МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Обухова О.Ф. Приказ от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 448252) учебного предмета «География» для обучающихся 8 коррекционного класса Рабочую программу составил(а): Тропынин А.С., учитель географии с.Армизонское 2024 год 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016. 2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599. 3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2010 г.. 4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ Армизонская СОШ 5. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская СОШ География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся с ОВЗ: - целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природнообщественных территориальных систем; - комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; - умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; - умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии; - социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие. В программе в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика с ОВЗ. Курс географии имеет межпредметные связи с другими предметами, основывается на преемственности и использовании уже имеющихся знаний и умений. - сезонные изменения в природе (природоведение) - история нашего края (история) - почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы (естествознание) - фольклор (музыка) - быт, национальные блюда (СБО) В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному. Цель: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае. Задачи: Образовательные • Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. • Помочь усвоить правила поведения в природе. Воспитательные: • Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности. • Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; • Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; • Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; • Формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Корреционно-развивающие: • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. • Расширять лексический запас. Развивать связную речь. Принципы обучения: • принцип коррекционной направленности в обучении; • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения; • принцип научности и доступности обучения; • принцип систематичности и последовательности в обучении; • принцип наглядности в обучении; • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Методыобучения: • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой • Наглядные - наблюдение, демонстрация • Практические – упражнения, работа с контурными картами • Методы изложения новых знаний • Методы повторения, закрепления знаний • Методы применения знаний • Методы контроля Занятия проходят в классно урочной форме. Типы уроков: • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) • Комбинированный урок • Урок-экскурсия Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляю в ходе устных опросов, проведения тестов, самостоятельных и практических работ. Тексты контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляю в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце четверти проводится итоговый контроль знаний по изученным темам. Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля; 2. Общая характеристика учебного предмета. География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве Тюменской области, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся. Построение содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета «География» в 8 классе отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Содержание курса географии существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы: сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов и номенклатуры географических названий, изменена структура построения курсов и т. д. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственноотсталых детей. Обучающиеся учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах, формирование мотивации к обучению и познанию. Важнейшие личностные результаты обучения географии: - ценностные ориентации обучающихся с ОВЗ, отражающие их индивидуально-личностные позиции: - готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; - осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с возможностями; - готовность Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств: – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; – умение толерантно определять своё отношение к разным народам; – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. В результате изучения Географии учащиеся должны: Знать: • • • • • • • • предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации; субъекты Российской Федерации; пограничные государства; особенности географического положения, раз меры территории, протяженность морских и сухопутных границ России; границы часовых поясов; основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники; зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; Уметь: Определять (измерять): географическое положение объектов; разницу в поясном времени территорий; • погоду по синоптической карте; Описывать: географическое положение страны, отдельные регионов и географических объектов, его виды (экономико- географическое, геополитическое и т. д.); Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России; • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых; • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды образование смога; • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; • как составляют прогноз погоды; • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны. 6. Содержание учебного предмета Введение Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан. Океаны Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана. Межпредметные связи Сравнение размеров океанов (математика). Вода. Водоросли. Обитатели морей. Африка Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растения тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР — или другие по выбору учителя). Обобщающий урок. Австралия Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Население (коренное и пришлое). Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн. Обобщающий урок. Антарктида Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды. Обобщающий урок. Америка Открытие Америки. Северная Америка. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба. Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц. Южная Америка Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Крупные государства (Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя), их столицы. Обобщающий урок Часть света — Америка. Обозначение на контурной карте: остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская равнина, горы Анды, река Амазонка, озеро Титикака, Магелланов пролив. Нанесение изученных государств и их столиц. Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте). Евразия Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии. Обобщающий урок. Контрольная работа. Межпредметные связи Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание). Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история). 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся № п/п Раздел/Тема урока 1. Введение Кол – во часов 2 2. Океаны 5 Основные виды учебной деятельности учащихся. Беседа Лекция Беседа Африка 7 4. Австралия 11 5. Антарктида 7 Северная Америка 8 Южная Америка 6 3. 6. 7. Лекция Демонстрация Индивидуальный практикум Практическая работа Проектная форма обучения Контрольная работа Демонстрация Практическая работа Лекция Контрольная работа Беседа Лекция Демонстрация Индивидуальный практикум Практическая работа Беседа Лекция Демонстрация Индивидуальный практикум Практическая работа Проектная форма обучения Контрольная работа Беседа Лекция Демонстрация Индивидуальный практикум Практическая работа Проектная форма обучения Контрольная работа Беседа Лекция Демонстрация Индивидуальный практикум Евразия 20 Повторение 2 8. 9 Итого: Практическая работа Проектная форма обучения Контрольная работа Беседа Лекция Практическая работа Беседа Лекция Практическая работа 68 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2020 г. Электронные пособия и ресурсы: http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование» http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал» http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование» http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА» http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал. http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников. • • • • Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска. Приложение к рабочей программе по географии 8 класс Календарно-тематический план по географии 8 класс №п/п Тема урока Дата План Факт ВВЕДЕНИЕ. (2 ч) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан. ОКЕАНЫ. (5 ч) Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Пр № 1. «Обозначение океанов на контурной карте». Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана. Пр № 2. «Составление схемы хозяйственного использования океанов». АФРИКА. (7 ч) Африка. Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Пр № 3. «Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств». Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растения и животные тропических лесов, саванн, пустынь. Пр № 4. «Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных». Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы Урок- повторение по теме: «Африка». АВСТРАЛИЯ. (11 ч) Австралия. Географическое положение, очертания берегов, острова. Пр № 5 «Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра» Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Растительный и животный мир. Пр. № 6 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте)» Охрана природы. Население (коренное и пришлое). Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн. Океания. Остров Новая Гвинея АНТАРКТИДА. (7 ч) Антарктида. Географическое положение, очертание берегов. Пр. № 7 «Обозначение на контурной карте изучаемого материка» Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат, растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. (8 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34. Открытие Америки. Северная Америка. Пр. № 8 «Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер». Географическое положение, очертания берегов. 35. Острова и полуострова. 1 36. Природные условия, рельеф, климат, реки и озёра Северной Америки. 1 33. 1 37. 38. 39. 40. Растительный и животный мир материка. Населения и государства Северной Америки. Государство США, Канада, Мексика, Куба. Урок-повторение по теме: «Северная Америка». 41. 42. Южная Америка. Географическое положение, очертания берегов. Пр. № 9 «Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива». Природные условия, рельеф, климат, реки и озёра. Растительный и животный мир тропических лесов, пустынь, саванн и горных районов Южной Америки. Население (коренное и пришлое) Южной Америки. Крупные государства, их столицы. Материк-Америка. ЕВРАЗИЯ (20 ч) 1 1 Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Очертания берегов Европы и Азии. Крупнейшие острова и полуострова. Разнообразие рельефа, природные условия и полезные ископаемые Европы и Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный и животный мир Европы и Азии. Пр. № 10 «Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте)» Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии. Острова, полуострова, разные формы рельефа Евразии Части света: Европа и Азия. Контрольная работа за год Евразия-материк, на котором мы живем. Обобщающий урок-игра «Брейн-ринг». 1 1 1 1 1 1 1 1