РП География 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
Обухова О.Ф.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 448252)
учебного предмета «География»
для обучающихся 7 коррекционного класса

Рабочую программу составил(а):
Тропынин А.С.,
учитель географии

с.Армизонское 2024 год

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016.
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой. М.:
ВЛАДОС, 2010 г..
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ Армизонская СОШ
5. Положения о рабочей программе педагогического работника МАОУ Армизонская СОШ
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и
гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся с ОВЗ:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природнообщественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления
с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать
географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами
как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство;
гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании
межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В программе в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения
и основных видов деятельности ученика с ОВЗ.
Курс географии имеет межпредметные связи с другими предметами, основывается на преемственности и использовании уже имеющихся
знаний и умений.
- сезонные изменения в природе (природоведение)
- история нашего края (история)
- почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы (естествознание)
- фольклор (музыка)
- быт, национальные блюда (СБО)
В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной
жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Цель: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире. Усвоение

элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков
и океанов. Расширение географических представлений о родном крае.
Задачи:
Образовательные
• Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
• Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
• Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
• Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности.
• Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе,
безопасного для человека и окружающей среды;
• Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
• Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
• Формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач,
планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты,
взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
• Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно-развивающие:
• Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости.
• Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
• Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Принципы обучения:
• принцип коррекционной направленности в обучении;
• принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
• принцип научности и доступности обучения;
• принцип систематичности и последовательности в обучении;
• принцип наглядности в обучении;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Методыобучения:
• Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
• Наглядные - наблюдение, демонстрация
• Практические – упражнения, работа с контурными картами

• Методы изложения новых знаний
• Методы повторения, закрепления знаний
• Методы применения знаний
• Методы контроля
Занятия проходят в классно урочной форме. Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
• Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
• Комбинированный урок
• Урок-экскурсия
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляю в ходе устных опросов, проведения тестов, самостоятельных
и практических работ. Тексты контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого
класса. Контроль осуществляю в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15
минут на уроке. В конце четверти проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических
работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по
триместрам и по итогам года.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля;
2. Общая характеристика учебного предмета.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся
со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире,
позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве Тюменской области, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания
обучающихся. Построение содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных
и метапредметных связей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение предмета «География» в 7 классе отводится 68 часов в год из расчета 2 ч в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание курса географии существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы: сокращен объем
получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов и номенклатуры географических названий, изменена
возможностями для
структура построения курсов и т. д. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
развития и
коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей. Обучающиеся учатся анализировать, сравнивать
изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и
учащихся. Систематическая словарная работа на уроках
географическая карта, учит абстрагироваться, развивает
воображение
географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание
мира предполагает изучение
системы
взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность
содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком,
чтением,
математикой,
а
также
изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и
другими предметами,
предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления
с
предметами
и явлениями
окружающей
действительности» и
«Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика
преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и
расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений.

-

-

5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах, формирование
мотивации к обучению и познанию.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации обучающихся с ОВЗ, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с возможностями;
- готовность
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на
понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
В результате изучения Географии учащиеся должны:
Знать:

•
•
•
•
•
•
•
•

предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации;
субъекты Российской Федерации; пограничные государства;
особенности географического положения, раз меры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов; основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники;
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

Уметь:
Определять (измерять): географическое положение объектов; разницу в поясном времени территорий;
•
погоду по синоптической карте;
Описывать: географическое положение страны, отдельные регионов и географических объектов, его виды (экономико- географическое,
геополитическое и т. д.);
Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
•
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых;
•
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды образование смога;
•
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
•
как составляют прогноз погоды;
•
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
•
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
•
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны.

6. Содержание учебного предмета
География России 7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов
экономической и социальной географии своей страны рассматриваться в тесной взаимосвязи. Природа изучается как среда обитания и
жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. При изучении географии России акцентируется
внимание на культурные и этнографические особенности населения. Много внимания уделено экологическим проблемам.
На изучение «Географии России» в содержании учебного материала выделены два ос- новных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
II. Природные зоны России
Карта России
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие
рельефа. Острова и полуострова России.
Административное деление России.
Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.
Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.
Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.
Промышленность, ее отрасли.
Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.
Карта природных зон России.
Природные зоны России
Разнообразие природных условий в России
Природные зоны, закономерности их размещения на территории России
Карта природных зон России
Зона арктических пустынь
Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы.
Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Тундра
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры.
Особенности природы. Растения тундры. Животный мир тундры.

Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона
Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы.
Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные
леса. Смешанные леса.
Лиственные леса.
Животный мир лесной зоны. Пушные звери.
Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков,
Калининград. Западная Сибирь.
Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Обобщающий урок по лесной зоне.
Степи
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.
Растительный мир степей. Животные степей.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.
Охрана природы зоны степей.
Полупустыни и пустыни
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы.
Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные
занятия населения.
Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).
Субтропики
Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.
Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.). Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий
угольный бассейн.
Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы. Обобщающий урок по географии России.
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п

Раздел/Тема урока

Кол –

Основные виды учебной деятельности учащихся.

во
часов
1.

Особенности
природы и
хозяйства России
Природные зоны

11 ч.

Беседа
Лекция

2 ч.

Зона
арктических
пустынь

5 ч.

Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Демонстрация
Практическая работа
Лекция

2.

3.

4.

Зона тундры

8 ч.

Лесная зона

18 ч.

Степи

8 ч.

Полупустыни
и пустыни

6 ч.

Субтропики

2 ч.

Высотная
поясность в горах

6ч

5.

6.

7.

8.

9

Контрольная работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Практическая работа
Беседа
Лекция
Демонстрация

Повторение

10
Итого:

2 ч.
68 ч.

Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Беседа
Лекция

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2020 г.
Электронные пособия и ресурсы:
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
•
•
•
•

Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.

Приложение к рабочей программе по географии 7 класс
Календарно – тематический план по географии 7 класс
№ П/П

Тема урока

Особенности природы и хозяйства России
1
Географическое положение России на карте мира. П.работа
1.Работа с физической картой полушарий.
2
Европейская и Азиатская части России.
3
Административное деление России.
4
Разнообразие рельефа. П. работа 2. Нанести на к.карту
острова и полуострова России.
5
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
П.работа 3.Зарисовка условных знаков полезных
ископаемых.
Климат России.
6
7
Водные ресурсы России, их использование.
П.работа 4. Нанести на к\к крупные реки России.
8
Население России Народы России.
9
Промышленность- основа хозяйства, её отрасли.
10
Сельское хозяйство, его отрасли.
11
Транспорт. Уровни экономического развития Европейской и
Азиатской частей России.
Природные зоны России. Вводное занятие
12
Размещение природных зон на территории России.
13
Карта природных зон России. П. работа 5. Работа с
картой природных зон.
Природные зоны. Зона арктических пустынь
14
Зона арктических пустынь. Положение на карте. П.работа 6.
Нанести на к\к границы зоны арктических пустынь.

Количество часов

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

Дата
планируемая

Дата
фактическая

15
16

Климат. Особенности природы.
Растительный и животный мир.
П.работа 7. Зарисовать животных и растения
арктических пустынь.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.

17
18
Зона тундры
19
Зона тундры. Положение на карте. Рельеф.
Полезные ископаемые. П.работа 8. Нанести на к\к
границы зоны тундры.
20
Климат. Водоёмы тундры.
21
Растительный мир. П.работа 9. Зарисовать растения
тундры.
Животный мир. П.работа
22
10. Зарисовать животных тундры.
23
Хозяйство. Население и его основные занятия.
24
Города: Мурманск, Архангельск.
25
Города: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.
26
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона
27
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
П.работа 11. Нанести на к\к границы лесной зоны.
28
Климат. Особенности природы.
Реки, озёра, каналы.
29
30
Растительный мир. Хвойные леса (Тайга).
31
Смешанные леса и лиственные леса.
Смешанные леса и лиственные леса.
32
П.работа 12. Зарисовать растения лесной зоны.
33
Животный мир лесной зоны. П.работа 13.
Зарисовать животное лесной зоны.
Пушные звери.
34

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42

43
44
Степи
45

Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной
России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо – Западной
России.
Города: Санкт _ Петербург, Архангельск, Новгород, Псков,
Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
П.Работа.14. Обозначение на к.к. экономических районов
России.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила
поведения в лесу.
Обобщающий урок по теме: «Лесная зона».

Степи. Положение на карте. Поверхность и полезные
ископаемые. Климат. Реки. П.работа
15. Нанести на к\к границы степной зоны.
46
Растительный мир степей. П.работа 16. Зарисовать
растения степной зоны.
Животный мир степей.
47
П.работа 17. Зарисовать растения степной зоны.
48
Хозяйство. Население и его основные занятия.
49
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск.
50
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.
51
Города степной зоны: Ростов – на –Дону, Ставрополь,
Краснодар.
52
Охрана природы зоны степей.
Полупустыни и пустыни

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

53

54
55
56

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.
П.работа
18. Нанести на к\к границы пустынь и полупустынь.
Климат. Реки.
Растительный мир и его охрана.
Животный мир. Охрана животных. П. работа 19. Зарисовать
растения и животные степной зоны.
Хозяйство. Основные занятия населения.
Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

57
58
Субтропики
59
Субтропики. Положение на карте. Поверхность. Климат. П.
работа 20.
Нанести на к\к границы субтропиков.
60
Курортное хозяйство. Население, занятия населения.
Города – курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах
61
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны).
Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. П. работа 21.
Нанести на к\к горные системы России.
62
Особенности природы хозяйства Северного Кавказа.
63
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала.
64
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство.
Население и его основные занятия.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство Население. Города.
65
66
Восточная Сибирь. Охрана природы.
Повторение
67
Повторение. Россия на карте мира.
68
Повторение. Природные зоны России.

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».