РП ОСЖ 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР
Селянкина Е.Л.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

________________________ Каканова Л.С.
Приказ № 52-ос от «30» 08
Обухова О.Ф.
2024 г.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся 7 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель предмета «Основы
социальной Жизни»

с.Армизонское 2024год

1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по Основам социальной жизни разработана в соответствии ООП МАОУ Армизонская СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
В.В.Воронковой. М.(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год.
3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).
4. Учебный план МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 год.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН на 2024-2025
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.»: учебник
/ О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник).
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Освоения обучающимися курса «Основа социальной жизни» в 7 классе согласно Концепции «Специального федерального
государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента:
«академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно:
1.
Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации,
овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
2.
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей.
3.
Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков,
соответствующих возрасту и полу ребенка.
4.
Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для
реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.
Цель программы: совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи обучения Основы социальной жизни состоят в следующем:
-формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации, повышению уровня общего развития;
-коррекция речемыслительной деятельности путем вовлечения в сюжетно-ролевые игры, познавательные экскурсии;
-воспитание положительных качеств личности.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
2

- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Курс «Основа социальной жизни» (ОСЖ) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение
уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в
окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Программа ОСЖ составлена с учетом возможностей учащихся обучающихся по АРП для детей с легкой степенью умственной
отсталости, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также
перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом,
соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта
учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях
применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих
формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его
интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться
составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В
планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться
нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими
предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д.

3

2.

Общая характеристика учебного предмета.

Специфика обучения заключается в том, что обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно
поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Для социализации данной
категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. В связи с
этим, программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся,
уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений (в течение всего
времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище»,
«Медицинская помощь», «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.
Цель курса Основы социальной жизни: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных
экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных,
устных повседневных работ, практических работ, текущих и итоговых контрольных работ.

4

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к
природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного
образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого
существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами
учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется
ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство
ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку,
культуре, её жизни и её народу.
5. Личностные результаты освоения должны отражать:
Овладение элементарными приемами ручного труда, обще трудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и
взаимопомощи.
Предметные результаты должны отражать:
Реализация в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда,
включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение
ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и
потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.
Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их
возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в
окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь
отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения
5

Метапредметными результатами изучения курса являются:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных
личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных
универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора
оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать,
преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой
сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия,
мироощущения, социального опыта и что особенно актуально,
- в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное
значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и
технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
 коррекционно – обучающую;
 коррекционно – развивающую;
 коррекционно – воспитательную;
 воспитание положительных качеств личности;
 развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода
работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний,
овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам
программы.

6

Основные требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Обучающиеся должны знать:
Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и
электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.
Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и
способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных
тканей.
Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы
ухода за полом в зависимости от покрытия.
Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте
возврата билетов.
Назначение и различие универмага и универсама.
Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок
заказа переговоров.
Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню
завтрака, обеда и ужина на день.
Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью
стиральной машины.
Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
Оказать первую помощь при вывихе, переломе, ране, ушибе, укусах насекомых.
Обращаться с вопросами к работникам предприятия.

7

6. Содержание учебного предмета.
«Личная гигиена» 7
«Одежда»
8
«Питание» 6
«Семья»
4
«Культура поведения»
6
«Жилище» 8
«Транспорт» 4
«Торговля» 5
«Средства связи» 4
«Медицинская помощь» 5
«Учреждения, организации и предприятия»
3
«Экономика домашнего хозяйства»
8
Практические работы: Разучивание тихих и подвижных игр. Ремонт разорванных мест одежды штопка, утюжка. Уборка
помещений, чистка мягкой мебели, мытье окон. Изготовление несложных поделок, используемых в качестве подарка, сувениров.
Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд, сервировка стола к обеду. Упражнения в наложении повязок на рану,
поврежденную конечность, заваривание травяного настоя. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка, стирка изделий из
хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины. Заполнение бланков на бандероль, посылку, упаковка бандеролей.
Темы
«Личная гигиена»
«Одежда»
«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
«Жилище»

Краткое содержание тем
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья
тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Гигиена одежды, нательного и постельного
белья.
Значение продления срока службы одежды. Использование бытовой техники при стирке белья из х/б
ткани, Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. «Химчистка», виды услуг и
правила пользования.
Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Третьи блюда.Использование
электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Сервировка стола
к обеду.
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка
дома, в школе.
Правила поведения в гостях. Подготовка к походу в гости, подарки.
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная
обработка помещения в случае необходимости. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.
Животные в доме.
8

«Транспорт»

«Торговля»
«Средства связи»
«Медицинская помощь»
«Учреждения, организации и
предприятия»
«Экономика домашнего хозяйства»
Дополнения

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная
стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. Порядок сдачи багажа и
получения его.
Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.
Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды
упаковки, правила отправления и стоимость. Заполнение бланков.
Домашняя аптечка, термометр. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах,
микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
Промышленные и сельскохозяйственные объекты нашей местности.
Деньги. Их назначение и значение в нашей жизни. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная
плата членов семьи, пенсия. Мелкие расходы.
тема «Медицинская помощь» - урок - экскурсия (заочная) – Растения, произрастающие на
территории Армизонского района (1); тема «Экономика домашнего хозяйства» - Экскурсия в
отделение почты с. Армизонское (1); пр.р. – Сервировка стола к обеду.

7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
п/п
1
2

Крупные темы

Кол-во часов

«Личная гигиена»
«Одежда»

7
8

3
4
5
6
7

«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»

6
4
6
8
4

8
9
10
11

«Торговля»
«Средства связи»
«Медицинская помощь»
«Учреждения,
организации
и
предприятия»
«Экономика домашнего хозяйства»

5
4
5
3

12

8

Основные виды учебной деятельности
Слушание объяснения учителя. Слушание и анализ выступлений своих
товарищей. Самостоятельная работа с текстом. Работа с научнопопулярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким
источникам. Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями
учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений. Изучение устройства приборов.
Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом.
Сбор и классификация коллекционного материала. Постановка опытов
для
демонстрации классу.
Выполнение работ практикума.
Формулировка цели работы с книгой, текстом. Мотивация работы.
Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих
поставленной цели и мотиву деятельности. Прогнозирование в той или
иной степени результатов выполненной работы. Выделение в тексте
9

основных положений, идей. Изучение материала в соответствии с
планом. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.
Оформление результатов работы. Практические работы.
Лабораторные работы.
ИТОГО:

68
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.
Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.: учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник).

10

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по предмету Основы социальной жизни 7 класс
№ П/П

Тема урока

Личная гигиена 7 часов
1
Введение
2
Личная гигиена подростка.
3
Индивидуальные предметы гигиены.
4
Правила сохранения чистоты и здоровья тела
5
Гигиена одежды, нетельного и постельного белья
6
Гигиена одежды, нетельного и постельного белья
7
Контрольные задания
Одежда. 8 часов
8
Ремонт разорванных мест одежды, штопка
9
Ремонт разорванных мест одежды, штопка
10
Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью
стиральной машины.
11
Стирка цветного белья вручную и с помощью стиральной машины.
12
Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
13
Утюжка цветного белья
14
«Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
15
Контрольные задания
Питание 6 часа
16
Интегрированный урок (Технология). Приготовление пищи:
обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных
продуктов.
17
Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных
продуктов. Третьи блюда.
18
Использование электробытовых приборов для экономии времени
при приготовлении пищи.
19
Использование электробытовых приборов для экономии времени
при приготовлении пищи.
20
Сервировка стола к обеду.
21
Контрольные задания
11

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Дата
планируемая

Дата
фактическая

Семья 4 часа
22
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
23
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
24
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
25
Контрольные задания
Культура поведения 6 часов
26
Поведение в гостях.
27
Поведение в гостях.
28
Подарки
29
Подарки
30
Подарки
31
Подарки
32
Контрольные задания
Жилище. 8 часов
33
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка
квартиры к зиме, лету.
34
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка
квартиры к зиме, лету.
35
Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
36
Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
37
Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка,
полировка, лак и др.).
38
Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкия обивка,
полировка, лак и др.).
39
Животные в доме (кошка, собака, попугай).
40
Контрольные задания
Транспорт. 3 часа
41
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его
службы. Расписание поездов.
42
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость поезда до
разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры
хранения багажа.
43
Контрольные задания
Торговля. 4 часа
44
Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

отделы. Назначение магазинов
45
Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
46
Экскурсия в промтоварный магазин
47
Контрольные задания
Средства связи.4 часа
48
Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их
отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
49
Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их
отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
50
Заполнение бланков
51
Экскурсия на почту
52
Контрольные задания
Медицинская помощь. 5 часов
53
Домашняя аптечка. Термометр.
54
Лекарственные растения.
55
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах,
вывихах, переломах.
56
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах,
вывихах, переломах.
57
Контрольные задания
Учреждения, организации, предприятия. 3 часа
58
Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты
данной местности.
59
Экскурсии на промышленные предприятия или
сельскохозяйственные объекты.
60
Контрольные задания
Экономика домашнего хозяйства. 10 часов
61
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в
нашей жизни.
62
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в
нашей жизни.
63
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи,
пенсия.
64
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи,
пенсия.
13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65
66
67
68

Контрольные задания
Итоговая контрольная работа
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи,
пенсия.
Мелкие расходы.

14

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».