РП История 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Каканова Л.С.
Селянкина Е.Л. ________________________
Приказ
Протокол №1
Обухова О.Ф.
от «30» 08 2024 г.
от «26» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 448252)
учебного предмета «История»
для обучающихся 7 коррекционного класса

Рабочую программу составил(а):
Тропынин А.С.,
учитель истории

с.Армизонское 2024 год

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016.
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой.
М.: ВЛАДОС, 2010 г..
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
Цель данного курса - формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать
его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями
здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца
всемирной истории;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути
своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно
отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы
с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов
педагогического воздействия.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Настоящий курс «История Отечества» предназначен для учащихся, изучающих историю в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп
детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы
патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование
личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в
общество.
Данный курс на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности наших учащихся.
Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии

государственной системы ценностей в воспитательном процессе. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему
запоминанию их последовательности.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать
интегративный подход к отечественной истории с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена
программа на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип
научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса. На курс отведено 68 часов, по 2 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древнейших времен до конца XV века. Учащиеся знакомятся с
основными занятиями и верованиями восточных славян, узнают о том, как образовалось государство Киевская Русь, о жизни и быте людей в
Киевской Руси, о причинах распада могущественного государства и борьбе с иноземными завоевателями - татаро-монголами, рыцарямикрестоносцами. Об объединении русских земель и укреплении Московского государства. В течение учебного года ученики узнают о
выдающихся личностях князьях Игоре и Святославе, княгине Ольге. Ярославе Мудром, Владимире Мономахе, Александре Невском, Дмитрии
Донском и других.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Обучающиеся с умственной отсталостью овладевают полезными для них знаниями, умениями и навыками, достигают максимально
доступного им уровня жизненной компетенции, осваивают необходимые формы социального поведения, оказываются способными
реализовать их. Впоследствии они смогут самостоятельно выбрать из

приобретенных ими знаний, умений, навыков те, которые им необходимы для личного, профессионального и социального развития.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13. формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты должны отражать:
1. знание и понимание некоторых исторических терминов;
2. элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей);
3. элементарные представления об истории развития человеческого общества.
4. первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России;
5. умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее для решения различных задач.
6. понимание значения обществоведческих и правовых знаний в жизни человека и общества;
7. формирование обществоведческих представлений и понятий, отражающих особенности изучаемого материала;
8. умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;
9. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных
материалов.
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения
об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий,

закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает
незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при
ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда
последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на
поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении
всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и
один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые
ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику, конспектам
тетради; оптимальное качество 40-60 %.
Учащиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
- кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком.
6. Содержание учебного предмета

Раздел I. Введение - 2 часа.
История – наука о прошлом. Исторические источники. Наша Родина – Россия. Лента времени. Урок контроля знаний.
Раздел II. Древняя Русь (9ч).
Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III— II тыс. до н. э. в северной части Европы, от
Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский,

словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами
территории Центральной, Южной и Восточной Европы. Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян,
их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов,
сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию. Особенности
географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними
племенами: финно- угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен. Соседская территориальная
община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора —
дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к
возникновению государства у восточных славян. Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия
восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др. Быт восточных славян: жилище славян,
традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. Речные пути как условие развития
внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки». Возникновение городов —
центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие
торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский. Истоки
славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) —
бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков.
Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая,
праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
Раздел III. Древнерусское государство Киевская Русь. (11 часов).
Происхождение слова Русь (научные представления). Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей —
Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья,
местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного
устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую,
культурную жизнь ее членов. Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля —
главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани
со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты». Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). Развитие
древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в
Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим
черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей.
Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.
Раздел IV.Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. (15 часов).
Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской

Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии
приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное
Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью
христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление
международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии
стран Западной Европы и Руси. История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности
границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства,
просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права. Русь после смерти Ярослава Мудрого.
Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц
и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению единства русских земель.
Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси.
Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира
Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на югозападе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке). Новгород — крупный культурный и торговый центр.
Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь
Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура,
культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности.
Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные
книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи
Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами). Слава
российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др. Иллюстративное знакомство с памятниками культуры,
дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь
Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона
Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы. Главный итог развития Киевской Руси: рождение
древнерусской народности с единым языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры.
Раздел V. Русь в борьбе с завоевателями. (18 часов).
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех
монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье.
Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско- половецкого войска кочевниками. Покорение монголами
Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска.
Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси,

Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских
земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на
пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель,
использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства,
пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины.
Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов.
Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная
задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее
значение для победы над Ордой.
Раздел VI. Единое Московское государство. (13 часов).
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского
Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская
дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских
земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа. Территория России
в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды.
Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины.
Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и
культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных
родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана
Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика
Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири.
Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море. Причины
кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной
системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах
Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви.
Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления
Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга
Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и
Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из
рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди.
Укрепление церкви, монастырей. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). Завершение формирования русской народности и
единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на

культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных
училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища. Распространение рукописных
книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг:
«Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное
строительство каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм Василия
Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства
в жизни высшего общества.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п
Тема раздела
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
1. Введение
2
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
2. Древняя Русь
9
Лекция
Практическая работа
Демонстрация
Контрольная работа
3. Древнерусское государство Киевская Русь.
11
Индивидуальный практикум
Контрольная работа
4. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского
15
Демонстрация
государства.
Практическая работа
Лекция
Контрольная работа
5. Русь в борьбе с завоевателями.
18
Демонстрация
Практическая работа
Контрольная работа
6. Единое Московское государство.
13
Беседа
Лекция

Итого:

Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
68
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

История Отечества 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/.И.М Бгажнокова., Л.В
Смирнова. – М.: Просвещение,2018.
2. Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
3. Оборудование класса:
•
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
•
Стол учительский
•
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
•
Настенная доска.

Приложение к рабочей программе история отечества
Календарно - тематический план 7 класс.
№ П/П

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Тема урока

Количество часов

Ведение 2
Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой
по истории?
Счет лет в истории. Лента времени.
Глава 1. Древняя Русь. 9 часов.

1
1

Происхождение славян.
1
В каких местах селились славяне.
1
Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии.
1
Облик славян и черты их характера.
1
Торговый путь «из Варяг в Греки».
1
Земледелие – основное занятие славян.
1
Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине.
1
Жилища, одежда, восточных славян. Языческие традиции
1
восточных славян.
Контрольная работа по теме «Древняя Русь».
1
Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь. 11часов.
Как возникло Древнерусское государство
1
О чем рассказывает древняя летопись?
1
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.
1
Князь Олег. Правление Олега в Киевской Руси.
1
Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря на Византию.
1
Предание о гибели князя Игоря.
1
Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
1
Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в
1
Византию.
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с
1
хазарами.

Дата
планируемая

Дата
фактическая

Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.
1
Контрольная работа по теме. «Древнерусское государство
1
Киевская Русь».
Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. 15 часа.
23.
Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь.
1
24.
Князь Владимир Красное Солнышко.
1
25.
Крещение Руси.
1
26.
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.
1
27.
Расцвет русского государства при Ярославе Мудром. Князь
1
– воин, строитель, книжник.
28.
Русская Правда Ярослава Мудрого.
1
29.
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
1
30.
Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в
1
истории Киевской Руси.
31.
Распад Руси на отдельные княжества в XII в.
1
32.
Новгородская республика. Господин Великий Новгород.
1
33.
Занятия и торговые пути новгородцев.
1
34.
Ростово-суздальское княжество в XII веке.
1
35.
История возникновения Москвы.
1
36.
Культура Руси в X-XIII веках.
1
37.
1
Контрольная работа по теме «Крещение Киевской Руси.
Расцвет Русского государства».
Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями. 18 часов.
38.
Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.
1
39.
Битва на реке Калке.
1
40.
Нашествие монголов на Русь.
1
41.
Летописи о битвах на реке Сить и героической
1
обороне Козельска. Походы Батыя на
южнорусские земли.
42.
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).
1
43.
Ледовое побоище.
1
44.
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
1
21.
22.

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Русские княжества в XII-XIV веках. Борьба Москвы с Тверью.
1
Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты.
1
Изменения в золотой Орде.
1
Наследники Дмитрия Донского. Василий II Тёмный.
1
Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода.
1
Освобождение Руси от Золотой Орды.
1
Управление государством Иваном III.
1
Обобщающий урок по главе.
1
Глава 5. Единое Московское государство. 13 часов.
Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.
1
Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы
1
Избранной рады.
Войны Ивана Грозного. Война с западными странами.
1
Опричнина.
1
Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири.
1
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец.
1
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
1
Мини и Пожарский: За веру и отечество.
1
Смутное время.
1
Русская православная церковь в Смутное время.
1
Тема4. Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676). 5 часов.
Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович
1
Романов (1645-1676).
Раскол в Русской православной церкви.
1
Укрепление южных границ России. О казаках.
1
Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI – XVII веках.
1
Обобщающий урок по главе.
1
Итоговый урок по курсу «История Отечества» 7 класс.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».