РП География 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 448252)
учебного предмета «География»
для обучающихся 9 коррекционного класса

Рабочую программу составил(а):
Тропынин А.С.,
учитель географии

с.Армизонское 2024 год

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016.
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой. М.:
ВЛАДОС, 2010 г..
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ Армизонская СОШ
5. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская СОШ
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и
гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся с ОВЗ:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природнообщественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их
ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать
географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами
как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство;
гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о
поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В программе в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения
и основных видов деятельности ученика с ОВЗ.
Курс географии имеет межпредметные связи с другими предметами, основывается на преемственности и использовании уже
имеющихся знаний и умений.
- сезонные изменения в природе (природоведение)
- история нашего края (история)
- почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы (естествознание)
- фольклор (музыка)
- быт, национальные блюда (СБО)
В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной

жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Цель: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире. Усвоение
элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии
материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае.
Задачи:
Образовательные
• Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего
края.
• Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
• Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
• Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности.
• Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и
природе, безопасного для человека и окружающей среды;
• Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
• Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
• Формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных
задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты,
взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
• Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно-развивающие:
• Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости.
• Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
• Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Принципы обучения:
• принцип коррекционной направленности в обучении;
• принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
• принцип научности и доступности обучения;
• принцип систематичности и последовательности в обучении;
• принцип наглядности в обучении;

• принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Методыобучения:
• Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
• Наглядные - наблюдение, демонстрация
• Практические – упражнения, работа с контурными картами
• Методы изложения новых знаний
• Методы повторения, закрепления знаний
• Методы применения знаний
• Методы контроля
Занятия проходят в классно урочной форме. Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
• Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
• Комбинированный урок
• Урок-экскурсия
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляю в ходе устных опросов, проведения тестов,
самостоятельных и практических работ. Тексты контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими
особенностями каждого класса. Контроль осуществляю в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые,
самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце четверти проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических
работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по
триместрам и по итогам года.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля;
2. Общая характеристика учебного предмета.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития
обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об
окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве Тюменской области, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания
обучающихся. Построение содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение предмета «География» в 9 классе отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание курса географии существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы: сокращен
объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов и номенклатуры географических названий,
изменена структура построения курсов и т. д. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственноотсталых детей. Обучающиеся учатся анализировать,
сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими
являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на
уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в
связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность
содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой,
изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания,
полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и
«Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают
повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует
более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах,
формирование мотивации к обучению и познанию.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- ценностные ориентации обучающихся с ОВЗ, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей
общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с возможностями;
- готовность
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на
понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
В результате изучения Географии учащиеся должны:
Знать:
предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации;
•
•
•
•
•
•
•

субъекты Российской Федерации; пограничные государства;
особенности географического положения, раз меры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов; основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники;
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

Уметь:
Определять (измерять): географическое положение объектов; разницу в поясном времени территорий;
•
погоду по синоптической карте;

Описывать: географическое положение страны, отдельные регионов и географических объектов, его виды (экономико- географическое,
геополитическое и т. д.);
Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
•
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных
ископаемых;
•
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды образование смога;
•
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
•
как составляют прогноз погоды;
•
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
•
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны.
6. Содержание учебного предмета

Содержание программы учебного курса
Раздел 1. Введение (1 час)
Политическая карта Евразии. Государства Евразии.
Раздел 2. Западная Европа (7 часов)
Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария: географическое положение, природа, экономика. Географическое
положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие
промышленности и сельского хозяйства. Обычаи, культура и традиции страны. Население, культура, обычаи и традиции.
Раздел 3. Южная Европа (4 часа)
Королевство Испания, Португалия, Италия, Греция: географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое
устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Население,
культура, обычаи и традиции.
Раздел 4. Северная Европа (3 часа)
Королевство Норвегия, Королевство Швеция, Финляндия: географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое
устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Население,
культура, обычаи и традиции.
Раздел 5. Восточная Европа (14 часов)
Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия и Черногория, Албания, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия,
Украина, Республика Молдова. Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население.

Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Население, культура, обычаи и
традиции.
Раздел 6. Центральная Азия (5 часов)
Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан.
Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные
ископаемые. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Население, культура, обычаи и традиции.
Раздел 7. Юго-Западная Азия (7 часов)
Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Республика Ирак, Исламская Республика Иран, Афганистан. Географическое положение.
Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие
промышленности и сельского хозяйства. Население, культура, обычаи и традиции.
Раздел 8. Южная Азия (2 часа)
Индия. Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия.
Полезные ископаемые. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Население, культура, обычаи и традиции.
Раздел 9. Восточная Азия (6 часов)
Китай, Монгольская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея, Япония.
Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные
ископаемые. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Население, культура, обычаи и традиции.
Раздел 10 Юго-Восточная Азия (3 часа)
Вьетнам. Таиланд, Лаос, Индонезия. Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население.
Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Население, культура, обычаи и
традиции.
Раздел 11. Россия (5часов)
Границы России. Географическое положение. Российская Федерация – крупнейшее государство Евразии. Столица. Политическое
устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и сельского хозяйства.
Административное деление России. Субъекты РФ (области, округа, республики).
Работа с физической картой России
Раздел 12. Свой край (9 часов)
Географическое положение Тюменской области, история возникновения области. Первые поселенцы. Рельеф и полезные
ископаемые. Пограничные территории. Климатические особенности. Предсказания погоды по местным
Внутренние воды Тюменской области. Почвы. Растительный мир. Охрана растительного мира. Особенности растительного
мира. Эндемики области. Заповедники. Охрана растений. Животный мир нашей местности.

Особенности животного мира. Эндемики. Заповедники. Охрана животных.
Население области. Особенности национального состава. Народные традиции.
Промышленность. Особенности развития промышленности Тюменской области. Перспективы трудоустройства. Сельское
хозяйство. Транспорт. Развитие транспортной системы области.
Раздел 13. Подведение итогов (2 часа)
Обобщение по теме «Государства Евразии». Итоговая контрольная работа.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п

1.

Раздел/Тема урока
Раздел 1. Введение

Кол –
во
часов
1

Западная Европа

7

Южная Европа

4

Северная Европа

3

2.

3.
4.

Основные виды учебной деятельности учащихся.
Беседа
Лекция
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Демонстрация
Практическая работа
Лекция
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа

Восточная Европа

14

Центральная Азия

5

Юго-Западная Азия

7

Южная Азия

2

Восточная Азия

6

Юго-Восточная
Азия

3

Россия

5

Свой край

9

5.

6.

7.

8.

9

10

11

Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Практическая работа
Беседа
Лекция
Практическая работа
Беседа
Лекция
Практическая работа
Беседа
Лекция
Практическая работа
Беседа
Лекция

Итого:

Подведение итогов

Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа

2
68

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Т.М. Лифанова Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2020 г.
Электронные пособия и ресурсы:
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
•
•
•
•

Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.
Приложение к рабочей программе по географии 9 класс
Календарно-тематический план по географии 9 класс

№

Наименование разделов, тем
Введение

Всего часов
1

Дата
планируемая

Дата
фактическая

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Политическая карта Евразии. Государства Евразии.
Западная Европа
Великобритания: географическое положение, природа, экономика.

1
7
1

Великобритания: население, культура, обычаи и традиции.
Франция (Французская Республика) : географическое положение,
природа, экономика.
Франция: население, культура, обычаи и традиции.
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика).
Швейцария (Швейцарская Конфедерация)
Южная Европа
Испания (Королевство Испания)
Португалия (Португальская Республика)
Италия (Итальянская Республика)
Греция (Греческая Республика)
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа
Польша (Республика Польша)
Чехия (Чешская Республика)
Словакия (Словацкая Республика)
Венгрия (Венгерская Республика)
Румыния (Республика Румыния)
Болгария (Республика Болгария)
Сербия. Черногория
Эстония (Эстонская Республика)
Латвия (Латвийская Республика)

1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Литва (Литовская Республика)
Республика Беларусь
Украина
Молдавия (Республика Молдова)
Пр.р.№ 1 «Нанесение на контурную карту государств Европы»

1
1
1
1
1

Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан)
Узбекистан (Республика Узбекистан)
Туркменистан
Киргизия (Кыргызская Республика)
Таджикистан (Республика Таджикистан)
Юго-Западная Азия
Грузия
Азербайджан (Азербайджанская Республика)
Армения (Республика Армения)
Турция (Турецкая Республика)
Ирак (Республика Ирак)
Иран (Исламская Республика Иран)
Афганистан (Исламская Республика Афганистан)
Южная Азия
Индия (Республика Индия): географическое положение, природа,
экономика
Индия: население, культура, обычаи и традиции
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение,
природа, экономика
Китай: население, культура, обычаи и традиции
Монголия
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
1
1
1
1

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

58
59
60
61
62
63
64
65
66

67
68

Республика Корея
Япония
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд)
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам)
Индонезия (Республика Индонезия)
Россия
Границы России
Российская Федерация – крупнейшее государство Евразии
Административное деление России
Столица и крупные города России
Пр.р.№2 «Нанесение на контурную карту государственной границы,
столицы и крупных городов России»
Свой край
Географическое положение Тюменской области, история
возникновения области.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климатические особенности.
Внутренние воды Тюменской области.
Животный и растительный мир Тюменской области.
Охрана природы.
Население Тюменской области.
Хозяйство Тюменской области
Пр.р.№3 «Нанесение на контурную карту Тюменской области,
омывающих морей, сопредельных территорий»
Подведение итогов
Обобщение по теме «Государства Евразии».
Итоговая контрольная работа.
Итого

1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».