ю. Кушак.
Стихотворение
«Подарок»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
123.
Я. Тайц.
Рассказ «Всё здесь»
1
Определение основной
Не задано
мысли текста, прочитанного
учителем, называние
главных героев, оценка их
поступков.
Ответы на вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
124.
По В. Бианки.
Рассказ «Небесный
слон».
Обобщение по
разделу
«Чудесное рядом»
1
Восприятие рассказа на
слух, называние главных
героев.
Ответы на вопросы.
Выразительное чтение по
ролям.
Выполнение теста по
разделу «Чудесное рядом».
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
125.
Стихотворение
«Лето красное»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения.
Заучивание наизусть
126.
По И. СоколовуМикитову.
Рассказ «Светляки»
1
Восприятие рассказа на
слух, ответы на вопросы.
Чтение по слогам.
Соотнесение картинки с
текстом.
Формирование навыка
выразительного чтения
127.
По И. СоколовуМикитову.
1
Чтение по слогам и целыми Не задано
словами.
Не задано
Не задано
24
Рассказ «Светляки»
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
128.
По Г. Цыферову.
Сказка «Петушок и
солнышко»
1
Определение основной
Не задано
мысли текста, прочитанного
учителем, ответы на
вопросы.
Соотнесение картинки с
текстом.
Формирование навыка
выборочного чтения
129.
По Г. Цыферову.
Сказка «Петушок и
солнышко»
1
Чтение по слогам и целыми Не задано
словами.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
130.
И. Гамазкова.
Стихотворение
«Прошлым летом»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
131.
С. Махотин.
Стихотворение
«Поход»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения по
образцу,
продемонстрированному
учителем. Заучивание
наизусть
132.
По Е. Пермяку.
Рассказ «Раки»
1
Восприятие рассказа на
слух, ответы на вопросы.
Чтение по слогам.
Соотнесение картинки с
текстом.
Умение давать
элементарную оценку
поступкам героев
133.
По Е. Пермяку.
Рассказ «Раки»
1
Чтение по слогам и целыми Не задано
словами.
Подбор к иллюстрации
отрывков из текста.
Пересказ по вопросам
учителя и картинкам
134.
В. Викторов.
Стихотворение «В
гости к лету»
1
Восприятие стихотворения Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Формирование навыка
выразительного чтения
Не задано
25
135.
И. Мазнин.
Стихотворение
«Отчего так много
света?»
1
Восприятие стихотворение Не задано
на слух, ответы на вопросы
учителя.
Объяснение образных
выражений «золотое
солнце», «зелёные оконца».
Формирование навыка
выразительного чтения
136.
Обобщающий урок
по разделу «Лето
красное»
1
Обобщение знаний по
Не задано
разделу.
Соотнесение картинки и
произведения.
Составление рассказа о лете.
Выполнение теста по
разделу «Лето красное».
Формирование навыка
оценки прочитанных
произведений
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебные пособия.
1. С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т.м. Головкина, М.И. Шишкова. Чтение. 2
класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.
общеобразоват. программы. В 2-х частях. Ч1., Ч2., 2020г. Издательство М, :
«Просвещение»
Методические пособия
1. Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
2. Аксенова
А.К,.Комарова
С.В.,
Шишкова
М.И
Учебник
для
общеобразовательных организаций реализующих АООП. Просвещение, 2019
3. Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 2010.-448 с.
4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2009.- 448 с.
5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 2011.- 397
с.
6. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению
грамоте: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2016. – 146 с.
7. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по
развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон»,
2016. – 100 с.
8. Лещинская Т.Л. Букварик. – М.: ВЛАДОС, 2017-95 с.
9. .Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для
учителя начальных классов.- М.: ВАКО, 2016.-128 с.
10.
Павлова Н.Н. Читаем после азбуки. – М.: ООО «ЭКСМО», 2017.123 с.
Оборудование и приборы
1. Карточки PECS система альтернативной коммуникации.
2. Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.
3. Кубики Коса
26
4. Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления и мягкой
ступенькой к бассейну
5. Фиброоптическая тактильная панель
6. Акустическая тактильная панель
7. Тактильно-развивающая панель с домино
8. Тактильно-развивающая панель с замочками
9. Тактильно-развивающая панель с различными текстурами
10. Стол-мозаика
11. Световой стол для рисования песком
12. Тактильная дорожка 7-ми модульная
13. Фиброоптический туннель
Технические средства
1. Интерактивный комплект (доска, проектор)
2. EduPlay. Система с подсвечиваемой клавиатурой.
3. Музыкальный центр с набором компакт-дисков
4. Световой проектор со встроенным ротатором
5. Колесо спецэффектов («жидкое» с неповторяющимся рисунком)
6. Колесо спецэффектов («твердое»)
Дидактический материал
1. Алфавит
2. Слоговые таблицы
3. Художественная литература для внеклассного чтения.
4. Разрезные картинки по временам года
5. Дидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень,
растения, животные).
6. Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный
мир, дом, школа, улица)
7. Настольные игры
8. Пособия по развитию речи «Театр».
Интернет – ресурсы
1. https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в
интерактивной форме
2. https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ
3. Canva (Канва), Powtoon. (Паутин о платформы визуальной коммуникации
4. Детский портал «Чудо-Юдо»
5. IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для
детей от 2 до 11 лет.
6. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок,
созданных большим сообществом.
27