РП СБО 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР
Селянкина Е.Л.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

________________________ Каканова Л.С.
Приказ № 52-ос от «30» 08
Обухова О.Ф.
2024 г.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка»
для обучающихся 8 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель предмета «Социальнобытовая ориентировка»

с.Армизонское 2024 год
1

1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана в соответствии ООП МАОУ Армизонская СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
В.В.Воронковой. М.(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год.
3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).
4. Учебный план МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025год.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН на 2024-2025
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Обслуживающий труд. 8 кл.»: учебник
/ О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник).
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Освоения обучающимися курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе согласно Концепции «Специального федерального
государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента:
«академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно:
1.
Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации,
овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
2.
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей.
3.
Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков,
соответствующих возрасту и полу ребенка.
4.
Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для
реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.
Цель программы: совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи обучения социально – бытовой ориентировки состоят в следующем:
-формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации, повышению уровня общего развития;
-коррекция речемыслительной деятельности путем вовлечения в сюжетно-ролевые игры, познавательные экскурсии;
-воспитание положительных качеств личности.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
2

Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение
уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в
окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся обучающихся по АРП для детей с легкой степенью умственной
отсталости, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также
перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом,
соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта
учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях
применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих
формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его
интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться
составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В
планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться
нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими
предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д.

3

2.

Общая характеристика учебного предмета.

Специфика обучения заключается в том, что обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно
поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Для социализации данной
категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. В связи с
этим, программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся,
уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений (в течение всего
времени изучения предмета с 5 по 10 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище»,
«Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в
современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
Описание места в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам
письменных, устных повседневных работ, практических работ, текущих и итоговых контрольных работ.
3.

4

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к
природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного
образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого
существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами
учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется
ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство
ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку,
культуре, её жизни и её народу.
5. Личностными результатами изучения курса являются:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и
использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
4. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и
использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
5. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
6. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
7. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных
личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных
универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора
оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать,
преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
5

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой
сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия,
мироощущения, социального опыта и что особенно актуально,
- в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное
значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и
технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
 коррекционно – обучающую;
 коррекционно – развивающую;
 коррекционно – воспитательную;
 воспитание положительных качеств личности;
 развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода
работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний,
овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам
программы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе обучающиеся должны знать:

Типы кожи и правила ухода за кожей лица,

Виды косметических средств и правила пользования ими,

Правила стирки и сушки изделий из шерстяных тканей,

Правила пользования прачечной,

Способы обработки продуктов и последовательность приготовления блюд из теста,

Правила техники безопасности при приготовлении пищи,

Правила ухода за грудным ребенком,

Правила поведения при знакомстве, в общественных местах, дома,

Требования к внешнему виду молодых людей,

Правила пользования телефоном, телефонным справочником, номера телефонов срочного вызова,

Гигиенические требования к жилому помещению,

Ассортимент отделов специализированных магазинов,

Правила оказания первой помощи при несчастных случаях,
6

Функции отдела по учету и распределению жилплощади, отдела соцобеспечения, отдела народного образования, комиссии по
делам несовершеннолетних,

Порядок оплаты коммунальных услуг.
В результате изучения курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе обучающиеся должны уметь:

Выбирать косметические средства и пользоваться ими,

Стирать, гладить, сушить одежду из шерстяных и синтетических тканей,

Готовить изделия из теста, сервировать стол, составлять меню,

Купать, пеленать, одевать куклу,

Культурно вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома,

Пользоваться расписанием, покупать билет, обращаться за справкой,

Получать по телефону справки, культурно разговаривать,

Выбирать товар в магазине, подсчитывать стоимость покупок,

Оказывать первую помощь при ожогах, обморожении,

Подсчитывать бюджет семьи, планировать расходы, заполнять квитанции.


6. Содержание учебного предмета.
Личная гигиена
Значение косметики для юноши и девушки. Правила и приемы ухода за кожей лица. Значение здоровья для жизни и деятельности
человека.
Культура поведения
Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодого человека.
Семья
Грудной ребенок в семье. Уход, питание, содержание.
Одежда и обувь
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков.
Прачечная.
Питание
Виды теста. Приготовление изделий из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись и чтение рецептов. Составление меню на завтрак,
обед и ужин
Жилище
Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства.
Транспорт
Междугородний автотранспорт, автовокзал, основные маршруты, порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Значение
водного транспорта.
Торговля
7

Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров, порядок приобретения
товара, оплата.
Средства связи
Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов экстренных служб.
Медицинская помощь
Первая помощь при несчастном случае, первая помощь утопающему, меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Учреждения и организации
Департамент, муниципалитет, полиция. Их назначение.
Экономика домашнего хозяйства
Бюджет семьи. Основные статьи расходов. Планирование расходов. Сбережения. Кредит.
Заключительный урок
Темы
«Личная гигиена»
«Одежда»
«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»

«Торговля»
«Средства связи»

Краткое содержание тем
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья
тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Гигиена одежды, нательного и постельного
белья.
Значение продления срока службы одежды. Использование бытовой техники при стирке белья из х/б
ткани,. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. «Химчистка», виды услуг и
правила пользования.
Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Третьи блюда.Использование
электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Сервировка стола
к обеду.
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка
дома, в школе.
Правила поведения в гостях. Подготовка к походу в гости, подарки.
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная
обработка помещения в случае необходимости. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.
Животные в доме.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная
стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. Порядок сдачи багажа и
получения его.
Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.
Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды
8

«Медицинская помощь»

упаковки, правила отправления и стоимость. Заполнение бланков.
Домашняя аптечка, термометр. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах,
микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
и Промышленные и сельскохозяйственные объекты нашей местности.

«Учреждения,
организации
предприятия»
«Экономика домашнего хозяйства»
Дополнения

Деньги. Их назначение и значение в нашей жизни. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная
плата членов семьи, пенсия. Мелкие расходы.
тема «Медицинская помощь» - урок - экскурсия (заочная) – Растения, произрастающие на
территории Армизонского района (1); тема «Экономика домашнего хозяйства» - Экскурсия в
отделение почты с. Армизонское (1); пр.р. – Сервировка стола к обеду.

7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
1.

Название раздела
«Личная гигиена»
«Одежда и обувь»
«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»
«Торговля»
«Средства связи»
«Медицинская помощь»
«Учреждения, организации и предприятия»
« Экономика домашнего хозяйства»

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
ИТОГО:

Кол-во часов
7
8
6
4
6
8
4
5
4
5
3
8
68

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Технология. Обслуживающий труд. 8 кл.: учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник).
9

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по социально-бытовой ориентировке 8 класс
№ П/П

Тема урока

Личная гигиена 7 часов
1
Введение
2
Личная гигиена подростка.
3
Индивидуальные предметы гигиены.
4
Правила сохранения чистоты и здоровья тела
5
Гигиена одежды, нетельного и постельного белья
6
Гигиена одежды, нетельного и постельного белья
7
Контрольные задания
Одежда. 8 часов
8
Ремонт разорванных мест одежды, штопка
9
Ремонт разорванных мест одежды, штопка
10
Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью
стиральной машины.
11
Стирка цветного белья вручную и с помощью стиральной машины.
12
Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
13
Утюжка цветного белья
14
«Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
15
Контрольные задания
Питание 6 часа
16
Интегрированный урок (Технология). Приготовление пищи:
обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных
продуктов.
17
Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных
продуктов. Третьи блюда.
18
Использование электробытовых приборов для экономии времени
при приготовлении пищи.
19
Использование электробытовых приборов для экономии времени
при приготовлении пищи.
10

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

Дата
планируемая

Дата
фактическая

20
Сервировка стола к обеду.
21
Контрольные задания
Семья 4 часа
22
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
23
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
24
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
25
Контрольные задания
Культура поведения 6 часов
26
Поведение в гостях.
27
Поведение в гостях.
28
Подарки
29
Подарки
30
Подарки
31
Подарки
32
Контрольные задания
Жилище. 8 часов
33
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка
квартиры к зиме, лету.
34
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка
квартиры к зиме, лету.
35
Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
36
Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
37
Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка,
полировка, лак и др.).
38
Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка,
полировка, лак и др.).
39
Животные в доме (кошка, собака, попугай).
40
Контрольные задания
Транспорт. 3 часа
41
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его
службы. Расписание поездов.
42
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость поезда до
разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры
хранения багажа.
43
Контрольные задания
11

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Торговля. 4 часа
44
Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их
отделы. Назначение магазинов
45
Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
46
Экскурсия в промтоварный магазин
47
Контрольные задания
Средства связи.4 часа
48
Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их
отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
49
Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их
отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
50
Заполнение бланков
51
Экскурсия на почту
52
Контрольные задания
Медицинская помощь. 5 часов
53
Домашняя аптечка. Термометр.
54
Лекарственные растения.
55
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах,
вывихах, переломах.
56
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах,
вывихах, переломах.
57
Контрольные задания
Учреждения, организации, предприятия. 3 часа
58
Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты
данной местности.
59
Экскурсии на промышленные предприятия или
сельскохозяйственные объекты.
60
Контрольные задания
Экономика домашнего хозяйства. 10 часов
61
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в
нашей жизни.
62
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в
нашей жизни.
63
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи,
пенсия.
64
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи,
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65
66
67
68

пенсия.
Контрольные задания
Итоговая контрольная работа
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи,
пенсия.
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи,
пенсия. Мелкие расходы.

13

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».