РП История 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ
от «26» 08 2024 г.
«30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 448252)
учебного предмета «История»
для обучающихся 8 коррекционного класса

Рабочую программу составил(а):
Тропынин А.С.,
учитель истории

с.Армизонское 2024 год

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016.
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. № 1599.
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией
В.В.Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2010 г., сборник 1. 4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ Армизонская СОШ.
Цель данного курса - формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и
использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными
возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются: освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли
России как активного участника и творца всемирной истории;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути
своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения
их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно
отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы
с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и
приемов педагогического воздействия.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Настоящий курс «История Отечества» предназначен для учащихся, изучающих историю в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп
детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные
формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование
личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в
общество.

Данный курс на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности наших
учащихся. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при
отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться
на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого
события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать
лучшему запоминанию их последовательности.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать
интегративный подход к отечественной истории с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена
программа на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип
научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классе. На курс отведено 68 часа, по 2 часа в неделю в 8 классе.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных
качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Курс «Истории Отечества» сосредотачивается на
крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Изучаемый материал дает возможность увидеть
процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой,
победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен
выдающихся исторических деятелей. История родного края «Чукотка с начала XVI по начало XIX веков».

5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Обучающиеся с умственной отсталостью овладевают полезными для них знаниями, умениями и навыками, достигают максимально
доступного им уровня жизненной компетенции, осваивают необходимые формы социального поведения, оказываются способными
реализовать их. Впоследствии они смогут самостоятельно выбрать из приобретенных ими знаний, умений, навыков те, которые
им необходимы для личного, профессионального и социального развития.
Личностные результаты освоения должны отражать:
1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13. формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты должны отражать:
1. знание и понимание некоторых исторических терминов;
2. элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей);
3. элементарные представления об истории развития человеческого общества.
4. первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России;
5. умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее для решения различных задач.
6. понимание значения обществоведческих и правовых знаний в жизни человека и общества;
7. формирование обществоведческих представлений и понятий, отражающих особенности изучаемого материала;
8. умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;
9. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных
материалов.

Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие (по выбору);
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, учёных.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться «лентой времени»;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
6. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Единая Россия (конец XV века - XVII век.)
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель:
Псков, Смоленск, Рязань. Значение создания единого Российского государства. Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на
царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству.
Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к
Балтийскому морю. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого
войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем
иностранцев. Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Борис Годунов и тайна
гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную
Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй
Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви.
Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке Борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий
бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Петр I — первый российский император.
Личность Петра I Великого. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры. Первая женщинаимператрица — Екатерина I (вдова Петра I). Дворцовые перевороты. Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого
Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины И. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма.
Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области
культуры и просвещения. Установление губернского управления в стране. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян
в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства.
Раздел 3. История нашей страны в период XIX века.

Павел I. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию.
Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь
Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин,
Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона. Правление Александра I. Полный свод законов
Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с
декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.5
Правление Александра II. Отмена крепостного права. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство
фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые
деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте. XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский
поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Величайший русский
певец Ф. Ю. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п

1.

Кол –
во
часов
Единая
Россия 24
(конец XV – начало
XVII века)

2.

Великие
преобразования
России в XVIII века

3.

Раздел/Тема урока

18

История
нашей 26
страны в период XIX
века

Основные виды учебной деятельности учащихся.
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Контрольная работа
Демонстрация
Практическая работа
Лекция
Контрольная работа

Итого:

68
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

И.М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова. История Отечества 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013 г.
Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная
деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010 г.
Пузанов Б. П., Бородина О.И., Сековец Л. С. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида: Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: Владос, 2003 г.
Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос,
2003 г.
Электронные пособия и ресурсы:
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
•
•
•
•

Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.

Приложение к рабочей программе история отечества
Календарно - тематический план История Отечества - 8 класс
№ П/П

Тема урока

1. Единая Россия (конец XV – начало XVII века) 24
1
Иван III Великий – глава единого государства Российского.
2
Расширение государства российского при Василии III.
3,4
Русская православная церковь в российском государстве.
5,6
Первый Русский царь Иван IV Грозный.
7
Опричнина Ивана Грозного.
8
Присоединение к Российскому государству Поволжья.
9
Покорение Сибири.
10
Быт простых и знатных людей.
11
Москва – столица Российского государства.
12
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три
моря».
13
Великий иконописец Андрей Рублев.
14
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
15
Смутное время.
16
Семибоярщина.
17
Освобождение страны от иноземных захватчиков.
18
Начало правления династии Романовых.
19
Крепостные крестьяне.
20
Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
21
Раскол в русской православной церкви.
22,23
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
24
Повторительно - обобщающий урок «Начало
правления
династии
2. Великие преобразования России в XVIII века 18
25
Начало правления Петра I.

Количество часов
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1

Дата
планируемая

Дата
фактическая

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга.
Полтавская битва.
Победа русского флота.
Окончание Северной войны.
Петр I – первый российский император.
Преобразования Петра I.
Эпоха дворцовых переворотов.
Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова.
Основание в Москве первого Российского университета и
Академии художеств.
35
Правление Екатерины II.
36
«Золотой век» дворянства. Положение крепостных крестьян.
37
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
38
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века.
39
Знаменитый полководец Александр Суворов.
40
Русские изобретатели и умельцы.
41
Развитие литературы и искусства в XVIII веке.
42
Быт русских людей в XVIII веке.
3. История нашей страны в период XIX века 26
43
Россия в начале XIX века.
44,45
Начало отечественной войны 1812 года.
46
Бородинская битва.
47
Оставление Москвы.
48
Народная война против армии Наполеона.
49
Отступление и гибель французской армии.
50,51
Правление Александра I.
52
Создание тайных обществ в России.
53
Восстание декабристов.
54
Император Николай I.
55
Золотой век» русской культуры. «Великий русский поэт.
56
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX
века.
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

57
58
59
60
61
62
63,64
65
66
67
68

Крымская война годов.
Отмена крепостного права.
Реформы Александра II.
Правление Александра III.
Развитие российской промышленности.
Появление революционных кружков в России.
Наука и культура во второй половине XIX века.
Итоговый тест
Жизнь и быт русских купцов.
Быт простых россиян в XIX веке.
Повторительно - обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».